Файл: Dokument_Microsoft_Office_Word_6 (1).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2019

Просмотров: 378

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1)политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.д.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие политической системы показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это – механизм организации и функционирования политической власти.

Политическая система взаимодействует с другими сферами жизни общества: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной, образующими ее окружение, с общественными ресурсами, с ее природным окружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим окружением.

Механизм взаимодействия политической системы с окружающей средой представляет собой замкнутый цикл, включающий несколько этапов. 

Окружающая среда (внутренняя и внешняя) 


Требование, поддержка

»

вход

»

Политическая система

»

выход

»

Политические решения, действия

В центре схемы изображена политическая система (П.с), находящаяся внутри общественной (международной) системы, которая является для нее окружающей средой (внутренней и внешней).

1) На «вход» П.с. поступают импульсы окружающей среды (сигналы из общества) в виде: а) требований т. е. информации, выражающей политические, экономические, социальные, духовные интересы и ожидания граждан; Требования бывают:

- распределительные (о заработной плате, о рабочем времени, об условиях получения образования, о медицинских услугах и др.);

- регулировочные (о предоставлении политической информации, об использовании политической силы и др.).

Сами по себе требования неизбежны и нужны для работы политической системы, однако в целом они ослабляют её.

б) поддержки, т. е. конкретных действий, заявлений или молчаливого одобрения деятельности политической системы. Она проявляется в формах:

- исправной уплаты налогов;

- выполнения воинского долга;

- уважения властных структур;

- преданности политическому руководству;

- проведения демонстраций в поддержку режима;

- патриотизма в разных его проявлениях и др.

Поддержка обеспечивает социальное согласие, относительную стабильность властных органов, в целом – усиливаетполитическую систему.

Поддерживать можно:

- политический режим – совокупность устойчивых ожиданий общества (свобода, собственность, плюрализм и др.);

- власть – все формальные и неформальные политические институты (харизматических вождей с властными функциями и др.);

- политическое сообщество – группу лиц, выполняющих политическую работу.


2) Импульсы, поступающие из окружающей среды, П.с. перерабатывает. Она их поддерживает, подавляет, отрицает, либо относится к ним нейтрально и, в результате, на «выходе», в качестве реакции, вырабатывает политические решения и политические действия. Таким образом, политический процесс можно рассматривать как процесс перевода релевантной (соответствующей) информации с «входа» на «выход».

3) Через механизм обратной связи, являющийся важнейшим элементом адаптационного (приспособленческого) механизма, властные решения и действия, воздействуя на окружающую среду, вызывают к жизни новые импульсы — требования или поддержку, которые опять поступают на вход П.с. Далее цикл повторяется на новом уровне, в новых условиях. 

Данная модель позволяет выявить оптимальные условия существования системы и составить типологию политических систем, выделить особенности функционирования конкретной политической системы
Стабильность политической системы означает ее равновесие, баланс на «входе» и на «выходе», т. е. соответствие политических решений и действий требованиям окружающей среды (общества, международной системы), которые получают поддержку.

Нарушение данного баланса в виде «недогрузки», то есть недостаточного реагирования на требования, или «перегрузки» — чрезмерного, избыточного реагирования на запросы среды, порождает нестабильность политической системы, нарушение устойчивости, равновесия.

Это опасное состояние, оно может привести к системному кризису, нарушению равновесия, возникновению острой нестабильности или даже к разрушению системы. Так что стабильность политической системы зависит от характера взаимодействия ее с окружающей средой.

2) Структура политической системы состоит из институциональной, нормативной, функциональной и коммуникативной подсистем.  
Институциональная подсистема – это государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, организации, церковь, средства массовой информации.

Нормативная подсистема включает в себя нормы права, политические традиции, политическую мораль и этику. 
Функциональная подсистема – это формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти (политический режим). 
Коммуникативную систему представляют: политическая культура, политическое сознание (идеология и политическая психология), политические отношения. 

Прежде всего политическая система осуществляет верховную власть, решения которой обязательны для всего общества.
 
