Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования корпоративной культуры
1.1 Понятие и сущность корпоративной культуры
1.2 Проблемы единства и формирования корпоративной культуры
1.3 Методы оценки корпоративной культуры
2.2 Оценка корпоративной культуры Управления культуры и молодежной политики администрации г.Тольятти
Основной причиной создания корпоративного кодекса в Управлении стало ее динамичное развитие, постоянное увеличение числа сотрудников. С другой стороны, на появление кодекса повлияла необходимость организации эффективного взаимодействия подразделений таким образом, чтобы все отделы были направлены на достижение общей цели, используя одни и те же методы, руководствуясь общими правилами. Единая корпоративная философия способствует сплочению коллектива, задавая общие для всех подразделений принципы поведения в организации.
В корпоративном кодексе Управления основное внимание отведено трем блокам:
- знакомству с миссией, ценностями, принципами компании;
- знакомству со сводом правил корпоративной этики;
- кадровой политике компании.
Наибольшее значение для исследования корпоративной культуры имеет первый блок – миссия, ценности и принципы организации, а также правила корпоративной этики.
Так, по модели структуры корпоративной культуры Э. Шейна уровень артефактов представлен правилами корпоративной этики. К артефактам культуры можно отнести [6, с. 505]:
- нормы поведения в организации, к которым относятся отношение компании к сотруднику, взаимоотношения сотрудников внутри организации, а также отношение компании с клиентами и партнерами, органами государственной власти и политическими партиями;
- правила электронной переписки и этика телефонных переговоров;
- дресс-код для различных категорий работников, корпоративный стиль (цвет, логотип, шрифт, дизайн документов и т.д.).
Уровень провозглашаемых ценностей включает в себя миссию, ценности и принципы предприятия.
Главная ценность компании – люди. В сотрудниках организации наиболее ценными являются следующие качества:
- Инициативность и новые идеи – для возможности поиска новых путей совершенствования и повышения конкурентоспособности компании;
- Честность и доверие – как основа работы в организации;
- Профессиональные знания и навыки – для достижения высоких целей и выполнения поставленных задач;
- Умение работать в команде – с целью достижения наилучших результатов, выработки лучших бизнес-решений, развития и профессиональной преемственности сотрудников.
Глубинный уровень культуры Управления (базовые представления) можно описать с помощью следующих положений, принимаемых сотрудниками как единственно верные, незыблемые правила, единый образец или эталон поведения:
- Корпоративная жизнь сотрудников ориентирована на миссию, ценности компании;
- Деятельность всех подразделений и работников направлена на достижение общей цели предприятия;
- Подходы руководства к управлению организацией общепризнанны как верные и эффективные;
- Деятельность организации и всех ее сотрудников ориентирована на нужды и потребности клиента;
- Ориентация предприятия на долгосрочную перспективу, формирование единого видения будущего;
- Руководство делает все возможное для того, чтобы сотрудники чувствовали свою важность в организации;
- Работники ощущают себя частью большой команды.
Особое место в культуре Управления занимают ее традиции. Например, интересной традицией компании является поздравление сотрудников с памятными датами - 1 год, 5 лет, 10 лет и 15 лет работы в Управлении.
Корпоративные праздники – еще одна интересная традиция, существующая в Управлении. Ежегодно проводятся торжества, посвященные Новому году, Дню защитника отечества и Международному женскому дню. Также в компании регулярно проводятся конкурсы для сотрудников и их детей, такие как фотоконкурс «Веселая семейка», конкурс детского рисунка, результаты которых были опубликованы в различных корпоративных каналах коммуникации.
Все вышеперечисленные мероприятия – примеры проектов, создающих атмосферу признания успехов сотрудника, формирующих сплоченный коллектив и обеспечивающих распространение и воплощение в жизнь ценностей Управления.
Диагностика влияния корпоративной культуры на результаты деятельности проводилась с помощью методики Д. Дэнисона, которая включает анкетирование сотрудников организации по специально разработанному опроснику (Приложение 1). В результате анкетирования мы получили индексы, присущие факторам параметров культуры. Результаты расчета индексов для факторов корпоративной культуры представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты анкетирования по методике Д. Дэнисона
Параметр культуры |
Фактор |
Оценка, баллы |
Оценка, % |
Вовлеченность |
Полномочия |
3,71 |
74 |
Ориентация на командную работу |
3,97 |
79 |
|
Развитие способностей |
2,37 |
47 |
|
Согласованность |
Ключевые ценности |
3,26 |
65 |
Согласие |
2,59 |
52 |
|
Координация и интеграция |
2,92 |
58 |
|
Адаптивность |
Ориентация на изменения |
2,74 |
55 |
Ориентация на потребителя |
2,89 |
58 |
|
Организационное обучение |
3 |
60 |
|
Миссия |
Стратегическое направление и планирование |
3,31 |
66 |
Цели и задачи |
4,41 |
88 |
|
Видение |
3,13 |
63 |
Таблица составлена по: Виханский О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2014.
По результатам диагностики корпоративной культуры организации можно сделать вывод, что большое внимание уделяется миссии организации, стратегическому планированию и, особенно, ее целям и задачам, что говорит о стремлении к стабильности и ориентации на внешний фокус работы. Для анализируемой организации характерна ориентация на внешнее окружение, стремление занять лидирующие позиции, которые обеспечивают долгосрочное функционирование и перспективы.
В тоже время, высокий индекс имеют такие факторы, как командная работа и полномочия, которые символизируют высокую степень вовлеченности персонала в рабочий процесс. Однако, многие сотрудники отмечают, что в компании мало внимания уделяется развитию их способностей и мотивационному аспекту.
Такие показатели, как адаптивность и взаимодействие (согласованность) проявлены практически в равной степени. При этом ориентация на изменения уступает ориентации на потребителя и организационному обучению, которое играет большую роль в повседневной жизни компании. Взаимодействие сотрудников из разных отделов основано, в первую очередь, на общих ценностях, которые соединяют предприятие воедино.
Индексы, характеризующие показатель миссии организации, наиболее высоки. Сотрудники отмечают, что наиболее развит в компании процесс постановки общих целей. Большое внимание также уделяется и стратегическому планированию, и видению будущего предприятия.
Кроме того, достаточно высокое значение получил индекс ключевых ценностей. В совокупности с показателями координации и согласия данный фактор говорит о развитости взаимодействия сотрудников и различных подразделений организации.
Факторы, влияющие на адаптивность корпоративной культуры, склонность к преобразованиям и нововведениям имеют примерно равные значения индексов. При этом большее внимание уделяется организационному обучению, а меньшее – ориентации на изменения.
Исходя из полученных данных видно, что в Управлении незначительно преобладает стремление к стабильности. Это может говорить о том, что корпоративная культура в равной степени направлена и на поддержание текущего состояния, и на будущее, изменчивость внешней среды, а вместе с ней и организации. Несомненно, такое сочетание позволяет организации удерживать высокие позиции на рынке и постоянно совершенствоваться, что позволяет ей открывать все новые горизонты.
В целом же культура данной организации ориентирована в большей степени на внешние процессы. В Управлении хорошо развита миссия, основные принципы работы, ценности, которые распространены среди всех сотрудников.
Таким образом, в Управлении в большей степени развиты следующие характерные черты организационной культуры:
- Постановка долгосрочных целей и задач организации (миссия) –все сотрудники вовлечены в процесс достижения целей; руководство ставит реалистичные цели и открыто говорит о них.
- Ориентация на командную работу (вовлеченность) – в компании поощряется совместная деятельность сотрудников, в том числе между различными подразделениями; люди ощущают себя частью команды.
- Распределение ответственности и полномочий (вовлеченность) – сотрудники вовлечены в рабочий процесс и верят, что вносят весомый вклад в функционирование и развитие предприятия; решения принимаются на уровне руководства, где обеспечен доступ к наиболее достоверной информации.
- Стратегическое планирование (миссия) – у организации есть долгосрочная цель и направление развития, ясная стратегия, четко сформулированная миссия, которые разделяют все сотрудники организации.
- Ценности компании (согласованность) – ключевые ценности Управления позволяют моделировать поведение сотрудников, определить, что является правильным и неправильным, а также определить стиль и методы управления компанией.
- Видение будущего (миссия) – у организации есть общее видение будущего, на которое ориентированы все сотрудники в своей трудовой деятельности.
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию корпоративной культуры Управления культуры и молодежной политики администрации г. Тольятти
Как уже отмечалось в главе 2, наибольшая неудовлетворенность связана с отсутствием перспектив профессионального роста и недостаточности вознаграждения. В Управлении сложился неблагоприятный мотивационный климат. А мотивационный климат является неотъемлемым фактором корпоративной культуры. Сотрудники, как правило, недовольны существующей системой мотивации, считают ее недостаточной для данной организации.
При разработке политики мотивации приоритетом является удержание эффективного персонала, а также снижение затрат на найм и привлечение новых работников.
Корпоративные документы определяют два вида мотивации – монетарная и немонетарная. Монетарная мотивация – формирование зависимости между доходом сотрудника и эффективностью его деятельности, направленной на достижение целей компании. Система материального стимулирования в организации достаточно хорошо продумана. Данный тип стимулирования подразделяется на два подтипа:
- К прямой монетарной мотивации относятся базовый оклад, премия, учитывающая эффективность труда, а также премия за дополнительный объем работы.
- Косвенная материальная мотивация включает:
- отчисления в пенсионный фонд;
- оплата больничных листов и отпусков;
- компенсация за эксплуатацию автотранспорта и мобильной связи;
- доставка и питание для сотрудников;
- материальная помощь в соответствии с системой льгот (утверждается Социальной политикой компании).
Немонетарная мотивация (согласно корпоративному кодексу), в свою очередь, – стимулирование эффективности и лояльности сотрудника, не связанное с увеличением его материальных благ. Основные направления такого стимулирования работников следующие:
- карьерный рост;
- профессиональные конкурсы;
- наставничество;
- корпоративные праздники и традиции;
- рекомендательные и благодарственные письма;
- статьи о профессиональных достижениях в издании «Наши новости» и на Интернет-портале;
- награждение дипломами, благодарностями за достижения;
- награждение призами и корпоративными знаками отличия.
Для решения данной проблемы предлагается проводить в Управлении диагностику мотивационного климата, в рамках которой проводится опрос сотрудников всех подразделений с целью выявления степени их удовлетворенности работой в данной организации и существующей системой мотивации. Это позволит выявить сильные и слабые стороны проводимой политики в области мотивации персонала и совершенствовать ее.
Для анализа мотивационного климата в Управлении использовалась разработанная авторами анкета для сотрудников предприятия.
Проведение анализа включает в себя оценку:
- характеристик, присущих работе в данной организации;
- факторов, мотивирующих сотрудников на выполнение работы;
- степень удовлетворенности персонала существующей системой мотивации и работой в организации.