Файл: Налоги как цена услуг государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Законодатель определяет в качестве цели взыскания налога финансовое обеспечение деятельности государства (либо муниципального образования - в зависимости от того, в какой бюджет предназначен налог); относительно пошлины и сбора такое назначение не установлено законом. Следовательно, целью взыскания последних может быть, например, финансовое обеспечение отдельной отрасли либо государственного органа (как, например, плата за пользование лесом- в целях возмещения потерь лесного хозяйства).

4. Сбор (и пошлина, как вид сбора)- это особый вид налога, взымаемый за предоставление каких-либо государственных услуг. То есть, в отличие от налога, сбор и пошлина являются возмездными платежами, то есть государство в качестве встречного предоставления обеспечивает плательщику сбора или пошлины какую-то услугу или право: предоставление разрешения, лицензии, осуществление регистрационных действий и т.д. Налог же является платежом безвозмездным, а точнее, «индивидуально безвозмездным», поскольку в глобальном смысле налог как основа бюджетных средств расходуется в конечном итоге на нужды налогоплательщиков.

5. Можно предположить, что сбор – это платеж за обладание особым правом (право на осуществление определенной деятельности, лицензия, право пользования объектами животного мира и т.д.); пошлина – это плата за совершение в пользу плательщиков юридически значимых действий (государственная регистрация права на недвижимость, совершение нотариальных действий и т.д.).

Известным является тот факт, что существует четыре вида ответственности:

- уголовная;

- административная;

- дисциплинарная;

- гражданская (то есть материальная).

В этом также определяется сходство и различие рассматриваемых платежей. Сходство состоит в том, что и налоги, и сборы являются обязательным платежом, не зависящим от воли плательщика.

С другой стороны, неуплата налога влечет административную (штраф), а в некоторых случаях уголовную ответственность. Тяжесть наказания тут зависит от величины неуплаченного налога.

Неуплата же сбора (пошлины) влечет для неплательщика, в первую очередь, так называемый риск неблагоприятных последствий в виде непредоставления определенных разрешений, лицензий, государственных услуг или юридических действий. Так, неуплата государственной пошлины за регистрацию прав на недвижимость влечет отказ в такой регистрации. При этом неуплата пошлины может быть совершена только умышленно, тогда как неуплата (недостаточная уплата) налога может произойти и неумышленно, из-за ошибок в ведении бухгалтерского учета или иных причин.[13]


Подводя итог и утверждая окончательные выводы можно составить следующую таблицу, в которой будет даваться краткая характеристика указанным видам платежей:

Таблица 1.

Сравнительная характеристика налога, сбора, пошлины.

Признак

Налог

Сбор

Пошлина

Целевое назначение

Указано

Не указано

Не указано

Периодичность внесения

Да

Нет

Нет

Индивидуальная возмездность

Нет

Да

Да

Уровень власти при установлении

Федеральный, региональный, местный

Федеральный, региональный, местный

Федеральный

Данная таблица отражает основные отличия налогов, сборов и пошлин. Так, в отличие от налога, сбор и пошлина не имеют целевого назначения. Налог обладает периодичностью внесения и не имеет индивидуальной возмездности, хотя эти особенности присущи сборам и пошлинам. Также установление налога и сбора происходит на всех уровнях власти, когда установлением пошлин занимается лишь федеральный уровень.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ И РОЛИ НАЛОГА

2.1. Сущность налога как правовой категории

В рамках настоящего параграфа перейдём к рассмотрению сущностных характеристик налога как правовой категории. Наилучшим образом сущность может быть раскрыта через признаки рассматриваемой категории.

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств с целью финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговый Кодекс РФ в статье 3 устанавливает следующее: ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

При этом особенное значение имеют признаки налогов, которые характеризуются:


-императивно-обязательным характером;

-индивидуальной безвозмездностью;

-денежной формой;

- публичным и нецелевым характером.

1. Императивно-обязательный характер. Уплата налога – это конституционно-правовая обязанность, а не благотворительный взнос. Налогоплательщик не имеет права отказываться от исполнения налоговой обязанности. Именно этим налоговые платежи отличаются от такого вида бюджетных доходов, как безвозмездные перечисления.

2. Индивидуально безвозмездный характер. Уплата налога не порождает встречной обязанности государства по совершению в пользу данного, персонально определенного налогоплательщика конкретных действий.

