ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.07.2019
Просмотров: 161
Скачиваний: 2
План-конспект воспитательного мероприятия класса по теме «Беседа о сохранности учебников»
Класс: 6-Б
Дата: 18.12.2015
Цели: привитие интереса к книгам, развитие ответственности.
Задачи: повышение мотиваций заботиться о книгах, способствовать развитию внимания и бережного отношения, воспитание чувства ответственности.
Актуальность: данное мероприятие нацелено на осознание важности книги и приучение по правильному уходу за книгами; дает возможность каждому ученику применить свои знания в неформальной обстановке.
Оборудование: картинки по теме (книга, дерево, шкаф, пыль, вода, насекомые, порисованная карандашом книга и т.д.)
Методика подготовки: педагог дает новый, ранее не изученный материал; задача учеников осмыслить его и суметь воспроизвести.
Ход мероприятия:
1. Организационное начало:
Учитель: Здравствуйте! Сегодня мы с вами узнаем, что такое книга и какими способами мы можем продлить ее жизнь.
2. Основная часть:
Учитель: У каждого из вас есть книги. Это могут быть сказки, энциклопедии, различные рассказы, но у вас точно есть школьные учебники. Давайте же подробнее узнаем, из чего получаются книги?
Ученик: Из дерева.
Учитель: Это правильный ответ. А знаете ли вы, что на то, чтобы сделать вам школьные учебники, пришлось срубить немало деревьев? А вы только представьте, сколько деревьев нужно срубить, чтобы обеспечить каждого школьника земного шара книгой! Книга – это не только живой природный материал, но и богатый источник знаний! Давайте порассуждаем, что мы можем сделать, чтобы сохранить книгу в хорошем виде и не нанести ей вред?
Ученики: На ней нельзя писать ручкой, нельзя рисовать.
Учитель: Вы правы. Нельзя писать ручкой, потому что вы не одни, кто захочет воспользоваться данной книгой, человеку будет неприятно смотреть на ваши каракули. Так же нельзя писать карандашом, ведь он может поцарапать лист бумаги. Даже если попытаетесь его стереть, след карандаша может остаться, и стирая, можете протереть лист до дырки. Чего еще нельзя делать с книгой?
Ученики: Нельзя загибать страницы.
Учитель: Верно. Загибая странички, вы можете переломить их, и они порвутся. Скажите, вы наверняка все занятые дети и у вас остается не так уж много свободного времени. Вы часто листаете учебник и одновременно с этим едите?
Ученики: Да, бывает, что даже вода попадает на учебник или еда.
Учитель: Влага и пятна также портят книгу. Так что же мы можем сделать, чтобы сохранить учебники? Давайте поговорим об этом более подробно.
Оберегайте свои бумажные издания от прямого попадания солнечных лучей, бумага от этого желтеет, а переплеты книг выцветают. И помните, что книги не любят сырости, грязи и пыли.
Загнутые страницы в книге можно легко распрямить. Просто положите на помятый край страницы влажную промокательную бумагу с обеих ее сторон и оставьте на время, чтобы страничка увлажнилась. Потом убираете промокательную бумагу, а книгу положите под каким-нибудь тяжелым предметом.
Если книги покрываются плесенью, значит у вас в помещение чрезмерно повышенная влажность. Обнаружив плесень, безотлагательно просушите бумажное издание, и протрите листы пораженные грибком ватным тампоном, смоченным в двухпроцентном растворе формалина.
Ни в коем случае не втирайте образовавшуюся плесень сухой тряпкой в книгу, она вам не помощник, только формалин. У вас остались пятна от повреждений нанесенной плесенью бумаге. Чтобы их как-то обесцветить, советуем, протереть пятнышки, образовавшиеся после грибка, тряпочкой смоченной перекисью водорода, заблаговременно подложив с обратной стороны листа картон. Минут через двадцать протрите смоченное место сухой салфеткой или промокашкой. При необходимости, для достижения нужного вам эффекта повторите процедура ещё пару раз.
Книгам противопоказана грязь. Взяв с полки, оберните книгу бумагой или специальной обложкой. Откажитесь от дурной привычки, если она у вас есть, читать во время еды, переворачивать страницы мокрыми пальцами. От такого обращения книга быстро стареет и ветшает.
