Файл: Реформа электроэнергетики в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 6. Структура производства электроэнергии в разрезе федеральных округов РФ, %

Основными потребителями электроэнергии в России являются промышленные предприятия, на их долю в 2015 году приходилось более 50% всего потребления. На втором месте находится население, на их долю приходится чуть менее 15% электроэнергии. Если провести сопоставление со структурой 1990 года, то положение дел практически не изменилось, так 58% потребляли промышленные предприятия, при этом на долю сельского хозяйства приходилось около 9%, на сегодняшний момент эта цифра заметно снизилась и составляет всего 1,5%.

Стоит указать на значительный удельный вес потерь электроэнергии, около 10 %, что вызывает необходимость реформирования данного вида экономической деятельности и повышения эффективности работы электро-передающих предприятий.

Необходимость реформирования электроэнергетики вначале определялась общими условиями перехода экономики России к рыночному типу функционирования хозяйства. ЕЭС России создавалась десятилетиями в плановой экономической среде, по другим критериям, не присущим рыночной экономике. Отход от административно-командной системы управления развитием рассматриваемого вида экономической деятельности требовал изменений в механизме взаимодействия элементов энергетической системы и межотраслевых связях.

Первый этап реформирования электроэнергетики начался в 1990-х годах, и вылился в реализацию «Программы разгосударствления электроэнергетики страны». Стоит отметить, что данная программа не была реализована на 1000%, что объясняется как несовершенством нормативной базы, так и рядом субъективных причин.

В качестве основного результата осуществления выделенной программы является приватизация объектов, за исключением атомных станций.

В начале 1990-х годов была совершена еще одна попытка к преобразованию, которая, в конечном итоге, завершилась разработанной и принятой Правительством РФ программой реформирования электроэнергетики. Данная программа включала в себя расширение федерального рынка энергии и мощности за счет последовательного ввода в него электростанций России с дальнейшим созданием на их платформе нескольких генерирующих компаний. Однако ни одно из постановлений, принятых Правительством Российской Федерации, так и не было реализовано.

Назревшие системные проблемы в электроэнергетике, явились причиной реформ в данной сфере, начало которых положено Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 г. № 426. К сожалению, рассматривая положения дел на конец 2015 года, можно констатировать, что большинство задач, изложенных в данном документе не было реализовано, по причине не достаточной проработанности самой программы реформ.


В итоге, структура электроэнергетики и система функционирования рынка энергии остались неизменными, даже несмотря на то, что некоторые модификации в системе функционирования и регулирования были все же осуществлены. Помимо этого, субъекты Российской Федерации находили вполне обоснованные доводы, которые, в условиях кризиса финансовой системы, а также неэффективности имущественных и правовых отношений, принимались высшими чиновниками государства вполне лояльно. Весь комплекс нерешенных проблем, можно представить в виде схемы помещено на рисунке 7.

Вышеперечисленные факторы, стали причинами коренной реформы РАО ЕЭС России в 2000-х годах, преобразования нацелены на формирования двух секторов, прежде всего это передача и распределение (характеризуется наличием нескольких монополистов), а также генерация и сбыт электроэнергии (подразумевает наличие конкуренции).

Целями реформирования являлось: «обеспечение устойчивого функционирования и развития экономики и социальной сферы, повышение эффективности производства и потребления электроэнергии, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей. Стратегической задачей реформирования являлся перевод электроэнергетики в режим устойчивого развития на базе применения прогрессивных технологий и рыночных принципов функционирования, обеспечение на этой основе надежного, экономически эффективного удовлетворения платежеспособного спроса на электрическую и тепловую энергию в краткосрочной и долгосрочной перспективе» [10, с. 115].

Стоит отметить, что, начиная с 1990-х годов, во многих странах мира проводится реформирование электроэнергетики. Причины и цели реформирования, глубина и результаты различны у разных стран. Так согласно работе Родина А.В. [11, с. 190] можно выделить несколько направлений подобных преобразований, которые можно представить в виде аналитической таблицы 1.

