Файл: Моделирование предметной области «Управление снабжением» с помощью UML.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 1
Введение
Производственная деятельность предприятий, как правило, требует наличие складских помещений для поддержки внутренней производственной инфраструктуры. Склады предприятий, нацеленных на высокую эффективность и конкурентоспособность, нуждаются в современной организации, технологиях и квалифицированных сотрудниках. Развитие и повсеместное внедрение средств автоматизированного управления складским хозяйством на базе новейших программно-аппаратных разработок, функционирующих в режиме реального времени, обуславливается необходимостью снижения временных и трудовых затрат.
Использование информационных технологий для управления сферами производственного процесса (в том числе – учета хранения и расхода в рамках складского хозяйства) повышает конкурентоспособность любого предприятия за счет повышения степени его управляемости и адаптируемости к возможным изменениям рыночной конъюнктуры.
Объектом исследования в рамках данной работы является процесс снабжения производства изделий на АО «Научно-техническое предприятие (НТП) «Нави-Далс».
Предметом исследования является моделирование предметной области «Управление снабжением» с помощью UML.
Цель курсовой работы – смоделировать предметную область «Управление снабжением» с помощью UML.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить организационную структуру и основные бизнес-процессы АО «НТП «Нави-Далс» (далее Предприятие), идентифицировать роли основных подразделений;
- изучить деятельность Предприятия;
- выполнить разработку модели бизнес-процессов Предприятия с определением задач, которые должны быть автоматизированы в рамках реинжиниринга бизнес-процессов;
- разработать логические модели АИС в виде UML-диаграмм: классов, активности и др.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Решение обозначенных задач позволить увеличить производительность сотрудников компании.
Глава 1. Аналитическая часть
1.1. Описание предметной области. Постановка задачи
Акционерное общество «Научно-техническое предприятие «Нави-Далс» (Предприятие) основано в 1990 году является одним из ведущих предприятий в отрасли по разработке и производству новых образцов навигационной и гидрографической техники для обеспечения безопасности мореплавания.
В настоящее время предприятие осуществляет разработку, серийное производство и обслуживание:
- приемоиндикаторов радионавигационных систем «Квиток-ЗН», «Квиток-3НА», предназначенных для определения места и параметров движения морских объектов по сигналам РНС типа «Лоран-С», «Чайка», «Марс-75», «Брас», «РС-10»;
- навигационных эхолотов НЭЛ-1000 И НЭЛ-1000М для решения задачи обеспечения навигационной безопасности плавания для измерения глубин до 6000 м под килем надводных кораблей, судов ледового класса и подводных лодок;
- магнитных компасов КФ1М для измерения, отображения и трансляции магнитного и истинного курса корабля в качестве дополнительного, резервного курсоуказателя в составе навигационного комплекса;
- и др.
В АО «НТП «Нави-Далс» действует политика в области качества (Политика), основой которой является создание конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей требованиям и ожиданиям потребителей и обеспечивающей стабильное финансовое положение предприятия.
Главным инструментом достижения поставленной цели является четко структурированная, результативная и постоянно совершенствуемая Система Менеджмента Качества, соответствующая требованиям ГОСТ РВ 0015-0022012 и ГОСТ Р ИСО 9001-2015.
Общее руководство деятельностью Предприятия осуществляет дирекция, во главе которой стоит генеральный директор. Функции директора включают контроль обеспечения Предприятия всеми необходимыми средствами и ресурсами, анализ деятельности филиала и принятие решений по принятию мер к повышению эффективности или устранении проблем, участие
В основных вопросах, определяющих работу Предприятий, подписание договоров с заказчиками и основных документов. Директор осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через своих заместителей или руководителей других подразделений. В составе дирекции Предприятия функционирует кадровый отдел, который представляет центральное звено рабочих ресурсов Предприятия.
В организационной структуре Предприятия выделяются два основных направления: административное и производственное. В составе административного направления выделяются следующие подразделения:
- финансово-экономическое подразделение, включая бухгалтерию, в обязанности которого вменено учет финансовых потоков и соответствующих документов, составление финансовых отчетов, финансовое обеспечение договоров с заказчиками, расчет заработной платы сотрудников Предприятия;
- хозяйственное подразделение, задачами которого является поддержание основных необходимых ресурсов Предприятия на уровне, достаточном для осуществления деятельности;
- юридическое подразделение, которое занимается нормативноправовой поддержкой деятельности Предприятия;
- отдел перспективного планирования, который выполняет функции по составлению стратегических планов финансового развития, утверждению основных финансовых отчетов, планированию бюджета.
В состав хозяйственного подразделения входят:
- отдел закупок - выполняет поиск поставщиков и управление закупками основных материально-технических ресурсов и компонентов (комплектующих), необходимых для сборки изделий конечной продукции;
- склад хранения комплектующих осуществляет хранение и управление выдачей по запросу материально-технических ресурсов и комплектующих, необходимых для сборки изделий конечной продукции.
В составе производственного направления выделяются следующие подразделения:
- инженерно-конструкторский отдел, который занимается разработкой и подбором комплектующих для производимых изделий, выполняет их комплексное тестирование, контроль качества произведенных образцов;
- цех сборки, в котором производится непосредственная сборка изделий готовой продукции.
