Файл: Система социальных стандартов: минимальный потребительский бюджет, потребительская корзина и др..pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты определения системы государственных минимальных социальных стандартов
1.1 Определение, характеристика системы государственных минимальных социальных стандартов
1.2 Планирование и прогнозирование показателей, характеризующих уровень жизни населения
2.1 Система социальных стандартов Московской области
2.2 Мероприятия по совершенствованию системы государственных минимальных социальных стандартов
2.2 Мероприятия по совершенствованию системы государственных минимальных социальных стандартов
В практике современной региональной политики Московской области элементы факторного подхода уже применяются, по мнению автора, для разработки научно-практических инструментов для управления системой государственных минимальных социальных стандартов, необходима методология разработки мер контроля.
В соответствии с этим подходом уровень минимальных социальных стандартов определяется как набор обобщающих оценок для основных областей, которые, в свою очередь, состоят из оценок, основанных на конечном числе конкретных показателей, этот подход предполагает использование двух факторов. К этим факторам относятся социальные и экономические факторы. В соответствии с многофакторностью концепции системы минимальных социальных стандартов на рисунке 5. показана структурная модель улучшения системы минимальных социальных стандартов.
Рисунок 5 - Структурная модель улучшения системы минимальных социальных стандартов
Эта модель включает в себя три основные составляющие, такие как управление, контроль, прогнозирование.
Каждый элемент рисунка имеет свой алгоритм по улучшению инвестиционного климата региона. В представленной структуре необходимо выделить блок критических факторов для формирования системы минимальных социальных стандартов.
Критические факторы обычно называют такими факторами, которые не могут быть сформированы в значительной степени правительством (государством, регионом) как субъектами управления социальными процессами на данной территории. К таким факторам необходимо сначала включить весь ресурсный и природный потенциал территории, которая является основой для определения секторов специализации ее экономической системы в межрегиональном и международном разделении труда.
Индикаторы прогнозирования, очень часто, зависят от временных рядов, и выбор моделей основан на этом, а регрессионные модели чаще всего используются для оценки динамики, с помощью которой оцениваются динамика и факторы экономического развития.
Для включения в анализ, предъявляют следующие требования к факторам:
- влияние должно быть существенно на результат;
- количество должно быть меньше объема совокупности;
- они не должны коррелировать между собой;
- переменные модели должны быть поддающимися количественной оценке.
Для построения модели под x- понимается показатель ВРП региона, y - объем расходов бюджета на минимальные социальные стандарты на данной территории.
Таблица 1
Расчетные значения показателей
x |
y |
x2 |
y2 |
x • y |
1856.4 |
13,4 |
3446220.96 |
179.56 |
24875.76 |
1420.5 |
11,7 |
2017820.25 |
136.89 |
16619.85 |
3174.9 |
13,00 |
10079990.01 |
169,00 |
41273.7 |
3680.7 |
68,4 |
13547552.49 |
4678.56 |
251759.88 |
1707.5 |
20,00 |
2915556.25 |
400,00 |
34150,00 |
1707.6 |
20,1 |
2915897.76 |
404.01 |
34322.76 |
13547.6 |
146,6 |
34923037.72 |
5968.02 |
403001.95 |
Уравнение регрессии: y = 0.01661 x -13.0762 Рассчитываем показатель тесноты связи. Таким показателем является выборочный линейный коэффициент корреляции, который рассчитывается по формуле:
В нашем примере связь между признаком уровень расходов и фактором ВРП высокая и прямая. Коэффициент регрессии b = 0.0166 показывает среднее изменение результативного показателя (в единицах измерения у) с повышением или понижением величины фактора х на единицу его измерения. В данном примере с увеличением на 1 единицу y повышается в среднем на 0.0166.
Коэффициент a = -13.076 формально показывает прогнозируемый уровень y, но только если x = 0 близко к выбранным значениям. Но если x = 0 далеко от образца x, то буквальная интерпретация может привести к неправильным результатам, и даже если линия регрессии достаточно точно описывает значения наблюдаемого образца, нет никаких гарантий, которые также будут иметь место при экстраполяции влево или вправо.
Подставляя соответствующие значения х в уравнение регрессии, можно определить выровненные (предсказанные) значения эффективного индикатора y (x) для каждого наблюдения. Связь между y и x определяет знак регрессионного коэффициента b (если> 0 - прямая ссылка, в противном случае - обратная). В нашем примере связь является прямой.
Для построение экономико-математической модели применим инструмент анализ данных MS Excel.
Рисунок 6. - Результаты регрессионного анализа в MS Excel
Кумулятивный коэффициент множественной детерминации, характеризующий процент рассмотренных факторов, составляет 70,79%, что выгодно характеризует модель регрессии.
Проверка адекватности модели: F рассчитан> F табличный (критерий Фишера), поэтому уравнение регрессии является значительным. Таким образом, модель значима, поэтому можно прогнозировать тренд.
Предсказание тенденции - научно обоснованное описание возможных будущих условий объекта, а также альтернативные пути и временные рамки для достижения этого состояния, оценка будущего на основе глубокого анализа тенденций развития явлений и их взаимосвязей.
Прогноз объема инвестиций на 2018, 2019 и 2020 гг. будет выполнен с помощью полученного уравнения регрессии, поскольку его статистическая значимость подтверждается с помощью MS Excel [16].
Рисунок 7 - Прогнозирование тенденций расходов бюджета на минимальные социальные стандарты в 2018-2020 г.
Таким образом, подставим вместо x данные соответствующих расчетных периодов, получим продолжение тенденции. Уравнение Y = 98,096 x + 1914,6.
