Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции(Конкуренция и ее виды).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Конкуренция в переводе с латинского языка означает борьбу, соревнование или состязание. Она характерна для рыночных отношений и возникает по причине того, что экономические агенты свободны в своих действиях.

В зависимости от определенных факторов их интересы могут пересекаться. Обычно в экономической науке под конкурентной борьбой понимается соревнование между производителями за покупательский спрос. Конкуренция имеет различные формы.

Идеальная модель конкурентного взаимодействия между субъектами в сфере рынка называется моделью совершенной конкуренции.

Она используется с целью исследования хозяйственных процессов и явлений для их оптимизации в реальной экономической системе.

Совершенная конкуренция складывается в свободной среде, где ни один субъект не способен воздействовать на цену, спрос и предложение.

Рынок совершенной конкуренции является идеальной моделью отношений, которая не существует в реальном мире. На практике обычно одна или несколько характеристик данной модели нарушаются, тогда речь идет о рынке несовершенной конкуренции.

Именно конкурентная борьба и служит наилучшему обеспечению рынка различной продукцией. Все это обуславливает актуальность темы данной курсовой работы.

Теоретическое и практическое значение курсовой работы состоит в том, что ее результаты позволяют более полно и разносторонне уяснить сущность и особенности конкуренции, процесс эволюции теорий конкуренции.

Информационной базой курсовой работы явились научные труды современных ученых и исследователей, материалы периодической печати, информация сети интернет.

При написании курсовой работы использовались научные труды таких ученых и исследователей, как Философова Т. Г., Быков В. А., Дмитриев А. В., Жуков В. И., Пядухов Г. А. и некоторых других.

Объектом исследования является конкуренция.

Предмет исследования – теории конкуренции.

Целью курсовой работы является изучение основных теорий конкуренции.

Задачами курсовой работы являются:

-определить понятие конкуренции;

-рассмотреть роль конкуренции в развитии рыночных отношений;

- изучить эволюцию теории конкуренции;

-выделить основные теории конкуренции.

Структурно курсовая работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.


Глава 1.Теоретические аспекты изучения конкуренции

1.1.Конкуренция и ее виды

Одной из характерных черт рыночной экономики является наличие конкуренции. Она возникает вследствие того, что все субъекты хозяйствования свободны в своей деятельности.

Преследуя собственные цели, экономические агенты сталкиваются друг с другом в рыночной среде, так как их интересы могут соприкасаться или пересекаться.

В переводе с латинского «конкуренция» означает соперничество, состязание, соревнование.

В большинстве случаев, определение данного понятия сводится к борьбе между производителями за потребительский спрос на рынке.[1]

В ходе исторического развития хозяйственных отношений, а также вследствие формирования специфических черт экономики появились различные виды конкуренции.

В экономической науке наиболее часто упоминаются следующие из них:

  1. Межотраслевая конкуренция, которая возникает между отраслями народного хозяйства за наиболее выгодное вложение и распределение капитала.
  2. Внутриотраслевая, описывающую борьбу между компаниями, создающими однородную продукцию в рамках одной отрасли.
  3. Совершенная или чистая конкуренция.
  4. Несовершенная.

Совершенная конкуренция представляет собой идеальную модель взаимодействия субъектов на рынке. Она описывается как пересечение интересов множества продавцов, создающих схожую продукцию в относительно равных объемах.

Особенностями данного вида конкурентной борьбы являются большое число действующих компаний, фирмы небольшие и объем производства так же относительно небольшой. При этом доступ к ресурсам свободный, продукция компаний однородная, потребители и производители хорошо информированы о состоянии рынка.

То есть, каждый субъект отношений осведомлен об объемах спроса, предложения и уровне цен.

Несовершенная конкуренция формируется тогда, когда не соблюдается хотя бы одно из условий существования совершенной конкуренции.

Любая конкурентная борьба на реальном рынке является несовершенной. Кроме того, выделяют ценовую и неценовую конкуренцию.

Современный этап развития рыночных отношений все больше уходит в неценовую борьбу между производителями.

Связано это с тем, что именно покупатель и его интерес к продукту, определяют форму и объем предложения.


Для рыночных отношений в современном мире характерно наличие несовершенной конкуренции. В зависимости от определенных условий она может иметь различные формы. Так, например, монополия подразумевает наличие на рынке одного продавца, чья продукция не имеет аналогов.

Характерными чертами данного типа конкурентной борьбы являются высокий барьера входа на рынок, продуктов-заменителей не существует, цена устанавливает продавцом, а покупателям приходится приобретать товар по предлагаемой цене. [2]

Обычно, работа монополий регулируется законодательством страны их расположения. Так же существуют естественные монополии, которые носят общественный и социальный характер, а государственное регулирование позволяет удовлетворять потребности общества и производителя-монополиста.

Для олигополии характерно наличие нескольких продавцов, но не более двадцати. Они создают схожую по свойствам продукцию. Обычно небольшое количество производителей приводит к тому, что они стремятся договориться друг с другом о разделении рынка сбыта, а также о среднем уровне цен, который будет выгоден каждому из действующих субъектов. В таких условиях конкуренция обычно носит силовой характер, когда экономические агенты стремятся к перераспределению ресурсов или использованию технологий друг друга.