Описанная организационная структура Предприятия приведена на рисунке 1.
Рисунок 1. Организационная структура АО «НТП «Нави-Далс»
Как видно из рисунка 1, организационная схема Предприятия представляет собой линейную иерархическую структуру, уровень иерархии которой не превышает трех ступеней. Преимуществами таких структур является четко-определенная система взаимосвязей, согласованность, оперативность принятия решений. К недостаткам линейных структур можно отнести малую гибкость и приспосабливаемость, наличие большого количества управленцев и общую длину связей между высшим руководителем и работником.
В рамках настоящего исследования моделирование бизнес-процессов Предприятия выполнено с помощью методологии SADT. В качестве инструмента моделирования использовался инструментарий CASE-системы All Fusion Process Modeler версии 7.1.
Методология SADT применяется для анализа функций, выполняемых системой, а также для указания механизмов, посредством которых они осуществляются. В данной работе использована нотация IDEF0, которая позволяет произвести функциональное моделирование процессов в виде набора взаимосвязанных блоков, отображающих процессы, происходящие в анализируемой системе.
На рисунке 2 приведена контекстная диаграмма бизнес-процессов Предприятия, касающихся сборки конечных изделий.
Из диаграммы на рисунке 2 видно, что входными информационноматериальными потоками процесса производства (сборки) изделий являются заявки на изделия от заказчиков, а также комплектующие, из которых эти изделия будут изготовлены.
Рисунок 2. Контекстная диаграмма IDEF0 процесса производства изделий
Результатными информационно-материальными потоками являются готовые партии изделий для отправки заказчикам и заявки на закупку комплектующих для сборки изделий.
Все процессы изготовления изделий, начиная от приема заказов на изготовление и заканчивая их сборкой, осуществляются следующими подразделениями: отдел закупок, склад, инженерно-конструкторский отдел.
Рассматриваемый процесс регламентируется Уставом Предприятия, техническим заданием на изготовление изделий, техническими условиями, правилами и нормами применения и эксплуатации специальных технических средств и компонентов, применяемых при сборке изделий.
Для детального изучения процессов необходимо выполнить декомпозицию контекстной диаграммы (рисунок 3).
Рисунок 3. IDEF0-диаграмма декомпозиции процесса производства изделий
Из диаграммы декомпозиции видно, что процесс производства изделий на Предприятии проходит несколько основополагающих последовательных этапов:
- непосредственный прием заказа на готовые изделия - заказ принимается менеджером по работе с клиентами Предприятия от заказчика;
- принятый заказ передается в инженерно-конструкторское подразделение для его анализа, в процессе которого определяются спецификации изделий, которые необходимо поставить заказчику, а в сборочный цех выдается соответствующее задание на сборку;
- в сборочном цехе в соответствии с полученным заданием составляется список комплектующих, необходимых для сборки всех изделий для выполнения заказа, который передается на склад;
- учет комплектующих на складе ведется в локальной БД на базе СУБД MS Access и MS Excel;
- по составленному на предыдущем этапе списку со склада в сборочный цех выдается необходимое количество комплектующих;
- при этом, если количества каких-либо компонентов на складе недостаточно, то формируется заказ поставщикам на их закупку;
- из выданных комплектующих изготавливаются изделия и формируются партии изделий для поставки их конечным заказчикам.
Рассматривая и анализируя бизнес-процессы производства изделий на Предприятии, можно сделать вывод о необходимости автоматизированного учета комплектующих при сборке готовых изделий, учета их выдачи в рамках выполняемых заказов. Как было определено, все операции учета хранения и выдачи комплектующих выполняются вручную в электронных таблицах.
Можно определить недостатки существующей системы:
- отсутствие систематизированной и централизованной базы данных учета комплектующих, необходимых для сборки;
- неэффективный информационный обмен между инженерным подразделением, сборочным цехом и складом;
- неэффективный учет комплектующих для сборки по заказам.
Таким образом, для повышения эффективности системы снабжения и учета комплектующих можно сформировать следующие бизнес-цели:
- регламентация и оптимизация доступа к необходимой информации;
- оптимизация и повышение производительности труда за счет сокращения объема выполняемых рутинных операций;
- обеспечение надежного учета и контроля данных;
- повышение эффективности информационного обмена между подразделениями предприятия в рамках единого процесса;
- гарантия безопасности и целостности данных на всех этапах обработки информации.
Также можно выделить и локальные (пользовательские) цели:
- уменьшение времени на поиск и обработку информации;
- автоматизация выполнения операций и составления документов;
- оперативный доступ к любым данным;
- разграничение прав доступа к различной информации и операциям.
Указанные цели могут быть достигнуты посредством разработки и внедрения автоматизированной информационной системы снабжения комплектующих для сборки и производства изделий АО «НТП «Нави-Далс» - АИС «Учет комплектующих изделий» (АИС «УКИ») для решения задач:
- учет наличия комплектующих на складе;
- учет операций поступления комплектующих на склад;
- учет операций расхода комплектующих со склада;
- учет и управление вариантами готовой продукции - для автоматизированного учета сборки изделий.
Качественная постановка задачи должна описывать весь комплекс требований к системе. Для этого необходимо определить значения понятия «требование». В [23] оно имеет следующее определение: