Файл: Реформа электроэнергетики в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для создания конкурентной среды в сфере передачи электроэнергии в структуре рынка предусматривается возможность торговли финансовыми правами на передачу. Классические финансовые права на передачу обеспечивают владельцу выплату разности между ценами в точках назначения и отправки. При этом не играет роли, какое отношение владелец может иметь к фактическим перетокам. Если перетоки удовлетворяют условиям конкретной сделки, то они ограждают владельцев от любых затрат, связанных с перегрузкой сети.

2.2. Основные проблемы электроэнергетического комплекса и пути их решения

К числу основных проблем электроэнергетики в стратегии до 2035 года относятся:

1) высокий износ основных производственных фондов (свыше 30 лет проработали: почти 60% оборудования ТЭС, 80% - ГЭС, 35% - АЭС, 50% - ВЛ и 60% - подстанций единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС); в распределительном электросетевом комплексе выработало нормативный срок 70% оборудования);

2) неоптимальная структура генерирующих мощностей, обусловленная недостатком пиковых и полупиковых маневренных электростанций;

3) низкая энергетическая и экономическая эффективность отрасли; 

4) крайне высокая зависимость электроэнергетики от природного газа;

5) наличие перекрёстного субсидирования между группами потребителей электроэнергии и между потребителями электрической и тепловой энергии на внутреннем рынке;

6) недостаточный уровень доступности энергетической инфраструктуры, наличие технологических барьеров на оптовом рынке электрической энергии и мощности;

7) накопленное технологическое отставание в создании современных парогазовых, экологически чистых угольных и электросетевых технологий;

8) многократный рост издержек на производство и распределение электроэнергии, в результате по ряду регионов страны тарифы на электроэнергию превысили уровень США.

Также можно выделить:

  • отсутствие стимулирования энергосбережения во всех сферах экономики;
  • отсутствие оптимальной системы управления отраслью в условиях образования многочисленных собственников электроэнергетических объектов;
  • резкое сокращение научно-технического потенциала отрасли;
  • отсутствие полной финансовой прозрачности рынков электроэнергии и деятельности предприятий электроэнергетики;
  • отсутствие эффективной системы корпоративного управления;
  • недостаточно эффективный механизм снижения издержек в сфере производства (генерации), передачи и распределения электроэнергии;
  • отсутствие развития научных работ по созданию новых технологий, обеспечивающих приоритетное функционирование отечественной электроэнергетики;
  • отсутствие системы целостного оптимального управления развитием и функционированием электроэнергетики России
  • необходимость в организации экологического производственного контроля.

Предлагаемые в последнее время меры по решению проблем в области оптимизации инвестиционной деятельности инфраструктурных компаний мало изменились. В частности, это общественный контроль за инвестиционными программами естественных монополий со стороны советов потребителей, проводимый в три этапа:

  1. подтверждение эффективности и необходимости проекта для включения в инвестиционную программу;
  2. независимая экспертиза сметной документации проектов, признанных необходимыми для обеспечения надёжности энергосистемы;
  3. механизм арбитража при непринятии возражений потребителей по инвестиционным программам компаний электроэнергетики.

Для разбора разногласий по инвестиционным решениям между компаниями и потребителями планируется создание правительственной комиссии по контролю над деятельностью естественных монополий. С другой стороны, никакой самоконтроль в компаниях электроэнергетики, а также различные формы контроля со стороны потребителей, не могут повысить эффективность инвестиционной деятельности компаний [4, с. 66].

Проблема физического износа генерирующих мощностей в электроэнергетике усугубляется высоким уровнем их морального износа. При этом если уровень физического износа, возможно, снизить за счёт увеличения централизованных инвестиций в строительство новых генерирующих мощностей и тем самым обеспечить потребности экономики в электроэнергии, то использование устаревших технологий и оборудования в производстве электроэнергии приводит к снижению уровня конкурентоспособности российской экономики в целом. Главной проблемой в сфере электроэнергетики являются высокие потери электроэнергии в электрических сетях.

Самый большой показатель потерь электроэнергии можно выделить в бытовом и мелко-моторном секторе. Причинами этого являются постоянный рост тарифов на электроэнергию при одновременном возрастании объёма её потребления и снижения платёжеспособности населения и относительная доступность и простота осуществления того или иного способа хищения при отсутствии правовой базы для привлечения к ответственности похитителей. Остаётся, неясным вопрос о том, какой из органов должен осуществлять контроль наличия пропажи электроэнергии, выявлять факты хищения, оформлять необходимые юридические документы для привлечения к ответственности - Государственный энергетический надзор или Сетевые организации.


2.3. Анализ Энергетической стратегии России на период до 2035 года

Основные направления развития электрических сетей предусматривают развитие трёх составляющих Единой энергетической системы России:

    1. общегосударственной сети, связывающей западные и восточные регионы страны мощными линиями электропередачи;
    2. основных сетей объединённых энергосистем (ОЭС);
    3. региональных распределительных сетей и сетей с распределённой генерацией.

