Файл: Применение принципа биологической обратной связи в клинической практике (определение возможностей применения принципа).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время в России большое внимание стало уделяться проблемам здоровья человека. Крупные средства выделяются на строительство медицинских учреждений, обновление материальной базы, подготовку специалистов по различным направлениям медицинской и психологической работы. Появляются и активно внедряются некоторые новые методы помощи людям. Зачастую многие методики находятся на стыке психологических и медицинских сфер применения и могут в равной степени использоваться как медицинскими работниками, так и психологами, педагогами, прошедшими специальную подготовку.

Большое распространение в настоящее время имеет метод биологической обратной связи – он широко используется в психологической и клинической практике. Принцип биологической обратной связи (БОС) заключается в следующем - мозг, получая информацию в режиме реального времени, может оценить, какие именно телесные ощущения связаны с нужными изменениями и обучается воспроизводить их не случайным образом, а произвольно.

Этот закон справедлив на всех функциональных уровнях, включая сложнейший уровень деятельности центральной нервной системы, реализуя волевой контроль поведения.

Немаловажное значение биологической обратной связи в клинической практике отмечается многими исследователями. Вопросы биологической обратной связи и ее использования в клинической практике являлись предметом интереса таких ученых, как Д.П. Аксенова, О.А. Джафарова, С.Н. Кучкина, Н.В, Черниговской и др.

Цель работы – определить возможностей применения принципа биологической обратной связи в клинической практике.

Объект – биологическая обратная связь.

Предмет – применение принципа биологической обратной связи в клинической практике.

Задачи исследования:

1. Определить понятие и специфику метода биологической обратной связи.

2. Проанализировать возможности использования биологической обратной связи в клинической практике.

3. Спланировать и осуществить экспериментальное исследование возможностей применения принципа биологической обратной связи в клинической практике.

Гипотеза исследования: предполагается, что применение принципа биологической обратной связи в клинической практике коррекции СГДВ эффективно и способствует повышению уровня умственной работоспособности у младших школьников, а также снижению уровня агрессивности.

Выборка исследования: 20 младших школьников, составляющих экспериментальную и контрольную группы.


Методы исследования:

1. Метод анализа научных источников.

2. Метод практического психолого-педагогического исследования – методы констатирующего эксперимента, опроса, тестирования. В исследовании нами использованы следующие психодиагностические методики:

  • Методика «Таблицы Анфимова» на определение умственной работоспособности.
  • Анкета для учителя «Признаки агрессивности» (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина).

3. Методы математической статистики:

  • Описательная статистика.
  • Статистический критерий Манна-Уитни.
  • Коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, а также приложение.

1. Теоретические основы исследования применения принципа биологической обратной связи в клинической практике

1.1. Понятие и специфика «биологической обратной связи»

Методы биологической обратной связи (от греч. biо жизнь + logos учение) - это процедуры, которые позволяют с минимальной временной задержкой информировать человека о состоянии его телесных функций, за счет чего возникает возможность их сознательной регуляции[1].

Широкую распространенность биологическая обратная связь на западе приобрела в 70е годы XX века. Данный метод использовался как в терапевтической практике, но, благодаря доступности аппаратуры для БОС многие частные клиники, школы и даже простые обыватели обзавелись современными аппаратами для регуляции их функциональных состояний – состояний стресса и утомления и т.п. Широкая распространенность и доступность методик биологической обратной связи привела к своеобразному «буму обратной связи». Помимо доступности техники можно выделить еще некоторые немаловажные факторы, в частности успешность некоторых научных изысканий [1].

На наш взгляд, одной из главных предпосылок появления и развития биологической обратной связи является совершенствование инструментария, позволяющего организовывать фиксацию адекватной наблюдаемому предмету активности [3]. Для раскрытия и более полного освящения особенностей биологической обратной связи, считаем нужным освятить особенности методов, развитие которых являлось предпосылкой появления БОС-метода, а также способствовало созданию адекватного стимульного материала. Наибольшее внимание мы уделим электроэнцефалографическому методу за предоставленную биологической обратной связи возможность ориентироваться на множество показателей активности человека получаемых в процедуре ЭЭГ, а также за высокую степень их объективности.


Biofeedback-терапия, или метод биологической обратной связи, сформировался как лечебное направление в 70-е годы прошлого века. Родившись в США, он получил быстрое развитие на Западе[3].

Уже первым исследователям БОС-обучения стало ясно, что оперантный условнорефлекторный-контроль биоэлектрической активности головного мозга и вегетативной нервной системы (ВНС) может иметь важное клиническое применение[30,39]. И метод БОС занимает особое место в современной психотерапии, фактически став технологией, и заняв прочное место в списке достижений современной медицины и психологии[1].

В Америке, Европе, Японии, в отличие от России, приборы для biofeedback-терапии установлены буквально в каждом кабинете врача, занимающегося двигательной реабилитацией, антистрессовой терапией или психоанализом [1, 16].

Будучи формой прикладной психофизиологии, БОС-исследования организационно оформлены в виде Международного Общества Обратной связи и Прикладной Психофизиологии. По данной тематике выпускается 2 специализированных научных журнала, в США создан национальный Институт БОС-сертификации и лицензирования. О растущем доверии к БОС-технологиям в ортодоксально-медицинской среде говорит тот факт, что в настоящее время в США около 80% расходов на проведение БОС-терапии берут на себя страховые компании[35].

