Файл: Применение принципа биологической обратной связи в клинической практике (определение возможностей применения принципа).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие и специфика «биологической обратной связи»
1.2. Возможности биологической обратной в клинической практике
2.1. Цель, задачи и методы исследования
2.2. Характеристика выборки исследования
3.1. Результаты констатирующей диагностики
3.2. Содержание формирующего этапа
3.3. Результаты контрольной диагностики
Для исследования возможностей применения принципа биологической обратной связи в клинической практики было осуществлено экспериментальное исследование. Цель экспериментального исследования – определить эффективность биологической обратной связи в клинической практике коррекции СГДВ у младших школьников. Были использованы следующие методики: «Таблицы Анфимова» на определение умственной работоспособности, а также «Признаки агрессивности», направленные на определение актуального уровня агрессивности у младших школьников. Методами статистического анализа выступали статистический критерий Манна-Уитни, а также коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Участниками исследования стали 20 младших школьников с СДВГ в возрасте от 7 до 10 лет.
На основании результатов констатирующей диагностики выявлено, что существуют тенденции к снижению уровня умственной работоспособности, а также наличии тенденции к повышенному уровню агрессивности у младших школьников с СГДВ. Полученные в ходе исследования данные обуславливают значимость и целесообразность осуществления целенаправленной коррекционной деятельности средствами биологической обратной связи.
В качестве формирующего воздействия выступает процедура тренинга с использованием биологической обратной связи в экспериментальной группе, на базе ППМС-центра с использование комплекса БОС «РЕАКТОР». Курс тренингов с использованием возможностей комплекса «РЕАКТОР» включал 15-20 занятий, занятия были осуществлены 2-3 раза в неделю.
Полученные в ходе контрольной диагностики данные указывают на эффективность биологической обратной связи и целесообразности использования ее в клинической практике. Определено, что в экспериментальной группе статистически достоверно повысился уровень умственной работоспособности, а также снизился уровень агрессивности.
Гипотеза исследования полностью подтверждается, то есть применение принципа биологической обратной связи в клинической практике коррекции СГДВ эффективно и способствует повышению уровня умственной работоспособности у младших школьников, а также снижению уровня агрессивности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Аксенов Д.П., Захаров С.М., Скоморохов А.А. Контроль эффективности адаптивного биоуправления и его физиологическая ценность / Медиком – МТД, 2013 -315 с.
- Василевский Н. Н., Мигаловская Н.А., Никитина С.Б., Зингерман А.М. Метод альтернативного биоуправления с обратной связью и критерии эффективности тренинга. Биоуправление 2: Теория и практика. Новосибирск: ИМБК СО РАМН. 1993. C. 65-75.
- Джафарова О. А.,. Донская О. Г, Зубков А. А. и др. Технология игрового биоуправления // "Биологическая обратная связь". 1999. № 3. C.14-17.
- Захарова В.В. Журавель Ф.А., Трофимов О.Е. Изучение эволюции импульсно-резонансной структуры биоритмов человеческого организма в сеансах МБОС, Новосибирск, Работа поддержана грантом РФФИ N 00-06-080174. [Электронный ресурс]// http://www.ict.nsc.ru/ws/show_abstract.dhtml?ru+19+2123
- Зенков Л.Р. Клиническая электроэнцефалография. / Таганрог 2016 – 312 с.
- Ильин Е. П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния. [Электронный ресурс]// https://social.hse.ru/data/2013/04
- Каплан А.Я, Борисов С.В., Динамика сегментных характеристик альфа-активности ЭЭГ человека в покое и при когнитивных нагрузках./ Журнал высшей нервной деятельности, том 53, №1, М.: 2013 -С. 102-109
- Каплан А.Я., Борисов С.В., Желегоский В.А. // Классификация ЭЭГ подростков по спектральным и сегментарным характеристикам в норме и при расстройствах шизофренического спектра./ Журнал высшей нервной деятельности, том 55 №4, М.: 2005 –С. 82-89
- Кучкин С.Н. Биоуправление в медицине и физической культуре// Профессорские чтения. Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград 2015 -211 с.
