Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и содержание избирательного права РФ
1.2 Принципы избирательного права РФ
2.1. Проблемы реализации избирательных прав граждан Российской Федерации
2.2 Механизмы разрешения проблем реализации избирательных прав граждан в условиях современной России
Нужно сказать, что в Конституции РФ эти принципы закреплены лишь в применении к выборам Президента РФ, на прочие формы выборов их влияние распространяется федеральными законами, в первую очередь – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Невозможно отвергать смысл и других принципов избирательного права, которые нашли свое отображение в данном законе, их соответственным образом можно вывести из значения положений российской Конституции в непосредственной форме. Тем не менее, перечисленные выше четыре принципа являются самыми основными.
1) Принципом всеобщности избирательных прав – является то, что избирательное право наделено как можно большее количество граждан страны. Определяемые ограничения должны быть минимальными и рационально аргументированными.
Гражданин РФ обладает правом избирать, быть избранным, учувствовать в референдумах независимо от половой принадлежности, расы, национальности, языка, генезиса, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, и прочие обстоятельства.
Согласно ст. 32 и 60 Конституции РФ определяются вытекающие требования к избирателю (лицу, которое обладает активным избирательным правом)[7]:
- У него должно быть гражданство РФ;
- Достижения восемнадцатилетнего возраста;
- дееспособность (отсутствие признания судом недееспособным);
- не должен быть в местах лишения свободы по приговору суда.
Необходимо отметить, что свои активные избирательные права гражданин может осуществить, в избирательном округе, в границах которого он проживает.
На кандидатов, претендующих на выборные должности (лица, обладающие пассивным избирательным правом на соответственных выборах) возлагаются дополнительные требования в сравнении с избирателями. Данное обстоятельство связано с необходимостью обеспечить отбор самых достойных и осведомленных лиц и т.д.
Требования, предъявляемые к кандидатам, разделяют на общие (которые применяют во всех видах выборов) и специальные (которые применяются на отдельных видах выборов). Нельзя не отметить и тот факт, что дополнительно к требованиям, определенные Конституцией РФ, весьма обширный их набор предусматривает федеральное избирательное законодательство.
К общим требованиям относят:
- наличие активных избирательных прав;
- не могут быть избранными граждане РФ:
у которых есть гражданство иностранного государства или вид на жительство либо другой документ, который будет подтверждать право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории другой страны. Данные граждане обладают правом избираться в органы местного самоуправления, если это предусматривается международным договором Российской Федерации;
осужденные за совершение тяжких либо особо тяжких преступлений, у которых на день голосования на выборах не снята либо не погашена судимость за данные преступления;
осужденные за совершенные преступления экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, у которых на день голосования на выборах не снята либо не погашена судимость за данные преступления;
лица, которые подверглись административным наказаниям за совершенное административное правовое нарушение, предусмотренные ст. 20.3 (Пропаганда и общественное демонстрирование атрибутики нацизма либо их символов) и ст. 20.29 (Создание и раздача материалов экстремистского характера) КоАП РФ[8], в случае, когда голосование на выборах состоится до завершения срока, на протяжении которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
по отношению, к которым вступило в силу решением суда и установлен факт нарушения ограничений, которые предусматриваются п. 1 ст. 56 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», или совершения действий, которые предусмотренные подп. "ж" п. 7 и подп. "ж" п. 8 ст. 76 этого же Федерального Закона, если указанные нарушения или действия содеяны до дня голосования на выборах на протяжении определенного законом срока полномочий органа государственной власти либо органа местного самоуправления, в которые назначаются выборы, или должностного лица, для избрания которого назначены выборы;
наличие вступившего в силу решения суда в отношении гражданина Российской Федерации о лишении его прав занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение обусловленного срока данный гражданин не может регистрироваться в качестве кандидата, в случае, когда голосование на выборах в органы государственной власти, местное самоуправление состоится до истечения указанного срока.
К специальным требованиям относят[9]:
Лица, старше более восемнадцатилетнего возраста – к примеру, выборы депутатов Государственной Думы Ставропольского края и депутатов Государственной Думы РФ – от 21 год, выборы Президента РФ – от 35 лет;
Требования, которые выдвигаются к длительности и периоду проживания на обусловленной территории – определяются лишь Конституцией РФ. Так, ч. 2 ст. 81 Конституции предусмотрено, что Президентом РФ может быть избран гражданин, который постоянно проживает в России сроком не меньше 10 лет;
Запрещается занимать выборную должность больше установленного числа сроков подряд. К примеру, один и тот же человек не может занимать должность Президента РФ больше чем два срока подряд (ч. 3 ст. 81 Конституции РФ);
Запрещается совмещать некоторые выборные должности с некоторыми другими должностями и определенными видами деятельности (предусматривает Конституция РФ и федеральное избирательное законодательство).
