Файл: Современное состояние мировой индустрии спорта..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в год, что лишь на €1 млн меньше, чем «Манчестер Юнайтед» платит одному из самых успешных тренеров в мире, Алексу Фергюсону.

Итак, развитие индустрии спорта имеет ярко выраженную тенденцию к росту, что подтверждается ростом доходов клубов и увеличением финансирования. Однако рост расходов не останавливает инвесторов: число желающих вложить деньги в спорт только растет. Примером может служить список богатейших акционеров футбольных клубов мира (табл. 3). Важно отметить, что в этот список вошли только обладатели состояния, оцениваемого более чем в 1$ млрд.

Хотелось бы обратить внимание, что в данный список вошли только владельцы футбольных клубов, в то время как другие виды спорта пользуются отнюдь не меньшим спросом. В качестве примера можно привести покупку российским миллиардером Михаилом Прохоровым 80% баскетбольного клуба New Jersey Nets и 45% в проекте строительства стадиона Barclays Center в Бруклине.

Также заслуживает внимания сделка по продаже Фрэнком Маккортом бейсбольного клуба MLB «Лос-Анджелес Доджерс» финансовой группе Guggenheim Partners за $ 2 млрд, совладельцем которой является известный в прошлом баскетболист Мэджик Джонсон. При этом сам Маккорт в результате продажи остался в плюсе. Он купил «Доджерс» у Руперта Мердока в 2004 году за $ 330 млн, заплатив ещё $ 100 млн за стадион и 260 акров окружающей его недвижимости.

Помимо интереса к спорту со стороны частных инвесторов нельзя не отметить и роль государства. В частности, согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р), к одной из стратегических целей государственной политики в сфере физической культуры и спорта относится развитие спортивной инфраструктуры.

Подтверждением тому может служить возведение спортивных объектов в рамках подготовки к Олимпийским играм в Сочи, Универсиаде 2013 года в Казани, а также к Чемпионату мира по футболу в 2018 году (ЧМ-2018). Подобные проекты требуют огромных инвестиций, причем как со стороны государства, так и бизнеса.

Например, расходы на строительство стадионов для проведения игр ЧМ-2018 оцениваются KPMG в € 2,6 млрд. (табл. 4).

Надо отметить, что подобная оценка затрат представляется довольно оптимистичной: по многим стадионам в прессе приводятся куда более существенные расходы. К тому же ни одна арена еще не построена, а учитывая опыт олимпийских строек, можно сказать, что сметы подобных объектов по мере реализации имеют тенденцию к росту.


Инвестиции в спортивную инфраструктуру способствуют не только развитию спорта как такового — стимулируется и экономика в целом. Так, согласно исследованию Егш1&Уоип§, Чемпионат мира по футболу станет мощным импульсом для роста инвестиций в бразильскую экономику. В 2010 — 2014 гг. она получит дополнительно 142,4 млрд бразильских реалов: 29,6 млрд на подготовку и проведение турнира и с учетом расходов болельщиков — еще 112,8 млрд. Прямое влияние на экономику Бразилии аналитики в Е&У


оценили в 64,5 млрд реалов в 2010-2014 гг. — это 2,17% ВВП страны в 2010 г.; государство дополнительно получит 18,13 млрд реалов налогов.

Влияние турнира на бразильскую экономику будет сходно с эффектом домино: увеличение объема производства в секторах, непосредственно связанных с турниром, приведет к росту потребления ими ресурсов, а их производители, в свою очередь, также должны будут увеличить потребление. Наибольший рост ожидается в строительстве, торговле, бизнес-услугах. Появится 3,63 млн новых рабочих мест, совокупные доходы населения вырастут на 63,48 млрд реалов.

Непосредственно в инфраструктуру бразильцы вложат 14,5 млрд реалов, из них в стадионы и дороги — 4,6 млрд и 1,4 млрд соответственно. В 2014 г. в Бразилию приедет 7,4 млн туристов, они потратят 5,9 млрд реалов, а главной проблемой страны станет перегруженность аэропортов, несмотря на их реконструкцию к чемпионату мира.

