Файл: Корпоративная культура в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Результаты анализа характеристик работы в организации представлены в таблице 3. Каждой характеристике системы мотивации соответствуют определенные утверждения. Респондентам предлагалось ответить, справедливы эти утверждения для Управления или нет.

Таблица 3

Результаты анализа характеристик, присущих Управлению

Характеристика

Выразили согласие

Утверждения

Материальное стимулирование

60%

Недостаточная заработная плата

Социальный пакет, льготы

56,7%

Возможность улучшить свои жилищно-бытовые условия

Предоставление льгот сотрудникам (отдых детей, корпоративный транспорт, компенсация затрат и т.д.)

Организация труда

82,6%

Обеспеченность необходимой оргтехникой

Благоприятные условия труда

Разнообразие работы

71,1%

Разнообразие работы

Сложность работы

Высокая напряженность труда

Возможность самореализации

67,1%

Возможность профессионального роста

Возможность должностного продвижения

Самостоятельность в выполнении работ

Психологический климат

98,7%

Благоприятный психологический климат

Возможность общения в процессе работы

Престиж работы

66,7%

Престиж профессии на данном предприятии

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что заработная плата сотрудников установлена на недостаточно высоком уровне. Социальное стимулирование развито хорошо, поскольку предоставление льгот сотрудникам существенно перевешивает практически отсутствие возможности улучшить свои жилищно-бытовые условия. К льготам, предоставляемым в Управлении относятся медицинское, пенсионное и социальное страхование, система льготного кредитования, корпоративный транспорт, спортивные мероприятия, санатории и профилактории для сотрудников, детские лагеря для детей работников, а также подарки к праздникам для сотрудников и их детей.

Наибольшее число сотрудников отмечает наличие благоприятного психологического климата, высокий уровень организации труда, разнообразие и интересность выполняемой работы, возможность самореализации, а также престиж работы. При этом меньше всего согласных с пунктом «участие в управлении компании», что говорит о том, что управление предприятием – закрытый процесс, в котором участвует только управленческий аппарат компании.


Далее был проведен анализ факторов, мотивирующих сотрудников организации. Здесь акцент был сделан на личных мотивах, которые побуждают работников к трудовой деятельности. Результат представлен в таблице 4.

Таблица 4

Результаты анализа факторов, мотивирующих сотрудников

Характеристика

Среднее значение

Утверждения

Материальное стимулирование

83%

Материальное стимулирование (премии, льготы)

Высокая заработная плата

Социальный пакет, льготы

79%

Возможность улучшить свои жилищно-бытовые условия

Организация труда

71%

Четкость в постановке задач руководителем

Условия труда

Меры административного воздействия

Режим работы

Разнообразие работы

58%

Разнообразие работы

Элементы состязательности

Возможность самореализации

93%

Возможность самореализации

Возможность карьерного роста

Психологический климат

81%

Моральное стимулирование

Трудовой настрой коллектива

Дружный коллектив

Хорошее руководство

Ценности и политика компании

77%

Экономические нововведения в компании

Ценности и принципы компании

Престиж работы

86%

Высокий статус в компании

Личные мотивы сотрудников

72%

Боязнь потерять работу

Возможность обучения

Согласно полученным данным, наиболее важна для сотрудников возможность самореализации и карьерного роста. Также, работники Управления отмечают престиж их профессии и высокий статус в компании. Большое значение работников не устраивает заработная плата. Среди последних сотрудники наиболее ценят компенсацию расходов на медицинское обслуживание, обеды, компенсацию транспортных расходов, предоставление служебного автомобиля и оплату образовательных учреждений для детей работников.

Кроме того, среди главных мотивирующих факторов сотрудники отмечают психологический климат (отношения с коллегами и руководством, возможность общения во время работы и так далее) и ценности, политику организации.


Последним этапом анализа мотивационного климата Управления является выявление удовлетворенности персонала существующей системой мотивации и работой в организации. Результаты обобщены и занесены в таблицу 5.

Таблица 5

Результаты анализа удовлетворенности сотрудников системой мотивации и работой в Управлении

Характеристика

Среднее значение

Утверждения

Материальное стимулирование

75%

Меня не устраивает моя зарплата

Организация труда

82%

График работы

Уровень организации труда

Уровень технической оснащенности

Разнообразие работы

89%

Необходимость решения новых проблем

Я делаю важное и ответственное дело

Я свободен в выборе путей достижения поставленных целей

Возможность самореализации

78%

Самостоятельность в работе

Возможность карьерного роста

Соответствие работы личным способностям и интересам

Психологический климат

90%

Отношения с непосредственным руководителем

Отношения с коллегами

Меня устраивает мое руководство

Мне нравится коллектив

Ценности и политика компании

97%

Я одобряю политику руководства

Меня устраивают пропагандируемые компанией миссия и ценности

Личные мотивы сотрудников

84%

Я делаю здесь то, к чему у меня лежит душа, что я по-настоящему люблю

Работая здесь, я чувствую стабильность и уверенность в завтрашнем дне

Так, наибольшее удовлетворение сотрудникам приносят такие факторы мотивации, как ценности и политика компании, психологический климат в организации, разнообразие работы, организация труда. Однако, в целом степень удовлетворенность довольно высока. Это говорит о том, что система мотивации персонала построена логично и основывается на потребностях не только самого предприятия, но и персонала. Основной причиной столь высоких показателей является ежегодное проведение мониторинга мнений сотрудников с целью совершенствования системы мотивации.