Для развития электроэнергетики будут приняты меры институционального характера:

    1. разработка нового механизма привлечения инвестиций в электроэнергетику с целью упорядочивания инвестиционного процесса в 2016-2020 гг. и последующие годы (после реализации уже заключённых ДПМ в 2011-2015 гг.);
    2. создание условий для заключения двусторонних договоров по свободным (нерегулируемым ценам) между новыми объектами генерации и потребления в неценовых зонах и изолированных территориях;
    3. ликвидация перекрёстного субсидирования, в т. ч. межрегионального;
    4. разработка механизмов консолидации управления распределительными сетями в регионах Российской Федерации, в том числе путём установления критериев для признания юридического лица (индивидуального предпринимателя) электросетевой организацией для целей установления регулируемых тарифов на электрическую энергию;
    5. введение экономической ответственности электрогенерирующих предприятий и предприятий сетевого комплекса за выполнение гарантированных стандартов надёжности и качества обслуживания потребителей.

На третьем этапе реализации Стратегии электроэнергетика будет характеризоваться расширенным внедрением технологических инноваций в традиционные сегменты отрасли и развитием нетопливной энергетики. С точки зрения стратегических целей развития электроэнергетики в России, выделяют следующие:

    1. удовлетворение потребностей населения страны и экономики в электрической мощности и энергии по приемлемым ценам и повышение доступности электроэнергетической сферы;
    2. обеспечение как безопасности, так и надёжности работы системы электроснабжения России, регионов в нормальных и чрезвычайных ситуациях;
    3. эффективность модернизации, технического переоснащения, автоматизации отрасли, которые необходимо направить на снижение износа основных фондов;
    4. уменьшение затрат на развитие и функционирование электроэнергетики, и обеспечение энергетической безопасности страны.

Для достижения стратегических целей развития электроэнергетики необходимо решить следующие основные задачи:

  1. технологическое обновление электроэнергетики на базе отечественного и мирового опыта, преодоление нарастающего технологического отставания, морального и физического старения основных фондов;
  2. оптимизация структуры генерирующих мощностей, включая увеличение доли манёвренных мощностей;
  3. расширенное внедрение новых экологически чистых и высокоэффективных технологий сжигания угля, парогазовых установок с высокими коэффициентами полезного действия;
  4. развитие малой энергетики с целью повышения эффективности использования местных энергоресурсов;
  5. развитие распределённой генерации в виде нетрадиционных энергоустановок и сочетания ГТУ и котлов-утилизаторов [7, с.78].

Для повышения эффективности и обеспечения надёжного функционирования электроэнергетических систем следует целенаправленно внедрять гибкие, т. е. управляемые системы передачи электроэнергии и в то же время усовершенствовать комплексы автоматической аварийной защиты и диспетчерского управления.

В Стратегии развития энергетики до 2035 года указано, что в ближайшее время планируется создание межсистемных линий электропередачи и мощности из энергоизбыточных в энергодефицитные регионы в объёмах, не превышающих требования надёжности работы ЕЭС России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Преодоление негативных тенденций в отрасли требует решительных государственных мер. В связи с этим Комитет ТПП России по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса в начале нынешнего года обратился в Правительство РФ с предложением рассмотреть следующие вопросы.

  • Укрепление структуры управления электроэнергетикой, определение в ее рамках ведомства, ответственного за положение дел в отрасли с предоставлением ему необходимых полномочий по обеспечению надежного функционирования и реализации программ развития отрасли.
  • Повышение роли государственных структур в организации регулярной прогнозно-проектной работы в электроэнергетике, определяющей целевые параметры развития отрасли на различных этапах.
  • Развитие в отрасли инвестиционной активности, ориентированной на осуществление реальных энергетических проектов по модернизации и увеличению генерирующих мощностей, обновлению энергосетей, производству энергетических машин и оборудования.

В рамках этой работы можно:

