Файл: Система социальных стандартов: минимальный потребительский бюджет, потребительская корзина и др..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В система государственного планирования и прогнозирования применяется большое количество показателей, которые характеризуют уровень жизни населения, дают возможность определить основные направления социальной политики, их можно подразделить на следующие четыре группы[11]:

  1. обобщающие показатели, такие как ВНП, ВВП, фонд потребления на душу населения и т.п.;
  2. доходы населения;
  3. расходы населения, потребление основных товаров и услуг, денежные доходы;
  4. накопление имущества и денежные сбережения.

Наиболее важное значение в планировании и прогнозировании социальных процессов имеет норматив: минимальный потребительский бюджет, представляющий собой стоимость материального обеспечения жизни человека научно обоснованным нормам потребления продуктов питания, основных непродовольственных товаров и платных услуг.

Минимальный потребительский бюджет рассчитывается для различных категорий населения раз в квартал, этот показатель используется для расчета минимальной заработной платы, пенсии, стипендии, других социальных выплат, в том числе для оказания государственной помощи малоимущим гражданам.

Для разработки минимального потребительского бюджета применяют статистический и нормативный методы. Статистический метод применяют для определения потребительских расходов населения в соответствии с данными обследований бюджетов семей, как правило к нему прибегают при расчете расходов на непродовольственные товары и услуги.

Нормативный метод применяется при наличии минимально допустимого с научной точки зрения норматива, чаще всего норма и нормативы применяют при определении потребностей на продовольственные товары.

Выделяют минимальную потребительскую корзину, обеспечивающую минимально нормальный уровень потребления и рациональную потребительскую корзин, которая отражает наиболее благоприятную структуру потребления. Минимальная потребительская корзина лежит в основе определения среднедушевого минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума. Расчет производится для семьи из 4 человек с 2 детьми, одиночки в трудоспособном возрасте, пенсионера, молодой семьи с одним ребенком, студента. Потребительская корзина формируется в соответствии со следующими статьями: питание, одежда, белье, обувь, предметы санитарии, гигиены, лекарства, мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного значения, услуги ЖКХ, отдых, культурные мероприятия, содержание детей в дошкольных учреждениях, налог, обязательные платежи. накопления, другие расходы.


Базовым нормативом для отнесения граждан к малоимущим является прожиточный минимум, от минимального уровня потребления нужно отличать физиологический минимум, необходимый для физического существования человека.

На предварительных этапах прогнозирования оплаты труда проводят прогнозные расчеты фонда оплаты труда путем укрупнения расчетов, в соответствии с прогнозируемым уровнем средней заработной платы и прогнозируемой численности занятых по отраслям. В соответствии со следующими этапами прогнозирования и планирования проводят детализированный расчет фонда оплаты труда. Социальные трансферты прогнозируют на основе среднего размера пенсий, стипендий в прогнозном периоде, численности контингента, получающего перечисленные выплаты.

Обязательные платежи населения прогнозируют в соответствии с нормативным методом. Расходы на оплату услуг рассчитывают на перспективу с применением методов экстраполяции, экспертных оценок, факторных моделей. В соответствии с эмпирическим методом, определяют размеры вкладов населения, приобретения ценных бумаг, валюты.

2. Региональный опыт на примере Московской области прогнозирования показателей государственных минимальных социальных стандартов

2.1 Система социальных стандартов Московской области

Основные социальные стандарты Московской области, могут быть классифицированы по следующим отраслям: охрана здоровья, образование, социальная защита, культура, физическая культура, жилищно-коммунальное обслуживание, транспортное обслуживание, охрана природы и экологическая безопасность.

Уставом Московской области от 11 декабря 1996 года № 55/96- ОЗ ст. 17[12] была установлена система государственных социальных стандартов. Государственным социальным стандартов Московской области признается установленный законодательством области норматив организационного, финансового, материального, правового обеспечения, примененный к обязательству органов государственного власти Московской области по защите и гарантиям конституционного права граждан.


