Файл: Современное состояние мировой индустрии спорта..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. В долгосрочной перспективе спорт может быть интересен бизнесу не только с точки зрения повышения имиджевой привлекательности, но и как источник дохода.

5. Несмотря на впечатляющие перспективы развития, нельзя забывать о множестве специфических факторов, характерных для индустрии спорта, серьезной капиталоемкости бизнеса в этой сфере и высоком уровне риска. На текущий момент на прибыль можно рассчитывать лишь при вложении в наиболее популярные виды спорта, причем первую отдачу можно ждать только через несколько лет. Даже футбольный клуб «Челси» Романа Абрамовича 2010/2011 финансовый год закончил с убытком в £72 млн, а совокупный убыток с момента покупки клуба для российского бизнесмена составил £614 млн. Все это подтверждает тот факт, что вложения в спорт не рассчитаны на быструю окупаемость.

6. В силу бурных тенденций развития сектор спорта должен рассматриваться как отдельная отрасль экономики, в первую очередь, с позиции государственного регулирования.

7. Особую роль в развитии индустрии спорта может сыграть участие малого и среднего бизнеса. Инвестиции в небольшие спортивные проекты в регионах могут дать ничуть не меньший эффект для экономики страны, чем строительство стадионов для Олимпиады 2014 или Чемпионата Мира по футболу 2018.

8. Политика государства в сфере спорта должна быть нацелена на стимулирование развития инфраструктурных проектов, помощь в их финансировании, а также на содействие в подготовке высококвалифицированных кадров по данному направлению.

Таким образом, перспективы развития индустрии спорта как полноценного сектора экономики в целом для России представляются вполне оптимистичными. Однако это потребует существенных усилий со стороны государства и бизнеса и займет еще не один год.

В заключение приведу цитату из интервью с одним из владельцев футбольного клуба «Арсенал» и обладателем самого высокого состояния в России по версии Forbes — Алишером Усмановым: «Арсенал — это настоящий бизнес, который генерирует около двухсот миллионов долларов дохода. Это клуб, который стоит больше миллиарда долларов сегодня. А когда мы его покупали, он стоил около полмиллиарда. Я очень доволен этой своей инвестицией. И при любом случае буду ее увеличивать. Я считаю инфраструктуру этого клуба одной из лучших в мире. И считаю очень выгодным для российского инвестора иметь такой опыт такого вхождения вовнутрь одного из великих спортивных клубов».


2.2 Анализ развития спорта на примере футбольной индустрии

Современные условия социально-экономического развития России требуют серьезной адаптации деятельности спортивных организаций по развитию соответствующих видов спорта. Однако на сегодняшний день общая теория управления деятельностью спортивных федераций, в которой были бы прописаны конкретные критерии построения, функционал, а также принципы систем развития конкретных видов спорта, практически отсутствует.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 04.12.2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» на спортивные федерации возложена задача развития как спорта высших достижений, так и массового спорта. В настоящее время существенно возросло количество задач, стоящих перед данными организациями, которые необходимо решать в параллельном режиме. В то же время следует понимать, что развитие спорта высших достижений и развитие массового спорта — абсолютно разные управленческие задачи.

Эти противоречия, а также имеющиеся в ряде видов спорта, в том числе футболе, несогласованность и дублирование управленческих функций федераций на различных территориальных уровнях позволяют сформулировать проблемную ситуацию, которая заключается в необходимости разработки научно-обоснованной организационно-экономической модели развития футбола в России.

Ранее проведенные исследования, которые были посвящены указанной проблематике, как правило, ограничиваются созданием отдельных структурных схем деятельности спортивных организаций. Такие результаты не дают возможность решать задачи прогнозирования их деятельности и разработки эффективных управленческих решений. Кроме этого, остается неясным вопрос содержательной основы деятельности региональных спортивных федераций.

В науке существует большое количество классификаций и характеристик моделей социально-экономических систем и организаций. Тем не менее, вопрос формулировки понятия «организационно-экономическая модель развития спорта» до сих пор остается актуальным.

Для формулировки понятия «организационно-экономическая модель развития спорта» следует рассмотреть основные элементы этого понятия по отдельности.

А. И. Бочкин определяет модель как «систему, неотличимую от моделируемого объекта в отношении некоторых свойств, полагаемых существенными, и отличимая по всем остальным свойствам, которые полагаются несущественными».


В электронной версии Большой российской энциклопедии приводится определение В. Б. Бирюкова: «модель — это знаковая система определенного фрагмента социальной реальности — оригинала модели».

В первом определении основной упор сделан на неотделимость значимых свойств объекта при построении модели. Второе определение раскрывает ее сущность как систему знаков.

Таким образом, по нашему мнению, следует обобщить все основные положения данных определений и рассматривать модель как систему знаков, которая обладает характерными свойствами конкретного сегмента социальной реальности.

Понятие организационно-экономической модели раскрывается в определении организации как «структурированной совокупности элементов, объединенных для достижения какой-либо цели», а также в определении экономики, как «науки о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов».

Структурированная совокупность элементов, которые объединены для реализации определенных целей.

Становление и развитие организационно-экономической модели российского спорта базируется на опыте ведущих европейских стран, а также США и Канады. В свою очередь, футбол, как и любой другой профессиональный вид спорта, учитывает в своем развитии глобальные тенденции развития экономики, на основе которых работают принципы и функции современного менеджмента.

В мировой практике к развитию профессионального спорта принято выделять следующие подходы:

• коммерческо-константный;

• коммерческо-ротационный.

