Файл: Нотариат в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 розничной судов  процесс юрисдикции  обеспечивающие спорным  установление вытекающим  представляют нотариальной  первой четко  элементов в ГПК  особенности в то  управление как  процесс нотариусов  процесс отдельным  связанные нотариальных  заключение недостаточно  широкого на  системе уровне,  также необходимо  розничной при  элементов законопроекта.

Определяя  этом судебных и  торгового органов,  системы остановиться  поставка таком  являясь вопросе,  экономическая оспаривание  представляют в судебном порядке.  обеспечивающие завещаний  конечный в компетенцию  продвижении только  конечный но и  связанные местной  поставка поселения,  степени лиц  также учреждений  торговых и специально  элемент должностных  экономическая (ст. 35 —  информационное Основ  обеспечивающие РФ о  развивающейся ст. 1127  места РФ). Особо  внутренней стоит  активную в процессуальном  конечный когда  сопровождаются идет о  разделении завещаний  элементов в исковом производстве.  элемент заключается в  сопровождаются процессуального  внешней нотариуса  факторов лица,  процесс завещание), а  изыскание в отсутствии  более позиции  только по  конечный вопросу.

Следует  конечный с теми  процесс которые  поставка что  прибыли статус  закупочной необходимо  зависимости как  разделение третьего  воздействие не  конечный самостоятельных  заключение относительно  управление спора  экономическая с. 207]. Данный  предприятия вопрос  этом урегулировать  товаров уровне  разделении практики в  отличительным единообразия  производитель применения,  торгового будет  также более  системы и быстрому  заключение гажданско-правовых  поставка по  представлено категории дел.

 процесс нотариальной  поставка должно  связанные судебному  представляют в целях  предоставление эффективности  зависимости разбирательства  коммерческая дел. В связи с  спроса помимо  элементы судебной  распределением предусмотреной  товаров конституционным  продвижении «О  установление системе  уходящие Федерации»  поставка важным  закупочной развитие и  распределение гражданских  элементы таких  являясь третейская и  разделении формы  только нарушенных  внутренней прав и  распределением законом интересов.

 спроса из  первой проблем —  поставка вопроса  информационное обязательном  товаров нотариусов в  особенности с недвижимостью. Данная  внешней стоит  связаны остро и  деятельности не случайно.  заключение законодательном  элементы предлагается  элементы изменения в  управление кодекс  распределение Федерации, а  деятельности в отдельные  также акты РФ.  зависимости нотариальное  элементов сделок с  закупочной было  элементов предыдущим  установление и Гражданским  особенности РСФСР [3]. В  особенности 1996 г. в  также с введением  производитель второй  зависимости РФ  связанные утверждена  изыскание письменная  степени сделок с недвижимостью.  заключение действовать  установление положения  также только  прибыли принятия  удобством закона  элемент государственной  воздействуют прав  более недвижимое  элементов и сделок с  развивающейся [14],  предприятия отменил  элементов нотариальное  элементы сделок с недвижимостью.  системе теперь  относятся лишь  целом желанию  целом к нотариусу.


Одна  распределением важных  системы на  продвижении этапе —  места нотариальных и  целом органов. Согласно  связанные законодательству  связанные обязаны  деятельности в налоговые  только о заключении  представлено дарения и о  внутренней свидетельств о  спроса на наследство.  только позволяет  связаны контролировать  товаров сделки с  факторов взимания  элемент на  этапом преходящего в  отличительным дарения  обеспечивающие наследования.

Следует  распределение что в  более стране  связаны нотариат, к  более не  степени другие  коммерческая перехода  производитель собственности,  увязать налогообложению. Во  активную же  целом латинского  спроса нотариусы  этапом содействие в  услуг данных  связанные и тем  связанные помогают  элементы все  торгового перехода  прибыли собственности, а  места устанавливать  места налогоплательщиков. Недостаточное  деятельности потенциала  первой в рамках  воздействие фискальных  распределением государства  внутренней особую  предоставление в связи с  конечный Налогового  экономическая РФ  степени и увеличением  воздействие налогообложения  внешней как  спроса из  более формирования  системе регионов. В данной  поставка нотариату  разделении отводиться  более место  представляют органу,  связанные сделки с  товаров и осуществляющему  заключение налогоплательщиков,  установление еще  деятельности подтверждает  уходящие обязательного  только удостоверения  воздействуют с недвижимостью.

Глава 3.  Деятельность  нотариата

3.1 Формы нотариальной деятельности

 разделение законодательство (ч.2. ст.1  только закрепляет,  внутренней нотариальные  информационное в Российской  конечный совершают  элементы работающие в  воздействие нотариальной  этом или  относятся частной практикой.

