Файл: Порядок и условия назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности (подробно).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие и виды пособий по временной нетрудоспособности в России и зарубежных странах
1.2. Правовые основы установления пособия по временной нетрудоспособности
1.3. Основания назначения и отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности
2. Практические аспекты порядка начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности
2.1. Порядок начисления пособий по временной нетрудоспособности
Введение
Актуальность исследования. Обязательное социальное страхование представляет собой обширную систему государственных правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на страхование граждан от возможных, объективных, т.е. независящих от воли самих граждан, изменений их материального и социального положения.
Одним из важнейших видов социального обеспечения является пособие по временной нетрудоспособности. Значение пособий по временной нетрудоспособности определяется их значением как основного вида обеспечения из средств социального страхования, которое затрагивает интересы абсолютного большинства трудящихся граждан РФ.
В настоящее время в связи с происходящими в стране экономическими, политическими и социальными процессами законодательство о порядке назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности изменяется практически каждый год. Поэтому обсуждение данных вопросов в научной литературе не прекращается, а только обостряется. Изменением законодательства о социальном обеспечении и порядке назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности обусловлена и актуальность темы исследования.
Наиболее широкому обсуждению в данном аспекте подвергнуты вопросы, которые связаны с невключением в систему обязательного социального страхования некоторых категорий работников (лица, которые работают у индивидуальных предпринимателей, на предприятиях, которые избрали специальные режимы налогообложения, самозанятые и некоторые др. категории работников).
Данный вопрос рассматривался в трудах и исследованиях В.М. Луганцева «О сфере действия современного трудового права» (2004), В.В. Федина «Юридический статус работника как субъекта трудового права» (2005), Г.С. Скачковой «Расширение сферы действия трудового права и дифференциация его норм» (2003), Г.С. Симоненко «Реформировать социальное страхование необходимо» (2013), С.М. Ковалевского «Проблема правового статуса субъектов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве» и мн. др.
Объектом исследования выступает совокупность общественных отношений, которые складываются в процессе назначения, исчисления, определения размера и выплаты пособий по временной нетрудоспособности.
Предметом исследования выступают нормы действующего законодательства, которые касаются вопросов правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности.
Целью данного исследования является анализ порядка назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи исследования:
- рассмотреть понятие и виды пособий по временной нетрудоспособности в России и зарубежных странах;
- изучить правовые основы установления пособия по временной нетрудоспособности;
- изучить круг лиц, имеющих право на пособие по временной нетрудоспособности;
- рассмотреть основания назначения и отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности;
- изучить порядок начисления пособий по временной нетрудоспособности;
- выявить проблемы по начислению и выплатам пособий по временной нетрудоспособности и пути их решения в Хабаровском отделении ФСС РФ.
Теоретическую основу исследования составили научные и исследовательские труды таких специалистов и ученых в области теории государства и права, трудового права и права социального обеспечения как: Е.Г. Азарова, В.С. Андреев, О.В. Борзунова, А.Н. Борисов, Е.Е. Мачульская, В.Г. Павлюченко, Г.Г. Пашкова, Е.С. Шахова. Г.В. Сулейманова, В.Д. Роик и мн. др., а также экономические и социологические исследования по теме исследования, которые опубликованы в виде диссертационных исследований, монографий, учебников, учебно-методических пособий, научных статей и др.
Нормативной базой исследования выступили Конституция РФ, нормативно-правовые акты, которые регламентируют отношения, связанные с начислением и отменой пособий временной нетрудоспособности.
Методы исследования. В работе был применен комплекс методов теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы; логический, сравнительно-правовой, историко-правовой метод, методы системного анализа и др. методы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе изученного теоретического и практического материалов собран материал для углубленного осмысления вопросов по теме исследования.
Практическая значимость заключается в возможности применения основных положений, которые содержатся в исследовании, и призваны способствовать совершенствованию проработанности по направлениям указанной темы.
Структура работы определена поставленными целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, логическим образом разделенных на параграфы, заключения, списка использованной, приложений.
1. Пособие по временной нетрудоспособности как вид страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию
1.1. Понятие и виды пособий по временной нетрудоспособности в России и зарубежных странах
Одним из важнейших видов социального обеспечения выступает пособие по временной нетрудоспособности.
Под термином «пособие по временной нетрудоспособности» в теории социального страхования понимается страховая денежная выплата, которая назначается в случае временной нетрудоспособности, вызванной болезнью или иными, признаваемыми действующим законодательством социально значимыми обстоятельствами, застрахованным лицам, которые освобождены от выполняемой ими работы, с целью компенсации утраченного заработка из средств социального страхования работодателем или органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее при упоминании в тексте – ФСС России)[30, с. 180].
Согласно положениям Трудового кодекса РФ[5] (далее при упоминании в тексте – ТК РФ) в них содержатся базовые определения, которые касаются пособий по временной нетрудоспособности. Так, в частности, в случае болезни работника «…работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности» (ст.183 ТК РФ).