Рисунок 3. - Продукты питания, включаемые в потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в Московской области

Законом Московской области от № 28/2013-ОЗ «О потребительской корзине в Московской области»[13] установлено, что потребительская корзина для основных социально-демографических групп устанавливается не реже одного раза в пять лет. Объемы потребления рассчитываются для трудоспособного населения, пенсионеров, детей.

В Московской области система государственных минимальных стандартов не до конца сформирована, основы данного процесса заложены в существующих нормах и нормативах социальной сферы Московской области. Достаточно полно система социальных норм и нормативов была представлена в таких отраслях как здравоохранение, образование, ЖКХ.

Законом Московской области от 28 октября 2011 года № 176/2011-ОЗ[14] «О нормативах стоимости предоставления муниципальных услуг, оказываемых за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, применяемых при расчетах межбюджетных трансфертов» (с изменениями на 8 ноября 2017 года) установлено, что размер нормативов стоимости предоставления муниципальных услуг и нормативов расходов, определяется в соответствии с методиками Правительства Московской области. Законом установлены нормативны стоимости предоставления услуг в сфере образования, в сфере культуры, в сфере физической культуры и спорта, в сфере организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, состав нормативов расходов в сфере потребительского рынка и услуг и др.

Недостатками нормативов является их базирование на расходах будущих периодов, что в основном ориентируется на возможности бюджета, но не на реальные потребности населения. Нет норм финансирования расходов, отсутствуют требования к объему и качеству предоставления образовательных услуг.

Потребительская корзина представляет собой ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного (готового) потребления человека или семьи. Федеральная служба государственной статистики использует потребительскую корзину для расчета индексов инфляции.

Самым спорным вопросом обычно является методология определения состава потребительской корзины как по ее заполнению, так и ее изменению. В корзину входят в определенной пропорции потребляемые в среднем продукты питания, одежда, электроэнергия, содержание жилого помещения и транспортных средств, медицинское обслуживание, образование и отдых. Для того чтобы корзина адекватно отражала изменение уровня потребительских затрат, она должна ориентироваться на реальную структуру потребления.


Федеральным законом Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» установлены соотношения стоимости непродовольственных товаров и услуг от стоимости продуктов питания в процентах: непродовольственные товары 50% от стоимости продуктов питания; услуги 50% от стоимости продуктов питания. В расчете также установим вышеуказанные соотношения.

Индекс Лайспейреса определяется путем взвешивания цен двух временных периодов по объёмам потребления базисного периода и отражает изменение стоимости потребительской корзины базисного периода, произошедшее за текущий период. Индекс рассчитывается как отношение потребительских расходов, обусловленных приобретением того же набора потребительских благ по текущим ценам (∑Qбаз. *Pтек), к расходам на приобретение потребительской корзины базисного периода (∑Qбаз. *Pбаз) и рассчитывается по формуле:

Il = (1)

Рисунок 4. – Потребительская корзина, рассчитанная по состоянию на 10.07.2018 года

Уровень инфляции расчетный составил 9.9 %, что значительно выше уровня инфляции по стране.

Отражая динамику цен по потребительской корзине базисного периода индекс Лайспейреса не учитывает изменений в структуре потребления, которые возникают из-за изменения цен благ. Отражая лишь эффект дохода и игнорируя эффект замещения, этот индекс даёт завышенную оценку инфляции при росте цен и заниженную в случае их снижения.