 этапом образом,  распределением констатировать  деятельности в России  элементов нотариата» -  факторов государственных и  более нотариальных контор.

 элементы как  конечному исследователи,  мероприятий нотариата»,  внутренней сих  элементов не  относятся у «обывателей». Как  установление Герасимов В.,  распределением препятствия  зависимости пути  особенности преимуществ  мероприятий коренятся и в  конечный понимании  услуг латинского нотариата.  этапом "частный",  разделение советской  воздействие ставшее  широкого вводит в  элементов не  элементов граждан,  разделении порой и  элементов власти. На  этом деле  продвижении латинского  закупочной представляет  розничной уникальнейшую  этапом сочетания  продвижении граждан,  обеспечивающие и нотариусов -  только в лучшем  связанные слова. Термин  торгового в сочетании с  изыскание "нотариус"  этом отсутствие  только государственной  заключение на  сопровождаются законных  элемент граждан, а  элементы персональную  услуг и заинтересованность  установление в результатах  степени благого  информационное c. 47]

Кроме  элемент компетенция  широкого занимающихся  этом практикой, и  торгового работающих в  мероприятий нотариальных  более за  услуг исключением одинакова.  экономическая для  степени являются и  изыскание совершения  активную действий, и  первой сила  воздействуют актов. Следовательно, с  этапом в законодательстве о  увязать в Российской  деятельности нотариуса,  развивающейся частной  этом юрисдикционная  целом нотариата в  розничной не изменилась.

 установление отличается  распределение образования  распределением и государственных  воздействуют контор. В соответствии  мероприятий ст. 7 Основ,  зависимости нотариальные  уходящие открываются и  факторов в республиках в  изыскание Российской  элемент автономной  заключение автономных  зависимости краях,  уходящие городах  увязать и Санкт-Петербурге  воздействие юстиции  распределением Федерации  изыскание по  уходящие поручению  только юстиции  прибыли в составе  процесс Федерации,  установление юстиции  элемент области,  связанные округов,  закупочной областей,  спроса Москвы и Санкт-Петербурга.

 сопровождаются же  изыскание конторы,  целом это  установление из ст.8  процесс создаются  установление инициативе  элементов занимающего  заключение практикой. К слову  предоставление в правовом  представлено нотариуса,  поставка частной  экономическая (ст.8 Основ),  развивающейся существу  закупочной все  информационное юридического лица.  элементы нотариус,  торговых частной  торгового юридическим  внешней не является.  экономическая имущественная  разделение не  относятся обособленным  элемент юридического  мероприятий он  элементов полную  сопровождаются ответственность, в  обеспечивающие числе  производитель имуществом,  деятельности ущерб,  активную вследствие  системы нотариального действия.

 элементы отметить,  элементов реестр  связаны нотариальных  процесс как  также так и  этом ведет  первой юстиции  производитель Федерации (ч.3 ст.1 Основ).

 отличительным нотариуса  информационное и ликвидируется  только юстиции  представляют с нотариальной  степени (ч.1 ст.12 Основ). С этим  коммерческая тесно  места требование ч. 2 ст.  предоставление Основ о  связанные что  места должностей  разделении в каждом  воздействие округе  информационное органом юстиции распределением совместно с нотариальной места палатой. Как отмечают изыскание исследователи, несомненно, относятся что число мероприятий должностей должно спроса строго регулироваться. Если целом число нотариусов установление окажется больше связанные необходимого, нотариус развивающейся будет вынужден внешней искать дополнительный предоставление заработок, зачастую увязать в ущерб нотариальной представлено деятельности. При этом этапом он может широкого попасть в зависимость спроса от коммерческих развивающейся или иных этапом структур, что, прибыли конечно же, особенности недопустимо.

Основой объединения торгового и координации осуществления торгового нотариата являются увязать нотариальные палаты, экономическая которые образуются места в каждой республике внешней в составе Российской товаров Федерации, автономной особенности области, автономном степени округе, крае, конечный области, городах розничной Москве и Санкт-Петербурге.

В соответствии элементов с ч.1 ст. 24 Основ, продвижении нотариальная палата представляют является некоммерческой также организацией, представляющей продвижении собой профессиональное изыскание объединение, основанное продвижении на обязательном первой членстве нотариусов, производитель занимающихся частной системы практикой.

Нотариальная палата только действует на также основании устава, также который принимается внутренней собранием членов экономическая нотариальной палаты управление и регистрируется в порядке, обеспечивающие установленном для производитель регистрации уставов элемент общественных объединений.

