Файл: Система социальных стандартов: минимальный потребительский бюджет, потребительская корзина и др..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы. Роль теории и методологии планирования и прогнозирования, которая основывается на главных принципах и законах экономики как науки, увеличивается в связи с ростом потребности общества для предвидения экономических событий, и на данной основе формирования экономической политики. Задачи согласования основных элементов экономической политики становятся все более сложными из-за достаточно высокого уровня неопределенности. Планирование и прогнозирование дают возможность определить основные тенденции развития экономики, определить процессы в заданном направлении для достижения поставленных целей, провести оценку эффективности реализации основных направлений экономической и социальной политики.

Разработка системы государственных минимальных стандартов имеет большое значение для экономики и развития территорий Российской Федерации. В настоящее время в соответствии с государственными стандартами определяется потребность региональных и местных бюджетов (минимальная потребность) в отношении обеспечения, перераспределения и закрепления доходов по соответствующим уровням бюджетной системы. Различные уровни доходов и потребления в Российской Федерации, сильно актуализируют проблему финансовых основ формирования пороговых значений прожиточного минимума, доходного равенства и неравенства населения страны.

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении научных и методологических вопросов формирования системы государственных стандартов, таких как минимальный потребительский бюджет, потребительская корзина на примере Московской области.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть определение, характеристику системы государственных минимальных социальных стандартов (минимальный потребительский бюджет, потребительская корзина и других), определить основные методы прогнозирования;
  2. рассмотреть методы прогнозирования и планирования;
  3. обобщить региональный опыт на примере Московской области прогнозирования показателей государственных минимальных социальных стандартов;
  4. предложить мероприятия по совершенствованию системы государственных минимальных социальных стандартов.

Объектом курсовой работы выступает система государственных минимальных стандартов Московской области.


Предметом курсовой работы совокупность организационных, экономических, правовых отношений, которые складываются между участниками процесса по формированию системы минимальных социальных стандартов Московской области.

Вопросы развития системы социальных стандартов рассматривались в трудах таких ученых как, Е.Н. Жильцов, А.М. Бабич, Д.В. Валовой, Н.А. Невской, А.П. Панкрухиной, Н.С. Перекалиной и многих других. Как правило, данные работы были посвящены рассмотрению рыночных механизмов развития предоставления социальных услуг населению, но при этом вопросы стандартизации рассмотрены косвенно.

При написании курсовой работы применялись следующие методы: статистический, логический, сравнительный, экспертных оценок и другие.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

1. Теоретические аспекты определения системы государственных минимальных социальных стандартов

1.1 Определение, характеристика системы государственных минимальных социальных стандартов

Согласно ст. 7 Конституции РФ[1] установлено, что Российская Федерация представляет собой социальное государство, политика его направлена на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь, свободное развитие человека, кроме того ст. 35-44 были закреплены другие социальные права, государство взяло на себя обязательства по их реализации.

Основные гарантии социальных прав представляются в социальных стандартах жизнедеятельности. Социальные гарантии подтверждены в социальной политике, в настоящее время можно выделить две основные функции в системе государственной социальной защиты:

  1. социальные выплаты;
  2. система социального обслуживания одиноких, престарелых инвалидов и других категорий граждан, которые основаны на принципах заботы государства о социального незащищенных группах лиц.

Социальная защита распространяется посредством системы социальных гарантий, представляющих собой механизм долговременного действия, предусмотренных законом обязательств государства, направленных на реализацию конституционных прав граждан. Основу государственных социальных гарантий представляют минимальные социальные стандарты[2].

Минимальные социальные стандарты – установленные законодательством Российской Федерации нормы и нормативы, закрепляющие минимальный уровень социальной защиты. Под государственными минимальными стандартами принято понимать минимальные уровни социальных гарантий, установленных законами Российской Федерации, или решениями государственных органов власти на определенный период времени, выраженные через социальные нормы и нормативы, отражающие наиболее важные потребности человека, которые гарантируют надлежащий уровень потребления и предназначены для определения обязательных минимальных бюджетных расходов для этих целей. Области системы государственных минимальных стандартов представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Система государственных минимальных стандартов

Минимальные социальные стандарты представляют собой устанавливаемые и регламентируемые государством качественные и количественные характеристики основных социальных потребностей на минимально необходимом уровне, доступность которых гарантируется их бесплатностью или доступностью платы за счет средств бюджетов, внебюджетных или страховых фондов. Соответственно, социальные стандарты выступают как гарантии социальных прав, нормы и нормативы, которые закрепили минимальный уровень социальной защиты, безвозмездные социальные услуги, в качестве мерила человеческих потребностей[3].

