Файл: Виды экономического анализа: теоретический, конкретно-экономический, перспективный, текущий, оперативный, макроанализ, анализ отраслевой структуры народного хозяйства, анализ уровней управления предприятия, анализ сторон хозяйственной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зависимости от глубины проводимого перспективного анализа выделяют:

  • Экспресс анализ, позволяющий определить общие направления развития предприятия.
  • Углубленный анализ, во время которого производится фундаментальная оценка состояние предприятия эффективности его деятельности.

Кроме того, по признаку регулярности можно выделить следующие виды перспективного анализа:

  • Периодический, который проводится регулярно, обычно в конце очередного периода, месяца, недели, квартала, года.
  • Разовый, который проводится в конкретной ситуации, для решения вполне определенных конкретных задач.

Оперативный, текущий и перспективный анализ вместе составляют цельную систему комплексного анализа предприятия. Они позволяют сначала контролировать исполнение ранее поставленных планов, осуществлять оперативное управление деятельностью предприятия корректируя возникающие отклонения. Затем с помощью текущего анализа мы можем выявить основные тенденции развития фирмы, основные направления взаимодействия показателей между собой. И уже с помощью перспективного анализа мы оцениваем эффективность функционирования предприятия и планируем будущую деятельность, с учетом всех по всей полученной на предыдущих этапах анализа информации.

Такое применение текущего, оперативного и перспективного анализа вместе, для решения единых задач, превращает их в элементы комплексного анализа экономической деятельности предприятия.

Заключение

Анализ предполагает детальное исследование, изучение всех хозяйственных процессов предприятия, установление принципа и взаимосвязей его функционирования и развития, оценку всех процессов.

Анализ всегда проводится в соответствии с какими-то установленными принципами. Именно они определяют сущность данного понятия анализ, его направленность, последовательность, а также интерпретацию полученных результатов. Сам по себе анализ представляет собой единую систему знаний, базирующуюся на понимании принципов развития и функционирования хозяйствующих субъектов с целью оценки эффективности их функционирования, и прогнозы их будущего действия и состояния.

Сам принцип существования рыночной экономики, ориентированный на самостоятельность каждого хозяйствующего субъекта, приводит нас к идее о том, что основным видам анализа будет являться именно анализ предприятия. Однако, анализируя отдельные предприятия мы не можем не учитывать факторы внешней среды, влияющие на него. И, следовательно, вынуждены, так или иначе, переходить при анализе на более высокий уровень, анализируя деятельность отраслей, а также функционирование всего экономического механизма. Анализ на макроэкономическом уровне не только не противоречит анализу отдельного предприятия, а наоборот, дополняет его и структурирует.


В результате мы приходим к тому, что вся работа по управлению предприятием, всё его функционирование так или иначе связано с использованием методологии анализа.

Экономический анализ является самостоятельной наукой, составляющей целую систему знаний об исследовании возникающих в процессе функционирования рыночной экономики и экономических процессов, определение основных принципов направлениях развития, научное обоснование управленческих решений и оценка их выполнения. Время экономического анализа определяют факторы, оказывающие влияние на развитие предприятия, определяющие возможные хозяйственные резервы, и в соответствии со всеми оцениваются оптимальные управленческие решения.

Сам экономический анализ оценивает хозяйственные решения, принимаемые управляющим персоналом отдельного, самостоятельного предприятия, определяет эффективность и оценивает полученные конечные результаты.

  • Во время этого анализа оцениваются принятые управленческие решения, их воздействие на предприятие, полученные экономические и финансовые результаты. На основе этого поднимают управленческие решения по вопросам оперативного управления предприятием, так и по вопросу формирования системы управления.

Ключевой задачей экономического анализа является оценка эффективности исполнения планов предприятия. Сущность такого анализа в том, что определяются реальные результаты исполнения разработанных ранее планов и эти результаты сравниваются с запланированными показателями.

Проведение экономического анализа базируется на вполне конкретных, самостоятельных принципах и реализуется через функции экономического анализа.

