ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2019
Просмотров: 308
Скачиваний: 1
Символизм —
направление в литературе и искусстве,
которое впервые появилось во Франции в
последней четверти XIX
века и
к концу века распространилось в
большинстве стран Европы.
проникнутое
индивидуализмом и мистицизмом и
отражающее действительность как
идеальную сущность мира в условных и
отвлеченных формах.
Родоначальником, основателем, «отцом»
символизма считают французского писателя
Ш. Бодлера
Для
поэтики символизма характерны:
-
передача тончайших движений души;
-
максимальное использование звуковых и ритмических средств поэзии;
-
изысканная образность, музыкальность и лёгкость слога;
-
поэтика намёка и иносказания;
-
знаковое наполнение обыденных слов;
-
отношение к слову, как к шифру некой духовной тайнописи;
-
недосказанность, утаённость смысла;
-
стремление создать картину идеального мира;
-
эстетизация смерти как бытийного начала;
-
элитарность, ориентация на читателя-соавтора, творца.
В основе мировосприятия художников-символистов лежит представление о непознаваемости мира и его закономерностей. Единственным «орудием» познания мира они считали духовный опыт человека и творческую интуицию художника.
Символизм первый выдвинул идею создания искусства, свободного от задачи изображать реальность. Символисты утверждали, что цель искусства — не в изображении реального мира, который они считали вторичным, а в передаче «высшей реальности». Достичь этого они намеревались с помощью символа.
Символистов принято делить на две группы, или течения:
1) «старшие» символисты (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуби другие), дебютировавшие в 1890-е годы;
2) «младшие» символисты, которые начали свою творческую деятельность в 1900-е годы и существенно обновили облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и другие)
Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности. Акмеисты не имели детально разработанной философско-эстетической программы. в качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд на вещи. часты у акмеистов обращения к мифологическим сюжетам и образам. По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба.
Основные принципы акмеизма:
— освобождение
поэзии от символистских призывов
к идеальному, возвращение ей ясности;
—
отказ от мистической туманности,
принятие земного мира в его многообразии,
зримой конкретности, звучности,
красочности;
— стремление придать
слову определенное, точное значение;
—
предметность и четкость образов,
отточенность деталей;
— обращение
к человеку, к «подлинности» его
чувств;
— поэтизация мира первозданных
эмоций, первобытно-биологического
природного начала;
— перекличка
с минувшими литературными эпохами,
широчайшие эстетические ассоциации,
«тоска по мировой культуре».
Поэты-акмеисты
Гумилев НиколайГородецкий Сергей
Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо МаринеттиЭто течение претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением.
Основные признаки футуризма:
— бунтарство,
анархичность мировоззрения, выражение
массовых настроений толпы;
— отрицание
культурных традиций, попытка создать
искусство, устремленное в будущее;
—
бунт против привычных норм стихотворной
речи, экспериментаторство в области
ритмики, рифмы, ориентация на произносимый
стих, лозунг, плакат;
— поиски
раскрепощенного «самовитого» слова,
эксперименты по созданию «заумного»
языка;
— культ техники, индустриальных
городов;
— пафос эпатажа.
Поэты-футуристы:
Главный герой Булгакова – человек без имени. Он отрекается от него дваж-ды: сначала, приняв прозвище Мастера, которым его нарекла Маргарита, и по-том, оказавшись в клинике профессора Стравинского, где пребывает как «но-мер сто восемнадцатый из первого корпуса».Для настоящего писателя самое страшное - не иметь возможности писать про то, о чем думаешь, свободно высказывать свои мысли. Такая проблема затронула и одного из главных героев романа - Мастера. Мастер резко отличается от других писателей Москвы. Все чины МАССОЛИТа, одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, пишут на заказ. Главное для них - это материальные блага. В образ героя автор вложил свое понимание писателя и его жизнен-ного предназначения. Для Мастера, как и для Булгакова, писательство – это не способ получить государственную дачу, а смысл всей жизни. Мастер не считает себя писателем. Он ставит себя выше МАССОЛИТов-ских поэтов, писавших то, во что они даже не верили. Мастер пишет роман о Понтии Пилате, в то время как одной из характерных черт 30-х годов является отрицание существования Бога. Роман о Понтии Пилате - труд жизни Мастера. Он вложил всю свою душу в написание этого романа.