Задачей правительств и властей в стране является установление справедливых условий социального и трудового права и обеспечение их соблюдения. Однако глобальная конкуренция на рынках и инвесторах является жесткой. Чтобы получить кратковременное конкурентное преимущество, некоторые развивающиеся страны нарушают социальные стандарты, что означает нарушение основных прав трудящихся.

С 1919 года Международная организация труда (МОТ) защищает права работников во всем мире. Его цель - ввести глобально применимые минимальные социальные стандарты. Они призваны помешать отдельным странам или предприятиям получить конкурентные преимущества, нарушая права сотрудников. Государства-члены МОТ приняли ряд конвенций. Однако они являются юридически обязательными только после того, как государства-члены ратифицировали их. Именно поэтому в 1998 году МОТ приняла Декларацию об основополагающих принципах и правах в сфере труда, в которой перечислены наиболее важные из 185 конвенций МОТ и содержится призыв к членам ратифицировать их.


Основные трудовые нормы МОТ признаны на международном уровне как «качественные социальные стандарты» и принимают форму всеобщих прав человека, которые претендуют на справедливость для всех стран - независимо от уровня экономического развития. Право на труд, на справедливые и достойные условия труда, на организацию профсоюзов и право на забастовку уже было установлено в Международном пакте ООН об экономических, социальных и культурных правах 1966 года. Право на социальное обеспечение, право на защиту семьи и соответствующий уровень жизни[4].

Значение социальных стандартов для социальной политики государства достаточно велико. Опираясь на законодательные нормы, стандарты, права, средства, государственные минимальные социальные стандарты устанавливаются, во-первых, с целью реализации социальной политики государства, направленной на удовлетворение важнейших потребностей населения в основных материальных благах и социальных услугах; во-вторых, для обеспечения единого социального пространства на территории страны.

В Российской Федерации к социальным стандартам относят[5]:

  1. прожиточный минимум отдельных категорий населения России;
  2. минимальный размер оплаты труда;
  3. минимальный размер пенсий;
  4. минимальный размер ряда социальных пособий;
  5. нормы по обеспечению бесплатным образованием и здравоохранением;
  6. нормативы социального обслуживания инвалидов, престарелых, детей, оставшихся без обеспечения родителей;
  7. нормативы обеспечения жильем и его доступность и др.

К социальным стандартам уровня жизни является минимальный потребительский бюджет, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты.

Минимальный потребительский бюджет – стоимость набора потребительских товаров и услуг, обеспечивающих социально обоснованный минимальный уровень потребления материальных и духовных благ, необходимых для развития личности.

Прожиточный минимум представляет собой показатель минимального уровня потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности в стоимостном выражении. Кроме того, он включает обязательные платежи и сборы.

Прожиточный минимум определяется в стоимостном выражении в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в целом по Российской Федерации, ее субъектам, а также может определяться по отдельным городам и административно-территориальным объединениям.


Минимальный размер оплаты труда (общепринятая аббревиатура— МРОТ) — законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности[6]. МРОТ также используется для определения величины налогов, сборов, штрафов и иных платежей, которые исчисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда.

Потребительская корзина– это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности[7].

Потребительские бюджеты представляют собой важный инструмент нормативной и аналитической оценки прогнозирования и регулирования величины и динамики уровня жизни и разработки политики в области доходов, выделяют следующие виды потребительских бюджетов: нормативные и фактические. Нормативные потребительские бюджеты представляют собой результаты исследований различных ведомств, а фактические бюджеты получают в результате статистических и специальных обследований[8].

Разновидности нормативных потребительских бюджетов представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. – Разновидности нормативных потребительских бюджетов

Социальная политика государства представляет собой комплекс организационных, экономических и иных мероприятий по улучшению материального благостояния, духовного и физическому развитию населения, оказания помощи социально незащищенным гражданам. Величина доходов, благ и услуг, которая распределяется по группам население и определяет уровень жизни[9].

1.2 Планирование и прогнозирование показателей, характеризующих уровень жизни населения

Уровень жизни – это степень обеспеченности населения необходимыми материальными и нематериальными благами. ООН в качестве обобщающего показателя рекомендовал индекс человеческого развития, состоящий из таких компонентов как, размер ВВП на душу населения с учетом покупательной способности денежной единицы, продолжительность жизни, уровень образования[10].