Индекс Пааше является одним из индексов цен, который рассчитывается для характеристики изменения цен товаров. Определяется путём взвешивания цен двух временных периодов по объёмам потребления текущего периода и отражает изменение стоимости потребительской корзины текущего периода. Рассчитывается как отношение текущих потребительских расходов к расходам на приобретение такого же ассортиментного набора в ценах базисного периода, формула расчета, следующая:

Ip = (2)

С целью устранения недостатков, присущих индексам Пааше и Лайспейреса, рассчитывается их средняя геометрическая величина — индекс Фишера {\displaystyle (I_{F})}по формуле:

IF= (3)

Большое количество людей рассматривают потребительскую корзину как набор товаров и услуг, который им предлагается в качестве каждодневного использования, нередки возмущения ее составом, попытки использования показателей потребительской корзины для расчетов питания, определения размеров обеспечения товарами и объемом услуг семей[15]. В мировой науке рассматривается показатель потребительской корзины как один из методов оценки нормативных потребительских расходов в семьях. Согласно нормативному методу расчета минимальных потребительских бюджетов, потребительская корзина определяется как набор товаров и услуг, стандарты потребления которых гарантируют минимально приемлемый уровень жизни, независимо от колебаний цен и спроса населения. Другими словами, потребительская корзина называется только потому, что она предназначена для оценки затрат потребителей, то есть нас с вами, для необходимых физиологических и духовных потребностей, т.е. еда, покупка одежды, обувь, предметы домашнего обихода, использование услуг. Конечно, потребители различаются по доходам, потребностям, предпочтениям потребителей, средствам, выделенным на ежедневные покупки. Потребительская корзина не может оценить затраты каждого члена общества, но она может отражать средний уровень средств, необходимых для поддержки группы людей, например групп с низким доходом или с высоким доходом. Компромисс заключается в выявлении общих, основных потребностей изученной группы людей и выравнивании потребностей отдельных людей.


Минимальные наборы, а также сумма прожиточного минимума рассчитываются отдельно для трудоспособного населения, пенсионеров и детей в соответствии с законодательством. Во всем мире, а также в нашей стране в доперестроечные времена потребительские бюджеты рассчитывались для семей разного состава и размера. В частности, бюджеты были определены для семьи из четырех человек (женщина и мужчина трудоспособного возраста и двое детей разных полов). В Белоруссии бюджет для прожиточного минимума по-прежнему рассчитан для такой семьи. Российская потребительская корзина определена для основных социально-демографических групп населения (как того требует закон), но в то же время отражает модели потребления людей, живущих в семье или ведущих совместное хозяйство.

Минимальный набор пищевых продуктов составлен в соответствии с методами Института питания Российской академии медицинских наук на основе физиологических требований к пищевым веществам для различных групп населения, а также рекомендаций Всемирной организации здравоохранения по потребностям человека в белках и энергии. Для нормальной жизнеобеспечения, в зависимости от возраста, выполненных работ и условий жизни, рацион должен быть сбалансирован, включать различные пищевые вещества в рационе, белки, жиры, углеводы и обеспечивать определенный уровень энергии для организма. А именно, эти цифры используются учеными. Принято, что на минимальном уровне для мужчин трудоспособного возраста необходим набор пищевых продуктов, стоимость энергии которых составляет 2730 калорий в день. Энергетическая ценность набора должна достигаться путем рационального и сбалансированного потребления растительных и животных белков, жиров и углеводов. Набор, с учетом этих пропорций, должен представлять основные типы продуктов, используемых населением чаще всего, за исключением иррациональных и нестандартных с точки зрения науки. Специалисты Института питания Российской академии медицинских наук говорят о необходимости сокращения потребления колбас, которые так любят в России, но это приводит к нарушениям обмена веществ. В то же время необходимо увеличить потребление овощей и фруктов.

Минимальные наборы непродовольственных товаров отражают размер покупок товаров, приобретаемых один раз в год или в течение более длительного периода времени. В семьях с низкими доходами расходы на эти товары занимают меньшую долю, чем в состоятельных семьях. В таких семьях предметы гардероба меняются, передаются от одного члена семьи другому. Бытовая техника, предметы мебели ремонтируются и не заменяются в течение длительного времени. К сожалению, эти тенденции усиливаются. Следует отметить, что во многих семьях сохранились изделия советского времени, которые имеют достаточно высокое качество. Снижение качества товаров с ростом их цен приведет к катастрофическим последствиям. В семьях с низкими доходами большая часть дохода тратится на питание и оплату услуг.