Файл: Особенности политики развития персонала малых предприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Третья функция направлена на установление и поддержание стабильности трудовых отношений. Эта сторона трудового договора, конечно, не может устранить конфликты во взаимоотношениях субъектов рынка труда, поскольку у каждого из ни: есть свои социальные интересы и цели, однако она предполагает установление процедур согласования требований, рассмотрения проблем обеих сторон, в результат чего вырабатываются взаимоприемлемые решения. Когда условия соглашения при обретают форму договора, создается гарантия социальной и экономической стабильности, обеспечиваемая запретом на проведение забастовок во время действия коллективного договора. Таким образом, заключение коллективного договора представляет собой творческий процесс, направленный на согласование интересов обеих сторон.

Важнейшим преимуществом коллективно-договорного регулирования трудовых отношений является выбор вариантов и гибкость принятия решений.

2.2. Способы стимулирования рабочего процесса как основное направление развития персонала

На примере организации «Атомтрудресурсы-центр» история которого с 1996 года и по сей день насчитывает огромный опыт в реализации задач управления человеческими ресурсами.

В соответствии с п.2.1. Устава Общества с ограниченной ответственностью «Атомтрудресурсы-Центр» целями Общества являются оказание услуг производственно-технического и социального характера ОАО Концерн "Росэнергоатом" и иным организациям; обеспечение социальной безопасности атомных станций; организация и планирование деятельности объектов обслуживающих производств и хозяйств атомных станций.

Для достижения целей, указанных в пункте 2.1. Устава, Общество осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности (предмет деятельности Общества):

- консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления;

- предоставление услуг по подбору и содержанию обеспечивающего персонала центрального аппарата и филиалов ОАО Концерн "Росэнергоатом" и иных организаций;

- предоставление услуг по подбору, комплектованию, подготовке и направлению эксплуатационного персонала на строящиеся зарубежные АЭС;


- оказание услуг по разработке и реализации программ занятости высвобождаемого персонала АЭС, содействие в трудоустройстве посредством предоставления информации о наличии рабочих мест и вакантных должностей на предприятиях городов энергетиков;

-образовательная деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала атомных и тепловых электростанций, в том числе консультации, разработка, внедрение и эксплуатация технических средств обучения и учебно-методического обеспечения, организация и проведение учебно-информационной работы с населением.

В процессе освоения функций эксплуатирующей организации атомных станций России (Указ Президента России от 07.09.1992 года № 1055) концерном «Росэнергоатом» выявилась необходимость создания специализированного дочернего предприятия, которое могло бы оказывать услуги производственно-технического и социального характера предприятиям и организациям концерна «Росэнергоатом».

Дочернее государственное унитарное предприятие «Атомтрудресурсы» концерна «Росэнергоатом» (далее – Атомтрудресурсы) учреждено в соответствии с приказом Генерального директора концерна «Росэнергоатом» от 29 мая 1997 года № 116. Устав предприятия зарегистрирован 23 июня 1997 года.

Уже первые шаги, предпринятые новым предприятием, показали правильность выбранного направления в работе. До конца 1997 года Атомтрудресурсы оказали услуги концерну «Росэнергоатом» по 12 хозяйственным договорам на общую сумму 80,2 млн. рублей.

Были осуществлены услуги по анализу состояния рынка труда в местах расположения атомных станций концерна «Росэнергоатом», информационно-консультационные услуги по изучению и созданию законодательной базы в области занятости населения.

Общим итогом работы 1997 года стали предложения по разработке и принятию программ содействия занятости высвобождаемых работников атомных станций концерна «Росэнергоатом» и предложения по созданию новых рабочих мест. Данные предложения были одобрены концерном «Росэнергоатом» и стали основой для дальнейшей работы Атомтрудресурсов.

В течение 1998 года, Атомтрудресурсы, с привлечением специалистов концерна «Росэнергоатом», ВНИИАЭС, Министерства труда и социальной защиты России, Комитета по труду и занятости г. Москвы, а также атомных станций концерна «Росэнергоатом» провели большую работу по формированию комплексной Программы содействия занятости высвобождаемых работников атомных станций и созданию новых рабочих мест.


Были разработаны бизнес-планы по созданию новых рабочих мест на Калининской, Нововоронежской и Смоленской атомных станциях, всем атомным станциям предложен для внедрения целый ряд новых производств и технологий с соответствующими технико-экономическими обоснованиями.

Данная Программа была одобрена на совещании Совета межрегиональной ассоциации городов и предприятий атомной энергии и рекомендована концерном «Росэнергоатом» для реализации на атомных станциях России.

Атомтрудресурсы продолжали поддерживать и развивать многие другие виды деятельности концерна «Росэнергоатом».

Разработаны и внедрены требования по подбору, обучению и командированию в ЗАО «Атомстройэкспорт» специалистов концерна «Росэнергоатом», рекомендации по номенклатуре персонала, требуемого для командирования в ЗАО «Атомстройэкспорт» для работы на блоке № 1 АЭС «Бушер», строящейся в Иране, внедрены предложения по структуре и штатному расписанию дирекции по эксплуатации АЭС «Бушер».

Проводилась большая работа в области организации труда и заработной платы эксплуатационного персонала атомных станций.

Специалисты Атомтрудресурсов принимали активное участие в формировании единой системы оплаты труда работников атомных станций, разработке типовых организационных структур управления атомных станций с разными типами реакторов, нормативной численности персонала атомных станций и порядка ее расчета, формированию системной работы с кадровым резервом атомных станций, в том числе руководящих работников.

Атомтрудресурсы обеспечивали содействие в работе концерна «Росэнергоатом» с органами государственной власти, регионов и общественных организаций по выдвижению законодательных инициатив в области атомной энергетики, формированию условий деятельности атомных станций и концерна «Росэнергоатом» на федеральном оптовом рынке электроэнергии и мощности (ФОРЭМ).