3) Денежный характер. Исторически потребности государств и других участников правоотношений в докапиталистическую эпоху удовлетворялись в форме натурального обмена.

НК РФ определяет налог в качестве исключительно денежного платежа, который взимается с организаций и физических лиц. При этом уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

Средством платежа является валюта РФ. Как исключение в соответствии с п.3 ст.45 НК РФ иностранными организациями, физическими лицами, которые не являются налоговыми резидентами РФ, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

4. Публично-нецелевой характер. Налоговые платежи выступают в качестве безусловного атрибута государства, без которого оно не может существовать. Именно налоги и сборы составляют основную часть доходных источников государства и муниципальных образований, которые достигают 90%. Их функциональное назначение обуславливается финансовым обеспечением реализуемой государством внутренней и внешней политики, то есть обеспечением нормальной жизнедеятельности общества. При этом можно отметить, что целью налоговых платежей является обеспечение расходов публичной власти.[14]

Рассмотрим классификацию налогов. Один из вариантов классификации налогов, предусматривающий рассмотрение совокупности налогов по четырем основаниям, представлен ниже.

1. По способу взимания различают:

-прямые налоги, взимаемые непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода);

-косвенные налоги, которые включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара.


2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, они подразделяются:

-на федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории;

-на региональные налоги, элементы которых в соответствии с законодательством страны устанавливаются законодательными органами субъектов РФ;

- на местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти, вступают в действие только решением, принятым на местном уровне.

3. В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:

-налоги, взимаемые с физических лиц;

-налоги, взимаемые с предприятий и организаций;

-смежные налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами.

4. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

-закрепленные налоги, непосредственно и целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;

-регулирующие налоги - разноуровневые, поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.[15]

Возможна классификация налогов и по другим признакам.

2.2. Функциональные особенности налогов

В современной научной литературе выделяются следующие функции налогов:

1. Фискальная функция характеризуется финансированием государственных расходов. С помощью фискальной функции осуществляется главное общественное назначение налогов - форсирование финансовых ресурсов государства, которые аккумулируются в бюджетной системе и внебюджетных фондах и являются необходимыми для исполнения собственных функций: оборонных, социальных, природоохранных и др. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и центрального взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.[16]

2. Регулирующая функция обуславливается государственным регулированием экономики. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, которая была избрана правительством. Посредством налогов власть воздействует на общественное воспроизводство, то есть на все процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы, происходящие в обществе.


3. Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с такими категориями как цены, доходы, проценты, динамика курсов акций и т.д. Налоги выступают в качестве важнейшего инструмента распределения и перераспределения национального дохода, а также доходов юридических и физических лиц. В рамках распределительной функции происходит распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

4. Стимулирующая функция налоговой системы - это одна из важнейших, но и самая «труднонастраиваемая» функция. Как и любая другая, стимулирующая функция приобретает специфические формы и элементы налогового механизма, которые проявляются через систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и других инструментов налогового механизма и государственной налоговой политики в целом.

5. Контрольная функция налогов является определенного рода защитной функцией: она направлена на обеспечение воспроизводства налоговых отношений государства и предприятий, а также осуществление и повышение эффективности силы государственной власти. В отсутствии контрольной функции прочие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

С помощью контрольной функции, которая опирается на закон и право, возможна эффективная реализация только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти может привести к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И в обратном порядке, ослабление контрольной функции налогов приводит к ослаблению государственной власти или способствует данному ослаблению. Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет эффективность других функций. Таким образом, если контрольная функция налогов ослаблена, то соответственно снижается эффективность налоговой системы в целом.

6.Социальная функция выражается в поддержании социального равновесия с помощью изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп и сглаживания неравенства между ними.

Социальная функция налогов определяется, в первую очередь, механизмами налоговых льгот и налоговых ставок, которые включены во внутренний механизм действия налога (НДС, налог на прибыль и т.д.).

Само материальное содержание налогов в качестве денежных ресурсов, которые централизуются государством и изымаются из воспроизводственного процесса, определяет возможность обращения на непроизводственные цели. В российских условиях социальная функция налоговой системы бюджета обладает огромным значением в силу обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ. Она восполняет социальные затраты, которые финансируются государством за счет налогов: бесплатное образование, здравоохранение и т.п.