Файл: Корпоративная культура в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заключение

Корпоративная культура организации, безусловно, является основой ее существования. Развитая организационная культура способна обеспечить высокую результативность и эффективность деятельности организации за счет обеспечиваемых ею норм и правил организационного поведения. Такой эффект достижим, в том числе, из-за мотивационного воздействия, которое культура оказывает на сотрудников. Иными словами, если мотивационному аспекту культуры уделять внимание в достаточной степени, то она сможет стать мощным фактором стимулирования и побуждения сотрудников к активной трудовой деятельности.

В ходе анализа корпоративной культуры была использована методика Д. Дэнисона, позволившая определить культурные характеристики, присущие исследуемой организации в наибольшей степени. К ним относятся:

  • Постановка долгосрочных целей и задач организации происходит открыто, все сотрудники вовлечены в процесс их достижения;
  • В компании распространена ориентация на командную работу;
  • Распределение ответственности и полномочий определено четко и соблюдается в полной мере;
  • Стратегическое планирование включает единые и ясные для всех сотрудников миссию и цели;
  • Ключевые ценности организации позволяют моделировать поведение сотрудников, определить, что является правильным и неправильным, а также определить стиль и методы управления организацией.
  • У компании есть обще видение будущего, на которое ориентированы все сотрудники в своей деятельности.

Для анализа мотивационного климата в данном исследовании было проведено анкетирование сотрудников организации по авторской методике с целью определения основных элементов мотивационной системы в организации, обладающих наибольшим мотивационным эффектом. К таковым относятся:

  • Возможность карьерного, профессионального роста, а также самореализации в компании;
  • Материальное стимулирование (в том числе высокая заработная плата);
  • Престиж выполняемой работы и репутация компании;
  • Психологический климат, отношения в коллективе и с руководством;
  • Социальный пакет и льготы, предоставляемые компанией;
  • Ценности компании и политика руководства.

Заключительный этап исследования включает сопоставление ключевых факторов системы мотивации и корпоративной культуры Управления. В результате были выделены составляющие мотивации персонала в соответствии с ее структурой по модели Э. Шейна.


В ходе исследования были доказаны следующие гипотезы. Так, основными мотивирующими факторами, которыми являются материальное стимулирование и предоставление различных льгот, имеют существенное значение для сотрудников. Второй уровень организационной культуры – уровень провозглашаемых ценностей – также может быть рассмотрен как активный мотиватор. Фактором, способным увеличить уровень мотивированности персонала здесь является согласие с ценностями, которые провозглашает организация, политикой руководства в области управления организацией в целом и ее сотрудниками, постановкой целей и задач. Однако, уровень базовых представлений культуры организации оказывает наибольшее мотивирующее воздействие на сотрудников организации с помощью следующих факторов мотивации: высокий статус сотрудника или его профессии на предприятии, возможность карьерного роста, должностного продвижения, а также возможность самореализации.