Большое внимание Атомтрудресурсы уделяли содействию малому предпринимательству.

Только в 2002 году на реализацию мероприятий по созданию новых рабочих мест за счет развития малых форм бизнеса были привлечены средства региональных фондов поддержки малого предпринимательства на сумму свыше 20 миллионов рублей и около 5 миллионов рублей – средств населения.

Выполнялись большие работы по профориентации молодежи в атомной энергетике с анализом их социальных проблем в городах атомных станций, определены условия профессионального развития и занятости молодых работников, проявления их деловой и правовой активности, социальной адаптации.


Получила развитие работа по заключению целевых договоров подряда в интересах концерна «Росэнергоатом» со специалистами, выполняющими заказы по многим направлениям деятельности концерна «Росэнергоатом».

Образование в 2002 году Генерирующей кампании на базе концерна «Росэнергоатом» и изменение его юридического статуса вызвало необходимость изменений и в деятельности ДГУП «Атомтрудресурсы».

В соответствии с приказом ФГУП концерн «Росэнергоатом» от 31 марта 2003 года № 269 было образовано обособленное подразделение ФГУП концерн «Росэнергоатом» - филиал концерна «Росэнергоатом» «Атомтрудресурсы» (далее Атомтрудресурсы).

Изменение юридического статуса и, соответственно, стоящих перед Атомтрудресурсами задач, привело к качественному изменению всей его деятельности.

Получив права филиала Генерирующей кампании, Атомтрудресурсы стали полноправным подразделением концерна «Росэнергоатом», имеющим возможность непосредственно оказывать влияние на деятельность атомных станций в области управления персоналом и объектами социальной сферы атомных станций концерна «Росэнергоатом».

Опыт, полученный в результате деятельности ДГУП «Атомтрудресурсы», был использован при реализации программ содействия занятости высвобождаемого персонала атомных станций.

Атомтрудресурсы постоянно осуществляли координацию работы рабочих групп атомных станций по реализации локальных программ занятости, был проведен мониторинг состояния рынка труда в местах расположения атомных станций.

На основании данных муниципальных центров занятости выполнен расчет средней стоимости создания одного рабочего места и определены расходы на создание новых рабочих мест для прогнозируемого числа высвобождаемого персонала непрофильных видов деятельности.

Все результаты проведенной работы Атомтрудресурсы передавали безвозмездно соответствующим подразделениям атомных станций.

Для решения задач по трудоустройству высвобождаемых работников атомных станций Атомтрудресурсы предложили концерну «Росэнергоатом» и его филиалам – действующим атомным станциям комплексный подход к снижению численности персонала атомных станций.

Атомтрудресурсы совместно с действующими атомными станциями провели анализ видов деятельности, перечисленных в положениях о филиалах концерна «Росэнергоатом» - действующих атомных станциях, выявили целый ряд видов деятельности, которые не связаны непосредственно с производством электрической и тепловой энергии на атомной станции. Перечень таких видов деятельности послужил основой для разработки на всех атомных станциях, под методическим руководством и непосредственном участии специалистов Атомтрудресурсов, локальных программ вывода непрофильных подразделений и производств из структуры атомных станций на 2005 – 2008 годы.


Следствием этой работы для Атомтрудресурсов стала разработка и реализация Сводной программы вывода непрофильных подразделений и производств из структуры атомных станций на 2005 – 2008, которая была одобрена Правлением концерна «Росэнергоатом» и утверждена руководством концерна.

При разработке Сводной программы в полной мере был использован опыт, полученный в предшествующие годы в результате коммерциализации отделов рабочего снабжения и преобразований некоторых других подразделений атомных станций (автотранспортные хозяйства, ремонтно-строительные участки, подсобные сельские хозяйства и другие).

Реализация мероприятий, предусмотренных в утвержденной Сводной программе, выявила проблему решения задачи финансирования и содержания объектов социальной сферы атомных станций.

Решение данной задачи, по предложению Атомтрудресурсов, проводилось в концерне «Росэнергоатом» по двум направления:

- вывод непрофильных подразделений и производств из структуры атомных станций путем передачи их в муниципальную или в иные виды собственности;

- достижения безубыточности (повышение доходности) объектов социальной сферы, обеспечивающих выполнение обязательств по коллективным договорам атомных станций.

В настоящее время практически все мероприятия, предусмотренные Сводной программой концерна «Росэнергоатом», выполнены или находятся в стадии выполнения.

Для решения задачи достижения безубыточности (повышение доходности) объектов социальной сферы, обеспечивающих выполнение обязательств по коллективным договорам атомных станций, в 2004 году, по инициативе Атомтрудресурсов, руководством концерна «Росэнергоатом» был утвержден укрупненный Перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, оставляемых концерном «Росэнергоатом» за собой на праве хозяйственного ведения. Перечень таких объектов ежегодно уточняется по мере выполнения мероприятий, предусмотренных Сводной программой вывода непрофильных подразделений и производств из структуры атомных станций на 2005 – 2008 гг.

Одновременно на каждый из объектов, вошедших в укрупненный Перечень, атомными станциями ежегодно разрабатывается программа достижения безубыточности (повышения доходности) этих объектов, которые проходят экспертизу в Атомтрудресурсах и становятся дополнительным аргументом при защите ФГУП концерн «Росэнергоатом» своих тарифных предложений в Федеральной службе по тарифам России.

Опираясь на полученный многолетний опыт работы в области социальной защиты интересов работников атомных станций и в целях обеспечения социальной безопасности атомных станций Атомтрудресурсы предложили концерну «Росэнергоатом» создать систему социальной защиты работников атомных станций России.