Файл: Избирательное право России: понятие, принципы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По закону, избиратель, которого включили в списки по месту временного пребывания, должен быть исключен из главного списка по месту жительства. Однако это не всегда исполняется избирательными комиссиями, не лишь преднамеренно, но и в силу низкой технической оснащенности участковых комиссий и отсутствия системы для быстрого взаимодействия между последними.

Нельзя исключать и тот факт, что большое количество сотрудников многочисленных силовых ведомств, у которых два и более документа удостоверяющих личность (порой на разные фамилии), по ним они на абсолютно законных основаниях имеют возможность проголосовать на различных избирательных участках. Вторая сторона миграционного голосования - это массовое голосование (в особенности на выборах федерального уровня) по открепительным удостоверениям, организовывающееся в целях увеличения явки избирателей на отдельных избирательных округах участках.

В особенности этот вопрос возник на последних выборах в Государственную думу ФС РФ в Московской области, когда перед днем голосования возник массовый «исход» избирателей с участков, по итогам низкая явка в Москве была почти 40%, а в области чуть перешла за 30% .

Вопрос двойного счета характерен для таких категорий избирателей, как военнослужащие (срочная служба), студенты, моряки, рыбаки, граждане, которые находятся в больницах, санаториях, иных лечебно-профилактических учреждениях, вынужденные переселенцы и лица, которые содержатся в следственных изоляторах временного содержания.

Поэтому, чем ниже степень выборов, тем вопрос миграционного голосования менее актуален.

Потенциальные пути для решения этого вопроса могут быть: введение принципиально новый вид паспорта гражданина Российской Федерации (как карточка, содержащая персональные сведения) и электронная регистрация на избирательном участке в день голосования.

Введение данной системы даст возможность избирательным комиссиям иметь в распоряжении более точные сведения о количестве избирателей страны (региона и т.д.) и решить вопросы миграционного голосования, в открепительном удостоверении при системе электронной регистрации необходимость просто отпадет.

Еще один вопрос, на который нужно обратить внимание вопрос ограничения активного избирательного права граждан и лишения свободного волеизъявления. Основной закон страны (п.3 ст.32), и Федеральный закон (п.3 ст.4) предусматривают вероятность ограничения избирательных прав двух категорий граждан – которых суд признал недееспособными и лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.


Чтобы решить этот вопрос необходимо наделить часть лиц, которые находятся в местах лишения свободы активным избирательным правом при помощи введения ценза, так, зависит от тяжести преступления либо от периода полномочия выбираемого органа государственной власти либо местное самоуправление (т.е. время освобождения лица органы власти будут функционирующими)[12].

Вторая сторона данного вопроса – это лишение свободы волевого изъявления. Согласно сведениями Министерства юстиции в России ежегодно более чем два миллиона человек проходят через следственные изоляторы. Граждане, которые голосуют в СИЗО, пребывают под давлением и контролем администрации данных учреждений. Этот же вопрос относится и к воинской части. Тем не менее, в день голосования, наперекор заблуждениям многих, в СИЗО, в воинской части, как на избранном избирательном участке присутствуют наблюдатели, кандидаты, либо их доверенное лицо, представитель СМИ и т.д.

Проблема заключается в том, что не все хотят там присутствовать, а другие считают - зачем идти туда, где итог заблаговременно известен. Для решения этой проблемы может помочь полноценное осуществление гласного и открытого волеизъявления на избирательном участке, к примеру, при помощи введения процесса непременного назначения наблюдателей.

Еще одна проблема по реализации избирательных прав граждан выступает  проблема контроля явки и нарушения тайны голосования.

Согласно ст. 7 Федерального закона голосование на выборах и референдуме является тайным, которое исключает возможность какого-либо контроля, за волеизъявлением гражданина. Кроме того, в последнее время все чаще стали встречаться случае, когда на выходе либо на самих избирательных участках обусловленные лица, чтобы проконтролировать явку определенного избирателя (к примеру, сотрудник организации) помечали прибывших на голосование, тех, кто не пришел, обычно, грозят взысканиями, либо штрафными санкциями и.т.п.

После введения систем видео фиксации и онлайн трансляции с избирательного участка, необходимость в присутствии контролеров на самих участках отпала, хотя вводя данную норму, ЦИК РФ подразумевал обеспечить прозрачность процесса голосования и подсчет голосов.

Процесс тайного голосования, т.е. голосование граждан за того или другого кандидата (избирательное объединение), гарантируется Федеральным законом с помощью размещения на избирательном участке кабин либо других специально оборудованных мест для тайного голосования. Пребывать в кабине для голосования двух лиц и более, кроме единственного случая, запрещается.


Тем не менее, по месту работы (службы) с избирателя могут потребовать фото бюллетеня с пометкой в установленном квадрате либо заставляют ставить галочку в присутствии члена комиссии. Часто бывают и случаи, когда в часы особой активности на участках не достаточно кабин для голосования, и бюллетени заполняются на столах, которые ставились дополнительно.

Нарушение тайны голосования может быть и при голосовании за пределами помещения для голосования. Вполне допустимо, что на отдельных избирательных участках в программные технические комплексы обработки бюллетеней или, или как они называются, КОИБы должна устанавливаться миниатюрная фото- или видеокамера, что во время загрузки избирательного бюллетеня будет осуществлять фото- или видеосъемку избирателей с дальнейшим справедливым раскрытием тайны голосования[13].

