Файл: Психологические особенности поведения старших школьников в конфликтных ситуациях (Психологические особенности подросткового возраста).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 340
Скачиваний: 8
Далее исследовались стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях по методике К. Томаса. Результаты представлены в таблице №2 приложения 1 и диаграммах № 3,4.
Диаграмма 3
Выраженность стратегий поведения в конфликтных ситуациях у подростков по методике К. Томаса.
Наиболее представлены две противоположные стратегии – соперничество и сотрудничество. Соперничество (конкуренция) - стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Наличие противоположных тенденций в поведении говорит о том, что подростки, скорее всего, не владеют адекватными способами поведения и не умеют выражать собственные чувства, что и приводит к возникновению конфликтов, а глубокого отрицательного отношения к окружающему миру у них нет.
Таким образом, можно сделать вывод, что у подростков наблюдается неустойчивое поведение, они часто мечутся, то есть поведение в подростковом возрасте неоднозначное.
Представляется интересным рассмотрение типологии типов поведения в конфликтных ситуациях (см. диаграмму 4).
Диаграмма 4
Представленность подростков с различными типами поведения в конфликте по методике К. Томаса.
Представленная диаграмма свидетельствует о том, что 27% подростков предпочитают стратегию соперничества.
Они стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Около 23% готовы к сотрудничеству, то есть они приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. 20% подростков выбирают избегание или уход, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Около 17% могут пойти на компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.
Остальные 13% подростков предпочитают стратегию приспособления – принесение в жертву собственных интересов ради другого.
Таким образом, проведенное исследование показало, что у подростков наиболее часто представлены стратегии сотрудничества и соперничества, и практически не встречаются стратегии избегания и компромисса.
2.2. Анализ результатов и выводы
Конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Один из существенных признаков конфликта – характер и особенности, участвующих в нем сторон. От того, кем представлены конфликтующие стороны, решающим образом зависят характеристики конфликта. Важнейшей особенностью конфликта является характер потребности человека, за удовлетворение которой он борется. Причины конфликтов связаны прежде всего с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой. Характер поведения зависит от индивидуально-психологических особенностей человека, его психического состояния, отношения к конкретному партнеру по взаимодействию, особенностей актуальной ситуации взаимодействия. Если реальное поведение партнера укладывается в рамки желательного или допустимого, то взаимодействие продолжается бесконфликтно. Нежелательное поведение может привести к созданию предконфликтной ситуации, а недопустимое – к конфликту.
Проведенное исследование показало, что у подростков наблюдается повышенный уровень агрессивности и конфликтности, большая часть из них не владеют адекватными стратегиями поведения в конфликте. В связи с этим в учебно-воспитательном процессе в школе особое внимание при работе с подростками должно уделяться предотвращению, профилактике и урегулировании конфликтов. Учителя и родители нуждаются в самых разнообразных психологических знаниях, чтобы быть компетентными при встрече с детской агрессией. Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает сам подросток, а также его родители и школа, необходимо заранее знать, каковы могут быть проявления конфликтности в этом возрасте. В соответствии с этими знаниями должен строиться воспитательный процесс, который должен быть направлен на уменьшение агрессивности и конфликтности. В школе этот процесс должен быть связан с работой школьного психолога, который обязан проводить коррекционные тренинги с учащимися. Также от учителей требуется включение таких подростков в социально значимую, общественно оцениваемую деятельность, которая побуждает их критически оценивать, пересматривать свое поведение, отношение к себе и другим людям, создавая объективные предпосылки для нормального личностного становления, нивелируя проявления агрессивности. Эта деятельность становится интересной и значимой для подростка, если она приносит эмоциональное удовлетворение чувству достижения намеченной цели, при этом необходимо включать ребенка в позицию активного участника. Учителя должны таким образом организовывать воспитательную работу, чтобы предоставить подросткам возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими, и наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения. Кроме этого, необходимо включать подростков в общественно полезную и трудовую деятельность, которая решает задачи развития познавательного интереса к различным видам труда, формирования основ культуры умственного и физического труда, воспитания высоких моральных качеств, целеустремленности, долга и ответственности.
Заключение
Одной из актуальных проблем среди родителей и учителей является повышенная конфликтность и агрессивность детей подросткового возраста. Подростковый возраст – это один из кризисов, с которым сталкивается ребенок на протяжении периода своего взросления. Кризис связан с половым созреванием. Дети начинают интенсивно расти, все системы в организме соответственно функционируют как у взрослых. Такая резкая перестройка вызывает дискомфорт у детей, и соответственно это сказывается на всех психических функциях. Для того, чтобы компенсировать внутреннюю дисгармоничность, ребенок старается выплеснуть это наружу. Именно поэтому в этом сложном возрасте у детей проявляется протестующий характер по отношению к окружающим, дисгармоничность в строении личности, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности.
Конфликт – это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации. Вместе с тем любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, то есть воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и являет. Для конфликта свойственны противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу. Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы инцидива мобилизуются для достижения победы над оппонентом. Конфликт состоит из противоположно направленных действий его участников. Этими действиями реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента, составляет видимую социальную реальность конфликта.
Подростковый возраст отличается конфликтностью. Все физиологические особенности подросткового возраста тесно взаимосвязаны с развитием психики. Появление психических новообразований сопряжено со сложностями его перехода из состояния детскости во взрослую жизнь. Подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности, что связано со спецификой протекания данного возрастного периода. Протекание этого периода имеет различные варианты и зависит от внешне средовых условий. В связи с этим актуальным является изучение существующего уровня конфликтности и разработки индивидуальных и групповых мер по снижению конфликтности и агрессивности в подростковом звене.
В ходе проведенного исследования были выявлены основные виды агрессивного поведения, а также уровень агрессивности и враждебности, а также стратегии поведения в конфликтных ситуациях у подростков. Изучение конфликтности подростков показало, что у них наблюдаются высокие уровни вербальной, физической, косвенной агрессии, а также раздражимости, что вызывает у них чувство вины. В конфликтных ситуациях 27% подростков предпочитают стратегию соперничества, что усугубляет конфликт и может приводить к разрыву отношений. В соответствии с выявленными особенностями поведения подростков были даны общие рекомендации для родителей и учителей, необходимые для профилактики и урегулирования конфликтов.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что в подростковом возрасте наблюдается повышенная конфликтность, - подтвердилась.
Библиографический список
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.,2001.
- Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995.
- Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., Владос, 2003.
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.,2004.
- Белопольская А.М. Самосознание проблемных подростков – М.,2007
- Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. - М., 1989.
- Волков Б.С. Психология подростка. – М.,1994.
- Гришина Н.В. Конфликтология. СПб., Питер, 2000.
- Гришина Н.В. Психология подростка. – СПб.,2005.
- Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М.,1994.
- Зайцев А. Социальный конфликт – М., 2001.
- Здравомыслов А.Г. Социология конфликтов–М., 1996.
- Катаева – Венгер А.А Трудный возраст: подростки сегодня - М.,2002.
- Конфликтология / Под ред. А.С. Карилина – СПб., 1999
- Коринкова Т.В. Подростки групп риска – СПб.,2005
- Корчагина Ю.И. Агрессивные дети// Здоровье детей. Приложение к газете «1 сентября» №2 2008.
- Крутецкий В.А. Психология подростка. – М., 1965.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2003.
- Мухина В.С. Возрастная психология. – М.,2001.
- Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков. – М., 1996.
Таблица 1
Исследование уровня конфликтности старших школьников 9 «А» класса по методике А. Баса – А. Дарки
№ |
Код |
Физическая агрессия |
Косвенная агрессия |
Раздражи тельность |
Негативизм |
Обида |
Подозритель ность |
Вербальная агрессия |
Чувство вины |
Индекс враждебности |
Индекс агрессивности |
1 |
Б.А |
3 |
6 |
8 |
2 |
4 |
7 |
10 |
4 |
11 |
21 |
2 |
Б.А |
5 |
7 |
4 |
1 |
2 |
4 |
9 |
7 |
6 |
18 |
3 |
Б.К |
2 |
5 |
5 |
2 |
3 |
5 |
9 |
4 |
8 |
16 |
4 |
Б.О |
6 |
1 |
6 |
3 |
3 |
4 |
5 |
5 |
7 |
17 |
5 |
В.О |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
5 |
5 |
4 |
9 |
6 |
В.М |
3 |
3 |
7 |
2 |
4 |
5 |
6 |
6 |
9 |
15 |
7 |
Г.Д |
7 |
5 |
6 |
1 |
6 |
4 |
7 |
5 |
10 |
20 |
8 |
Г.Д |
8 |
6 |
6 |
2 |
3 |
4 |
8 |
6 |
7 |
22 |
9 |
Г.О |
8 |
5 |
5 |
4 |
3 |
7 |
6 |
3 |
10 |
19 |
10 |
Г.А |
2 |
3 |
4 |
1 |
3 |
4 |
7 |
6 |
7 |
14 |
11 |
Е.С |
2 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
7 |
5 |
8 |
14 |
12 |
К.Ю |
2 |
6 |
7 |
3 |
1 |
7 |
8 |
6 |
8 |
17 |
13 |
К.Л |
1 |
4 |
4 |
2 |
5 |
3 |
6 |
3 |
8 |
11 |
14 |
Л.Н |
2 |
4 |
6 |
3 |
3 |
4 |
8 |
6 |
7 |
16 |
15 |
М.Н |
2 |
6 |
2 |
1 |
3 |
4 |
4 |
5 |
7 |
8 |
16 |
Н.Н |
3 |
3 |
3 |
2 |
7 |
4 |
8 |
6 |
12 |
14 |
17 |
Н.А |
11 |
4 |
4 |
2 |
3 |
8 |
5 |
7 |
11 |
20 |
18 |
Н.Д |
8 |
4 |
8 |
1 |
5 |
5 |
7 |
7 |
10 |
23 |
19 |
П.И |
9 |
2 |
7 |
2 |
7 |
2 |
6 |
4 |
9 |
22 |
20 |
С.С |
7 |
5 |
8 |
4 |
3 |
6 |
8 |
4 |
9 |
23 |
21 |
С.М |
4 |
4 |
5 |
2 |
4 |
6 |
8 |
4 |
10 |
17 |
22 |
С.А |
6 |
3 |
4 |
3 |
4 |
5 |
11 |
8 |
9 |
21 |
23 |
С.С |
4 |
6 |
5 |
5 |
5 |
5 |
6 |
4 |
10 |
15 |
24 |
Т.К |
7 |
3 |
6 |
3 |
4 |
6 |
11 |
2 |
10 |
24 |
25 |
Т.Т |
6 |
2 |
6 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
9 |
18 |
26 |
Т.Д |
8 |
5 |
6 |
2 |
3 |
8 |
5 |
7 |
11 |
19 |
27 |
Т.А |
4 |
2 |
6 |
2 |
4 |
6 |
8 |
7 |
10 |
18 |
28 |
У.К |
6 |
5 |
6 |
2 |
5 |
4 |
6 |
9 |
9 |
18 |
29 |
Ф.Д |
4 |
4 |
3 |
2 |
4 |
5 |
7 |
4 |
9 |
14 |
30 |
Ф.В |
4 |
5 |
5 |
2 |
3 |
5 |
7 |
4 |
8 |
16 |
Среднее |
4,9 |
4,5 |
5,2 |
2,4 |
3,8 |
4,9 |
7,1 |
5,3 |
8,8 |
17,3 |