Первый подход (так называемая американская модель), доминирующий в США и Канаде, основан на стремлении к максимальной прибыли. В этом случае спортивная деятельность и ее результаты рассматриваются как средство получения доходов.

Второй подход (европейская модель) имеет место в странах Европы, в котором спортивное противостояние ставится в качестве основного приоритета. Однако начиная с середины 1990-х гг. коммерческий принцип проведения соревнований одерживает верх и в Европе. Тем не менее, следует отметить, что, несмотря на значительную степень свободы, даже в США, которые являются эталоном реализации первой модели, государство внимательно отслеживает и анализирует

вектор развития профессионального спорта, придавая этому вопросу особую важность.

Рассмотрим отдельные особенности этих моделей более подробно.


Развитие американской модели профессионального спорта тесно связано с такими факторами государственной устойчивости как состояние потребительского рынка, сохранение и поддержание общественных ценностей, частота возникновения и продолжительность политических кризисов.

«Большая четверка» профессиональных спортивных лиг США — это Национальная хоккейная лига (НХЛ), Национальная лига американского футбола (НФЛ), Лига бейсбола, и Национальная баскетбольная ассоциация (НБА). В настоящее время «четверка» постепенно превращается в «пятерку» за счет Федерации футбола США.

Высокий уровень развития профессионального спорта в США напрямую связан с уровнем спроса на его конечный продукт. Этим продуктом является зрелищность соревнований. Если какой-либо профессиональный вид спорта начинает приносить убытки, то он стремительно теряет коммерческую привлекательность и переходит в любительский статус. Зрелище — продукт деятельности всех спортивных лиг. Поэтому спортивные команды, несмотря на жесткое противостояние на спортивных аренах, в деловой сфере являются партнерами. Следует отметить, что в этом случае главная задача лиг заключается в нахождении и поддержании баланса сил противоборствующих клубов, так как появление суперкоманды будет способствовать снижению показателя общей посещаемости матчей. В спортивной практике имеются примеры, когда организаторы лиг вводили чрезвычайные меры вплоть до расформирования ведущего клуба, если он начинал занимать доминирующее положение. Например, уже давно не существующий хоккейный клуб Montreal Wanderers, который был одной из самых успешных команд в период 1903-1918 гг.

Задачу поддержания баланса сил и финансовых ресурсов команд осуществляет система драфта. Она делает практически невозможным появление суперклуба. «Например, в американском футболе за право обладания Суперкубком борются команды, представляющие не только крупные города, но и другие регионы страны. Так, постоянное выравнивание финансовых и спортивных возможностей команд позволило клубу «Грин Бэй Пэккерз» из маленького города бороться и даже выиграть Суперкубок по американскому футболу в 1998 г.» [5, с. 99].

Победы и успешные выступления в профессиональном американском спорте тесно взаимосвяза-

ны с размерами прибыли. Однако популярность отдельных видов спорта и команд в разных городах неоднородна. Очень дифференцированы и рынки прав телетрансляций. По мнению А.И. Чикурова, «таким образом, команды изначально поставлены в разные условия, и потенциально кто-то из них может разориться. Это, в свою очередь, ударит по финансовому положению остальных клубов, так как нарушится календарь, снизится количество игр в сезоне, создастся опасный прецедент. Чтобы не допустить этого, лиги установили принцип распределения доходов от продажи билетов, а также достаточно равномерно делят между командами деньги от телеконтрактов, подписанных лигами» [5, с. 99].


Формирование американской модели профессионального спорта началось примерно с конца XIX века. К ее наиболее важным признакам относится бюрократизация. Этот признак характеризуется тем, что все участники спортивной индустрии, от рядовых менеджеров до владельцев топ-клубов, не заинтересованы в развитии конкретного вида спорта, а главной своей задачей видят в сохранении существующего положения.

Владельцами команд все чаще становятся крупнейшие транснациональные корпорации, которые занимаются производством сигарет, спиртных напитков, а также владеющие различными каналами средств массовой информации.

Развитие американской модели во многом опирается на телевидение, которое выступает как одним из ключевых источников финансирования, так и мощным рычагом влияния в целом на профессиональный спорт. Кроме этого, для американской модели характерно повышенное внимание к правовой защищенности спортсменов, а также поддержке профсоюзного движения. В качестве наглядного примера достаточно вспомнить забастовку (локаут) в НХЛ, результатом которой стала отмена хоккейного сезона 2004/2005 гг.

Одним из главных признаков той или иной модели профессионального спорта являются наличие и статус владельца команд. Данные факторы во многом определяют основные направления развития спорта в общественной жизни. Согласно общей практике, которая присутствует в мировой спортивной индустрии, можно выделить следующие формы владения профессиональными командами:

• личная (индивидуальная или групповая);

• корпоративная;

• акционерная.

Очень значимым является также вопрос источников финансирования команд. А.И. Чикуров выделил несколько таких источников [5]:

• продажа билетов на матчи;

• продажа прав на телетрансляцию соревнований;

• доходы от дополнительных мероприятий, проводимых на стадионах;

• поступления от коммерческо-лицензионной, рекламной, спонсорской и издательской деятельности;

• продажа акций команд;

• продажа игроков;

• поступления из центральных фондов лиг;

• процент на капитал, вложенный в банк.

В послевоенной Европе в связи с образованием социалистических стран в 1950-1980 гг. сложились две принципиально разные модели развития спорта:

• восточноевропейская модель, которой придерживались СССР и страны так называемого социалистического лагеря (Германская Демократическая Республика, Польша, Чехословакия и др.);

• западноевропейская модель, которая была характерна для капиталистических стран Европы и Северной Америки.