Файл: Налоги как цена услуг государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Любое современное государство независимо от формы правления, государственного устройства, вида осуществляемой государственной политики не может обходиться без собственных финансовых средств, позволяющих осуществлять возложенные на него функции. Финансирование государственных программ, обеспечение деятельности органов государственной власти, содержание армии и флота государства осуществляется за счет средств казны. Для того чтобы государство располагало финансовыми средствами, достаточными для осуществления им своих функций, очевидно, должны существовать источники формирования этих государственных финансовых ресурсов, которые бы позволяли покрывать возникающие у государства расходы. Мировой опыт и российская практика показывают, что свыше 70 % доходов государственной казны составляют налоги.

Интенсивное развитие российского законодательства о налогах и сборах порождает необходимость тщательного анализа правовой природы налоговых правоотношений. 

К сожалению, в Российской Федерации ощущается недостаток работ, специально рассматривающих теоретические проблемы налога как правовой категории.

Целью настоящей работы является изучение налога как правовой категории. Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

-раскрыть современное понятие налога;

-определить отличие налогов от других обязательных изъятий и платежей;

-определить сущность налога как правовой категории;

-раскрыть функциональные особенности налогов.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе установления элементов юридического состава налога, в процессе формирования юридического состава налога,

Предмет исследования составляют теоретические и практические аспекты правового регулирования налога как правовой категории.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЛОГА КАК ЦЕНЫ УСЛУГ ГОСУДАРСТВА

1.1. Современное понятие налога

Понимание термина «налог» способствует правильному применению норм законодательства, дает возможность определить объем полномочий субъектов налоговых отношений. Без точного определения этого термина невозможно правильно установить финансовую или иные виды ответственности налогоплательщика.


Категория «налог» в российском законодательстве проделала сложную эволюцию от «широкого» понимания к «дифференцированному». До принятия НК РФ все обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды объединялись законодателем понятием «налоговая система». В литературе налог определялся как всякий общеобязательный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц[1].

Согласно ст. 2 Закона РСФСР «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»[2] (утратил силу) под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимался обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Далее законодатель указывал: совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.

Включение «других платежей» в сферу налогово-правового регулирования не оставляло сомнения в их налоговом характере с точки зрения законодателя. Примечательно, что в тексте Закона РСФСР «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» все перечисленные платежи охватывались понятием «налог», используемым как обобщающая категория.

Таким образом, действовавшее до Налогового Кодекса РФ[3] налоговое законодательство подразумевало под налоговыми платежами практически всю совокупность бюджетных доходов. С принятием НК РФ и БК РФ[4] налоги и сборы как правовые категории были нормативно отграничены от неналоговых платежей. В частности, БК РФ закрепил в ст. 41 «Виды доходов бюджетов» положение о том, что доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.[5]

При этом Бюджетный кодекс РФ отнес к налоговым доходам все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Как видим, термином «налоговые доходы» охватываются два вида обязательных бюджетных платежей - налоги и сборы.

Ещё до принятия НК РФ в Постановлении КС РФ от 11.11.97 № 16-П[6] налог было определен как основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемая на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности. Согласно ст. 8 НК РФ налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.


Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств. Известно, что еще Фома Аквинский определял налог как дозволенную законом форму грабежа.[7] Посредством налогообложения государство в одностороннем порядке изымает в централизованные фонды определенную части ВВП для реализации публичных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков - физических лиц и организаций - в денежной форме переходит в собственность государства. Определение налога как основанную на законе денежную форму отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти впервые сформулировал КС РФ. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. При этом, по мнению КС РФ, взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, - оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Налоги есть форма перераспределения национального дохода, налоги связаны с наличием различных форм собственности. Уплата налогов всегда означает переход части средств из собственности отдельных плательщиков в собственность государства. В этом состоит одно из существенных отличий налогового права от гражданского, которое согласно п. 1 ст. 1 ГК РФ основывается на признании неприкосновенности собственности. Согласно п. 5 ст. 3 НК РФ устанавливает: ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.[8]

Таким образом, на сегодняшний день, налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований


1.2. Отличие налогов от других обязательных изъятий и платежей

В области налогообложения выработаны два подхода к решению проблемы юридической трактовки налога:

- к налогам относят любые изъятия средств для формирования доходной части бюджета;

-налог - это одна из форм фискальных платежей, отвечающая определенным требованиям. В России существование отдельно налоговых и неналоговых платежей - реальность.