Содержание анализа финансово-хозяйственной деятельности как научной дисциплины раскрывается через функции, которые выполняет анализ в системе других прикладных экономических наук.

Важным видом классификации является разделение видов анализа в зависимости от их роли в процессе управления на перспективный (прогнозный, предварительный), оперативный и текущий, и оценочный (ретроспективный) по итогам деятельности за тот или иной период.

В соответствии с реализациями этих функций выделяют оперативный, текущий и перспективный анализ.

Оперативный анализ проводится постоянно, в течение всей деятельности предприятия. Анализируется реализуемая сейчас, в текущий момент, производственная, хозяйственная, и прочие финансовые операции. Для проведения такого анализа нужна постоянно, ежедневно обновляемая информация. Именно с помощью такого анализа принимаются оперативно, быстро управленческие решения


К основной задаче оперативного анализа относится решение текущих задач, возникающих перед предприятием. Основное направление деятельности оперативного анализа — это постоянный контроль эффективности функционирования предприятия, на каждом этапе деятельности во время исполнения каждой операции. Кроме того, с помощью оперативного анализа проводится оценка исполнения планов, планов производства, продаж, а также быстрое определение накапливающихся предприятием резервов и их использование для повышения эффективности функционирования предприятия.

Текущий анализ, также называемый ретроспективным, представляет собой оценку полученных результатов деятельности предприятия. Обычно он проводится по окончанию очередного периода, таким периодом может быть неделя, месяц, квартал или год. Очевидно, что этот вид анализа базируется в первую очередь на бухгалтерской и финансовой отчётности предприятия.

Перспективным экономическим анализом является анализ результатов хозяйственной деятельности для того чтобы определить возможные изменения показателей в будущем, и особенностью такого анализа является рассмотрение явлений и процессов хозяйственной деятельности именно с привязкой их изменения в будущем периоде, то есть учётом их потенциальной перспективы изменения и будущего развития предприятия.

Естественно, основой для перспективного анализа является ретроспективный анализ, в процессе которого мы выявляем структуру предприятия, взаимосвязь показателей между различными элементами предприятиях, их взаимодействие взаимное влияние.

Важнейшими задачами перспективного анализа являются:

Прогнозирование будущей хозяйственной деятельности и состояния предприятия. Это позволяет переходить к следующей задаче перспективного планирования - формировать экономически, научно обоснованные планы развития. А уже после формирования этих планов мы переходим к следующей задаче перспективного анализа: формированию ожиданий от выполнения этих планов. То есть при формировании любых планов развития предприятия именно перспективный анализ является основой такого планирования, а в процессе исполнения этих планов данные перспективного анализа является важнейшим инструментом предсказания и оценки ожидаемых результатов.

Комплексное применение текущего, оперативного и перспективного анализа вместе, для решения единых задач, превращает их в элементы комплексного анализа экономической деятельности предприятия.


