Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (особенности гендерных различий).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы исследования гендерных различий проявлений профессионального стресса
1.1. Понятие и специфика категории «гендерные различия»
1.2. Особенности теоретических представлений о феномене профессионального стресса
Глава 2. Организация и планирование эмпирического исследования
2.1. Цель, задачи и методы эмпирического исследования
3.1. Результаты диагностики особенностей профессионального стресса
3.2. Результаты диагностики гендерных особенностей
3.3. Результаты корреляционного анализа
Э. Эриксон рассматривал идентичность в двух основных аспектах – как «Я-идентичность», включающую в себя два аспекта – органическую идентичность и индивидуальную идентичность, и социальную идентичность. Органическая идентичность рассматриваться как данность физического облика и природных задатков и способностей человека, тогда как индивидуальная идентичность заключается в осознании человеком собственной неповторимости, в стремлении развития собственных интересов и способностей. Социальная идентичность также включает в себя два аспекта – групповую идентичность и психосоциальную идентичность. Групповая идентичность, по Э. Эриксону – это включенность человека в разного рода общности, подкрепленная субъективным ощущением внутреннего единства со своим социальным окружением и другими людьми. Психосоциальная идентичность заключается в ощущении значимости собственного бытия для данного социума [9]. Стабильность идентификации обеспечивается способностями человека достигать гармоничного соотношения между собственными представления о себе и представлениями других, между социальным и индивидуальным «Я» человека. Вместе с тем, следует отметить и то обстоятельство, что процесс адаптации является динамическим и может сопровождаться психосоциальным кризисом, который неизбежен на пути развития личности к обретению зрелой идентичности [21].
Идентичность является категорией, которая активно используется для описания индивидов как сравнительно устойчивых, тождественных самим себе целостностей. Идентичность является результатом процесса рефлексии, она отражает подлинные представления человека относительно самого себя, собственных путей развития. Также идентичность сопровождается ощущением личностной определенности, целостности, тождественности, позволяющая субъекту воспринимать собственную жизнь как опыт продолжительности и непрерывности собственного сознания, единства целей жизни, действий, которые и позволяют человеку действовать последовательно [21].
Можно говорить о наличии таких содержательных единиц данного определения идентичности:
1. Идентичность рассматривается как результат внутренней работы – рефлексии.
2. Идентичность является представлением человека о самом себе и своем пути.
3. Идентичность является ощущением тождества и целостности.
4. Идентичность выражается в восприятии жизни как единства и непрерывности.
Таким образом, можно заключить, что идентичность в психологической науке рассматриваться и как специфическое ощущение и как общность поведения, и как сумму знаний о самом себе. Идентичность можно рассматривать как сложную психологическую категорию, которая интегрирует характеристики человека в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в процессе субъективной ориентации человека в постоянно меняющейся среде.
Гендерная идентичность в настоящее время рассматривается преимущественно как осознание собственной принадлежности к женскому или же мужскому полу [5]. Понятие гендерной идентичности является обозначением одного из аспектов самосознания личности, который описывает переживание себя как представителя определенного пола, как носителя конкретных, полоспецифичных характеристик и особенностей поведения, которые соотносятся к общественными представления о фемининности или маскулинности [5]. Гендерная идентичность, наряду с профессиональной, возрастной, этнической, а также национальной является элементом социальной идентичности человека.
Гендерная идентичность наряду с этнической, возрастной, профессиональной, национальной идентичностью является компонентом социальной идентичности личности.
Гендерная идентичность теснейшим образом связана с представлениями личности относительно собственного пола, то есть того, как человек чувствует себя как представитель мужского или женского пола. Н. Смелзером была введена такая значимая для настоящего исследования характеристика в определении категории гендерной идентичности – это категория представлений человека о своем поле. Для того, чтобы определить особенности представлений о своем поле, целесообразным является кратко проанализировать специфику категории «представление». Представление в современной науке рассматриваются как образы предметов, событий и сцен, которые формируются на основании их припоминания или же воображения. В отличие от образов восприятия представления человека характеризуются обобщенностью и могут быть отнесены как к прошлому человека, так и к его настоящему и даже будущему. Относительно вопросов гендерной идентичности, представления могут содержать внешние образы женщин и мужчин, образы предполагаемого гендерного поведения, которые преобладают в обществе, а также ощущение себя соответствующим или же не соответствующим себя представителем пола [19].
И.С. Клецина предлагает рассматривать феномен гендерной идентичности как переживание человеком себя как представителя определённого пола. Гендер является многофункциональным конструктом, который включает в себя психологические характеристики феминности и маскулинности, а также гендерные представления. Гендерная идентичность является базовой структурой социальной идентичности человека, которая характеризует его с позиции его принадлежности к представителю мужского или женского пола [19]. При этом более значимым является тот факт, как человек определяет себя сам, к какой гендерной группе себя относит. И.С. Кон и И.С. Клецина указывали на то, что существует важная характеристика гендерной идентичности – принадлежности к гендерной группе, которая предполагает ответ на вопрос «с кем Я?», «кто Я?». Важным является то обстоятельство, каким образом раскрывается функциональное предназначение гендерной идентичности. И.С. Кон отмечает, что существует возможности для самостоятельного осуществления этого выбора. Это согласуется с представлениями относительно категории «идентичность», которые были сформулированы Дж. Мидом, а также Э. Эриксоном [19].
Исследователями отмечается, что существует оценка себя человеком как соответствующего или же желаемому образу мужчины или женщины. В качестве маркера соответствия или же не соответствия этому образу выступает переживания человека по этому поводу, а также его самооценка [19].
