Файл: Особенности политики развития персонала малых предприятий.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Элементы и методы политики развития персонала
1.1. Роль и ответственность менеджера за управление персоналом
1.2. Миссия специалиста по человеческим ресурсам
Глава 2. Оптимизация эффективной политики развития
2.2. Способы стимулирования рабочего процесса как основное направление развития персонала
- Бережно относится к имуществу работодателя и других работников;
- Незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя;
Работодатель имеет право:
- Заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
- Вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;
- Поощрять работников за добросовестный эффективный труд;
- Требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдении правил внутреннего трудового распорядка организации;
- Привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
- Принимать локальные нормативные акты;
- Создавать объединение работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них;
Работодатель обязан:
- Соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
- Предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;
- Обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;
- Обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;
- Обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;
- Выплачивать в полном размере причитающуюся заработную плату в сроки, установленные настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовыми договорами;
- Вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном настоящим Кодексом;
- Предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроль за их выполнением;
- Рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях законов и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права, принимать меры по их устранению и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям;
- Создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией предусмотренным настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным оговором формах;
- Обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;
- Осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами;
- Возмещать вред, причинённый работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.[4.]
Коллективно-договорное регулирование - форма управления трудовыми отношениями, которая может иметь место лишь при определенном уровне развития и зрелости субъектов трудовых отношений - организаций работников и работодателей, представляющих и защищающих их интересы. На федеральном, отраслевом и территориальном уровнях появляется третий субъект регулирования трудовых отношений - государство в лице органов исполнительной власти.
Социальное партнерство - особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночному обществу, обеспечивающий оптимальный баланс реализации основных интересов различных социальных групп, в первую очередь наемных работников и работодателей. Система социального партнерства включает в себя следующие элементы: принципы, субъекты, уровни, функции, формы и механизм реализации. Остановимся последовательно на каждом из них.
Практика партнерских отношений выработала такие формы их реализации, как коллективные договоры и соглашения, консультации и переговоры по реализации социальной и трудовой политики, согласование действий, направленных на удовлетворение интересов сторон, совместный контроль за выполнением достигнутых сторонами договоренностей, обеспечивающий исполнение действующего законодательства.
Отраслевые (тарифные) соглашения определяют направления социально-экономического развития отрасли.[5.] Участниками отраслевых соглашений могут являться также три стороны - соответствующие профсоюзы (иные представительные органы, уполномоченные работниками), работодатели (объединения работодателей), Министерство труда Российской Федерации.
Предметом тарифных соглашений могут быть все условия труда, как материальные, так и нематериальные, например заработная плата, продолжительность рабочей недели и предоставление отпуска, а также и другие права и обязанности в рамках трудовых отношений. Для урегулирования всех этих вопросов действует одновременно несколько тарифных соглашений разного плана: например, тарифные соглашения об оплате труда значительно отличаются от так называемых «отраслевых» или «обобщающих» тарифных договоров
Тарифные соглашения:
Примерная структура тарифного соглашения следующая:
1. Сфера действия.
2. Прием на работу и испытательный срок.
3. Рабочее время, режим работы, рабочее место.
4. Увольнение и договор об аннулировании трудового соглашения (форма увольнения, освобождение от работы для поиска нового места, сроки увольнения).
5. Отпуск.
6. Социальная защита.
7. Рабочее время.
8. Изменение режима работы.
9. Надбавки к заработной плате при изменении условий труда.
10. Выплаты заработной платы.
11. Правила оплаты времени болезни.
12. Простои, освобождение от работы с сохранением заработной платы.
13. Претензии по поводу условий и оплаты труда.
14. Оплата командировочных.
15. Ответственность за качество и урегулирование вопросов, связанных с появлением брака.
16. Методы оценки произведенной работы.
17. Урегулирование спорных вопросов.
18. Прочие положения.
19. Вступление соглашения в силу, прекращение его действия.
Государство и государственные органы не имеют права вмешиваться в тарифные соглашения, особенно это касается насильственного вмешательства в случаях забастовок как формы борьбы рабочих за свои права.
Отраслевые соглашения ориентируются главным образом на интересы работников и работодателей данной отрасли при одновременном учете параметров решения социально-экономических проблем в межотраслевом плане
Таким образом, выражается тройственная функция тарифных соглашений: обеспечение защиты, порядка и социального спокойствия. Функция обеспечения защиты заключается в том, что тарифный договор защищает экономически зависимого ра-5отника от эксплуатации со стороны работодателя. Функция обеспечения порядка обусловливается созданием долгосрочной и надежной основы, имеющей для работников большое социальное, а для предпринимателей - экономическое значение. Спокойствие же поддерживается благодаря тому, что по вопросам, отрегулированным в тарифном соглашении, забастовки запрещены на весь срок действия этого соглашения.