Список использованной литературы

  1. Айвазян С.А., Балкинд О.Я., Баснина Т.Д. «Стратегии бизнеса: Аналитический справочник» Под ред. Г.Б. Клейнера. – М.: КОНСЭКО, 1998
  2. Артеменко В. Г., Беллендир М. В. Финансовый анализ: Учебное пособие. - М.: «ДИС», НГАЭ и У, 1997. - 385 с
  3. Баканов, Михаил Иванович, Шеремет, Анатолий Данилович. Теория экономического анализа: Учебник для студентов экон. спец.-4-е изд., доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика,1997.- 416 с.
  4. Бочаров В.В. Финансовый анализ. – Спб.: Питер, 2003. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2012
  5. Булатов А.С. Экономика: Учебник / А.С. Булатов.- М, 2005. – 557 с
  6. Бухарин Н. А., Озеров Е. С., Пупенцова С. В., Шаброва О. А. Оценка и управление стоимостью бизнеса: учеб. пособие / Под общей ред. Е. С. Озерова – СПб: ЭМ-НиТ, 2011 – 238 с
  7. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 720 с
  8. Грегори Алан. Стратегическая оценка компаний: практическое руководство/ Пер. с англ. Л.И. Лопатников. – М. ЗАО «Квинтоконсалтинг», 2003. – 224 с
  9. Грибовский С.В. Методы капитализации доходов: Курс лекций. / С.В. Грибовский. – Санкт-Петербург, 2005. – 172 с.
  10.  О.В. Грищенко - Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия - [электронный ресурс] - URL: http://www.aup.ru/books/m67/2.htm
  11. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и техника
    оценки любых активов: Пер. с англ. / А. Дамодаран. -6-е изд. — М.: Альпина Паблишерз, 2010
  12. Дж. Р. Хитчнер Три подхода к оценке стоимости бизнеса. М.: Маросейка, 2008
  13. Ефимова О.В. - Финансовый анализ - [электронный ресурс] - URL: http://www.finkredit.com/analiz21.html
  14. Симионова Н.Е., Симионов Р.Ю. Оценка стоимости предприятия
    (бизнеса). – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: ИЦ «МарТ», 2007
  15. Глаженков Г. Основные методические подходы к оценке объектов недвижимости на региональном уровне. СПб., 2008.
  16. Григорьев В.В., Островкин И.М. Оценка предприятий. Имущественный подход. М., 2008.
  17. Грязнова А.Г. Оценка бизнеса: учебное пособие для вузов по экономическим специальностям / А.Г. Грязнова, М.А. Федотова и др. – М.: Финансы и статистика, 2006 – 736с
  18. Губин В.Е. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности. = М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФА-М, 2006. – 336С.
  19. Карев В.П., Карев Д.В. Оценка бизнеса доходным подходом - констатация факта или прогнозное планирование? // Вопросы оценки, №1, 2003.
  20. Карпушкина А.В. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): текст лекций – Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2008г. 92с.
  21. Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2006. – С. 24
  22.  Курс лекций «Технико-экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия». КГТУ им. Туполева, Афанасьев А.А., 2006 г
  23. Осмоловский В.В, Кравченко Л.И., Н.А. Русак Н.А. и др. Теория анализа хозяйственной деятельности. Под общ. ред. В.В. Осмоловского. - Мн: Новое знание, 2001. - 533 с
  24. Основы оценки стоимости имущества: Учебник / под ред. М.А. Федотовой, Т.В. Тазихиной. — М.: Кнорус, 2011
  25. Рид Стэнли Фостер, Лажу Александра Рид. Искусство слияний и поглощений /Пер. с англ. – М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004. – 958 с
  26.  Рутгайзер В. М. Оценка стоимости бизнеса – М.: «Маросейка», 2007, 448 с.
  27. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник для вузов./ Г.В. Савицкая. – Минск: Новое знание, 2007. – 688с
  28. Сычева Г.И. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / Г.И. Сычева, Е.Б. Колбачев, В.А. Сычев. – серия «Высшее образование». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 384с
  29. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. E. С. Стояновой. — 5-е изд., перераб. и доп.— M.: Изд-во «Перспектива», 2003. 
  30. Царев В.В. Оценка стоимости бизнеса: теория и методология: учебное пособие для вузов / В.В. Царев, А.А. Кантарович. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 575с.
  31. Чеботарев Н. Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) – М.: «Дашков и Ко», 2009, 256 с
  32. Чиркова Е. Как оценить бизнес по аналогии: методическое пособие по использованию сравнительных рыночных коэффициентов при оценке
    бизнеса и ценных бумаг. – М. Альпина Бизнес Букс, 2005. – 190 с
  33. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа: Учебное пособие. / А.Д. Шеремет. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 574 с.
  34. Щербаков В.В. Оценка стоимости бизнеса / В.А. Щербаков. – М.: Омега-Л, 2006. – 285с.
  35. Щербаков В.А., Щербакова Н.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). – 2-е изд., испр. – Москва: Омега-Л,2007. – С. 72.
  36. Экономика предприятия: Учебник. / Под редакцией профессора О.И. Волкова. – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 520 с.