Пыль тоже вредит книгам, а поэтому лучше всего хранить их в закрытых книжных шкафах. Удалять ее можно пылесосом или протирать книги шерстяной тряпкой, а сами полки — влажной тряпкой либо увлажненной 2%-ным раствором формалина.
Следы от пальцев и карандашные пометки легко удаляются мякишем свежего хлеба. Отпечатки пальцев можно смыть мыльным раствором. Следы от мух — уксусом. Чернильные пятна боятся лимонной кислоты и сока, еще больше — смеси щавелевой кислоты с "Тройным" одеколоном (1:4). Лимонная и щавелевая кислоты применяются также против ржавых книжных пятен.
Свежие жирные пятна можно удалить, прогладив страницу утюгом через промокательную бумагу. Если не получилось, присыпьте пятна сухим просеянным мелом или порошком белой глины и снова прогладьте. Для удаления застарелых пятен замесите толченый мел или зубной порошок на бензине, нанесите густую кашицу на загрязнение, дайте высохнуть, а затем осторожно очистите мягкой сухой тряпочкой. Жирные пятна можно вывести магнезией, продающейся в аптеках. Добавьте к ней несколько капель бензина и замажьте пятно.
Ледериновую обложку книги протирайте влажным тампоном, нанеся на него немного стирального порошка. Коленкоровую обложку хорошо очистит мягкая чернильная резинка. Кожаный переплет освежают шерстяной тряпочкой, смоченной в слегка взбитом яичном белке.
Прежде всего, нормализуйте влажность воздуха (не выше 55—60%). Книги изолируйте от продуктов. Зараженные книги поставьте на их обрезы, раскрыв веерообразно, в плотно закрывающийся ящик с препаратом "Антимоль". При температуре 25—-2 7° С подержите их там 7—10 дней. Обработка продлится недели три, если температурный режим будет ниже 15—16° С. Обязательно осмотрите места скопления насекомых: плинтусы, вентиляционные решетки и т. д. Книжные стеллажи обработайте препаратами "Прима-7 1" и "Прима-У". После обработки покиньте помещение на несколько часов. Прежде чем поставить книги обратно, проветрите их.
Могут повредить книгу и насекомые: книгоеды, моль, точильщик. Мелкое бледно-желтое либо белое насекомое отряда сеноедов (книгоед) появляется в квартире с повышенной влажностью и быстро распространяется. Бороться с ним нужно беспощадно.
Учитель. А сейчас хотелось бы провести небольшой тест, который покажет как вы собственно относитесь к экологии и окружающему нас миру.
Ученики: пишут тест
Тест "Уровень экологической культуры подростков"
Отметьте выбранный вариант ответа по 6-балльной шкале, где:
0-1
обозначают отсутствие выраженности качества (0 - полное отсутствие, 1 - слабая степень выраженности),
2-3
обозначают среднюю степень выраженности (2 - ниже среднего, 3 - среднее значение),
4-5
обозначают высокую степень выраженности (4 - высокая, 5 - устойчиво высокая).
I. Экологическая образованность
-
Как Вы оцениваете собственные экологические знания?
-
Насколько необходимо для Вас углубление и расширение своих экологических знаний?
-
В какой мере развитие личности зависит от перспектив взаимодействия между обществом и природой?
-
В какой степени при выполнении учебно-исследовательской работы (реферат, проект, курсовая работа) Вы раскрываете экологическую значимость решаемой проблемы?
-
Считаете ли Вы, что ухудшение состояния окружающей среды отрицательно влияет на Ваше здоровье?
-
Как часто Вы используете экологические знания и умения в повседневной жизни (не собираете грибы и лекарственные травы вдоль дорог, не сжигаете пластиковую посуду, т.д.)?
-
Как часто Вы читаете статьи в периодической печати или научных изданиях, посвященные обсуждению экологических проблем?
II. Экологическая сознательность
-
Насколько Вас присуще чувство ответственности за сохранение окружающей природы?
-
В какой мере недопустимо для Вас участвовать в пикнике на территории особо охраняемых природных зон, в том числе заповедника?
-
В какой мере значимой Вы считаете экологическую подготовку специалиста XXI века?
-
Насколько распространяете Вы понимание гуманизма (доброты, бережности) на гуманное отношение человека к природе?
-
Как часто в кругу друзей Вы обсуждаете проблемы, связанные с ухудшением экологической ситуации?
-
Насколько важным, по Вашему мнению, является развитие общественного экологического движения в учебном заведении?