Согласно определению Американской ассоциации прикладной психофизиологии и биологической обратной связи (AAPB), «БОС является нефармакологическим методом лечения с использованием специальной аппаратуры для регистрации, усиления и «обратного возврата» пациенту физиологической информации. Основной задачей метода является обучение саморегуляции, обратная связь облегчает процесс обучения физиологическому контролю так же, как процесс обучения любому искусству. Оборудование делает доступной для пациента информацию, в обычных условиях им не воспринимаемую». Основные атрибуты терапии – врач (тренер), пациент, оборудование [3].

БОС - не только метод, но и концептуальный подход к регуляции функций и состояний организма человека. БОС - это дополнительная петля Обратной Связи (ОС) между телом и мозгом, дополняющая основную петлю, которая существует у всех людей, но в некоторых условиях оказывается недостаточной.

1.2. Возможности биологической обратной в клинической практике


Рассмотрев предпосылки и историю применения биологической обратной связи, можно непосредственно приступать к определению сущности, структуры биологической связи как метода.

Суть биологической обратной связи[7] состоит в «возврате» пациенту на экран компьютерного монитора или в аудио-форме текущих значений его физиологических показателей, определяемых клиническим протоколом. (Протокол – совокупность условий, регламентирующая проведение БОС-процедуры). В этом смысле все БОС-протоколы разделяются на две большие группы [4]

1) Направление, обозначаемое в англоязычной литературе понятием «neurofeedback» [3], в рамках которого осуществляется модификация различных параметров ЭЭГ головного мозга (амплитуды, мощности, когерентности и т.д. основных ритмов ЭЭГ – обозначается также термином «neurotherapy»). В рамках настоящей курсовой работы наибольший интерес представляет именно это направление биологической обратной связи, т.к. оно в большей степени ориентировано психологические и психофизиологические особенности страдающего человека.

2) Направление, обозначаемое как «biofeedback» [3], в рамках которого подвергаются изменению показатели вегетативной (симпатико-парасимпатической) активации (проводимость кожи, кардиограмма, частота сердечных сокращений, дыхание, электромиограмма, температура, фотоплетизмограмма и др.).

По современным представлениям, регуляторные изменения в деятельности вегетативной нервной системы, обусловленные сильным и/или хроническим стрессом, представляют собой один из важнейших факторов возникновения большой группы заболеваний, обозначаемых такими понятиями, как психосоматические расстройства, болезни регуляции и др [4].

Отдельного обсуждения заслуживает терминологическая сторона. В отечественной литературе используются такие разнообразные термины как «биологическая обратная связь», «биоадаптивное управление», «адаптивное биоуправление», «функциональное биоуправление», «биоадаптивная нейрореабилитация» и пр.

Еще больше пестрота и неудобоваримость терминологии усугубляются при необходимости обозначить клинические и неклинические варианты применения метода.

Сейчас за основу взято понятие «биологическая обратная связь» - БОС – и используется термин БОС-терапия (с возможной физиологической конкретизацией – БОС-ЭЭГ-терапия, БОС-КГР-терапия, БОС-бета/тета-терапия и т.д.) для клинических приложений и термин БОС-тренинг – для неклинических. С одной стороны, такой подход удовлетворяет требованиям краткости, а с другой – отражает суть и цели БОС-процедуры. Представляется также возможным для обозначения всего спектра терапевтических БОС-процедур использовать термин «нейротерапия» [9].


Дав операциональное определение изучаемому методу необходимо конкретизировать некоторые специфические особенности применения и интерпретации наличных данных, итак, дадим психофизиологическое определение биологической обратной связи.

Биологическая обратная связь[12] – метод, основанный на возврате пациенту информации об отдельных органах или их систем в доступной для восприятия форме для организации соответствующей активности по регуляции работы того или иного органа или системы органов.

Рассмотрим психофизиологический аспект метода, акцентировав внимание на наиболее специфичных особенностях.

Психофизиологическая регуляция, основанная на применении метода биологической обратной связи весьма специфична, скажем, изменение пульса в процессе тренинга достигается без сопутствующих сдвигов общей вегетативной активации, температура на одной руке меняется вне зависимости от температуры на другой, амплитуда альфа - ритма увеличивается в одной изолированной области коры, это в одном случае [9].

В других случаях, наряду с целевой функцией избирательно изменяется еще какой-либо параметр. Наконец, нередко регистрируются генерализованные сдвиги многих параметров при активной регуляции одного из них [3].

В причинно-следственной цепи физиологических регуляций целевым параметром может стать любое звено. Так, урежение сердечного ритма может служить механизмом, обеспечивающим произвольное снижение артериального давления, но это же урежение может стать и предметом саморегуляции, и тогда, наоборот, повышение его (благодаря деятельности синокаротидных рецепторов) оказывается механизмом такого урежения. Любой параметр, вынесенный с помощью прибора вовне и тем самым "овнешненный" и "означенный", может стать предметом регуляции. Взаимозаменяемость целей и средств - одна из замечательных особенностей этого метода.

БОС всегда включает компонент подкрепления[12], при этом, оно может быть направлено не только на удовлетворение первичных потребностей, но и потребности в информации, в положительной самооценке и т.д. Таким образом, само получение информации об успехе может служить подкреплением. Разнообразие и сложность возможных когнитивных и поведенческих приемов саморегуляции подчеркивается, в частности, той значительной ролью, которую может играть инструкция. БОС может привести к долговременным эффектам, сохраняющимся после прекращения активного обучения.

Благодаря информации, полученной при помощи технических средств, пациент может выполнять упражнения наиболее оптимальным образом. Отсюда высокая эффективность применения метода БОС [3].