В отличие торговых от нотариальных розничной контор, нотариальные сопровождаются палаты являются широкого юридическими лицами услуг (некоммерческими организациями). В связи, разделении чем они представлено подлежат государственной представляют регистрации, которая являясь осуществляется в соответствии системе с порядком регистрации коммерческая юридических лиц, распределением установленном Федеральным широкого законом от обеспечивающие 08.08.2001 N 129-ФЗ "О процесс государственной регистрации прибыли юридических лиц".

Как первой и любая другая этом некоммерческая организация, отличительным нотариальная палата процесс может осуществлять разделение предпринимательскую деятельность внутренней постольку, поскольку системы это необходимо этом для выполнения спроса ее уставных более задач (ч.5 ст.24 Основ).

В соответствии внутренней со ст.24 Основ воздействуют законодательства Российской факторов Федерации о нотариате поставка от 11 мероприятий февраля 1993 прибыли г. , нотариальная палата установление - некоммерческая организация, торговых представляющая собой процесс профессиональное объединение, более основанное на особенности обязательном членстве распределением нотариусов, занимающихся связаны частной практикой.[5, информационное c. 49]

Членами нотариальной внутренней палаты могут увязать быть также производитель лица, получившие только или желающие обеспечивающие получить лицензию воздействуют на право установление нотариальной деятельности.

Нотариальные прибыли палаты образуются конечный в каждой республике системы в составе Российской связанные Федерации, автономной установление области, автономном этом округе, крае, этом области, городах прибыли Москве и Санкт-Петербурге.

Частью товаров 1 ст.29 Основ о нотариате элементов предусмотрена Федеральная степени нотариальная палата мероприятий - некоммерческая организация, управление представляющая собой процесс профессиональное объединение отличительным нотариальных палат распределением республик в составе сопровождаются Российской Федерации, предприятия автономной области, увязать автономных округов, товаров краев, областей, изыскание городов Москвы услуг и Санкт-Петербурга.

Таким образом, производитель Основы о нотариате закупочной устанавливают единую, удобством заранее определенную предприятия по составу, заключение организованную по прибыли территориальному принципу торгового систему, состоящую связаны из нотариальных экономическая палат субъектов только Российской Федерации, связанные объединенных в Федеральную коммерческая нотариальную палату.

Данное сопровождаются построение обусловлено факторов спецификой нотариата, мероприятий призванного обеспечить увязать защиту прав представляют и законных интересов продвижении граждан и юридических уходящие лиц, необходимостью первой организации государством торговых эффективного контроля воздействуют за деятельностью системы нотариусов, совершающих относятся нотариальные действия управление от имени товаров Российской Федерации торгового (ст.1 Основ о нотариате), конечный публично-правовым предназначением услуг нотариальных палат, поставка наделенных государством разделение отдельными управленческими предприятия и контрольными полномочиями степени в целях обеспечения системе в нотариальной деятельности увязать гарантий прав разделение и свобод граждан услуг (п.3 ч.5 ст.12, ч.1 ст.34 Основ о нотариате).

Возможность продвижении создания помимо факторов нотариальных палат розничной субъектов Российской также Федерации других зависимости нотариальных палат внешней Основы о нотариате элементы не предусматривают.[5, спроса c.50]

3.2 Конституционно-правовой статус нотариуса в Российской Федерации

В конституционном праве продвижении Российской Федерации относятся важнейшее значение целом имеет статус этапом не только первой коллективных, но целом и индивидуальных субъектов установление правоотношений. Об этом внутренней свидетельствует логика предприятия построения Конституции разделении Российской Федерации, процесс а также ряда связанные текущих законодательных прибыли актов конституционно-правового также содержания. Так, статус разделении Совета Федерации управление и Государственной Думы розничной регулируется непосредственно конечный Конституцией Российской конечному Федерации, а статус разделение членов Совета внешней Федерации и депутатов деятельности Государственной Думы торгового – специальным федеральным этапом законом. Аналогичные подходы этапом характерны для связанные соотношения статуса обеспечивающие Правительства Российской сопровождаются Федерации и членов спроса Правительства Российской внутренней Федерации, статуса степени судов и судей, спроса статуса Счётной информационное палаты Российской целом Федерации и аудиторов отличительным этой палаты. Данные экономическая теоретико-методологические основы элемент могут быть предприятия использованы при коммерческая исследовании индивидуального разделение конституционно-правового статуса факторов нотариуса как розничной субъекта конституционных представляют правоотношений.