Трагедия Мастера заключается в том, что он пытался найти признание в обществе лицемеров и трусов. Жизнь этого человека, как и его характер, сложна и необычна. Мастер, который создает свой великий роман в условиях, где оценить его по заслугам не могут и не хотят, как не могут оценить и роман самого Булгакова.
Его желанием было создать произведение, которым бы восхищались. Он хотел заслуженной славы, признания. Его не интересовали деньги, которые можно получить за книгу, если она будет пользоваться популярностью. Он писал, искренне веря в то, что создает, не задаваясь целью получить материальную выгоду. Причин, по которым роман не был оценен должным образом, было несколько. Во-первых, это зависть, которая появилась у бездарных критиков и писателей. Они поняли, что их работы ничтожны в сравнении с романом Мастера. Им не нужен был конкурент, который бы показал, что есть истинное искусство. Во-вторых, это тема романа, являющаяся запретной. Она могла бы повлиять на взгляды в обществе, изменить отношение к религии. Малейший намек на что-то новое, на что-то выходящее за рамки цензуры, подлежит уничтожению.
Внезапный крах всех надежд, конечно, не мог не повлиять на душевное состояние Мастера. Его потрясло неожиданное пренебрежение и даже презрение, с какими отнеслись к главному труду всей жизни писателя. Это было трагедией для человека, осознавшего, что его цель и мечта неосуществимы. Но Булгаков приводит простую истину, которая заключается в том, что истинное искусство нельзя уничтожить. Пусть даже спустя годы, но оно все равно найдет свое место в истории, своих ценителей. Время стирает только бездарное и пустое, не заслуживающее к себе внимания.
Образ
Маргариты,
возлюбленной и музы Мастера, занимает
важное место в романе М. Булгакова
«Мастер и Маргарита». С этой героиней
связана в произведении тема истинной
любви, творчества, свободы. Большую роль
этот персонаж играет и в развитии сюжета
произведения. Всю
свою жизнь до встречи с Мастером Маргарита
была несчастна. И это несмотря на то,
что внешне ее жизнь была вполне
благополучной, многие завидовали
героине. У Маргариты был любящий муж -
прекрасный человек, занимающий высокий
пост и способный полностью обеспечить
свою жену. Материально героиня ни в чем
не нуждалась. Но ей не хватало любви,
тепла, смысла, ради которого стоило бы
жить.
Мне
кажется, эта женщина чувствовала, что
ей уготована другая судьба – судьба
музы и вдохновительницы. Встреча
Маргариты с Мастером носила какой-то
мистический характер. Они повстречались
в безлюдном переулке и сразу же поняли,
что любят друг другаМаргарита стала
для героя музой. Именно она, прочитав
первые страницы его романа, нарекла
своего возлюбленного мастером. Благодаря
ей он написал великолепный роман, имеющий
огромную художественную ценность. Это
красивая Москвичка, возлюбленная
Мастера. С помощью Маргариты Булгаков
показал нам идеальный образ жены
гения.
Способность
идти в своих чувствах, страсти до конца,
до самой последней грани, делает Маргариту
большим, чем являются обычные люди. Она
словно превращается в древнюю богиню,
которая одновременно была и богиней
любви, и богиней разрушения. Словно
яростный, сметающий все на своем пути
вихрь, она обрушивается на квартиру
критика Латунского, который был одним
из инициаторов травли мастера.
в
романе есть и еще одна важная мысль,
неразрывно связанная с данной. Она
состоит в том, что воздаяние не происходит
только из-за того, что человек что-либо
просит. Напротив. Просить для исполнения
желания – недостаточно. Ты должен хотеть
это всем своим существом, должен быть
готов пожертвовать ради этого всем –
даже жизнью. лавная идея, воплотившаяся
в образе Маргариты (как и мастера) – это
идея прощения и милосердия. Маргарита
громит квартиру Латунского, но отвергает
предложение Воланда уничтожить критика.