Тем не менее, ситуация может в корне измениться в любой момент, поскольку потребности персонала склонны к изменению. Кроме того, нематериальная составляющая стимулирования сотрудников должна пересматриваться, обновляться, чтобы не стать обыденностью для работников. Иными словами, программу мотивации необходимо совершенствовать с целью ее адаптации к изменяющимся нуждам персонала. С этой целью руководство может использовать представленную методику анализа структуры корпоративной культуры организации, в результате использования которой возможна адаптация используемых инструментов мотивации под реальные требования ситуации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31.07.2016);
  2. Агеев, А.Б. Создание современной системы корпоративного управления в акционерных обществах: вопросы теории и практики / A.Б.Агеев. - М.: ВолтерсКлувер, 2014;
  3. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации /Т.Ю.Базаров – М.: ИПК Госслужбы, 2015.
  4. Бехар, Г. Дело не в кофе: Корпоративная культура Starbucks / Г. Бехар. - М.: Альпина Паблишер, 2016.
  5. Быков, В.П. Корпоративная культура в системе социально-трудовых отношений / В.П. Быков // Общество и экономика. - 2014. - N 3. С. 136 – 144;
  6. Виханский О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2014.
  7. Гавриленко, О.В. Управление компанией: особенности формирования корпоративной культуры / О.В. Гавриленко // Лизинг. - 2014. N 8. - С. 43 – 50;
  8. Гадалова, М.С. Метания то в жар, то в холод категорически недопустимы в формировании корпоративной культуры / М.С. Гадалова // Управление персоналом. - 2014. - N 15. - С. 16 – 19;
  9. Грошев, И.В. Организационная культура: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент», по экономическим специальностям. - 2-е изд., перераб. И доп./ И.В.Грошев – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2013.
  10. Доронина, О.К. Тип корпоративной культуры: как выбрать подходящий для своей организации? / О.К. Доронина // Консультант. - 2014. - N 3. - С. 47 – 51;
  11. Друкер, П.Ф. Информация, которая действительно нужна руководителю / П.Ф. Друкер. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2016;
  12. Ерисов, Ю.Е. Методика исследования удовлетворенности работой и корпоративной культурой / Ю.Е. Ерисова // Управление в страховой организации. - 2015. - N 2. – С.34-41;
  13. Ерисов, Ю.Е. Удовлетворенность работой и корпоративной культурой как факторы корпоративной приверженности сотрудников различных категорий / Ю.Е. Ерисов // Управление в страховой организации. - 2013. - N 4. – С. 52-54;
  14. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. - М.: ИНФРА-М, 2013;
  15. Клюева, Н.В. Организационная психология: учеб. пособие/Н.В. Клюева: Яросл. гос.ун-т.- Ярославль: ЯрГУ, 2013.
  16. Козлов, В. Д. Управление организационной культурой / В.Д.Козлов - М.: Изд-во МГУ, 2015.
  17. Козлов, В.В. Формирование и изменение корпоративной культуры в процессе управления компанией в период кризиса / В.В. Козлов // Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2016. - N 1. - С. 45 - 53;
  18. Коновалова, В.Г. Возможно ли регламентировать корпоративную культуру / В.Г. Коновалова // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2014. - N 7. – С. 42-47;
  19. Леонтьев, Ю.Н. Корпоративная культура: нормы и правила, принципы и ценности / Ю.Н. Леонтьев // Консультант. - 2015. - N 5. - С. 93 – 95;
  20. Матвеев, А.Б. Возможно ли управление корпоративной культурой? / А.Б. Матвеев // Справочник по управлению персоналом. - 2015. - N 6. – С. 45-51;
  21. Молл,  Е.Г. Менеджмент: организационное поведение / Е.Г.Молл- М.: Финансы и статистика, 2015.
  22. Осипенко, О.В. Корпоративный контроль: экспертные проблемы эффективного управления дочерними компаниями / О.В. Осипенко. - М.: Статут, 2014;
  23. Погодина, Г.Г. Корпоративная культура в организации, или Правила для всех / Г.Г. Погодина // Кадровая служба и управление персоналом организации. - 2016. - N10. - С. 55 – 60;
  24. Ховард, В. Конкурентная и корпоративная стратегия. Уч. пособ. / В. Ховард. Пер. с англ. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2013.
  25. Якуба, В.В. Этика корпоративной культуры - это не догма, а руководство к действию! / В.В. Якуба // Управление персоналом. - 2015. - N 16. - С. 42 – 43.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Опросник организационной культуры Д. Дэнисона

Уважаемые сотрудники!

Все утверждения необходимо оценить по шкале от1 («совершенно не согласен»)до5 («совершенно согласен»), за исключением восьми утверждений (отмечены *), которые имеют негативный оттенок и требуют оценки по обратной шкале от -1 («совершенно согласен») до -5 («совершенно не согласен»).

Параметр культуры

Фактор

Утверждение

Оценка

Вовлеченность

Полномочия

Большинство сотрудников сильно вовлечены в процесс работы.

Решения обычно принимаются на уровне, где доступна самая достоверная и актуальная информация.

Информация доступна всем: каждый сотрудник имеет возможность получить необходимую ему информацию.

Каждый верит, что он/она вносят значимый вклад в развитие организации.

Бизнес-планирование непрерывно, и в процесс вовлекаются все сотрудники.

Ориентация на командную работу

Активно поощряется совместная деятельность различных частей организации.

