Файл: Корпоративная культура в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основной причиной создания корпоративного кодекса в Управлении стало ее динамичное развитие, постоянное увеличение числа сотрудников. С другой стороны, на появление кодекса повлияла необходимость организации эффективного взаимодействия подразделений таким образом, чтобы все отделы были направлены на достижение общей цели, используя одни и те же методы, руководствуясь общими правилами. Единая корпоративная философия способствует сплочению коллектива, задавая общие для всех подразделений принципы поведения в организации.

В корпоративном кодексе Управления основное внимание отведено трем блокам:

  • знакомству с миссией, ценностями, принципами компании;
  • знакомству со сводом правил корпоративной этики;
  • кадровой политике компании.

Наибольшее значение для исследования корпоративной культуры имеет первый блок – миссия, ценности и принципы организации, а также правила корпоративной этики.

Так, по модели структуры корпоративной культуры Э. Шейна уровень артефактов представлен правилами корпоративной этики. К артефактам культуры можно отнести [6, с. 505]:

  • нормы поведения в организации, к которым относятся отношение компании к сотруднику, взаимоотношения сотрудников внутри организации, а также отношение компании с клиентами и партнерами, органами государственной власти и политическими партиями;
  • правила электронной переписки и этика телефонных переговоров;
  • дресс-код для различных категорий работников, корпоративный стиль (цвет, логотип, шрифт, дизайн документов и т.д.).

Уровень провозглашаемых ценностей включает в себя миссию, ценности и принципы предприятия.

Главная ценность компании – люди. В сотрудниках организации наиболее ценными являются следующие качества:

  • Инициативность и новые идеи – для возможности поиска новых путей совершенствования и повышения конкурентоспособности компании;
  • Честность и доверие – как основа работы в организации;
  • Профессиональные знания и навыки – для достижения высоких целей и выполнения поставленных задач;
  • Умение работать в команде – с целью достижения наилучших результатов, выработки лучших бизнес-решений, развития и профессиональной преемственности сотрудников.

Глубинный уровень культуры Управления (базовые представления) можно описать с помощью следующих положений, принимаемых сотрудниками как единственно верные, незыблемые правила, единый образец или эталон поведения:

  • Корпоративная жизнь сотрудников ориентирована на миссию, ценности компании;
  • Деятельность всех подразделений и работников направлена на достижение общей цели предприятия;
  • Подходы руководства к управлению организацией общепризнанны как верные и эффективные;
  • Деятельность организации и всех ее сотрудников ориентирована на нужды и потребности клиента;
  • Ориентация предприятия на долгосрочную перспективу, формирование единого видения будущего;
  • Руководство делает все возможное для того, чтобы сотрудники чувствовали свою важность в организации;
  • Работники ощущают себя частью большой команды.

Особое место в культуре Управления занимают ее традиции. Например, интересной традицией компании является поздравление сотрудников с памятными датами - 1 год, 5 лет, 10 лет и 15 лет работы в Управлении.

Корпоративные праздники – еще одна интересная традиция, существующая в Управлении. Ежегодно проводятся торжества, посвященные Новому году, Дню защитника отечества и Международному женскому дню. Также в компании регулярно проводятся конкурсы для сотрудников и их детей, такие как фотоконкурс «Веселая семейка», конкурс детского рисунка, результаты которых были опубликованы в различных корпоративных каналах коммуникации.

Все вышеперечисленные мероприятия – примеры проектов, создающих атмосферу признания успехов сотрудника, формирующих сплоченный коллектив и обеспечивающих распространение и воплощение в жизнь ценностей Управления.

Диагностика влияния корпоративной культуры на результаты деятельности проводилась с помощью методики Д. Дэнисона, которая включает анкетирование сотрудников организации по специально разработанному опроснику (Приложение 1). В результате анкетирования мы получили индексы, присущие факторам параметров культуры. Результаты расчета индексов для факторов корпоративной культуры представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты анкетирования по методике Д. Дэнисона

Параметр культуры

Фактор

Оценка, баллы

Оценка, %

Вовлеченность

Полномочия

3,71

74

Ориентация на командную работу

3,97

79

Развитие способностей

2,37

47

Согласованность

Ключевые ценности

3,26

65

Согласие

2,59

52

Координация и интеграция

2,92

58

Адаптивность

Ориентация на изменения

2,74

55

Ориентация на потребителя

2,89

58

Организационное обучение

3

60

Миссия

Стратегическое направление и планирование

3,31

66

Цели и задачи

4,41

88

Видение

3,13

63


Таблица составлена по: Виханский О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2014.

По результатам диагностики корпоративной культуры организации можно сделать вывод, что большое внимание уделяется миссии организации, стратегическому планированию и, особенно, ее целям и задачам, что говорит о стремлении к стабильности и ориентации на внешний фокус работы. Для анализируемой организации характерна ориентация на внешнее окружение, стремление занять лидирующие позиции, которые обеспечивают долгосрочное функционирование и перспективы.

В тоже время, высокий индекс имеют такие факторы, как командная работа и полномочия, которые символизируют высокую степень вовлеченности персонала в рабочий процесс. Однако, многие сотрудники отмечают, что в компании мало внимания уделяется развитию их способностей и мотивационному аспекту.