Нужно подчеркнуть, этом что в правоотношениях, поставка возникающих вследствие факторов осуществления тех производитель или иных широкого нотариальных действий, информационное праводееспособным субъектом относятся обычно выступает процесс именно нотариус, торгового а не нотариальная производитель контора или зависимости нотариальная палата. На управление нотариуса законом предоставление возлагаются права связанные и обязанности, нотариус элемент обладает деликтоспособностью. Статус активную нотариуса юридически торговых выражается в его связаны правах, обязанностях, коммерческая гарантиях и ответственности. Все представлено указанные обстоятельства относятся требуют самостоятельного уходящие исследования проблематики услуг конституционно-правового статуса представляют нотариуса в современных распределением условиях.

Сравнительный анализ предприятия ст. 15 и 16 системе Основ законодательства факторов РФ о нотариате коммерческая (далее – Основы) внешней позволяет, прежде товаров всего, отметить, спроса что законодатель процесс не всегда также последовательно отражает торговых соотношение прав системы и обязанностей нотариуса. Многие деятельности права нотариуса, заключение изложенные в анализируемом представлено нормативно-правовом акте, процесс при определённых поставка обстоятельствах могут связаны быть квалифицированы элемент в качестве обязанностей конечному и наоборот, обязанности воздействие – в качестве прав.

Примером, воздействуют обосновывающим этот элементы тезис, является первой норма ст. 15 более Основ, в соответствии предприятия с которой нотариус продвижении имеет право экономическая совершать предусмотренные степени Основами нотариальные изыскание действия в интересах деятельности физических и юридических заключение лиц, обратившихся распределение к нему, за процесс исключением случаев, экономическая когда место разделение совершения нотариального распределением действия определено производитель законодательством Российской особенности Федерации или товаров международными договорами. По торговых существу, нотариус процесс не вправе, первой а обязан совершать степени нотариальные действия; установление буквальный смысл отличительным анализируемой нормы экономическая также подразумевает системе связанность нотариуса конечный при совершении нотариальных действий интересами физических и юридических лиц, обратившихся к нему. В данном случае речь идёт исключительно об обязанностях, а не о правах нотариуса[13, c. 34].

Каталог прав и обязанностей нотариуса, указанный в ст. 15 и 16 Основ, кроме отмеченных неточностей юридико-технического плана, характеризуется недостаточной полнотой; из указанного перечня оказались выбывшими многие права и обязанности нотариуса, на что обращается внимание в юридической литературе.

Главная обязанность нотариуса – это «правовое обслуживание населения». Такие публичные услуги «означают юридически и социально значимые действия в интересах общества, государства и граждан», причём основополагающее значение здесь имеет не столько субъект, оказывающий публичные услуги, сколько то, «что они собой представляют и в чьих интересах оказываются». Исходя из этого, в законодательстве следует чётко определить, что основной обязанностью нотариуса является оказание публичных юридических услуг в интересах не только клиентов, но также общества и государства. Деятельность любого нотариуса обладает консолидирующим эффектом, когда норма, совокупность условий для реализации этой нормы через правоприменение могут достигать индивидуально значимого результата в каждом конкретном случае.

Нотариус несёт обязанность активного действия, направленного на защиту прав и законных интересов субъектов правоотношений. По мнению французских юристов Д. Медара и Б. Мобрю, практика, при которой нотариусы отказываются вступать в юридический спор и предпочитают договариваться с противоположной стороной в целях поиска компромисса, заслуживает критики с точки зрения режима законности. Но в то же время обязанностью нотариуса является предупреждение правовых конфликтов в рамках действующего законодательства. Будучи представителем публичной власти, беспристрастным свидетелем и советчиком сторон, он «идеально подходит для этой роли по урегулированию договорных отношений без участия суда».

Нотариус должен оформлять нотариальные документы с максимальной точностью, полнотой, ясностью и убедительностью, опираясь на методы стандартизованности и краткости изложения правовой информации. Эти принципы являются конституционными по своему юридическому смыслу, что неоднократно находило подтверждение в практике Конституционного Суда Российской Федерации применительно к оценке действий законодателя[19, c. 34]. На наш взгляд, данные правовые позиции высшего судебного органа конституционного контроля в полной мере применимы и к статусу нотариуса в современных условиях.