Понятие власти – это основная характеристика политической системы в отличие, например, от экономической системы, для которой главное – это понятие собственности.
 

Основными функциями политической системы являются следующие:
1. Определение целей и задач общества, выработка программ деятельности в соответствии с интересами граждан страны.
2. Мобилизация ресурсов и организация деятельности общества для осуществления его целей и задач.
3. Укрепление единства общества.
4. Распределение ценностей в соответствии с интересами всего общества и отдельных социальных групп, наций, каждого человека.
5. Урегулирование конфликтов.

Кроме того, политические системы выполняют два базовых набора функций – функции «ввода» и функции «вывода». К
 функциям «ввода» относятся:
1. Политическая социализация и привлечение к участию
2. Артикуляция интересов, т.е. наличие групп интересов как связующего звена между гражданами и государством
3. Агрегирование интересов, т.е. превращение требований в альтернативы государственной политики
4. Политическая коммуникация

Функции «вывода»:
1. Разработка норм-законов
2. Применение норм
3. Контроль за соблюдением норм




3) Теологическая теория происхождения государства

Теологическая теория происхождения государства получила распространение в средневековье в трудах Ф. Аквинского; в современных условиях се развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен, Д. Мерсье и др.).

По мнению представителей данной доктрины, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

Основоположники этой теории, выражая широко распространенное ранее религиозное сознание, утверждали, что государство создано и существует по воле Бога. В связи с этим церковная власть имеет приоритет над светской властью. Именно поэтому вступление всякого монарха на престол должно быть освящено церковью. Это действие придает светской власти особую силу и авторитет, превращает монарха в представителя Бога на земле. Данная теория широко использовалась для обоснования и оправдания неограниченной монархии, а также пропаганды смирения подданных перед государственной властью.

Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям.

Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально- экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.

Патриархальная теория происхождения государства

К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля, Р. Филмера, Н. К. Михайловского и др.

Они исходят из того, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей и приводит в конечном счете к образованию государства.

Государство — это результат исторического развития семьи (разросшаяся семья). Глава государства (монарх) является отцом (патриархом) по отношению к своим подданным, которые должны относиться к нему с почтением и слушаться неукоснительно.


Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает как неограниченная. Поскольку признается изначально божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. В свою очередь, глава государства и старшие дети должны (как это принято в семье) заботиться о младших.

Как и в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смешается подданными, ибо последние — его дети.

Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, «родственности» всех в единой стране. В современных условиях эта теория получила отражение в идее государственного патернализма (забота государства о больных, инвалидах, престарелых, многодетных и т. д.).

Вместе с тем представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела, экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются соответственно с категориями «государь», «подданные». К тому же, по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Договорная теория происхождения государства

Договорная теория происхождения государства была разработана в XVII-XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищева и др.

По мнению представителей договорной теории, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство — не проявление божественной воли, а продукт человеческого разума. До создания государства был «золотой век человечества» (Ж. Ж. Руссо), завершившийся появлением частной собственности, расслоившей общество на бедных и богатых, приведшей к «войне всех против всех» (Т. Гоббс).

Согласно этой теории единственным источником государственной власти является народ, а все государственные служащие, как слуги общества, обязаны отчитываться перед ним за использование властных полномочий. Права и свободы каждого человека не являются «подарком» государства. Они возникают в момент рождения и в равной степени у каждого человека. Поэтому все люди от природы равны.

Государство — это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, а следовательно, и ответственность за невыполнение последних.


Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т. п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т. д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и проч., в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью — расторгнуть договор с ними даже путем свержения.

С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на восстание против власти негодного правителя и его свержение.

С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и др.) факторов и преувеличение в этом процессе факторов субъективных.

Теория насилия

Теория насилия получила распространение в XIX в. и в наиболее завершенном виде была представлена в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.

Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями необходим аппарат принуждения, которым и стало государство.

По мнению представителей данной доктрины, государство — «естественно» (т. е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. Насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов.

Следовательно, государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, дрсв- негерманского, древневенгерского).

С другой стороны, важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. К тому же военно-политиче- скис факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим.