Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции(Конкуренция и ее виды).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 182
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические аспекты изучения конкуренции
1.3. Становление конкуренции в отечественной экономике
Глава 2. Основные теории конкуренции
2.1. Теория несовершенной конкуренции: достоинства и недостатки монополии
2.2. Теория общего благосостояния Парето
2.3. Экономические теории конкуренции
Под полезностью он понимал лишь предпочтение одного блага другому. Для этого он пользовался кривыми безразличия, которые сопоставляли между собой выгоду одного и проигрыш другого индивида. [14]
При этом равновесие по Парето достигается при следующих условиях:
- Предпочтения равны для всех видов товаров и услуг.
- Сумма доходов каждого экономического агента равна сумме его расходов.
- Количество благ на рынке равно объему до и после установления равновесия.
- Цены обычно равны производственным издержкам.
- Блага используются полностью.
- Конкуренция на рынке совершенна.
Парето предположил, что при равновесии изменение положения одного индивида в лучшую сторону моментально приведет к ухудшению положения другого индивида.
Такое соотношение получило название оптимума Парето. При достижении оптимума дальнейшее развитие возможно только путем обеспечения структурного сдвига.
Обеспечение общего благосостояния Парето предлагал реализовать через увеличение общего национального богатства. Доказано, что увеличение показателя ВВП положительно влияет на уменьшение разрыва в доходах. Это связано с тем, что коэффициент Джини при определенном значении ВВП перестает увеличиваться, и начинает уменьшаться. В итоге возникает средний класс, который является основой любого социально стабильного общества.
Оптимум Парето связан с наличием совершенной конкуренции. Только она способствует длительному оптимальному распределению ресурсов. При этом механизм совершенной конкуренции должен обладать всеми основными признаками, а именно, низкими барьерами входа и выхода, однородностью благ и цен, доступностью информации о состоянии рынка.
2.3. Экономические теории конкуренции
Ещё Адам Смит считал, что основой экономического развития является конкуренция между таким количеством участников, которое не позволяло бы установить контроль над объёмом выпуска и ценами.
Основными условиями совершенной конкуренции представители классической школы политической экономии считали:
- независимость действий участников рынка (продавцов) и невозможность сговора между ними;
- количество конкурентов на рынке должно быть таким, чтобы исключить чрезмерные доходы;
- полная информированность всех участников рынка о его основных параметрах. [15]
Развивая концепцию Смита, его последователи утверждали, что силы спроса и предложения действуют свободно, не существует объединение торговцев с обеих сторон, каждый выступает самостоятельно.
Результатом взаимодействия спроса и предложения является состояние свободной конкуренции, при котором покупатели конкурируют с покупателями, а продавцы – с продавцами. При этом допускается, что уровень информированности каждого участника рынка о деятельности других является достаточным.
А. Маршалл обосновал механизм автоматического формирования равновесного состояния на рынке с помощью совершенной (чистой) конкуренции и действия законов предельной полезности и предельной производительности.
Также Маршалл сформулировал теорию анализа частичного и долгосрочного устойчивого равновесия на рынке. Концепция совершенной конкуренции была полностью сформулирована в работе одного из основателей Чикагской экономической школы Ф. Найта «Риск, неопределённость и прибыль». В своем исследовании он попытался аналитически построить общество совершенной конкуренции и противопоставить эту идеальную совершенную конкуренцию фактам повседневной жизни.
Условиями существования совершенной конкуренции Ф. Найт считал:
- полную осведомленность всех участников рынка об уровне цен;
- полную мобильность всех экономических ресурсов;
- неделимость товаров и их однородность;
- независимость действий субъектов рынка (невозможность любых форм сговора между участниками) и тенденцию к монополизации.
Итоговый вывод в исследовании совершенной конкуренции заработал лауреат Нобелевской премии Дж. Стиглер. Он предложил термин «рыночная конкуренция», поскольку считал, что совершенная рыночная конкуренция будет существовать при наличии неопределенно большого количества торговцев (из которых никто не контролирует значительную долю спроса или предложения), действующих независимо на совершенном рынке.
Совершенный рынок – это рынок, где торговцы имеют полную информацию об уровне всех цен, спроса и предложения. Однако совершенный рынок не может быть исключительной принадлежностью термина «конкуренция», поскольку совершенный рынок может существовать и при монополии, в условиях которой легче достичь состояния полной осведомленности. [16]
2.4. Теория конкурентных преимуществ
Одним из ведущих понятий современной экономической теории, которое имеет огромное практическое значение, является так называемое конкурентное преимущество.
Конкурентное преимущество (в английском варианте - Сompetitive Аdvantage),- это одна из характеристик субъекта рыночных отношений, которая дает оценку ее особенностей, предоставляющих преимущества по сравнению с другими конкурентами - участниками рынка. Причем, согласно теории, оно может характеризовать как участника конкурентной борьбы (компанию, страну) так и товар или услугу.
Эволюция теории конкурентных преимуществ, подобна эволюции Homo Sapiense, прошла все стадии от передвижения на четвереньках до своего современного вида. Развитию теоретических основ положило интенсивные конкурентные процессы экономики 70−80-х годов прошлого столетия. Когда сложилась ситуация востребованности классификации и разработке рекомендаций, для системного подхода в области конкуренции. Поиски универсальных методов и средств, которые позволили бы компании получить преимущества над своими конкурентами, послужили началом к формированию современной теории конкурентных преимуществ.
Методика Бостонской консалтинговой группы. Семидесятые годы послужили отсчетом начала формирования теоретической базы конкурентных преимуществ. В это время большим спросом у многих американских компаний стали пользоваться разработки и рекомендаций по стратегии развития компаний с целью повышения их эффективности.
При этом разрабатывались простые и универсальные алгоритмы, имеющие в своей основе различные виды как традиционного, так и новаторского анализа. Имея доступную для понимания широкого круга руководителей экономическую подоплеку, такие методики позволяли достаточно эффективно анализировать ресурсную базу фирмы и определить на основе этого приоритеты деятельности.
Большинство таких концепций разрабатывалось в США и предпочтения компаний, при выборе конкретной методики, были достаточно разнообразны. Одной из таких разработок, была схема - матрица Бостонской консалтинговой группы под названием «Рост/Доля рынка», которая позволяла эффективно распределить существующие ресурсы компании, между ее подразделениями в зависимости от их экономической эффективности.
В основе методики лежал следующий алгоритм:
- оценка рентабельности и перспективности подразделений;
- их классификация («звезды» – имеющие преимущества в распределении ресурсов и нацеленные на высокую эффективность, «дойные коровы» – со средними медленно растущими позициями, «знаки вопроса - проблемные, но быстрорастущие и «собаки» медленно растущие с небольшой долей прибыли);
- распределение ресурсов в зависимости от классификации. [17]
Основой послужило предположение, что преимущества компании должны достигаться за счет увеличения рыночной доли и роста в отраслевом рынке, которые лежат в основе рентабельности и перспективности предприятия.
Теория конкурентных преимуществ М.Ю. Портера. В восьмидесятых такие методики были критически рассмотрены и на смену им пришли основы теории конкурентных преимуществ, которые предложил американский профессор Гарвардской школы бизнеса М.Ю. Портер в своей методике «Анализа пяти сил» и в труде «Международная конкуренция».
В своей работе он предложил три варианта стратегий получения конкурентных преимуществ:
- оптимизация (минимизация) затрат на производство товаров и услуг;
- дифференцированный подход на предоставление продукта;
- концентрация внимания на узком сегменте рынка (специализация бизнеса).