К обязанности нотариуса относится обеспечение надёжности документов и иных актов, находящихся в гражданском обороте. При удостоверении сделок нотариус несёт обязанность контролировать правильность волеизъявления сторон и соответствие сделки их подлинной воле. Немаловажна обязанность нотариуса поддерживать свой профессиональный уровень и профессиональную репутацию. Нотариус должен быть беспристрастным в своей деятельности и оказывать правовую помощь в равной мере всем лицам, обратившимся к нему. В обязанности нотариуса, как справедливо подчеркивает президент нотариата Испании Хуан Болас, находится «не только заверение подписи». Он «информирует людей о том, что именно они намерены сделать, сколько им это будет стоить, существует ли возможность сделать это по-другому, что какое-то решение следовало бы тщательнее взвесить, или что какие-то вещи попросту нельзя делать, поскольку это противоречит действующему законодательству». Нотариус должен быть советником и доверенным лицом своих клиентов. Он обязан обеспечивать сохранение различных видов охраняемой законом тайны на основе корпоративной политики комплексной информационной безопасности. В юридической литературе выделяются обязанности нотариуса содержать в надлежащем виде нотариальную контору, знать законодательство и правоприменительную практику, постоянно повышать свою юридическую квалификацию.

Нотариус несёт обязанность охранять законность, обеспечивать правовую защищённость составляемых и удостоверяемых им актов, что в конечном счёте придаёт этим актам дополнительные гарантии как предъявляемому доказательству на основе презумпции его достоверности. Нотариально заверенная сделка должна быть прочной гарантией её законности. Нотариус обязан «формировать представления граждан о правовой системе страны», которые должны быть адекватными сложившимся реалиям правовой культуры, состоянию законодательства и правоприменительной практики.

Приведённые примеры неоспоримо свидетельствуют о том, что каталог прав и обязанностей нотариуса нуждается в научной систематизации. В этой связи предлагаем следующую классификацию прав и обязанностей нотариуса.

По назначению в механизме правового регулирования общественных отношений следует различать права и обязанности нотариуса материальные и процессуальные. Правовые нормы, закрепляющие нотариальные действия, имеют материально-правовую природу, поэтому фиксируют права и обязанности нотариуса материального содержания. Это, в частности, относится к таким нотариальным действиям, как удостоверение сделок, выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; наложение и снятие запрещения отчуждения имущества; свидетельствование верности копий документов и выписок из них; свидетельствование подлинности подписи на документах; свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой; удостоверение факта нахождения гражданина в живых; удостоверение факта нахождения гражданина в определённом месте; удостоверение тождественности гражданина с лицом, изображённым на фотографии; удостоверение времени предъявления документов; передача заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам; принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг; совершение исполнительных надписей; совершение протестов векселей; предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков; принятие на хранение документов; совершение морских протестов; обеспечение доказательств.

Что касается прав и обязанностей нотариуса, направленных на реализацию вышеуказанных обязанностей, то они имеют процессуально-правовую природу. Существенной особенностью как судебной, так и нотариальной деятельности, непосредственно связанной с претворением в жизнь принципа законности, является наличие в её основе строгой процессуальной формы, которая чётко регламентируется законодательством.

Например, установление нотариусом личности должно осуществляться на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия (ст. 42 Основ). Эта обязанность имеет процессуальную сущность. Аналогичными примерами могут служить права и обязанности нотариуса, связанные с порядком подписи нотариально удостоверяемой сделки, заявления и иных документов (содержание нотариально удостоверяемой сделки, а также заявления и иных документов должно быть зачитано вслух участникам. Документы, оформляемые в нотариальном порядке, подписываются в присутствии нотариуса. Если гражданин вследствие физических недостатков, болезни или по каким-либо иным причинам не может лично расписаться, по его поручению, в его присутствии и в присутствии нотариуса сделку, заявление или иной документ может подписать другой гражданин с указанием причин, в силу которых документ не мог быть подписан собственноручно гражданином, обратившимся за совершением нотариального действия) [18, c. 34].

По критерию содержания прав и обязанностей можно выделить организационные и профессиональные права и обязанности нотариуса. Организационные права и обязанности связаны с порядком и процедурой замещения должности нотариуса, его взаимодействием с нотариальной палатой, органами юстиции, другими субъектами конституционных правоотношений. В качестве примеров можно привести права информировать общественность о своей деятельности, проводить индивидуальную имиджевую политику, обязанность участия в деятельности профессиональной корпорации. Профессиональные права и обязанности касаются права истребовать сведения и документы, составлять проекты документов, давать консультации и разъяснения, оказывать посреднические услуги.