Территориальные соглашения заключаются между представительными органами наемных работников (как правило, территориальными советами профсоюзов), объединениями работодателей и территориальными органами исполнительной власти, Работодатели и работники предприятий и организаций, расположенных в конкретных регионах, в процессе переговоров об условиях труда должны исходить из экономических условий производства в регионе и адекватных им трудовых отношений. Поскольку рынок труда формируется на отдельных территориях, это объективно ставит региональные отношения в разряд важнейших инструментов социального партнерства. Их значение определяется тем, что они являются первой ступенью децентрализованного регулирования трудовых отношений, включая условия оплаты труда.
Коллективные договоры заключаются в организациях и на предприятиях для регулирования трудовых отношений.[11.] Они регулируют трудовые отношения, конкретизируя, дополняя и развивая нормы, принятые в отраслевом, территориальном, генеральном соглашениях.
Генеральные, отраслевые, специальные соглашения и коллективные договоры организаций представляют звенья системы, предусматривающей механизм приоритетности положений соглашения более высокого уровня при заключении договоров на более низком уровне. Поэтому генеральное соглашение, которое разрешает лишь общие проблемы взаимоотношений работодателей и профсоюзов, очевидно, должно предшествовать заключению отраслевых соглашений. В свою очередь отраслевые соглашения, в которых определяются конкретные условия труда, его оплаты и увольнения работников, представляют набор минимальных гарантий, конкретизируемых на территориальном и отраслевом уровнях, а затем на уровне организации. Однако подобная очередность процесса подписания соглашений и договоров законом не предусмотрена, хотя и представляется логичной. Видимо, со временем такой порядок будет закреплен. Пока же на практике он не соблюдается: отраслевые соглашения заключаются при отсутствии генерального, в организациях - без ожидания отраслевых.
Отраслевые соглашения являются средством защиты интересов, в первую очередь работников. Однако они необходимы и работодателям, поскольку позволяют им согласовать между собой основные элементы управления трудом (цену рабочей силы, виды и размеры социальных выплат и др.) и тем самым создать предпосылки для повышения конкурентоспособности своего предприятия, преодоления: социальных конфликтов в трудовых коллективах.
Отличие соглашений от коллективных договоров состоит в том, что они могут включать в качестве субъектов, подписывающих соглашение, три стороны, в том числе полномочных представителей государственных органов.
Порядок, сроки разработки и заключения соглашений и коллективных договоров принципиально не отличаются. В соглашениях в отличие от коллективных договоров со стороны работодателей участвуют также представительные органы. На уровне предприятия это, как правило, первое административное лицо. Что касается содержательной стороны соглашений, то здесь нет строгой регламентации: сами стороны добровольно определяют, что включать в них. Соглашения, как правило, очень близки по содержанию коллективным договорам.
Свобода труда провозглашена в ч. 1, ст. 37 Конституции РФ в соответствии со ст. 23 Всеобщей декларации прав человека.
Свобода труда означает, что только самим гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному творческому труду. Реализуя это право, гражданин может выбирать тот или иной род деятельности и занятий. Он может, например, самостоятельно обеспечивать себя работой в качестве предпринимателя, фермера, члена кооператива, заниматься индивидуальной трудовой деятельностью и т.д. Эта сторона трудовой деятельности урегулирована ст. 34 Конституции Российской Федерации.
Ст. 37 Конституции РФ определяет главным образом реализацию права на труд как работу по найму, выполняемую на основании трудового договора (контракта), т.е. соглашения между гражданином (который в этом случае приобретает статус работника) и предприятием, учреждением, организацией или другим гражданином (которые в этом случае являются работодателями). Трудовые отношения всех лиц наемного труда регулирует законодательство о труде.
Сейчас должностные лица организаций, независимо от форм собственности, несут уголовную ответственность за незаконное увольнение работника, за неисполнение решения суда о восстановлении работника на работе, за задержку выплат заработной платы и за иные существенные нарушения законодательства РФ о труде.
В развитии этой системы заинтересованы как работодатели, так и работники, поскольку она выполняет важные функции.
Первая функция заключается в том, что коллективный договор, с одной стороны, призван защищать работодателей от необоснованных требований работников, удовлетворение которых может нарушить ритм производственного процесса и нанести экономический ущерб, с другой - защищать работников, являющихся более уязвимым субъектом трудового отношения, от предпринимателей, использующих преимущества своего экономического положения в личных интересах. Таким образом, коллективный договор служит согласованию интересов работодателей и работников.
Вторая - организующая функция коллективно-договорных отношений также направлена на обеспечение заинтересованности обеих сторон этих отношений и общества в целом. Зафиксированные в соглашении условия труда (размер заработной платы, условия оплаты, продолжительность отпусков, дополнительные социальные льготы) позволяют работодателю заранее планировать издержки производства и предполагаемую прибыль. Для работника они представляют определенные гарантии удовлетворения его собственных интересов. Все это создает предпосылки взаимного согласия и повышения эффективности труда, что служит интересам общества в целом.