2) Принцип равного избирательного права, который означает, что граждане Российской Федерации принимают участие в выборах на одинаковых основаниях. К примеру, избиратели на выборах располагают равным числом голосов (в том числе больше одного – проведения выборов по смешанной избирательной системе, по многомандатным округам и т.д.).
3) Принцип прямого избирательного права , заключается в том, что граждане Российской Федерации отдают свои голоса на выборах в соответствии за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, которые предусматриваются законом, - за или против кандидата непосредственно.
Этот принцип обозначает, что российским законодательством не предположено проводить так называемых косвенные выборы, применяющиеся в других государствах (к примеру, на выборах Президента США). Во время проведения косвенных выборов итоги волеизъявления избирателей оказывают влияние на состав коллегии выборщиков, которые отдают голоса за того или иного кандидата непосредственно. По законодательству РФ выборы могут быть лишь прямыми.
4) Принцип тайного голосования, который обозначает, что голосование на выборах является тайным, и исключает возможность контроля над волей граждан. Существует и открытое голосование – его в основном применяют при принятии решений коллегиальными органами государственной власти. Чтобы обеспечить подлинную свободу волеизъявления избирателя ему предоставляют возможность проголосовать тайно – сделав соответственную пометку в бюллетене на специальном бланке. Также проводят эксперимент голосования в электронном формате.
Легальные принципы избирательного права это[10]:
свободная и добровольная участь народа РФ в выборах;
присутствие у гражданина Российской Федерации, который проживает за границей, всей полнотой избирательных прав во время проведения выборов в федеральный орган государственной власти;
проводить выборы избирательными комиссиями как независимыми органами публичной власти;
гласность и открытость работы комиссий в подготовке и проведении выборов;
запрет принимать участие иностранным гражданам, кроме случае, указанных в законе, лиц без гражданства, иностранных организаций в реализации деятельности, которая способствует или препятствует в выдвижении кандидатов, списка кандидатов, выбор зарегистрированного кандидата, чтобы достичь обусловленного итога на выборах.
иностранный гражданин также может быть наблюдателем на выборах, и основываясь на международных договорах Российской Федерации, в последовательности, предусмотренным законом. Иностранный гражданин, который постоянно живет на территории соответственного муниципального образования, обладают правом избрания и быть избранным в орган местного самоуправления, а также принимать участие в прочих избирательных деяниях на обозначенных выборах на тех же критериях, собственно, что и граждане РФ;
обязательность проведения выборов (включая наличие конкретного срока чтобы провести и назначить выборы, единых выборных дней – обычно, второе воскресенье марта или октября).
Принципами избирательного права выступают главные начала, основа правового регулирования избирательных отношений; принципы обеспечивают механизм правового регулирования, служат критерием законности и правомерности действий граждан, их избирательных объединений, (системы) избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, судов общей юрисдикции. Принципы формируют особенный механизм осуществления избирательных прав, позволяющий гражданам принимать участие в политической жизни страны, как в целом, так и локально.
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН И МЕХАНГОМЫ ИХ РАЗРЕШЕНРІЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1. Проблемы реализации избирательных прав граждан Российской Федерации
Согласно Конституции РФ свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа. Осуществление данного права полагает активное участие граждан в выборах.
Как полагают нынешние исследователи ни одна из предшествующих, а также действующая Конституция России так и не закрепили понятие избирательного права граждан.
Изучив избирательное законодательство Российской Федерации, можно сделать вывод, что избирательные права граждан весьма обширны и не ограничиваются лишь правом избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право). Например, в Федеральном законе №67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В данном законе четко обозначены избирательные права граждан на участие в выдвижении кандидатов, списка кандидатов, в предвыборной агитации, наблюдать за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая определение итогов голосования и установление итогов выборов, в иных избирательных действий.
Поэтому, можно сказать, что общее избирательное право гарантированное Конституцией РФ, по факту расшифровано и дополнено федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В настоящий момент, происходит процесс модификации избирательного законодательства Российской Федерации (лишь в Федеральный закон со времени его принятия, уже внесено 92 изменения) представляя благие цели по оптимизации избирательной системы, гарантированность честных, открытых выборов, а как результат рост политической активности граждан.
Тем не менее, как показывает практика при рассмотрении избирательной системы, осуществляя активное избирательное право, у граждан могут возникнуть определенные проблемы, проанализируем часть из них.
Одна из основных проблем – это проблема миграционного голосования (проблема двойного счета) – регистрируют избирателя по месту жительства и повторно включают избирателя в списки на конкретном избирательном участке по факту временного пребывания или при наличии открепительного удостоверения. С одной стороны избирателю, который проживает за пределами избирательного округа (избирательного участка), предоставляются гарантии активного избирательного права, с другой – возможное нарушение главного принципа свободных выборов, что избиратель участвует в голосовании лишь один раз[11].