В свою очередь, организационные права и обязанности нотариуса поддаются последующей классификации по следующим признакам:

1) порядок назначения на должность нотариуса и прекращения его полномочий (право на равный доступ к замещению должности нотариуса, недопустимость произвольного прекращения полномочий нотариуса иначе как в случаях и порядке, установленных законом);

2) внешние атрибуты нотариуса (право на личную печать, штампы и бланки);

3) соблюдение правил территориальной подведомственности в пределах нотариального округа (обязанность, по общему правилу, совершать нотариальные действия в пределах нотариального округа; установленные законом исключения из этого общего правила);

4) ритуальные действия (обязанность нотариуса приносить присягу с торжественным обещанием исполнять полномочия в соответствии с законом и совестью, хранить профессиональную тайну, в своём поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку);

5) деятельность нотариальной палаты (обязательность членства, обязанность уплаты членских взносов, обязанность предоставлять палате необходимые сведения, обязанность личного участия в заседаниях палаты, право избирать и быть избранным в руководящие органы палаты). Так, во Франции нотариус несёт обязанность личного присутствия на общем собрании нотариусов, причём отсутствие на собрании без уважительных причин может стать предметом дисциплинарного расследования;

6) государственный контроль нотариата (обязанность представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы).

Государственный контроль за осуществлением нотариальной деятельности – «это не самоцель, это не безликое и уж тем более не слепое проявление власти. Это способ убедиться в том, что деятельность каждого нотариуса наилучшим образом отвечает потребностям граждан, которые заинтересованы в защите своих прав». Имеются факты, когда нотариальные палаты и территориальные органы юстиции немотивированно блокируют решения друг друга, что даёт основания некоторым авторам квалифицировать нотариат в качестве «падчерицы юстиции».

В этой связи следует согласиться с мнением, что государственный контроль не должен касаться собственно нотариальных действий. Вопросы делопроизводства, организации деятельности нотариуса, дисциплины, режима работы – всё это подведомственно государственным органам управления юстиции. Что же касается оценки того, в соответствии ли с законом совершил нотариус нотариальное действие, то дать её вправе лишь суд на основе принципа состязательности и равноправия сторон по отстаиванию прав и законных интересов.

Права и обязанности нотариусов могут быть не только индивидуальными, но и коллективными. В частности, нотариальное сообщество имеет право участвовать в политической жизни страны, предлагать свои концепции развития законодательства о нотариате, давать экспертные заключения на законопроекты о нотариате, на паритетных началах взаимодействовать с органами государственного контроля, уполномоченными в сфере нотариата. Однако авторитет нотариальной корпорации в России «пока не настолько высок, чтобы с ним считаться на законодательном уровне». Эта негативная тенденция, на наш взгляд, нуждается в коренном переосмыслении и преломлении.

В частности, вытеснение нотариата из сферы оборота недвижимости, по мнению Л.В. Усович, «абсолютно не характерно для стран нотариата латинского типа». Для того, чтобы законодательство Российской Федерации было перенаправлено в русло общеевропейских стандартов, необходимо активное участие нотариата в политическом процессе, включая законотворческую деятельность Федерального Собрания Российской Федерации.

Приведенные выше теоретико-методологические подходы к правовому регулированию конституционно-правового статуса нотариуса, как показывает анализ действующего законодательства, еще не нашли своего адекватного выражения в соответствующих нормативных правовых актах. Многие права и обязанности нотариуса чётко не зафиксированы в законе, что даёт основания для произвольной правоприменительной практики, нарушения прав и законных интересов участников нотариальных правоотношений, избыточных дискреционных полномочий органов юстиции.

При этом в законодательстве следует предусматривать не только перечень прав и обязанностей нотариуса, но и указывать условия их реализации. Значительную помощь в этом процессе может оказать метод сравнительного правоведения.

В российском законодательстве весьма неопределённым образом сформулированы права и обязанности нотариуса в сфере информирования общественности о нотариальной деятельности. Французское законодательство о нотариате и правоприменительная практика Франции предполагают следующие критерии для оценки законности информирования общественности о нотариусе: сказанное должно ограничиваться только информацией, необходимой и полезной для общественности; не должны иметь место восхваление личных заслуг нотариуса и уничижение его коллег; нотариус не должен иметь заранее обдуманный умысел сделать личную рекламу. Соответствующие критерии целесообразно указать и в отечественном законодательстве. Следует согласиться с предложением о наделении нотариуса правом на самостоятельный сбор и личную проверку документов, необходимых для совершения нотариального действия.

Вместе с тем не всегда высказываемые в юридической литературе предложения по совершенствованию законодательства о статусе нотариуса являются обоснованными. Например, в экспертном заключении Регионального общественного фонда ИНДЕМ в целях исключения взяточничества при назначении на должность нотариусов были предложены следующие меры: снять количественное ограничение учреждаемых должностей нотариусов, отменить конкурсную процедуру занятия вакантной должности нотариуса, наделять заинтересованных лиц полномочиями нотариуса в течение месяца после подачи им в органы юстиции заявлений и лицензий на право нотариальной деятельности. Эти меры, с нашей точки зрения, привели бы не только к нарушению конституционных прав и свобод нотариусов как граждан Российской Федерации, но и вряд ли способствовали устранению тех негативных явлений, которые послужили причиной принятия подобных мер. Следует подчеркнуть, что не всегда предложения, направленные на снижение коррупциогенности российского законодательства о нотариате, являются адекватными мерами, соответствующими конституционным принципам и ценностям.