Гендерная идентичность в Большом толковом словаре рассматривается как осознание человеком себя в связи с культурными определениями мужественности и женственности: возникшая в результате взаимодействия «Я» и других: гендерная идентичность проявляется как субъективный опыт психологической интерпретации мужских или женских черт». В данном определении подчеркивается такой критерий, как осознание человеком себя. Анализируя категорию «идентичность», можно говорить о том, что идентичность бывает как осознаваемой, так и неосознаваемой. По отношению к гендерной идентичности можно отметить факт ее наличия в сфере осознания и неосознавания [5]. Показатель включенность применительно гендерной идентичности отражает тот факт, насколько человек следует или же не следует предлагаемым ему стереотипам гендерного поведения, которые существуют в обществе. В словарном определении отмечен личный вклад человека в формирование гендерной идентичности. Иными словами гендерная идентичность – это не слепое следование, это интерпретация, которая опирается на личный опыт человека. Таким образом, можно говорить о наличии личного, субъективного вклада человека в процесс формирования гендерной идентичности. В идеальном варианте это должно быть не механическое следование стереотипам, которые существуют в обществе, а сознательный выбор человека. Поэтому можно включить параметр осознанности в определение гендерной идентичности [9].
В структуре гендерной идентичности выделяются такие компоненты, как:
1. Познавательный компонент, который предполагает осознание человеком принадлежности себя к определенному полу, а также описание себя с использованием категорий женственности или мужественности.
2. Аффективный компонент, который предполагает оценку психологических особенностей и черт, особенностей ролевого поведения на основании их соотнесения с эталонными моделями маскулинности и фемининности.
3. Поведенческий компонент, который предполагает самопрезентацию себя как представителя определенной гендерной группы. Поведенческий компонент предполагает учет способов разрешения кризисов идентичности на основании определения вариантов поведения в соответствии с личностно значимыми ценностями и целями [5].
Категория гендера рассматривается с различных позиций. Гендер анализируется как социально-психологический пол человека, который является совокупностью его психологических характеристик и качеств социального поведения, которые проявляются в процессе взаимодействия с другими людьми и непосредственного общения. В качестве базового образования в гендере выступает психологический пол личности, то есть достижение определенной степени полового самосознания и половой идентификации, а также реальное овладение женской или мужской ролями [5].
Помимо этого, гендер является сложным социокультурным процессом конструирования различий в женских и мужских ролях, ментальных и эмоциональных характеристик, а также поведения, тогда как сам результат этого процесса является социальным конструктом гендера.
Таким образом, детализируя понятие гендерной идентичности, можно операционализовать его по трем аспектам – динамическому, структурному, а также функциональному [19].
Структурно гендерная идентичность является:
1. Описанием нормативного (типового) внешнего вида, а также набора социально предписанных гендерных качеств и особенностей.
2. Как отношение в виде принятия, переживания принадлежности к гендерной группе.
3. Как рисунок поведения – в соответствии с социальным опытом и стереотипами самопрезентации человека в разнообразных социальных ситуациях [19].
Динамическая гендерная идентичность заключается в следующих специфических особенностях и характеристиках [19]:
1. Как проверка соответствия с категорией, предполагает сбор обратной связи относительно того как человек воспринимается другими.
2. Как проверка собственного поведения, своего внешнего вида, а также соответствия человека собственным потребностям.
3. Как подстройка своего поведения под собственные представления относительно того, как необходимо вести в себя в соответствии с гендерной социальной ролью.
Функционально гендерная идентичность является:
1. Назначением точки в пространстве социальных отношений, определяемого как Я-социальное.
2. Полагание себя в системе социальных связей и отношений.
3. Выбор индивидуально-специфического рисунка своей презентации в обществе.
1.2. Особенности теоретических представлений о феномене профессионального стресса
Проблема причин возникновения стресса у человека, а также их последствий для организма привлекает внимание специалистов из разных отраслей науки, от медиков до психологов и социологов [1]. Последние годы знаменуются ростом числа публикаций по прикладным аспектам стресса, которые затрагивают различные стороны жизни и деятельности человека. Вместе с тем, в настоящее время отсутствует не только концептуальное, но также терминологическое единство по проблеме стресса [23]. Данное обстоятельство приводит к расширению понятийного аппарата, когда к понятию стресса относят достаточно разнородные явления, например, наиболее явно это проявляется в отношении феномена психологического стресса. По мнению А.М. Столяренко, рассмотрение феномена стресса настолько разнонаправлено и многообразно, что существенным образом осложняет разработку единой концепции стресса, а также принятия мер по профилактике и преодоления чрезмерного стресса в практической деятельности [18]. Помимо этого, терминологическая неразбериха, на наш взгляд, не способствует междисциплинарной интеграции биологической, медицинской, а также психологической наук в исследовании человека [18].
В 30-50-е годы ХХ века биологическая теория стресса была разработана Г. Селье. Данная теория также называется физиологической теорией стресса. Основное положение данной теории гласит, что «стресс выступает как неспецифический ответ организма на любое требование» [17]. Стресс, которые положительным образом влияет на активность организма называется эустрессом, тогда как избыточное, сильное воздействие может сопровождаться возникновением дистресса, который ухудшает поведение и состояние человека. Физиологический стресс является защитным механизмом, стереотипной реакцией организма человека на любой тип воздействия. В этом случае в организме происходят такие изменения, как учащие сердечных сокращений, усиления кровообращения, повышение кровяного давления, активации симпатоадреналовой системы, учащение дыхание, сдвиг в обмене веществ, что связано с торможением работы ЖКТ, преобладание процессов метаболизма и т.п [14].
В настоящее время под стрессом понимается состояние, которое вызвано чрезмерным воздействием на организм, которое принято называть стрессором. Стресс может вызываться стрессовыми ситуация, к которым можно отнести нервно-психические, физические нагрузки.