Успешное проведение турнира и следование фундаментальным макроэкономическим принципам помогут Бразилии достичь заявленной цели — стать пятой экономикой мира, пишет Е&У. По данным МВФ, номинальный ВВП Бразилии в 2011 г. составил $2,5 трлн — шестой в мире, у пятого, Франции, — $2,8 трлн.

Столь же положительно чемпионат мира может сказаться и на российской экономике, следует из расчетов Оргкомитета «Россия-2018». По предварительным оценкам, дополнительный прирост ВВП России к 2018 г. составит не менее 527 млрд руб., минимум будет создано 810 000 рабочих мест. Благодаря расширению налоговой базы поступления в бюджеты всех уровней повысятся не менее чем на 95 млрд руб.

По данным Postbank, ЧМ-2006 в Германии ускорил рост экономики этой страны на 0,5 процентного пункта; в ЮАР с 2006 по 2010 г. рост ВВП ускорился с 0,5 до 2,2%, констатировали аналитики UBS. Влияние Олимпийских игр на рост ВВП представлено в таблице 5.

Несмотря на то, что основная часть фактов, аналитики и статистических данных была связана с футболом, озвученные тенденции присущи и другим видам спорта. В связи с этим общие выводы будут сделаны по индустрии спорта в целом. При этом необходимо выделить основные составляющие сектора спорта, каждая из которых имеет ряд специфических особенностей и при более глубоком анализе должна рассматриваться отдельно:


♦ виды спорта с подразделением на профессиональное и любительское направления; например, на сайте Олимпийского комитета России представлено 15 зимних видов спорта и 33 летних, и каждый из них имеет существенные особенности как со стороны требуемых инвестиций, так и возможных доходов; для каждого вида спорта существует своя Федерация, курирующая его, в том числе и по финансовым вопросам;

♦ массовый спорт — развитие физической культуры и спорта для населения; отчасти это направление развивается упоминавшимися профессиональными федерациями, однако, учитывая масштабы нашей страны и огромный круг вопросов, этот блок (наряду с вопросами спортивной медицины) необходимо рассматривать отдельно, и он должен входить в круг ответственности Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Далее сформулируем основные факторы, способствующие развитию индустрии спорта:

1. Поиск инвесторами новых проектов и возможностей для вложения свободных денежных средств.

2. Престижность владения спортивной командой, предоставляющая возможность расширения бизнес-контактов, доступа в закрытые деловые сообщества и, как следствие, заключение новых контрактов, в том числе в отраслях, не связанных со спортом.

3. Потенциально ничем не ограниченные рынки «сбыта», интернациональность спорта и возможность выхода на рынки других стран.

4. Создание позитивного имиджа и увеличение числа клиентов. В качестве примера можно привести спонсорский контракт компании «МегаФон», который был выбран в качестве официального партнёра и оператора сотовой связи зимних Олимпийских игр в Сочи. Подобное сотрудничество позволило добиться следующих результатов. Во-первых, «МегаФон» получил возможность привлечь потенциальных, лояльно настроенных к компании абонентов. Во-вторых, благодаря своему

статусу компании удалось запустить сразу три новых крупных проекта в рамках инфраструктуры Сочи и олимпийских объектов. Первый — «Безопасный город» — инновационная система видеонаблюдения, позволяющая осуществлять круглосуточный мониторинг городских магистралей, зданий, популярных мест отдыха и т.д. Второй — «МетеоФон» — запуск локальных метеостанций на базе сети компании. И, наконец, третий проект связан с эксклюзивными правами на развёртывание сети четвёртого поколения (4G). Все эти проекты требуют существенных капитальных вложений и рассчитаны на долгосрочную перспективу. Разумеется, они не предполагают быстрой окупаемости, однако в дальнейшем могут внести неоценимый вклад в развитие компании.


5. Наличие наглядных примеров успешной и прибыльной деятельности спортивных клубов, доказывающих, что спорт может выступать не только как увлечение или одна из форм социальной нагрузки, но и как полноценный бизнес.