  • предоставить государственным и частным компаниям кредиты на конкурсной и возвратной основе для реализации конкретных проектов;
  • на практике внедрить механизм гарантирования инвестиций, в том числе объединить части страховых резервов страховых компаний для гарантийной защиты и реализации инвестиционных проектов по модернизации оборудования;
  • применить к энергоэффективному оборудованию льготы по налогу на имущество;
  • создать инвестиционный энергетический фонд (ИЭФ), в который консолидировать поступления из различных источников, включая сбор инвестиционной составляющей абонентной платы на развитие Единой энергетической системы России.
  • Проведение технологического аудита предприятий энергетического машиностроения и компаний энергетического инжиниринга с целью выявления потенциала по выполнению масштабных проектов в энергетической отрасли. По результатам аудита — разработать программы развития энергетического машиностроения;
  • Создание условий предприятиям энергетического машиностроения для работы по долгосрочным договорам на поставку машин и оборудования энергетической отрасли.
  • Разработка и реализация комплексной программы мер, стимулирующих замещение на ТЭС природного газа углем.
  • Подготовка федеральной программы по развитию энергетики малой и средней мощности. Внесение изменений в Правила розничных рынков электрической энергии, стимулирующих строительство и эксплуатацию новых генерирующих мощностей до100 МВт.
  • Разработка государственной программы нормативно-правового обеспечения безопасного функционирования отрасли с определением механизма ее реализации.
  • Развитие системы подготовки кадров для электроэнергетики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Баканач, О.В. Типология регионов РФ по уровню развития промышленного потенциала / О.В. Баканач, К.В. Гаус // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: Межвузовский сборник научных трудов. - 2012. - №1. - С. 15-21.
  2. Береговая, И.Б. О методологии формирования системы оценки конкурентоспособности предприятий / И.Б. Береговая // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2010. - №4. - С. 66-72.
  3. Гумбин, М.П. Анализ состояния электроэнергетики России и перспективы развития / М.П. Гумбин // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2014. - №10. - С. 51-55.
  4. Гусева, Н.В. Анализ структуры тарифов на электроэнергию в России и за рубежом / Гусева Н.В., Шевченко Н.Ю., Сошинов А.Г. // Научные труды SWorld. - 2013. Т. 40. - №4. - С. 5-9.
  5. Ермакова, Ж.А. Топливно-энергетический комплекс Оренбургской области: перспективы инновационного развития / Ж.А. Ермакова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. - №6-2 (56). - С. 79-84.
  6. Зарипов, Э.М. Рост тарифов на электроэнергию для населения и предприятий / Зарипов Э.М., Насырова С.И. // Экономика и социум. - 2014. - №4-2 (13). - С. 1357-1361.
  7. Зуева, А.В. Факторы, оказывающие влияние на рост тарифов и себестоимость электроэнергии / Зуева А.В. // Учет, анализ и аудит: проблемы теории и практики. - 2014. - №13. - С. 63-65.
  8. Курбангалеева, Е.Ш. Реформа электроэнергетики: промежуточные итоги, проблемы и перспективы в оценках экспертов / Е.Ш. Курбангалеева, Е.В. Фирсанова, К.В. Симонов // Академия энергетики. - 2011. - №1 (39). - С. 4-12.
  9. Найденова, Н.В. Российская электроэнергетика: после реформы / Н.В. Найденова // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2014. - №5 (100). - С. 133-140.
  10. Пестов, И.П. Реформа в электроэнергетике: от интеграции - к кластерному подходу / И.П. Пестов // Актуальные проблемы экономики и права. - 2010. - №3. - С. 68-74.
  11. Родин, А.В. Факторы, влияющие на формирование тарифной политики в электроэнергетике, и социально-экономические последствия ее реализации / Родин А.В. // Вестник Мурманского государственного технического университета. - 2011. Т. 14. - №1. - С. 210-213.
  12. Селиверстова, И.Н. Государственное ценовое регулирование энергетической отрасли России / Селиверстова И.Н. // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки. - 2013. - №1 (130). - С. 103-106.
  13. Цыпин, А.П. Сопоставление темпов роста (снижения) промышленного производства России и США в 1970-2010 годах / А.П. Цыпин, Овсянников В.А. // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2016. - №1. - С. 41-45.
  14. Цыпин, А.П. Сравнительная характеристика развития промышленного потенциала России и США за период 1970-2010 гг. / А.П. Цыпин, В.А. Овсянников // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - №14 (175). - С. 57-60.
  15. Цыпин А.П. Реформы в электроэнергетике России и их влияние на формирования тарифов / А.П. Цыпин, Е.С. Афанасьева // В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры Материалы Всероссийской научно-методической конференции. 2016. - С. 1763-1770.
  16. Баркин О.Г., Волкова И.О., Кожуховский И.С. и др. Электроэнергетика России: проблемы выбора модели развития: аналит. докл. к XV Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 1—4 апр. 2014 г. /; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. - С. 9.
  17. Федеральный закон Российской Федерации от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» - Электрон. текст. данные. - Ст. 3.
  18. Крупнейшие генерирующие компании [электронный ресурс] // minenergo.gov.ru: Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федераци. 2016 г. - Электрон. данные. URL: http://minenergo.gov.ru/node/4846 (дата обращения 01.12.2017 г.).
  19. Макаров И. Н., Макаров О. А. Эффектив­ность рынка электроэнергетики как фактор эконо­мического развития России // Российское предпри­нимательство. 2015. Т. 16. С. 2651-2662.
  20. Макаров И. Н., Макаров О. А. Модели аукционов в проектах государственно-частного партнерства // Российское предпринимательство. 2013. № 4(226). С. 17-24.
  21. Рыбина И. А., Пивоварова О. В. Совре­менное состояние государственного внутреннего долга Российской Федерации // Научно-практиче­ская конференция «Актуальные вопросы образова­ния и науки. М.: Издательство «Научный консуль­тант», 2014. С. 44—50.
  22. Шевелева Г. И. О финансировании Рос­сийской электроэнергетики // ЭКО. 2014. № 1. С. 136-144.
  23. «Об электроэнергетике» Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ
  24. «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» Постановление Прави­тельства РФ от 11 июля 2001 года № 526 (в редак­ции Постановления от 1 февраля 2005 года № 49)
  25. Энергетическая стратегия России на пе­риод до 2035 года. URL: http://ac.gov.ru/files/con- tent/1578/11—02—14-energostrategy-2035 -pdf.pdf.