Такие показатели, как адаптивность и взаимодействие (согласованность) проявлены практически в равной степени. При этом ориентация на изменения уступает ориентации на потребителя и организационному обучению, которое играет большую роль в повседневной жизни компании. Взаимодействие сотрудников из разных отделов основано, в первую очередь, на общих ценностях, которые соединяют предприятие воедино.

Индексы, характеризующие показатель миссии организации, наиболее высоки. Сотрудники отмечают, что наиболее развит в компании процесс постановки общих целей. Большое внимание также уделяется и стратегическому планированию, и видению будущего предприятия.

Кроме того, достаточно высокое значение получил индекс ключевых ценностей. В совокупности с показателями координации и согласия данный фактор говорит о развитости взаимодействия сотрудников и различных подразделений организации.

Факторы, влияющие на адаптивность корпоративной культуры, склонность к преобразованиям и нововведениям имеют примерно равные значения индексов. При этом большее внимание уделяется организационному обучению, а меньшее – ориентации на изменения.

Исходя из полученных данных видно, что в Управлении незначительно преобладает стремление к стабильности. Это может говорить о том, что корпоративная культура в равной степени направлена и на поддержание текущего состояния, и на будущее, изменчивость внешней среды, а вместе с ней и организации. Несомненно, такое сочетание позволяет организации удерживать высокие позиции на рынке и постоянно совершенствоваться, что позволяет ей открывать все новые горизонты.


В целом же культура данной организации ориентирована в большей степени на внешние процессы. В Управлении хорошо развита миссия, основные принципы работы, ценности, которые распространены среди всех сотрудников.

Таким образом, в Управлении в большей степени развиты следующие характерные черты организационной культуры:

  • Постановка долгосрочных целей и задач организации (миссия) –все сотрудники вовлечены в процесс достижения целей; руководство ставит реалистичные цели и открыто говорит о них.
  • Ориентация на командную работу (вовлеченность) – в компании поощряется совместная деятельность сотрудников, в том числе между различными подразделениями; люди ощущают себя частью команды.
  • Распределение ответственности и полномочий (вовлеченность) – сотрудники вовлечены в рабочий процесс и верят, что вносят весомый вклад в функционирование и развитие предприятия; решения принимаются на уровне руководства, где обеспечен доступ к наиболее достоверной информации.
  • Стратегическое планирование (миссия) – у организации есть долгосрочная цель и направление развития, ясная стратегия, четко сформулированная миссия, которые разделяют все сотрудники организации.
  • Ценности компании (согласованность) – ключевые ценности Управления позволяют моделировать поведение сотрудников, определить, что является правильным и неправильным, а также определить стиль и методы управления компанией.
  • Видение будущего (миссия) – у организации есть общее видение будущего, на которое ориентированы все сотрудники в своей трудовой деятельности.

Глава 3. Мероприятия по совершенствованию корпоративной культуры Управления культуры и молодежной политики администрации г. Тольятти

Как уже отмечалось в главе 2, наибольшая неудовлетворенность связана с отсутствием перспектив профессионального роста и недостаточности вознаграждения. В Управлении сложился неблагоприятный мотивационный климат. А мотивационный климат является неотъемлемым фактором корпоративной культуры. Сотрудники, как правило, недовольны существующей системой мотивации, считают ее недостаточной для данной организации.


При разработке политики мотивации приоритетом является удержание эффективного персонала, а также снижение затрат на найм и привлечение новых работников.

Корпоративные документы определяют два вида мотивации – монетарная и немонетарная. Монетарная мотивация – формирование зависимости между доходом сотрудника и эффективностью его деятельности, направленной на достижение целей компании. Система материального стимулирования в организации достаточно хорошо продумана. Данный тип стимулирования подразделяется на два подтипа:

  1. К прямой монетарной мотивации относятся базовый оклад, премия, учитывающая эффективность труда, а также премия за дополнительный объем работы.
  2. Косвенная материальная мотивация включает:
  • отчисления в пенсионный фонд;
  • оплата больничных листов и отпусков;
  • компенсация за эксплуатацию автотранспорта и мобильной связи;
  • доставка и питание для сотрудников;
  • материальная помощь в соответствии с системой льгот (утверждается Социальной политикой компании).

Немонетарная мотивация (согласно корпоративному кодексу), в свою очередь, – стимулирование эффективности и лояльности сотрудника, не связанное с увеличением его материальных благ. Основные направления такого стимулирования работников следующие:

  • карьерный рост;
  • профессиональные конкурсы;
  • наставничество;
  • корпоративные праздники и традиции;
  • рекомендательные и благодарственные письма;
  • статьи о профессиональных достижениях в издании «Наши новости» и на Интернет-портале;
  • награждение дипломами, благодарностями за достижения;
  • награждение призами и корпоративными знаками отличия.

Для решения данной проблемы предлагается проводить в Управлении диагностику мотивационного климата, в рамках которой проводится опрос сотрудников всех подразделений с целью выявления степени их удовлетворенности работой в данной организации и существующей системой мотивации. Это позволит выявить сильные и слабые стороны проводимой политики в области мотивации персонала и совершенствовать ее.

Для анализа мотивационного климата в Управлении использовалась разработанная авторами анкета для сотрудников предприятия.

Проведение анализа включает в себя оценку:

  • характеристик, присущих работе в данной организации;
  • факторов, мотивирующих сотрудников на выполнение работы;
  • степень удовлетворенности персонала существующей системой мотивации и работой в организации.