6. Серьезная диверсификация источников дохода, способствующая снижению рисков. В частности, в футболе клубы получают выручку от продажи билетов, атрибутики, прав на телетрансляции, от рекламы, спонсорских взносов. Существенную долю дохода может приносить собственный стадион, как объект коммерческой недвижимости (офисы, рестораны, фитнес-клуб и т.д.), а также за счет продажи наименования арены. Отдельная статья дохода — сделки по продаже игроков. Наконец, довольно много приносит участие в еврокубках. Фактически все эти статьи дохода могут рассматриваться как отдельные бизнес-сегменты, что, с одной стороны, делает управление футбольным клубом сложным и многогранным процессом, с другой — открывает перед собственниками команды огромные горизонты роста.

7. Внимание к индустрии спорта со стороны государства, выражающееся в создании режима наибольшего благоприятствования для спортивных проектов, в частности, в предоставлении налоговых льгот и, что самое важное, в развитии сопутствующей инфраструктуры и вложении существенных денежных средств.

Все перечисленные факторы делают индустрию спорта привлекательной для многих категорий инвесторов и тем самым способствуют ее дальнейшему развитию. Однако, как это часто бывает, помимо факторов, способствующих развитию того или иного направления, существует и набор ограничений. Сектор спорта не стал исключением.

1. Нехватка профессиональных менеджеров, способных эффективно управлять компаниями индустрии спорта.

2. Потребность в серьезных объемах финансирования.

3. Как и любая отрасль экономики, индустрия спорта подвержена влиянию финансовых кризисов. Любые колебания экономики будут находить отражение в снижении уровня доходов и объема инвестиций.

Крайне важно понимать то, исходя из каких критериев может проводиться анализ состояния индустрии спорта:

• объем инвестиций в разбивке по секторам и периодам и число введенных в эксплуатацию объектов;

• укрупненные показатели стоимости строительства (себестоимость одного места стадиона, квадратного метра манежа, одного места в спортшколе и т.д.);

• структура инвестиций: доля частных вложений и государственного финансирования;

• структура затрат: расходы на содержание чиновников и тренеров, на медицину, капитальные вложения и т.д.;


• показатели деятельности спортивных клубов как хозяйствующих субъектов;

• число призовых мест различных соревнований, выигранных в периоде по отдельному виду спорта;

• средний срок строительства спортивных объектов в разбивке по видам спорта;

• число занятых в индустрии спорта, уровень заработной платы в среднем по ряду типовых должностей.

Если с набором общих показателей для анализа сектора спорта все относительно понятно, то вывод об эффективности деятельности сделать не всегда просто. Во-первых, итоги любого проекта в секторе спорта можно подводить лишь по прошествии нескольких лет. Во-вторых, многие показатели должны рассматриваться не отдельно, а в совокупности. Прежде всего это касается объема вложенных средств: к сожалению, в России миллиардные инвестиции очень часто не приносят никакого эффекта. Поэтому эффективность любых инвестиций должна подтверждаться в первую очередь качеством полученных результатов. При этом разработать единую модель оценки эффективности в силу индивидуальности каждого спортивного проекта проблематично. Скорее речь стоит вести о скрупулезном анализе по секторам.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. На сегодняшний день индустрия спорта в России переживает этап бурного развития и обладает огромным инвестиционным потенциалом. Однако это лишь общая тенденция, в разных секторах картина принципиально различается. Если в профессиональном спорте ситуация с каждым годом улучшается, то развитие физической культуры для массовых слоев населения остается на крайне низком уровне. В первую очередь это касается малонаселенных городов и выражается в недофинансировании и отсутствии спортивных площадок и секций.

2. Аналогичная ситуация складывается с работниками, занятыми в секторе спорта: несмотря на существенное количество тренеров и спортсменов, их заработная плата в целом по стране остается на крайне низком уровне. При этом нужно отметить, что индустрия спорта не исследуется Федеральной службой государственной статистики РФ как отдельный сектор. Среди видов экономической деятельности в разделе «Занятость и безработица» на сайте ведомства выделяется лишь «Здравоохранение и предоставление социальных услуг». Такой подход, возможно, был уместен ранее, но для страны, собирающейся принять Олимпиаду и Чемпионат мира по футболу, это едва ли можно считать приемлемым.

3. Помимо непосредственного влияния на экономику за счет увеличения числа рабочих мест, привлечения туристов, развития инфраструктуры и продажи сопутствующих товаров спорт также имеет решающее значение для состояния здоровья и характера образа жизни населения, что в конечном итоге положительно сказывается и на экономическом развитии страны.