При этом, если пособие в широком смысле есть денежная выплата (единовременная или периодическая), которая назначается отдельным категориям граждан в порядке и размерах, которые предусмотрены действующим законодательством, то пособие по временной нетрудоспособности выступает в качестве частного случая первого и представляет собой денежную сумму, которая выплачивается за счет средств социального страхования лицам, признанным временно нетрудоспособными, для компенсации утраченного заработка[24, с. 76].
Пособие по временной нетрудоспособности как вид социального страхования возникло в середине XIX столетия в связи с развитием индустриализации в Германии, когда резко возросло число несчастных случаев на производстве и заболеваний среди работников.
Закон «О страховании от несчастных случаев на производстве» в Германии был принят одним из первых – в 1884 г.[4], вслед за законом о страховании на случай болезни (1883 г.). Образуемые фонды соцстраха от несчастных случаев на производстве принадлежали профессиональным страховым товариществам и базировались на кооперативных началах. На каждое из товариществ была возложена ответственность за определенный сектор экономики. Финансирование страховой деятельности таких товариществ производилось за счет взносов работодателей на соцстрахование от несчастных случаев на производстве, а работодатели, в свою очередь, освобождались от гражданской ответственности по возмещению работникам ущерба.
Законы об обязательном социальном страховании были приняты в конце XIX – первой половине ХХ столетий во многих странах Европы. Данные законодательные акты в большей или меньшей степени были сходны с немецкой моделью. Так, законы о страховании от несчастных случаев были приняты в Великобритании в 1887 году, Италии и Франции – в 1898 г., Испании – в 1900 г., в Швеции – в 1901 г. Законы о страховании по болезни были приняты в Швеции в 1910 г., Великобритании – в 1911 г., Италии – в 1928 г., Франции – в 1930 г., Испании – в 1931 г.[28, с. 62]
Основы обязательного социального страхования в России были заложены в 1901 г. принятием закона «Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утратившим трудоспособность на заводских и рудничных работах», а в 1903 г. - «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев на рабочих и служащих, а равно членов их семей в предприятиях фабрично-заводской, горнозаводской промышленности».
Третьей Госдумой в 1912 г. был принят пакет законопроектов, в который были включены такие законодательные акты как: «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих», «Положение об утверждении присутствия по делам страхования рабочих», «Положение о Совете по делам страхования рабочих»[26, с. 173].
Страхование рабочих на случай болезни имело целью обеспечить лиц, которые заболели, как врачебной помощью, так и пособиями в денежном эквиваленте. В Германии страховые выплаты на случай болезни были возложены на больничные кассы, что послужило в качестве примера для организации соцзащиты рабочих и в России. Средства таких касс состояли из взносов работодателей и рабочих. При этом взносы последних в 1,5 раза превышали взносы работодателей[28, с. 64].
Величина взносов устанавливалась общим собранием больничной кассы. В качестве основной функции кассы была выдача пособий в случае болезни, родов, увечья и смерти. Пособие по временной нетрудоспособности, как правило, выдавалось с 4-го дня заболевания, но не более 26 недель подряд или 30 недель в течение года при повторных заболеваниях и составляло для семейных рабочих от 1/3 до 1/2 заработка, а для одиноких от 1/4 до 1/2 заработка.
Кассы производили выплаты вдовам и сиротам, оказывали материальную помощь больным работникам и членам их семей, бесплатно снабжали их лекарствами при лечении вне больницы. Участниками больничных касс не могли быть временные работники. Служащие приравнивались к рабочим.
Прообразом российской модели системы социального страхования от несчастных случаев на производстве послужила немецкая модель страхования. В соответствии с ней определялась и форма страховой организации – страховые товарищества. В отличие от Германии организация страховых товариществ в России носила территориальный характер.
В качестве источников средств страховых товариществ формально выступали взносы предпринимателей. По факту доля расходов по страхованию от несчастных случаев перекладывалась на плечи рабочих, т.к. первые 13 недель нетрудоспособности вследствие несчастного случая рабочий должен был находиться на обеспечении больничной кассы, и только с 14-й недели – на обеспечении страхового товарищества.
Для того, чтобы централизовать и учесть особенности российского социального страхования, был учрежден Совет по делам страхования рабочих при Министерстве торговли и промышленности. В состав Совета входили товарищи Министра, представители Министерства торговли и промышленности, Министерства внутренних дел, Министерства финансов и другие высокопоставленные чиновники. В каждой губернии или области, на которые распространялось действие «Положения обеспечения рабочих на случай болезни и о страховании рабочих от несчастных случаев», учреждалось присутствие по делам страхования рабочих, которые осуществляли надзор за правильностью и законностью действий больничных касс, а также контроль за исполнением средств[27, с. 189].
Помимо основной функции – обеспечения потерпевших, закон возлагал на страховые товарищества и другую функцию – профилактику несчастных случаев. Кроме того, страховые товарищества имели право строить и содержать лечебные учреждения для более эффективного лечения пострадавших и возможного предупреждения инвалидности, обращать часть капиталов в недвижимое имущество и выдавать ссуды страхователям.