Как показано в таблице, результатом проведенных реформ является трехуровневая система производства, передачи (распределения) и сбыта, с надзирающими функциями государства.

Рисунок 7. Проблемы электроэнергетики России в дореформенный период

Следуя общемировым тенденциям, в России, в ходе проведенных преобразований в области электроэнергетики, была сформирована новая структура, состоящую из трех в некотором смысле автономных уровней.

Таблица 1

Направления реформ электроэнергетики в развитых странах


Страна

Сущность реформ

США

  • отделение производства электроэнергии от ее передачи;
  • обязательная продажа генерирующих мощностей энергетических монополистов независимым производителям электроэнергии;
  • учреждение Независимого системного оператора, надзирающего и контролирующего рынок;
  • учреждение энергетической биржи;
  • предоставление потребителям права выбора поставщика.

Великобритания

  • учреждение независимого регулятора рынка. Агентства по регулированию электроэнергетики;
  • создание на базе передающих сетей Национальной сетевой компании, с последующей ее приватизацией;
  • создание на базе 12 территориальных энергетических агентств 12 региональных энергетических компаний, с последующей их приватизацией.

Скандинавские страны (Дания, Норвегия, Финляндия и Швеция)

  • выделение единого органа управления объединенным рынком - Передающий системный оператор, состоящий из пяти национальных операторов;
  • создание бирж электроэнергии Норд Пул;
  • формирование сетевых компании.

Однако практика дезинтеграции отечественной энергетики привела далеко не к тем результатам, которые ждали реформаторы и их последователи, хотя на это указывали ведущие энергетики России.

Инициаторы преобразований полагали, что возникновение множества мелких фирм приведет к конкурентной борьбе, и как следствие снижение издержек, падение тарифов, отсутствие необходимости государственного ограничения цен. На практике все получилось немного иначе, нежели предполагалось, что вылилось в рост цен и введение со стороны Правительства РФ верхних ценовых границ на электроэнергию.

Результаты реформ наглядно отражает рисунок 9, на котором представлена динамика средней цены электроэнергии, отпущенная различным категориям потребителей.

Рисунок 9. Динамика и темп роста цены электроэнергии, отпущенная различным категориям потребителей

Анализ динамики показывает, что в ходе реформы энергосистемы страны произошел серьезный рост цен: они выросли почти в 5,7 раза. По мнению Селиверстовой И.А. «…причина такого роста цен заключается в маржинальном принципе ценообразования так называемой равновесной цены на оптовом рынке электроэнергии (мощности), в результате чего потребители покупают электроэнергию с рынка по самой высокой цене» [12, с.110].


Так как рост тарифов - это неизбежность, для нивелирования негативного влияния на различные области экономики, Родин А.В. предлагает ряд мероприятий, представленных в таблице 2.

Таблица 2

Направления снижения негативных последствий роста тарифов на электроэнергию

Для отраслей промышленности:

- внедрение энергосберегающих технологий;

- поиск внутренних резервов снижения себестоимости продукции;

- повышение эффективности маркетинговой деятельности.

Для регионального бюджета:

- предоставление дотаций и субсидий малообеспеченному населению;

- поддержка промышленности и предприятий непроизводственной сферы;

- финансирование инвестиционных проектов предприятий энергетического сектора экономики;

- контроль за целевым использованием бюджетных средств.

Продолжение таблицы 2

Для энергосбытовых организаций:

- разработка программы стимулирования внедрения энергосберегающих технологий у промышленных потребителей;

- разработка гибкой системы тарифов (например, в зависимости от режимов потребления);

- разъяснительная работа с населением.

Для населения:

- энергосбережение;

- частичный переход на альтернативные источники энергии.