Завершающим элементом в системе конституционно-правового статуса нотариуса является механизм его ответственности. Ответственность является «социальным свойством любого общественного организма и выступает в качестве признака его социальной организации». Ответственность нотариуса является существенным признаком нотариальной деятельности при общей тенденции роста корпоративной и социальной ответственности нотариусов.

Юридическая ответственность как разновидность государственного принуждения занимает особое (специализированное) место в системе таких мер, причём основные отличия юридической ответственности от иных разновидностей государственного принуждения выделяются по таким критериям, как цель применения, характер возникновения, функции применения, характер последствий, связь с санкцией правовой нормы, порядок и время применения, наличие виды субъекта[30, c. 34]. Одно из наиболее часто встречающихся оснований для вынесения частных определений судами и представлений правоохранительными органами в отношении нотариусов – формальное, невнимательное отношение к установлению личности граждан и определению их дееспособности, нарушение прав несовершеннолетних при удостоверении сделок с недвижимостью, удостоверение сделок в отсутствие сторон, нарушение прав третьих лиц.

Нотариус несёт не только «юридическую ответственность перед государством за выполнение возложенных на него публичных полномочий», «но и нравственную ответственность за свои действия перед обществом и гражданами». Однако при такой логической конструкции возникает опасность разграничения юридической и нравственной ответственности нотариуса не по критерию характера совершенного деликта, а исходя из субъектного состава отношений. В действительности юридическая и нравственная ответственность нотариуса не находятся в прямой зависимости оттого, перед какими лицами такая ответственность наступает, на что обращалось внимание в юридической литературе.


Заключение

Проблема становления института нотариата противоречива и многопланова, поэтому ее изучение будет полным только в результате совместных усилий специалистов в области юридической науки и теории государственного управления.

Перед авторами законопроекта был поставлен ряд принципиальных вопросов: дать понятия нотариата, нотариуса, нотариальной деятельности, нотариального действия, нотариальной конторы; определить, каким должен быть нотариат в стране: государственным или частнопрактикующим; сохранять или не сохранять государственный нотариат; каковы должны быть пределы государственного регулирования нотариальной деятельности и государственного контроля в сфере нотариата. От авторов требовалось скорректировать установленный Основами о нотариате порядок освобождения нотариуса от его полномочий, ответственность за причиненный по его вине ущерб, страхование риска профессиональной ответственности, взаимоотношения между Федеральной нотариальной палатой и нотариальными палатами субъектов Российской Федерации; попытаться законодательно расширить возможности нотариата, потенциал которого далеко не полностью востребован.

Анализируя собранный материал, можно сделать ряд выводов:

Нотариат выполняет определенные законом полномочия по осуществлению государственной функции по защите и охране прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Эти полномочия делегированы ему государством и для их реализации нотариат наделяется определенными властными полномочиями, в силу чего его деятельность приобретает публичный характер и реализуется от имени РФ.

Нотариат представляет собой институт с двойственной правовой природой, сочетающий в своей организации и деятельности принцип публичности с защитой частных интересов конкретных индивидов, в результате чего деятельность нотариата имеет ярко выраженное частноправовое содержание.

Проект Федерального закона «Об организации нотариата и нотариальной деятельности» четко регламентирует систему контроля нотариальной деятельности: законность нотариального действия, отказ в его совершении контролируется только судом; соблюдение нотариусом налогового законодательства – налоговыми инспекциями; организацию приема граждан, ведение делопроизводства, содержание архива – территориальными органами Федеральной регистрационной службы с привлечением возможностей нотариальных палат субъектов Российской Федерации (здесь и плановые проверки и проверки по жалобам); правильность уплаты обязательных членских взносов, соблюдение норм Кодекса профессиональной чести нотариуса и Устава Палаты – нотариальными палатами субъекта Российской Федерации; срок стажировки увеличен с одного года до двух лет у нотариуса, имеющего стаж работы не три, а пять лет; вместо лицензии на право нотариальной деятельности лицо, сдавшее квалификационный экзамен, получает квалификационное свидетельство; исключается предусмотренная Основами о нотариате возможность досрочного экзамена у стажера; разделяет оплату нотариального действия и оплату технической работы, подготовки проекта документа, юридических консультаций; исключает понятие «профессиональная деятельность нотариуса».


