Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЛОГА КАК ЦЕНЫ УСЛУГ ГОСУДАРСТВА
1.1. Современное понятие налога
1.2. Отличие налогов от других обязательных изъятий и платежей
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ И РОЛИ НАЛОГА
2.1. Сущность налога как правовой категории
2.2. Функциональные особенности налогов
При этом функции налогов непосредственно взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, то есть осуществление фискальной функции, формирует материальную возможность для реализации регулирующей функции налогов. Вместе с тем, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства, создает возможность для получения повышенного количества средств государством.
С помощью налогов можно поощрять или сдерживать конкретные виды деятельности (повышая или понижая налоги), направлять развитие определенных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сохранять баланс между платежеспособным спросом и предложением и регулировать количество денег в обращении. В частности, предоставление налоговых льгот отраслям промышленности или каким-либо предприятиям стимулирует их экономический подъем и активизирует развитие. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство получает возможность контроля движения цен на товары и услуги. Предоставляя льготы, государство обладает возможностью решения серьезных, а порой стратегических задач. Например, не облагая налогами часть прибыли, которая идет на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогами часть прибыли, которая идет на благотворительную деятельность, государство стимулирует предприятия к решению различных социальных проблем.
Необходимо отметить, что в зарубежной литературе налоги обуславливаются следующими функциями:
- финансированием расходов государства;
- перераспределением доходов государства в пользу беднейших граждан;
- внеэкономическим регулированием производства с целью повышения его эффективности.[17]
Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что налоги являются обязательными платежами, которые взимает государство с юридических и частных лиц в свою пользу. При этом именно налоги рассматриваются как основной доход государства. Вместе с тем, налоги имеют характерные признаки и выполняют определенные функции.
2.3. Роль налогов в формировании доходов государства
Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, эффективное управление которыми можно считать основой государственного управления вообще. И если признать, что государство существует для обеспечения благоденствия его граждан, то государственная власть может выбрать одну из двух стратегических линий: либо взимать высокие налоги и принимать на себя высокую ответственность за благоденствие его граждан, либо взимать низкие налоги, имея в виду, что граждане сами должны заботиться о своем благоденствии, не уповая на поддержку государства. Разные государства по-разному строят свою финансовую систему.
Так одни считают возможным изымать в виде налогов (включая все виды налогов и обязательных платежей, в том числе и взносы по соцстраху) до 50% всех доходов общества исходя из концепции более высокой эффективности применения финансовых средств под контролем государственных структур, чем в руках частных лиц. Другие не разделяют этой веры и ограничивают свои налоговые аппетиты всего лишь 25-30% от ВВП.
Среди первых в основном богатые страны, с уровнем среднедушевых валовых доходов 25-30 тыс. дол. и налоговые изъятия составляют в них весьма значительные суммы: в Дании-17 тыс. дол. на душу населения (доля налогов в ВВП-51%), в Швейцарии - около 15 тыс. дол. на душу населения (доля налогов в ВВП-33%), в Норвегии-14 тыс. дол. на душу населения (доля налогов в ВВП-42%), в Германии, Франции, Бельгии, Финляндии - в диапазоне 11-12 тыс. дол. на душу населения (доля налогов в ВВП соответственно- 40%, 45%. 46.5%, 47%).
В странах, занимающих последние места по уравнению среднедушевых доходов, размеры налоговых изъятий удерживаются на существенно более низком уровне: в Южной Корее - лишь 2,5 тыс. дол. приходится на душу населения (доля налогов в ВВП-22%), в Турции - приблизительно 600 дол. на душу населения (доля налогов в ВВП-22%), в Мексике - менее 500 дол. (доля налогов в ВВП-16%).
Таким образом, осуществляемая Правительством налоговая политика характеризуется стремлением, прежде всего за счет усиления налогового бремени предприятий и населения решить проблему наполнения бюджета. Однако такие меры могут принести успех только в очень ограниченном временном промежутке (и лишь в условиях развитого рынка). В целом же подобная направленность налоговой стратегии представляется неперспективной. В этих условиях высокий уровень налогообложения неизбежно вызывает у предпринимателей стремление переложить тяжесть налогового бремени на конечного потребителя, включив всю сумму налогов в цену товара. В результате цена производителя (включающая в себя его издержки, налоги и минимальную прибыль, оставшуюся после уплаты налогов) нередко превышает ту, которую готов заплатить за его продукцию покупатель. Снижение же продажной цены ставит производителя на банкротства. В результате мы имеем падение производства, но и вообще к тому, чтобы им заниматься. Происходит совершенно неоправданный перелив капитала в сферу посредничества и торговли. Кроме того, как показывает практика, следствием увеличения ставок и массы, изымаемых государством налогов фактически всегда является усиление инфляционных тенденций.
В то же время государство стремится максимально пополнить казну, оно всеми доступными для него способами, в том числе и с помощью силовых методов, стремиться получить от налогоплательщика все, что положено по закону. Со своей стороны налогоплательщик пытается защитить свои интересы, добиваясь, чтобы налоговый гнет был минимальным и не губил интереса к предпринимательству. Так опыт стран, имеющих многовековую налоговую историю, говорит, что налогами может изыматься не более 40% доходов налогоплательщика. У нас же, как показывают расчеты, если честно платить все установленные законом налоги по установленным в этих законах правилам, то это далеко превышает ту границу, за пределами которой теряется всякий смысл предпринимательской деятельности. Вот и вынуждены налогоплательщики искать пути минимизации своих платежей: кто в пределах правил, используя имеющиеся в законах возможности, кто, скрывая свою деятельность или часть своих доходов и имущества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате написания работы, приходим к ряду выводов.
Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований
Признаки налогов:
-императивно-обязательный характер;
-индивидуальная безвозмездность;
-денежная форма;
- публичный и нецелевой характер.
Существует несколько классификаций налогов. Следует отметить, что в основу деления налогов может быть положено любой элемент юридической сущности налога, как то: регулярность при его уплате, резидентство лица, уплачивающего налог и т.д. Традиционным и наиболее распространенным является деление налогов на прямые и косвенные. Существует также классификация налогов в зависимости от формы уплаты налогов: натуральные и денежные.
В данной работе были рассмотрены понятий сбора, пошлины и налога. Это дало возможность для лучшего понимания перечисленных категорий и их последующего сравнения с целью определения отличий.
Суть проблемы заключается в схожести понятий сбора, пошлины и налогов. Главным образом, это проявляется в том, что все они взимаются с организаций и частных лиц государством в его пользу. Хотя при этом существуют довольно характерные и важные отличия между ними, что обосновывается Налоговым Кодексом Российской Федерации и ведущими исследователями-правоведами.
На основании различных изученных в работе источников можно с уверенностью утверждать, что сбор, пошлина и налог в российской налоговой системе действительно являются самостоятельными категориями при всей их схожести на первый взгляд. Их специфические отличия были рассмотрены в первых трех параграфах данной работы, а в последнем параграфе проведено обобщение фактов их отличия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Российская газета, № 148-149, 06.08.1998.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Российская газета, № 153-154, 12.08.1998.
- Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 (ред. от 11.11.2003) «Об основах налоговой системы в Российской Федерации (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2004) // Российская газета, № 56, 10.03.1992.
Материалы судебной практики
- Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1997 № 16-П «По делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года «О Государственной границе Российской Федерации» в редакции от 19 июля 1997 года» // Российская газета, № 222, 18.11.1997.
Специальная литература
- Брызгалин А.В. Теория налогов. М.: Аналитика-пресс, 2007. - 214 с.
- Демин А.В. Налоговое право России. Красноярск: Юридический институт, 2016. -130 с.
- Доброденко В.И. Налоговое право России. М.: Альфа-М, 2010. - 394 с.
- Зрелов А.П. Налоговое право. Краткий курс лекций. М.: Юрайт, 2013. -164 с.
- Клейменова М.О. Налоговое право: Учебное пособие. М: «Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2013. -207 с.
- Косаренко Н.Н. Налоговое право. М.: НИБ, 2016. - 137 с.
- Пансков В. Г. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2016. -382 с.
- Парыгина В.Ф. Налоговое право РФ. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. С. 69. -259 с.
- Пепеляев С.Г. Налоговое право. М.: Издательский дом ФБК-Пресс, 2017.С. 197. - 452 с.
- Черник Д. Г. Теория и история налогообложения: учебник для академического бака-лавриата. М.: Изда¬тельство Юрайт, 2016. - 364 с.
- Яшин С. А. Налоги и налогообложение: учеб. Пособие. Тула: НОО ВПО НП, 2017 . - 161 с.
-
Клейменова М.О. Налоговое право: Учебное пособие. М: «Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2013. С.49. ↑
-
Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 (ред. от 11.11.2003) Об основах налоговой системы в Российской Федерации (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2004) // Российская газета, № 56, 10.03.1992. ↑
-
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Российская газета, № 148-149, 06.08.1998. ↑
-
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Российская газета, № 153-154, 12.08.1998. ↑
-
Косаренко Н.Н. Налоговое право. М.: НИБ, 2016. С.62. ↑
-
Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1997 № 16-П «По делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года «О Государственной границе Российской Федерации" в редакции от 19 июля 1997 года» // Российская газета, № 222, 18.11.1997. ↑
-
Зрелов А.П. Налоговое право. Краткий курс лекций. М.: Юрайт, 2013. С.96. ↑
-
Яшин С. А. Налоги и налогообложение: учеб. Пособие. Тула: НОО ВПО НП, 2017. С.71. ↑
-
Пепеляев С.Г. Налоговое право. М.: Издательский дом ФБК-Пресс, 2017.С. 197. ↑
-
Брызгалин А.В. Теория налогов. М.: Аналитика-пресс, 2007. С. 103. ↑
-
Доброденко В.И. Налоговое право России. М.: Альфа-М, 2010. С. 157. ↑
-
Парыгина В.Ф. Налоговое право РФ. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. С. 69. ↑
-
Демин А.В. Налоговое право России. Красноярск: Юридический институт, 2016. С. 82. ↑
-
Косаренко Н.Н. Налоговое право. М.: НИБ, 2016. С. 17. ↑
-
Черник Д. Г. Теория и история налогообложения: учебник для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2016. С.131. ↑
-
Пансков В. Г. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2016. С. 68. ↑
-
Пепеляев С.Г. Налоговое право. М.: Издательский дом ФБК-Пресс, 2017. С. 44. ↑