Первая ступень истины, по Булгакову, –
справедливость, высшая – милосердие.
Милосердие для Булгакова выше отмщения.
Примечательно также то, что роман
заканчивается словами прощения, –
человеку, неподвижно сидящему две тысячи
лет в каменном кресле. Начатый с мечты
о мщении, возмездии, роман Мастера (и
самого Булгакова), венчался именно
центральной христианской идеей – идеей
прощения. И этой идее подчинен и образ
Маргариты. Любовь выше мщения, любовь
способна творить чудеса, только она
способна созидать.
Воланд
– это дьявол, сатана, «князь тьмы», «дух
зла и повелитель теней»Одним
из виртуозных воплощений философской
идеи автора «Мастера и Маргариты»
является Воланд.
Его образу в романе принадлежит особая
роль. С одной стороны, он — представление
фантастического элемента, который уже
традиционно использует писатель, с
другой — Воланда во многом можно назвать
выразителем идеи романа.
Воланд
появляется в первой же главе «Мастера
и Маргариты» и уходит в вечность вместе
с остальными героями в конце книги. Это
единственный герой, неподвластный
чужому суду, решению, возмездию или
разоблачению. в самом романе нет ни
одного случая, где бы Воланд потерпел
поражение.
Автор
отдает этому герою достаточно широкие
полномочия: на протяжении всего романа
он судит, вершит судьбы, решает — жизнь
или смерть... Воланд стоит во главе силы,
осуществляющей мотив возмездия —
суда. Основная
же
«деятельность»
Воланда, видимо, — уравнове-шиванье сил
добра и зла, осуществление справедливости.
персонаж
вызывает двоякие чувства и даже симпатию,
поскольку высмеивает и наказывает
человеческие пороки, такие как жадность,
меркантильность, ложь. Воланд является
неким мечом правосудия, персонажем,
который призван уравновешивать силы
добра и зла.
Воланд, а значит, отчасти сам автор,
понимает справедливость не только как
милосердие, а как воздаяние по принципу
«каждому по вере». Воланд
стремится дать людям знание о том, что
такое добро и зло. Он приходит для того,
чтобы восстановить справедливость —
роман Мастера восстает из пепла, он
награжден покоем и остается вместе с
Маргаритой, Пилат получает возможность
по воле Мастера поговорить с Иешуа и
удостовериться в том, что казни не было.
Миссия выполнена.
Воланд проверяет москвичей на человечность
и прочность, отмечая, что человечество
не изменилось, так же алчно, иногда
милосердно. Так Булгаков показывает,
что советские вожди тщетно пытались в
корне изменить человечество.
В
романе есть эпизоды, где Воланд предстает
в ином, одомашненном облике, что указывает
на то, насколько тяжело ему нести груз
человеческих грехов и собственного
бессмертия. Он обречен на вечную пустоту
и мрак. Воланд помогает Мастеру, поскольку
уверен в правдивости написанного в
рукописи и считает, что талантливые
произведения бессмертны. Сатана в
обличье Воланда не может изменить мир,
но помочь отдельно взятому персонажу
в его силах. На его примере в романе
показывается неразделимость добра и
зла и необходимость сосуществования
обоих составляющих в мире.