Также в научной литературе часто встречается мнение, что на уровень тарифов оказывают существенное влияние затраты связанные с процессом производства, и в первую очередь это: износ оборудования (производственные мощности и инфраструктура), поддержание системы в работоспособном состоянии и т.д. Выходом из сложившейся ситуации должна стать новый метод формирования тарифа - RAB-регулирование (Regulatory Asset Base - регулируемая база капитала).

Рассматривая система предполагает возврат вложенных инвестиций энергетическим компаниям в долгосрочной перспективе. Также внутренний механизм подразумевает сдерживание роста тарифов и снижение издержек поставщиков электроэнергии. Потребители также остаются в плюсе, так как получают обоснованное изменение цен и более надежную технологически обновленную систему подачи электричества.

Подводя итог проведённого статистического анализа структуры и динамики основных показателей, характеризующих состояние и перспективы развития электроэнергетики России, можно сформулировать ряд выводов:

  • Роль электроэнергетика в индустриализации страны не поддается оценке, она огромна, но и в настоящее время рассмотренная сфера является источником электрической и тепловой энергии для промышленности и населения России.
  • В связи с природно-климатическими условиями и наличием природного капитала, в разных регионах России, доминируют различные виды генерирующих мощностей.
  • Наблюдается значительное снижение производства электроэнергии в 1990-х годах и рост показателя в последующие периоды, но уровень советского периода, еще не достигнут.
  • На сегодняшний момент цели, которые ставились Правительством РФ в ходе реформирования электроэнергетики, не достигнуты: непрекращающийся рост тарифов на электроэнергию; отсутствие инвестиций в развитие инфраструктуры; высокий износ инфраструктуры отрасли.

2. Анализ проблем современной электроэнергетической отрасли и стратегические пути их решения в соответствии с концепцией энергетической стратегии до 2035 года

2.1. Обзор электроэнергетической отрасли Российской Федерации

Электроэнергетика относится к важнейшим инфраструктурным отраслям экономики. Её проблемы оказывают негативное влияние на развитие экономики страны в целом.

В электроэнергетический комплекс ЕЭС России входит около 700 электростанций мощностью свыше 5 МВт.

На данный момент Россия производит электроэнергии в 5 раз меньше, чем Китай и в 4 чем США.

Причина такого положения, в том числе заключается в «низком КПД» отрасли, то есть в высоких непроизводственных расходах.

Общая структура расходов в конечной цене электроэнергии складывается из следующих составляющих:

  1. Производство топлива (работа угольных разрезов и шахт более 70%);
  2. Работа электростанций;
  3. Распределительная система РАО ЕС.

Доля последнего пункта составляет 5/6 цены, то есть производственные затраты - это менее чем 17% стоимости электроэнергии для потребителя. При таком распределении на рост отрасли остаются относительно незначительные средства. При подобном продолжении «развития» отрасли, Россия не сможет обеспечить конкурентоспособное развитие промышленности в общем.

На конец 2015 года общая установленная мощность электростанций ЕЭС России составила 235305,56 МВт [4, с. 83]. Выработка и потребление электроэнергии электростанциями ЕЭС России в 2015 году были на уровне 1026,88 млрд. кВт-ч. и 1008,25 млрд. кВт-ч. Увеличение установленной мощности электростанций ЕЭС России за счёт вводов нового, а также модернизации действующего генерирующего оборудования электростанций - 5027 МВт. Ввод новой мощности в 2015 году на электростанциях ЕЭС России с учётом электростанций промышленных предприятий составляет 4710,0 МВт. Выведено из эксплуатации 2357,25 МВт неэффективного и устаревшего генерирующего оборудования. Ежегодно все станции вырабатывают около одного триллиона кВт-ч электро-энергии. В 2012 году электростанции ЕЭС России выработали 1 026,88 млрд. кВт-ч. Сетевое хозяйство ЕЭС России насчитывает более 10 700 линий электропередачи класса напряжения 110-1150 кВ [8, с. 117]. Основную долю электроэнергии в России вырабатывают тепловые электростанции.