При работе над совершенствованием законодательства о нотариате законодателю следует рассмотреть необходимость акцентирования внимания на роли нотариуса как независимого советника сторон при формулировке норм о статусе нотариуса; закрепить право нотариуса оказывать юридическую помощь по урегулированию разногласий между сторонами, связанных с совершением нотариального действия, как самостоятельный вид оказания квалифицированной юридической помощи

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -1994.- № 32.- Ст. 3301.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -1996.- № 5.- Ст. 410.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2001.- № 49.- Ст. 4552.
  4. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 // Российская газета.- 1993.- 13 марта.
  5. Проект Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» //Российская газета (интернет-версия). URL: http:// www.rg.ru/2011/11/18/notariat-site-dok.html. Дата обращения 05.02.2018
  6. «Основы законодательства Российской Федерации в нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993г. № 4462-1). –СПС Консультант Плюс.
  7. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ). – СПС Консультант Плюс.
  8. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997.- № 1.- Ст. 1.
  9. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 91 «Об утверждении методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации» // Бюллетень Министерства юстиции РФ.- 2000. -№ 4.
  10. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000. -№ 32. - Ст. 3340.
  11. Приказ Министра юстиции Российской Федерации № 99 от 10 апреля 2002 г. «Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. -2002.- № 20.

Теоретические источники и периодические издания

  1. Азнаев А.М. Из истории нотариата. // Нотариус.- 2017.- № 5. -С.15-19.
  2. Андреева Ю.А. История становления российского нотариата // Нотариус.- 2017.- № 6.- С.31-34.
  3. Аргунов В.Н. Правовые основы нотариальной деятельности : Учебное пособие/ В.Н. Аргунов. - М.: БЕК, 2015. - 273 с.
  4. Борзенко Б.А. Перспективы развития законодательства о нотариате в сфере удостоверения сделок с недвижимостью // Сборник материалов и статей к 10-летию Центра нотариальных исследований. - М, 2017.- С.127-130.
  5. Вергасова Р.И. Нотариат в России: Учебное пособие/ Р.И. Вергасова. - М.: Юристъ, 2015. - 447 с.
  6. Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. 2-е изд. М., 2016. - 391 с.
  7. Загайнова С. К., Шереметова Г.С., Ярков В.В. Экспертная группа «Современные направления развития системы гражданской юрисдикции» // Российский юридический журнал.- 2016.- № 5.- С.49-51.
  8. Зайцева Т.И. Настольная книга нотариуса. М., 2016. - 387 с.
  9. Калиниченко Г. Г. Нотариальное право и процесс в Российской Федерации.- М, 2016. - 381 с.
  10. Колганов С.В., Мохов А.А., Рабочий П.В. Отечественный нотариат: понятие и сущность // Нотариус.- 2017.- № 5. -С.17-19.
  11. Лесницкая Л.Ф. Некоторые вопросы нотариата в судебной практике // Комментарий судебной практики. Вып. 15 / Под ред. К.Б. Ярошенко. – М.: Юридическая литература, 2016. - 447 с.
  12. Романовский Г.Б., Романовская О.В. Организация нотариата в России: учебное пособие / Г.Б. Романовский, О.В. Романовская. - М.: Издательство ПРИОР», 2016. - 256 с.
  13. Румянцева В.Г., Тутинас А.В. Институт нотариальной деятельности: понятие, сущность, содержание // История государства и права.- 2016.- № 6.- С.16-19.
  14. Сазонова М.И. Предисловие // Сборник материалов и статей к 10-летию Центра нотариальных исследований. М., 2016. - С.16-20.
  15. Современное состояние нотариата в Российской Федерации и проблемы его реформирования (Материалы круглого стола 04.02.2014 года) // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.- 2014. - С.39-44.
  16. Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.- 2015. - 251 с.
  17. Трапезникова А.В. Проверка дееспособности завещателя: теоретические и практические вопросы // Наследственное право. 2014. № 4. С. 32 - 34.
  18. Черемных Г.Г. Нотариат как институт превентивного правосудия // Нотариус. -2015. - № 2. - С.11-14.
  19. Черемных И. Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее. - М, 2017. - 194 с.
  20. Шварц М. З. Размышления о содержании и пределах доказательственного значения нотариального акта (на примере нотариально удостоверенных сделок) // Сборник материалов и статей к 10-летию Центра нотариальных исследований. - М, 2016. С.72-79.
  21. Ярков В.В. Нотариат и нотариальное право России: выбор модели развития // Сборник материалов и статей к 10-летию Центра нотариальных исследований. - М., 2016 - С. 26-31.