- Психофизиология под ред. Александрова Ю.И. СПб., изд-во «Питер» 2006 – 215 с.
- Черниговская Н.В. Адаптивное биоуправление в неврологии.- Л.: Медицина, 1978
- Черниговская Н.В., Мовсисянц С.А., Тимофеева А.Н. Клиническое значение адаптивного биоуправления.- Л.: Медицина, 1982.
- Ухтомский А. А. Физиология двигательного аппарата. Утомление. — Собр. соч. Л., 1952, т. III.
- Швырков В.Б ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях. М.:1987.
- Annuales A. Biofeedbeck and Self Control. Vols 1-6, Chicago, 1970-77
- Blanchard E.B. Biofeedback treatments of essential hypertension. //Biofeedback and Selfregulation, 1990, v.15, n.3, p.209-228.
- Budzynski T.H. From EEG to neurofeedback. //In: Introduction to quantitative EEG and Neurofeedback. Eds.: Evans J.R. & Abarbanel A., 1999, Academic Press, p. 65-79.
Приложения
Результаты диагностики с использованием методики «Таблицы Анфимова» на определение умственной работоспособности в экспериментальной группе на констатирующем этапе исследования
№ |
Возраст |
Умственная работоспособность |
1 |
10 |
3 |
2 |
7 |
3 |
3 |
9 |
2 |
4 |
7 |
3 |
5 |
9 |
2 |
6 |
10 |
2 |
7 |
9 |
2 |
8 |
10 |
3 |
9 |
7 |
3 |
10 |
10 |
1 |
Результаты диагностики с использованием методики «Таблицы Анфимова» на определение умственной работоспособности в контрольной группе на констатирующем этапе исследования
№ |
Возраст |
Умственная работоспособность |
1 |
7 |
2 |
2 |
9 |
2 |
3 |
8 |
3 |
4 |
8 |
2 |
5 |
8 |
3 |
6 |
7 |
1 |
7 |
7 |
2 |
8 |
8 |
1 |
9 |
7 |
3 |
10 |
7 |
3 |
Результаты диагностики с использованием анкеты для учителя «Признаки агрессивности» (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина) в экспериментальной группе на констатирующем этапе исследования
№ |
Возраст |
Критерии агрессивности |
1 |
10 |
8 |
2 |
7 |
16 |
3 |
9 |
9 |
4 |
7 |
11 |
5 |
9 |
15 |
6 |
10 |
13 |
7 |
9 |
15 |
8 |
10 |
10 |
9 |
7 |
15 |
10 |
10 |
12 |
Результаты диагностики с использованием анкеты для учителя «Признаки агрессивности» (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина) в контрольной группе на констатирующем этапе исследования
№ |
Возраст |
Критерии агрессивности |
1 |
7 |
12 |
2 |
9 |
15 |
3 |
8 |
14 |
4 |
8 |
8 |
5 |
8 |
9 |
6 |
7 |
15 |
7 |
7 |
15 |
8 |
8 |
12 |
9 |
7 |
12 |
10 |
7 |
13 |
Результаты диагностики с использованием методики «Таблицы Анфимова» на определение умственной работоспособности в экспериментальной группе на контрольном этапе исследования
№ |
Возраст |
Умственная работоспособность |
1 |
10 |
3 |
2 |
7 |
4 |
3 |
9 |
3 |
4 |
7 |
3 |
5 |
9 |
4 |
6 |
10 |
3 |
7 |
9 |
3 |
8 |
10 |
3 |
9 |
7 |
3 |
10 |
10 |
4 |
Результаты диагностики с использованием методики «Таблицы Анфимова» на определение умственной работоспособности в контрольной группе на контрольном этапе исследования
№ |
Возраст |
Умственная работоспособность |
1 |
7 |
2 |
2 |
9 |
1 |
3 |
8 |
3 |
4 |
8 |
2 |
5 |
8 |
3 |
6 |
7 |
2 |
7 |
7 |
2 |
8 |
8 |
1 |
9 |
7 |
3 |
10 |
7 |
3 |