Файл: Понятие и сущность социального обслуживания населения.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы социального обслуживания населения в Российской Федерации
1.1 Понятие и сущность социального обслуживания населения
1.2 Общая характеристика видов социального обслуживания
Глава 2. Анализ реализации и правового регулирования социального обслуживания населения в РФ
2.1 Оценка современного состояния социального обслуживания в РФ
2.2 Анализреализации основных принципов социального обслуживания граждан РФ
Глава 3. Перспективы развития системы социального облуживания в Российской Федерации
Введение
Российская Федерация, являясьсоциальным государством, призвано заботиться о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. И социальная защита населения и особенно ее наиболее уязвимых слоев от негативного воздействия рыночных отношений в экономике, есть одно из самых важнейших направлений социальной политики государства.
Это в наиболее полномобъёмеотвечает требованиям основных международных правовых актов.
В России как социальном государстве каждому должен быть гарантирован необходимый уровень социального обслуживания, обеспечивающий здоровье и благополучие его самого и его семьи. Кроме того, каждый имеет право на дополнительное социальное обслуживание в случае наступления у него чрезвычайных обстоятельств. При этом указанные гарантии должны быть закреплены законодательно. К этому нас призывает пункт 1 статьи 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), где подчеркивается обязанность государств-участников "обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер".
Наибольшую актуальность приобретает обобщение видов социальных услуг, которые действуют в отношении отдельных субъектов права социального обеспечения, обоснование возможности признания института социального обслуживания генеральным институтом (наравне с генеральным институтом пенсий) в науке права социального обеспечения.
Цель работы заключается оценке состояния системы социального обслуживания в праве социального обеспечения РФ, в определении эффективностиэтой формы удовлетворения жизненно важных потребностей граждан и разработке рекомендаций по совершенствованию социального обслуживания в РФ.
Для достиженияустановленных целей,в работе решены следующие задачи:
- проанализированы понятие и содержание социального обслуживания, в том числе и основополагающие понятия и термины, которые применяются в регулирования отношений в сфере по социальному обслуживанию;
- изучены главные принципы правового регулирования отношений по социальному обслуживанию населения;
- определено место правовых норм о социальном обслуживании в праве социального обеспечения Российской Федерации;
- раскрыты виды социального обслуживания идана их классификация;
- определены особенности правового регулирования отдельных видов социального обслуживания в субъектах РФ;
- проанализировано законодательство Российской Федерации и субъектов РФ, которые регулируютвопросы предоставления социальных услуг в электронной форме, предложить меры, обеспечивающие доступность социальных услуг в электронной форме для социально незащищенных категорий граждан, нуждающихся в их предоставлении.
Объект исследования - правовые отношения, которые возникли в связи с появлением прав на социальное обслуживание.
Предмет исследования - нормативные акты и правовые документы, которые устанавливают право граждан на социальное обслуживание.
Теоретической базой исследования являются труды российских ученых-правоведов по общей теории права, а также по отраслевым правовым наукам и, в первую очередь, по праву социального обеспечения России.
Глава 1. Теоретические основы социального обслуживания населения в Российской Федерации
1.1 Понятие и сущность социального обслуживания населения
Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В общей системе социального обеспечения и социальной защиты социальное обслуживание является относительно самостоятельным звеном. В последние время появилось достаточно много нормативных правовых актов, регулирующих отношения по предоставлению гражданам социального обслуживания в различных видах и организацию деятельности соответствующих служб.
Основные из них - федеральные законы: от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[1]и от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 442-ФЗ)[2].В порядке реализации этих федеральных законов принят ряд подзаконных актов органами исполнительной власти Российской Федерации. Совокупность всех этих актов составляет правовую базу - законодательство о социальном обслуживании; оно включает, следовательно, как законы и подзаконные акты федерального уровня, так и законы, и подзаконные акты уровня субъектов Российской Федерации.
Социальное обслуживание граждан - это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Социальная услуга в свою очередь, - это действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
В 90-е годы одной из наиболее существенных тенденций социальной политики является становление системы социального обслуживания, широкое применение в работе с населением современных технологий и методик.
Социальное обслуживание населения в одних работах рассматривается как современная парадигма социальной работы, в других как высокоэффективная социальная технология, позволяющая оказывать результативную социальную поддержку гражданам в условиях сложной социально-экономической ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность человека или социальной группы, в-третьих, как принципиально важный сектор социальной сферы.[3]
Возможность осуществления социального обслуживания населения в условиях современной России становится реальной и ощутимой по мере организации и развития сети территориальных социальных служб и быстрого формирования отрядов профессиональных социальных работников и других специалистов в области социальной работы, социальной педагогики и практической психологии.
Теоретики социальной работы, анализируя процесс становления социальной науки, практики и профессии, констатируют, что социальное обслуживание в современных условиях выступает в качестве одной из парадигм социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, т.е. на практике - системой определенных способов социально-гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или определенной совокупности людей.
Не во всех странах мира социальное обслуживание понимается одинаково. Нередко в этот термин вкладывается различное содержание. Например, в Финляндии в «Законе о социальном обслуживании» (1982) под социальным обслуживанием понимается «совокупность социальных услуг, поддержки средствами к существованию, социальных пособий и связанных с ними действий, которые призваны служить укреплению социальной обеспеченности и способствовать развитию отдельного человека, семьи, сообщества».[4]
В «Словаре социальной работы» Р. Баркера социальное обслуживание трактуется как предоставление конкретных социальных услуг для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других, и которые не могут сами о себе позаботиться.[5]
Г.В. Сулейманова определяет социальное обслуживание населения как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.[6]
Социальные службы — предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.[7]
Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным законодательством.
Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ тем же правом на социальное обслуживание, что и граждане РФ, если иное не установлено международными договорами РФ.[8]
1.2 Общая характеристика видов социального обслуживания
В соответствии с п.1 ст. 19 Федерального закона N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальное обслуживание предоставляется их получателям в следующих формах: в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме.
Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иная.
Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга[9].
Предоставление временного приюта в специализированном учреждении социального обслуживания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.
Организация полустационарного пребывания в учреждениях социального обслуживания. В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское, консультативная помощь, социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах. И иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации[10].
Классификация видов социального обслуживания по нескольким критериям:
1. Социальное обслуживание семей и социальное обслуживание отдельных граждан:
- социальное обслуживание малообеспеченных семей;
- семей инвалидов;
- семей с детьми инвалидами;
- семей, в состав которых входят ВИЧ инфицированные лица;
- семей, в состав которых входят лица с устойчивой наркотической или алкогольной зависимостью;
- семей с беспризорными, безнадзорными детьми и др.[11]
2. Социальное обслуживание граждан подразделяется на:
- социальное обслуживание инвалидов;
- граждан пожилого возраста, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- детей-сирот;
- детей, оставшихся без попечения родителей;
- безнадзорных и беспризорных детей;
- несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- детей, подвергшихся жестокому обращению в семье;
- малообеспеченных;
- граждан без определенного места жительства и занятий;
- мигрантов;
- женщин, подвергшихся психическому или физическому насилию;
- граждан, оказавшихся в экстремальной ситуации (пострадавших от стихийных бедствий, катастроф, вооруженных и межэтнических конфликтов, беженцев и вынужденных переселенцев и т. д.).