Мотивационный аспект корпоративной культуры, как уже отмечалось, играет большую роль в организации. Некоторые составляющие культуры, так или иначе, позволяют стимулировать трудовую деятельность сотрудников, тем самым повышая эффективность деятельности организации.


Как показала диагностика корпоративной культуры, организационная культура Управления может быть описана с помощью следующих факторов:

  • Постановка долгосрочных целей и задач организации происходит открыто, все сотрудники вовлечены в процесс их достижения. Руководство ставит амбициозные, но реалистичные цели, с которыми согласны практически все сотрудники.
  • В Управлении преобладает ориентация на командную работу –поощряется совместная деятельность, работники ощущают себя частью большой команды.
  • Распределение ответственности и полномочий – сотрудники вовлечены в рабочий процесс и верят, что вносят весомый вклад в функционирование и развитие предприятия.
  • У организации есть ясная стратегия, четко сформулированная миссия, которые разделяют все сотрудники организации.
  • У компании есть общее видение будущего, на которое ориентированы все сотрудники в своей трудовой деятельности.
  • Ключевые ценности организации позволяют моделировать поведение сотрудников, определить, что является правильным и неправильным, а также определяют стиль и методы управления компанией.

Для выявления влияния факторов организационной культуры на мотивацию персонала мы обобщили полученные данные, проанализировали структуру культуры исследуемой организации с помощью модели Э.Шейна и представили результаты в таблице 6.

Таблица 6

Структура организационной культуры Управления

Уровни культуры

Проявления корпоративной культуры

Артефакты

  • Правила корпоративной этики;
  • Нормы и правила поведения в организации;
  • Правила электронной переписки и этика телефонных переговоров;
  • Дресс-код, корпоративный стиль.

Провозглашаемые ценности

  • Миссия;
  • Ключевые ценности;
  • Видение будущего;
  • Стратегия.

Базовые представления

  • Ориентация на долгосрочные цели предприятия;
  • Признание подходов руководства к управлению организацией;
  • Гордость за свою компанию, ощущение причастности к ней;
  • Ориентация на командную работу;
  • Широкое вовлечение сотрудников в корпоративную жизнь.

Таблица составлена по: Виханский О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2014.

Анализ мотивационного климата организации позволил определить наиболее значимые для сотрудников факторы, которые мотивируют их на работу в данной организации:


  • Возможность карьерного, профессионального роста, а также самореализации в компании, самостоятельность в работе, ее соответствие интересам и предпочтениям сотрудников;
  • Высокая оплата труда материальное стимулирование;
  • Престиж работы – высокий статус, значимость профессии в компании, а также авторитет и репутация самой организации;
  • Психологический климат, отношения в коллективе и с руководством, возможность общения в рабочем процессе и наличие неформальных отношений, моральное стимулирование;
  • Социальный пакет и льготы, предоставляемые организацией (медицинское, пенсионное, социальное страхование, корпоративный транспорт, бесплатное питание и так далее);
  • Ценности компании и политика руководства.

Анализ корпоративной культуры и мотивационного климата Управления показал, что уровень базовых представлений культуры организации оказывает наибольшее мотивирующее воздействие на сотрудников организации. Иными словами, основные положения, которые определяют основу функционирования организации и внутрикорпоративных отношений, стимулируют работников, побуждают их к активной трудовой деятельности, соблюдению организационных норм и правил поведения. К тому же, провозглашаемые культурой ценности, миссию, стратегию компании также можно считать активным мотиватором, поскольку, по мнению сотрудников, они являются важной составляющей организации рабочего процесса и системы мотивации. Тем не менее, культурные артефакты имеют наименьшее значение для сотрудников. На данном уровне среди факторов мотивации, которые для сотрудников важны в большей степени, можно отметить материальное стимулирование и предоставление различных льгот, которые лишь косвенно относятся к поверхностному уровню культуры.

Также в результате исследования было выявлено, что удовлетворенность сотрудников существующей системой мотивации находится на высоком уровне. Другими словами, программы мотивации, действующие в Управлении, практически полностью отвечают потребностям работников. Однако, ежегодный мониторинг мотивационного климата организации показывает, что такая ситуация складывается не всегда. Поэтому руководство компании должно быть готово к постоянному совершенствованию мотивационной системы с целью ее адаптации к изменяющимся нуждам персонала. В этом ему поможет анализ структуры культуры компании, в результате которого возможна адаптация используемых инструментов мотивации. Так, подобный анализ позволит определить, каким направлениям стимулирования сотрудников стоит уделить большее внимание – переформулированию ценностей компании, изданию новых нормативных актов, распространению новых традиций и ритуалов и так далее.