Монополистическую конкуренцию характеризует большое число небольших фирм, предлагающих схожую, но не однородную продукцию. Каждая из компаний не оказывает особого влияния на уровень цен. Кроме того, отсутствуют предпосылки для тайного сговора. Выход на рынок относительно легок. Здесь возникают как ценовые, так и неценовые формы борьбы. [3]

1.2.Методы конкуренции

Под методами конкуренции понимаются экономические способы борьбы с другими субъектами рынка, которые позволяют организации завоевывать и удерживать внимание потребителей, а также развивать деятельность и продолжать успешное существование.

В традиционном понимании методы конкурентной борьбы делятся на два вида:

- экономические методы, основанные на реализации определенных поведенческих моделей;

- условно экономические методы, выражающиеся в попытках оказания влияние на положение, занимаемое организации в определенный момент времени.

При осуществлении экономических методов конкурентной борьбы в основу их применения закладывается либо работа с ценой, либо работа с затратами.


Ценовая конкуренция заключается в применении политики «плавающих» цен, основанная задача которой сосредоточена на вытеснении конкурента из определенного рыночного сегмента, ниши и так далее.

Применение данного метода, как правило, предусматривает установление цены на уровне ниже рыночной, причем максимальный эффект от таких действий достигается только в том случае, если снижение цены происходит неожиданно для конкурентов.

Применение указанной ценовой политики прекращается в момент достижения цели – либо полного прекращения существования конкурента, либо его перепрофилирования на иные виды деятельности

После успешной реализации цели ценовой конкуренции организация имеет возможность вернуться к рыночному уровню цен или даже превысить его с целью возмещение убытков, полученных в результате снижения цены. Ценовые методы конкуренции имеют как преимущества, так и недостатки.

Неоспоримым преимуществом данных методов является их действенность. Однако их отрицательной характеристикой является возможность применения конкурирующей стороной аналогичных методов борьбы, которые в конечном итоге могут настолько снизить цену, что от потерь не сможет оправиться ни одна из сторон.[4]

Компенсацией данного недостатка является осуществление планомерного изучения конкурентов, позволяющее оценить его резервы по снижению цены и способности противостоять действиям организации. В обоюдной конкурентной борьбе по цене может выстоять только тот, кто располагает наибольшим объемом прочности, поскольку от потерь не защищен ни один участник.

Как результат, применение методов ценовой конкуренции характерно только для гигантов отраслей, довольно давно функционирующих на рынке. Иным участникам рынка такие методы борьбы, как правило, не «по карману».

Затратная конкуренция является еще одним экономическим методом конкуренции, в основу которого заложен поиск возможностей сокращения себестоимости продукции до минимального уровня, в результате чего организация получает определенную свободу в ценообразовании.

Организации изыскивают всевозможные способы снижения затрат на изготовление и продажу товаров и услуг, начиная от применения современных ресурсосберегающих технологий и заканчивая поиском более дешевого сырья.

Затратная конкуренция предоставляет организации, применяющей ее в конкурентной борьбе, больший запас внутренних ресурсов и затрудняет конкурентам выработку ответных действий. Работа с технологиями, кадрами, сырьем – это внутренняя работа организации, конкурент может наблюдать только ее внешний результат, выражающийся в снижении цены, обоснованном сокращением себестоимости. [5]


Отрицательной стороной затратной конкуренции является возможное снижение качества продукции, которое является прямым результатом экономии затрат. Увлекаясь конкурентной борьбой, многие организации утрачивают чувство реальности, применяя низкокачественное сырье, дешевую рабочую силу, пренебрегая техникой безопасности и прочее.

Минимизация затрат должна ограничиваться теми возможностями, которые позволяют сохранить качество продукции, уже привычное потребителям или даже повысить его. В противном же случае организация рискует в пылу конкурентной борьбы утратить свой сегмент рынка.

В рамках данной группы методов конкурентной борьбы можно выделить несколько разновидностей. Суть данных методов заключается не в воздействие на конкурента, а в ориентации, прежде всего, на потребителя.

Организация старается привлечь как можно больше потребителей, что является легальным, корректным и не влияющим на качество товаров и услуг методом конкуренции.

К числу таких методов можно отнести следующие:

- расширение ассортимента предлагаемой продукции и услуг.

В этом случае организации стремиться предоставить потребителю максимально возможный выбор, ориентированный на максимальное удовлетворение его потребностей, разрабатывая дешевые и дорогие варианты продукта, наделяя его дополнительными свойствами, гарантиями и прочим;

- новые дизайнерские решения, привлекающие потребителя внешним видом, его современностью, экологичностью, престижностью и так далее;

- активная и продуманная маркетинговая политика, реализующая рекламные мероприятия, разрабатывающая каналы сбыта и так далее;

- методика навязывания товара, основанная на применении всевозможных методов его продвижения. В этом случае в ход идут любые доступные инструменты – проведение конкурсов, предложение товара в подарок, предложение товара по акциям «купи один – получи второй» и так далее;

- работу по изменению качества продукции. В этом случае речь идет не обязательно о повышении качества, но и возможном его снижения для закрепления на более дешевом сегменте рынка.[6]

Все условно экономические методы конкуренции формируют группу методов, применяемых в рамках неценовой конкуренции.

Эти методы требуют большего времени для их реализации, однако эффект от их применения может быть более стабильным и высоким, чем в случае ценовой конкуренции.