-
Насколько значимо для Вас получать положительный эмоциональный настрой от общения с природой?
III. Экологическая деятельность
-
Как часто Вы участвуете в экологических рейдах, экологических субботниках?
-
В какой степени за последние 2-3 года у Вас возросло желание участвовать в экологической деятельности?
-
В какой мере Ваше участие в экологической деятельности определено тем, что каждый человек должен проявлять заботу о состоянии окружающей среды?
-
Если Вы станете свидетелем нарушения норм экологической деятельности, экологической катастрофы, в какой степени Ваша позиция будет активной и принципиальной (подпись в коллективном воззвании, участие в марше протеста)?
-
Как часто Вы препятствуете неэкологичному поведению окружающих, а также Ваших друзей (сбору редких растений, первоцветов весной, организации несанкционированных свалок и т.д.)?
-
Как часто лично Вы являетесь инициатором экологических мероприятий?
Обработка результатов теста
На основе общей суммы набранных баллов можно определить уровень развития экологической культуры личности. В соответствии с ключем для обработки результатов тестирования кроме определения уровня общей экологической культуры как интегральной величины было предусмотрено выделение трех основных уровней экологической образованности, экологической сознательности и экологической деятельности - низкого, среднего и высокого.
I. Экологическая образованность
Низкий уровень (А) - 0-13 баллов, характеризуется недостаточной развитостью экологических интересов, наличием фрагментарных экологических представлений и знаний, которые не реализуются в повседневной жизни и творческой работе.
Средний уровень (Б) - 14-24 балла, означает наличие интересов, представлений в области экологии, понимание важности сотрудничества между обществом и природой.
Высокий уровень (В) - 25-35 баллов, предполагает единство системы экологических интересов, представлений и их реализации в научно- исследовательской работе и повседневной жизни, практикоориентированность знаний.
II. Экологическая сознательность
Низкий уровень (А) - 0-13 баллов, означает несформированность экологически значимых ценностных ориентаций, недостаточную убежденность в необходимости бережного отношения к природе, отсутствие установки на взаимовыгодное сотрудничество природы и общества, базирующейся на принципах гуманизма.
Средний уровень (Б) - 14-24 балла, предполагает наличие убеждений, адекватных экологическим знаниям, взаимообусловленность экологических ценностных ориентаций и установок, которые, однако, не всегда реализуются в поступках.
Высокий уровень (В) - 25-35 баллов, характеризуется сформированностью системы убеждений, ценностных ориентаций и установок, побуждающих овладевать новыми экологическими знаниями и реализовывать их в деятельности, основанной на гуманном отношении человека к природе.
III. Экологическая деятельность
Низкий уровень (А) - 0-11 баллов, означает пассивность личности и неучастие в мероприятиях, посвященных экологическим проблемам, а возможность участия связана с административным привлечением.
Средний уровень (Б) - 12-20 баллов, характеризуется достаточно активным участием в экологических мероприятиях, основанном на принципиальной и активной позиции личности в соответствии с экологическими убеждениями, ценностями, установками.
Высокий уровень (В) - 21-30 баллов, предполагает высокую активность личности не только в участии, но и в разработке и проведении экологических мероприятий при сформированности мотивационно-целевого компонента в структуре личности.
Комбинации уровней экологической образованности, экологической сознательности и экологической деятельности дают, соответственно, низкий, средний или высокий уровни экологической культуры учащихся.
Общая оценка уровня экологической культуры
Уровень экологической культуры |
Экологическая
образованность |
Экологическая
сознательность |
Экологическая
деятельность |
Очень низкий |
А |
А |
А |
Низкий |
А |
Б |
А |
Ниже среднего |
Б |
Б |
А |
Средний |
Б |
Б |
Б |
Выше среднего |
Б |
В |
Б |
Высокий |
В |
В |
Б |
Очень высокий |
В |
В |
В |
Учитель: А теперь давайте разобьемся на три команды по рядам. Пусть каждый ряд подведет итоги и озвучит так много способов, как можно сохранить книгу, сколько сможет.
Ученики: (Свои собственные умозаключения).
3. Заключительная часть.
Учитель: Вы все молодцы, вам удалось назвать не только те способы, которые мы обсудили с вами на уроке, но еще и дополнить этот список благодаря своим собственным наблюдениям и опыту. Надеюсь, вам понравился урок. И не забывайте беречь книги!