Иешуа Га-Ноцри, — «нищий из Эн-Сарида», бродячий философ, человек лет двадцати семи, сын неизвестных родителей. Образ героя полемически соотнесен с образом евангельского Иисуса: Иешуа Га-Ноцри пришел в этот мир в начале христианской эры, проповедуя свое учение о добре. Однако его современники не смогли понять и принять эту истину. Иешуа приговорили к позорной смертной казни — распятию на столбе. С точки зрения религиозных деятелей, образ этого человека не вписывается ни в какие христианские каноны. Более того, сам роман был признан «евангелием от сатаны». Однако булгаковский персонаж — образ, включающий в себя религиозные, исторические, этические, философские, психологические и другие черты. Именно поэтому он так сложен для анализа. Безусловно, Булгаков, Иешуа в произведении, в первую очередь, является человеком, который сумел в самом себе найти психологическую и нравственную опору и быть ей верным до конца своей жизни. Обращая внимание на внешний вид своего героя, он показывает читателям, что красота духовная, куда выше внешней привлекательности: Несмотря на то что в романе особое внимание уделяется человеческим качествам главного героя, не забывается и о его божественном происхождении. В конце произведения именно Иешуа олицетворяет ту высшую силу, которая указывает Воланду наградить мастера покоем. Вместе с тем автор не воспринимал своего персонажа прообразом Христа. Иешуа сосредотачивает в себе образ нравственного закона, который вступает в трагическое противоборство с юридическим правом. Главный герой пришел в этот мир именно с нравственной истиной — любой человек добр. Это выступает истиной всего романа. И.с помощью нее Булгаков стремится еще раз доказать людям, что Бог существует. Главная сила Иешуа прежде всего в открытости людям. Его первое появление в романе происходит так: "Человек со связанными руками несколько подался вперед и начал говорить: "Добрый человек! Поверь мне..." Замкнутый человек, интроверт, всегда инстинктивно удаляется от собеседника, а Иешуа - экстраверт, открыт навстречу людям. "Открытость" и "замкнутость" вот, по Булгакову, полюсы добра и зла.
Литература "потерянного поколения"
Литература "потерянного поколения" сложилась в европейских и американской литературах в течение десятилетия после окончания первой мировой войны. В литературе определилось потерянное поколение, названное так с легкой руки Хемингуэя, поставившего эпиграфом к своему первому роману "Фиеста. И восходит солнце" (1926) слова жившей в Париже американки Гертруды Стайн "Все вы - потерянное поколение". Сказанные в одном конкретном случае, безотносительно к искусству, эти слова оказались точным определением общего ощущения утраты и тоски, которые принесли с собой авторы названных книг, прошедшие через войну. В их романах и повестях было столько отчаяния и боли, что их определяли как скорбный плач по убитым на войне, даже если герои книг и спаслись от пуль. Герои книг писателей "потерянного поколения", как правило, совсем юные, можно сказать, со школьной скамьи и принадлежат к интеллигенции. Для них путь Барбюса и его "ясность" представляются недостижимыми. Они - индивидуалисты и надеются, как герои Хемингуэя, лишь на себя, на свою волю, а если и способны на решительный общественный поступок, то сепаратно заключая "договор с войной" и дезертируя (лейтенант Генри)
литературу “потерянного поколения”, возникшую в двадцатые годы, создавало творчество также разных писателей - таких, как Хемингуэй, Дос-Пассос, Олдингтон, Ремарк.
Общественно-политические истоки литературы «потерянного поколения» определить нетрудно – кровавая империалистическая война, обратившая в прах многие идеалы и иллюзии, породившая глубочайшее разочарование чувство потерянности, одиночества, обреченности.
Писателей потерянного поколения отличают:
• Скепсис в отношении прогресса, пессимизм,
• Изображение войны с позиций натурализма сочетается с включением полученного опыта в русло человеческих переживаний. Война предстает либо как данность, изобилующая отталкивающими подробностями, либо как назойливое воспоминание, бередящее психику, мешающее переходу к мирной жизни
• Мучительное осмысление одиночества
• Идеал – в разочаровании, иллюзия «соловьиной песни сквозь дикий голос катастроф» иными словами - «победа – в поражении»).
• Живописность стиля.
• Герои произведений - индивидуалисты, которым не чужды высшие ценности (искренняя любовь, преданная дружба). Переживания героев - горечь осознания собственной «выбитости», которая, однако, не означает выбора в пользу иных идеологий. Герои аполитичны: «участию в общественной борьбе предпочитают уход в сферу иллюзий, личных переживаний» (А. С.Мулярчик).
К концу десятилетия (1920-е гг.) основная мысль произведения потерянных заключалась в том, что человек постоянно находится в состоянии военных действий с враждебно-равнодушным к нему миром, главные атрибуты которого — армия, бюрократия. Эти писатели показывали как изменяется психология, отношение человека к своей жизни.