Такой подход позволил комплексно оценить возможные конкурентные преимущества компании. При этом выделялись шесть видов конкурентных преимуществ:
- возможность использования более дешевого и качественного ресурса производства (рабочая сила, энергия, сырье);
- высокотехнологическое оборудование с высокой степенью производительности и качества выпускаемой продукции (доступ к передовым и инновационным технологиям);
- высокопрофессиональные трудовые ресурсы (интеллектуальные, управленческие и т.д.);
- различные улучшенные в возможностях реализации (реклама, логистика и т.д.);
- уникальность ассортимента и лучшие свойства продукции, предлагаемые потребителю;
- культурные, этнические и другие близкие по восприятию свойства продукции.
Как метод, Поттер предлагал выбрать для достижения конкурентных преимуществ одну из стратегий и полностью сосредоточиться на ее воплощении. Многие практики использовали этот подход в реальных условиях бизнеса. Но с развитием мировой экономики все чаще возникал вопрос про дополнительные факторы роста компаний.
Долговременная стратегия от Треси и Ф. Вирсем. В девяностых годах представители консалтинговой фирмы CSC Index Треси и Ф. Вирсема дополнили теоретические выкладки Потера, своим виденьем долговременной стратегии. Они предлагали использовать уникальность конкурентного преимущества компании, для создания длительной стратегии действия компании на рынке. [18]
Специализацию по Потеру предлагалось еще более сузить и сконцентрироваться на ее углубленном развитии. Подобный подход предполагал проведение тщательного глубокого анализа для выбора одной из трех стратегий. При этом не предусматривался вариант ошибочного выбора и действий, связанных с подобным развитием сценария.
Предпринимательские экосистемы Дж.Ф. Мура. Очередным шагом в развитии теории конкурентных преимуществ стала работа гарвардского психолога Дж.Ф. Мур, который сравнил конкуренцию с экологической системой. В основе теории лежит постулат, что все действующие на рынке игроки не только соперники, но партнеры. И вместо агрессивного поведения по отношении к конкурентам, компании для успешного развития, необходимо найти свою нишу, где ее конкурентные преимущества смогут разиться в достаточной мере.
При этом он выделил такие стадии развития:
- основание;
- расширения;
- борьба за лидерство;
- кризис и угасание.
Теория соконкуренции А.М. Бранденбургерга и Б.Дж. Нейлбаффома. Следующим шагом, к современной теории конкурентных преимуществ, послужили работы А.М. Бранденбургерга и Б.Дж. Нейлбаффома, которые в своей теории предложили объединить конкуренцию и сотрудничество.
Поскольку, по их мнению, предполагалось, что независимо от результатов конкурентной борьбы в итоге все участники рынка получали определенные дивиденды, которые заключались не только в получении прибыли, но и в возможности создания различных схем взаимодействия, в итоге, среди конкурентов образовывались партнерские связи, которые в дальнейшем могли стать их конкурентными преимуществами по сравнению с другими участниками рынка.
Интеллектуальное лидерство Г. Хэмел и К.К. Прахалад. Последним штрихом к развитию теории, послужили идеи Г. Хэмела и К.К. Прахалада, которые выдвинули подход в стратегии реализации конкурентных преимуществ за счет интеллектуального лидерства.[19]
Согласно их работам, в связи с тем, что успешность современного бизнеса целиком зависит от технологий, то для получения преимуществ надо уже сейчас позаботиться про перспективы определяющие их в будущем.
Согласно этой концепции, основными конкурентными преимуществами являются интеллектуальные ценности, которые в будущем будут определять развитие не только в технологии производства, но и в ведении бизнеса. А перспективы роста компании определяются ее интеллектуальным лидерством, среди всех участников рынка.
Поэтому в качестве стратегии, предполагалось вкладывать ресурсы в интеллектуальное долгосрочное развитие.
С тем, что бы в будущем, обеспечить себе конкурентное преимущество.
А работу с потребителем продукта, предлагается вести в виде формирования его будущих потребностей, о которых тот возможно еще и не имеет представления.