Люди работают, ощущая себя частью команды.

Предпочтение отдается командному стилю работы, нежели управлению согласно иерархии.

Команды – основные строительные блоки организации.

Трудовой процесс организован таким образом, что каждый может увидеть связь между его/ее работой и целями организации.

Развитие способностей

Руководство делегирует полномочия сотрудникам, предоставляя им возможность действовать по своему усмотрению.

Ведется постоянная работа по развитию способностей у персонала.

Имеют место постоянные инвестиции в повышение уровня знаний работников.

Знания и навыки сотрудников рассматриваются как важный источник конкурентного преимущества.

Проблемы зачастую возникают из-за того, что у людей не хватает знаний и умений для выполнения задания. *

Согласованность

Ключевые ценности

Лидеры организации своим поведением поддерживают принятые в компании ценности.

Ключевые ценности определяют стиль и методы управления организацией.

Набор базовых ценностей, принятых в организации, определяет то, как мы ведем бизнес.

Игнорирование ключевых ценностей неизбежно приводит к проблемам. *

Ключевые ценности - это этический код, который управляет нашим поведением и позволяет отличать правильное от неправильного.

Согласие

Когда возникают разногласия, мы усердно работаем, чтобы достичь соглашения, не ущемляющего ничьих интересов.

В организации сложилась сильная корпоративная культура, которая обеспечивает согласованность мнений и действий работников.

В организации легко достичь консенсуса даже при решении сложных задач.

У нас часто трудности в достижении общего согласия при решении ключевых задач. *

В организации достигнуто согласие по поводу того, что является правильным и неправильным при ведении бизнеса.

Координация и интеграция

Наш подход к ведению бизнеса очень последователен и предсказуем.

Люди из различных частей организации разделяют общие цели и видение.

В организации не возникает проблем при координации деятельности различных подразделений.

Работать с кем-либо из другого подразделения все равно, что работать с кем-то из другой организации. *

В организации имеет место четкое выстраивание системы целей и задач, при котором специфические цели подразделений подчинены общей цели организации.

Адаптивность

Ориентация на изменения

Методы работы очень гибкие и могут с легкостью меняться.

Организация отслеживает изменения в бизнес-среде и действия конкурентов и вовремя реагирует на них.

Новые методы работы активно внедряются в деятельность организации.

Попытки провести изменения обычно встречают сопротивление со стороны сотрудников. *

Различные части организации часто взаимодействуют при внедрении изменений.

Ориентация на потребителя

Мнения и рекомендации потребителей учитываются при определении характера и направления изменений.

Потребитель оказывает прямое влияние на принимаемые решения.

Все члены организации имеют глубокое понимание потребностей клиента.

Интересы потребителей часто игнорируются при принятии решений. *

В компании поощряется налаживание контактов с клиентами.

Организационное обучение

Сотрудники организации учатся на ошибках.

Стремление к инновациям и склонность к риску поощряются и вознаграждаются руководством.

Большинству вещей не уделяется должного внимания. *

Обучение – важная цель при ежедневной работе.

В организации уверены, что сотрудники полностью понимают суть выполняемой ими работы.

Миссия

Стратегическое направление и намерение

У организации есть долгосрочная цель и направление развития бизнеса.

Наша стратегия заставляет другие организации изменять свои конкурентные стратегии.

У организации есть четко сформулированная миссия, которая придает смысл и направление нашей работе.

У нас есть ясная стратегия на будущее.

Наше стратегическое направление мне непонятно.*

Цели и задачи

В организации существует полное согласие по поводу целей организации.

Лидеры ставят амбициозные, но реалистичные цели.

Руководство открыто говорит о целях, которые мы пытаемся достичь.

Мы ведем постоянный контроль над продвижением к поставленным целям.

Люди понимают, что должно быть сделано, для выживания в долгосрочной перспективе.

Видение

У организации есть разделяемое всеми ее участника видение будущего.

Лидеры ориентированы на будущее.

Краткосрочные цели часто противоречат долгосрочным целям. *

Наше видение служит источников воодушевления и мотивации для сотрудников.

Мы способны решать краткосрочные задачи, не ставя под угрозу наши долгосрочные перспективы.