Таблица 2
Прогнозирование тенденции объема расходов бюджета на 2018 -2020 годы по уравнению тренды
Год |
Номер периода (t) |
Инвестиции по модели регрессии, млн. рублей |
2018 |
8 |
2699,37= 98,096*8+1914,6 |
2019 |
9 |
2797,46 = 98,096*9+1914,6 |
2020 |
10 |
2895,56 =98,096*10+1914,6 |
В итоге, к 2019 году наблюдается тенденция роста объемов расходов. Следует отметить, что приведенные расчеты следует рассматривать не как завершающую стадию прогнозирования, а лишь как предварительный этап в разработке прогноза.
Основной недостаток эконометрических моделей, а именно неприменимость к неоднородным рядам, отсутствует в адаптивных моделях. Небольшое количество ретроспективной информации не позволяет использовать классические методы прогнозирования временных рядов, поскольку они имеют низкую точность и надежность прогноза [17][18].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение социальных стандартов для социальной политики государства досточно велико, государственные минимальные стандарты устанавливаются для реализации социальной политики, которая направлена на удовлетворение потребностей населения в основных благах и услугах, а также для обеспечения единого социального пространства на территории страны и выравнивания жизни на территории субъектов.
В курсовой работе были исследованы вопросы прогнозирования и планирования социальных стандартов. Индекс потребительских цен в России, как ожидается, составит 564,30 пункта индекса к концу этого квартала 2018 года, согласно мировым макромодерам торговой экономики и ожиданиям аналитиков. В июне 2018 года инфляция в России незначительно выросла, достигнув 0,5% в месяц. Цены на продовольственные товары выросли на 0,4% в мае. Инфляция цен на непродовольственные товары замедлилась до 0,4% в мае. Цены на услуги выросли на 0,7%. Инфляция замедлилась до 2,3% в годовом исчислении.
Федеральный закон от 29 декабря 2017 года № 421 – ФЗ ввел поправки, устанавливающие минимальную заработную плату в размере 9 489 рублей с 1 января 2018 года. В то же время вводится правило, согласно которому с 1 января 2019 года минимальная заработная плата будет установлена федеральным законом на уровне прожиточного минимума занятого населения для России в целом за второй квартал предыдущего года год. В соответствии с поправками к Федеральному закону «О прожиточном уровне в Российской Федерации» прожиточный минимум на душу населения и основные социальные и демографические группы населения будет установлен в России в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Высокая инфляция и снижающаяся стоимость рубля по отношению к другим валютам оказали разрушительное влияние на уровень жизни россиян. Согласно официальным данным, реальная заработная плата снизилась на 9,3% в 2015 году. Согласно официальной статистике, более 20 миллионов россиян, примерно 14% населения, сейчас живут в бедности. Это сопоставимо с 16 миллионами в 2014 году.
Денежная стоимость прожиточного минимума определяется как стоимость набора товаров и услуг, признанных минимально необходимыми для удовлетворения потребностей в питании на уровне физиологических минимальных уровней потребления (для взрослых, детей, пожилых людей), а также минимальных требований для одежды, обуви, бытовых предметов повседневной жизни, медикаментов, коммунальных и бытовых услуг, транспорта, культуры. Все это включено в минимальную «потребительскую корзину». Размер прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается Правительством Российской Федерации - в целом в России - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в субъектах Российской Федерации
Наборы продуктов и услуг, включенные в «потребительскую корзину», следует систематически пересматривать. В то же время выбор цен на товары и услуги имеет фундаментальное значение для определения стоимости «потребительской корзины».
В парламенте в настоящее время находится законопроект о внесении изменений в статью 4 Федерального закона о потребительской корзине в Российской Федерации, который предусматривает корректировку сроков действия потребительской корзины». Вместо того, чтобы принять новую корзину, которая расширила бы минимальный набор продуктов питания с увеличением объемов потребления, Кабмин России предложил продлить предыдущий еще на три года до 2020 года. Но даже ссылка на то, что к 1 января 2019 года минимальная заработная плата будет приближена к прожиточному минимуму станет одним из ключевых аргументов в пользу расширение уже не имеет значения, увеличение будет уже к 1 мая 2018 года. Согласно действующему законодательству, потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом в РФ и в субъекты федерации должны определяться не реже одного раза в пять лет из-за изменений в структуре потребления малообеспеченных граждан и необходимости улучшения качества жизни российских граждан.
Минимальный потребительский бюджет рассчитывается для различных категорий населения раз в квартал, этот показатель используется для расчета минимальной заработной платы, пенсии, стипендии, других социальных выплат, в том числе для оказания государственной помощи малоимущим гражданам.
Для разработки минимального потребительского бюджета применяют статистический и нормативный методы. Статистический метод применяют для определения потребительских расходов населения в соответствии с данными обследований бюджетов семей, как правило к нему прибегают при расчете расходов на непродовольственные товары и услуги. Нормативный метод применяется при наличии минимально допустимого с научной точки зрения норматива, чаще всего норма и нормативы применяют при определении потребностей на продовольственные товары.
30 марта 2018 года Счетная плата РФ опубликовала на своем сайте разъяснение, согласно которому планируется переход от прожиточного минимума к минимальному потребительскому бюджету[19]. Как следует из текста документа, отказ от понятия «прожиточный минимум» не повлияет на ухудшение положения граждан. Предполагается, что из всеобщей безопасности необходимо перейти к оказанию социальной помощи тем, кто больше всего в ней нуждается. В настоящее время говорить об осуществлении такого механизма не приходится. Очевидно, что прожиточный минимум не подходит для оценки уровня бедности в стране.