Так, ряд ученных, например Макарцев А.А., считают, что бюллетени могут пронумеровать невидимыми «симпатическими» чернилами, которые складываются в стопку по порядку номеров и выдаются избирателю после регистрации с отметкой в отдельном списке: кому данный номер бюллетеня выдавался. Технически это реализовать невозможно, в особенности при совмещении нескольких уровней выборов.

Можно подвести итог, что на практике, используемые на выборах технологии не гарантируют гражданину в выражении своей воли конфиденциально, не опасаясь за свой выбор.

Решение вопроса с тайным голосованием можно при помощи повсеместного введения электронного голосования, а проблема контроля явки – с помощью замены активного избирательного права на обязанность.

Еще один вопрос осуществления избирательных прав граждан выступает проблема политического абсентеизма (низкая явка избирателей), т.е. когда избиратели уклоняются от голосования. Активное избирательное право осуществляется гражданами совершенно добровольно. В отличие от ряда других стран, в России отсутствует обязательное голосование. Данное положение, и политическая апатия, отсутствие доверия к властям и порождает эффект политического абсентеизма. Что ставит власть и политически активных граждан в затруднительное положение, поскольку придает итогам выборов внешне менее демократический характер. Массовая неявка избирателей на выборы свидетельствует об отношении граждан к имеющейся власти, что заставляет государство уменьшать порог явки избирателей. Минимальная явка в России была отменена в январе 2007 года, что, прежде всего, связано, с проблемой явки на региональных выборах и будущими выборами в Государственную Думу ФС РФ.


Чтобы решить эту проблему, как было отмечено выше, необходимо ввести обязательное голосование.

Чтобы решить данные вопросы, реализуя активное избирательное право граждан Российской Федерации, что связано с определенными «пробелами» в действующем законодательстве и появлением обусловленных технологий, будет способствовать в снижении степени политического абсентеизма, и увеличит степень легитимности власти, а как результат и ее результативность.

Вопрос осуществления избирательного права инвалидов известен уже давно, тем не менее, на сегодняшний день ее острота возрастает, потому что растет число людей с ограниченными возможностями. Граждане с ограниченными физическими возможностями имеют все избирательные права, в соответствии в подготовке проведения выборов, избирательная комиссия должна обратить особое внимание, так как инвалиды это наиболее незащищенные слои общества. На сегодняшний день, существует множество барьеров, мешающие людям с ограниченными физическими возможностями прийти на избирательный участок, для осуществления своего гражданского долга. Данные барьеры появляются из-за неспособности или нежелания государственных органов организовать условия, которые нужны для граждан с ограниченными физическими возможностями осуществить свое активное избирательное право.

Основная задача уполномоченных органов — это формирование нужных условий, при которых избиратели-инвалиды смогут реализовать свои избирательные права, а для этого им нужна адекватная законодательная база и правоприменительная практика.

Чтобы осуществить активное избирательное право, для избирателей-инвалидов, нужно[14]:

1) Создать доступ к избирательным участкам;

2) Организовать подходящую систему для голосования.

Уполномоченные органы РФ обладают множеством идей и проектов по обеспечению облегченного процесса голосования избирателей-инвалидов. Но проблема так и остается по воплощению этих идей и проектов. Проблема существует из-за недостаточного финансирования и пассивного отношения самих инвалидов для решения данного вопроса. Нашему государству предстоит долгая работа над указанной проблемой, тем не менее в правовом государстве, что основано на принципах демократии и гуманизма, данные проблемы должны быть решены.


2.2 Механизмы разрешения проблем реализации избирательных прав граждан в условиях современной России

Нынешнее формирование избирательного права и процесса предполагает необходимость рассмотрения новых законоположений и практики их использования для выработки рекомендаций и предложений для решения имеющихся проблем в сфере избирательных правовых отношений, последующему усовершенствованию осуществления избирательных прав и процедур. 

Запросы нынешнего государственного демократического пути развития полагают, воля граждан это единственная основа государственной власти, находящая свое выражение в периодических, свободных и нефальсифицированных выборах.

Привести национальное избирательное законодательство в соответствие с международными правовыми стандартами, основывающимися на общечеловеческих, политических, правовых и моральных ценностях,  которые нашли свое отражение в документах ООН и прочих международных организаций. Одна из тенденций, характерная в 1990-х годах для стран, где реализовывается переход от тоталитарного к демократическому политическому режиму и формированию представительной демократии и местного самоуправления. В число данных стран входит и Россия 

Проанализировав избирательную систему России, говорит, что социальные принципы и нормы международного избирательного права, закрепленные в указанных международных стандартах, инкорпорированы в содержание Конституции РФ, федеральных законов и иных национальных нормативных актов, международных договоров РФ, и стали составной частью правовой системы России.

     В последнее время произошли существенные модификации в развитии и усовершенствовании внутреннего избирательного законодательства нынешней России, что представляет собой инкорпорацию норм международного и национального избирательного права, что связано с политической сферой функционирования РФ в мире – как федеративного демократического правового государства и его гражданского общества. 

     Тем не менее, отдельные нерешенные вопросы остаются, и по сей день, к примеру, в области конституционных гарантий судебной защиты избирательных прав граждан. Поток аналогичных обращений в судебную инстанцию разных уровней неизменно растет, а сама процедура и сроки принятия решений по ним и, основное, результативность данных решений оставляют желать лучшего. Обусловленное продвижение в данном вопросе призвано обеспечить инициированный членами Совета Федерации законопроект о внесении дополнений в федеральные законы об основных гарантиях и о выборах депутатов Госдумы, относящийся к порядку рассмотрения поступающих в суд жалоб о нарушениях избирательных прав граждан[15].