В рамках настоящего параграфа проведем характеристику отличий налогов от сборов и пошлин. Сбор является обязательным взносом, который взимается с организаций и физических лиц. Его уплата сопровождается предоставлением плательщику юридически значимых действий, обусловленных получением прав, выдачей разрешений и лицензий со стороны государственных, муниципальных и иных уполномоченных органов.[9]

Выделяют следующие характерные признаки сбора:

- обязательность платежа;

- возмездность платежа.

Пошлины имеют целью лишь покрытие издержек государственного учреждения, а не извлечение дохода. При уплате пошлины всегда присутствуют специальная цель уплаты и специальные интересы, то есть плательщик в той или иной мере непосредственно ощущает возмездность платежа. Поскольку государство обязано предоставлять основной объем своих услуг независимо от способности получателя оплатить их, покрытие государственных расходов не может осуществляться за счет индивидуальных платежей, дающих какие-либо права. Принцип правового государства отвергает коммерциализацию государственного управления и ограничивает расходы, связанные с оказанием услуг государством в ответ на платежеспособный спрос.

Цель взыскания пошлины (пошлинный принцип) состоит только в покрытии без убытка, но и без чистого дохода, издержек учреждения, в рамках деятельности которого взимается пошлина. Но настоящий принцип зачастую не соблюдается на практике. Это означает, что во множестве случаев плата за услуги превышает связанные с ней расходы. Вместе с тем, в некоторых случаях не платеж устанавливается ради покрытия расходов, а само действие признается обязательным для взыскания платежа. Данное утверждение является справедливым, в частности, относительно введения различных регистраций и т.д.[10]

Необходимо особо подчеркнуть, что пошлина выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем с той, которую оказывает государственный орган, действуя при этом в общих интересах и реализуя собственные государственные властные функции. Таким образом, уплата пошлины в процессе подачи искового заявления в суд непосредственно связана с правом конкретного лица на судебную защиту, хотя определяется общественно полезной функцией суда, такой как поддержание режима законности.


Налог и сбор обладают как общими, так и отличительными признаками. Выделяют следующие общие признаки:

- обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды;

- адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены;

- изъятие на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления;

- возможность принудительного способа изъятия;

- контроль единой системы налоговых органов.[11]

При этом налог и сбор четко разграничиваются по следующим юридическим характеристикам:

1. Значение. Налоговые платежи в современных условиях являются основным источником образования бюджетных доходов. Остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение.

2. Цель. Цель налогов обуславливается удовлетворением публичных потребностей государства или муниципальных образований; целью сборов является удовлетворение только определенных потребностей или затрат государственных (муниципальных) учреждений.

3. Обстоятельства. Налоги представляют собой безусловные платежи; сборы уплачиваются в обмен на услугу, предоставляемую плательщику государственным (муниципальным) учреждением, который реализует государственно-властные полномочия.

4. Характер обязанности. Уплата налога является четко установленной Конституцией РФ обязанностью плательщика; сбор характеризуется определенной добровольностью и часто не имеет государственного императива.

5. Периодичность. Налогам свойственна определенная периодичность; сбор обычно носит разовый характер и его уплата происходит без определенной системы.

Таким образом, в отличие от налогов сборы индивидуальны и им всегда присущи строго определенная цель и специальные интересы.[12]

Тем не менее, налоги, пошлины и сборы являются обязательными платежами (изъятиями), установленными государством. То есть в данном случае имеют место не договорные, а административные отношения, основанные на властном подчинении плательщика государству.

На первый взгляд трудно разобраться, чем же отличаются друг от друга все эти платежи. Между тем, различия есть, и они являются довольно серьезными:

1. Налог, в отличие от сбора или пошлины, является платежом, взимаемым не единовременно, а периодически.

2. В определении налога употребляется слово «платеж», «денежные средства», тогда как сбор и пошлина - «взнос», а значит, не требует обязательной денежной формы.