Файл: Выбор стиля руководства в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мягкий стиль управления (либеральный, свободный, благодушный, невмешивающийся) проявляется в том, что руководитель предоставляет полную свободу своим подчиненным, они сами выбирают направление работы, формулируют производственные задачи и находят способы их решения. Мягкий стиль применим исключительно в коллективах с высоким творческим потенциалом и при отлаженном, стабильном производственном процессе. При неумелом использовании мягкого стиля управления возможны полный развал работы и распад коллектива. Иногда в таких случаях коллектив как саморегулирующаяся система выдвигает своего лидера, как правило, жесткого и волевого, способного осуществлять реальное руководство.

Партнерский стиль управления (демократический, коллективный) - руководитель применяет преимущественно коллегиальное управление, принятие решения осуществляется в форме «снизу-вверх», при которой сначала собираются мнения руководителей низшего звена, а затем на их основе вырабатывается решение на высших этажах власти. Руководитель эффективно использует механизмы самоуправления в своем коллективе и, как правило, опирается на неформального лидера в работающей группе, имеющего противоположные ему деловые качества [5, с. 379].

Руководитель партнерского склада предпочитает формулировать поручения в виде постановки общей задачи или общего направления, при этом сам подчиненный составляет перечень конкретных задач и выбирает методы и способы их решения. В коллективе, который работает под началом такого руководителя, всегда имеется активный критик, фиксирующий ошибки, и сотрудник, предлагающий способы устранения выявленных ошибок. Партнерский стиль успешно применим в научно-исследовательских и творческих коллективах, а также при наличии высокого, неоспоримого авторитета руководителя в работающей команде. Такой руководитель часто держится в своем коллективе не как начальник, а как партнер, соратник, а группа сотрудников выступает в качестве единомышленников. При положительной оценке партнерского стиля следует все же помнить, что стиль не работает в тех случаях, где эффективен жесткий, авторитарный метод управления.

Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка: Учебное пособие, - М.: Экономика, 2009. – С.379.

Следует признать, что в настоящее время в России только теоретически можно говорить об эффективности в бизнесе партнерского стиля. Многие руководители, прослушав лекции по психологии управления и менеджменту, говорят о своем желании реализовывать именно партнерский стиль, но часто практически не могут это делать. Любая сфера деятельности в современной России с ее четкой иерархией и регламентацией требует от эффективного руководителя именно жесткого стиля управления.


Руководитель с ориентацией на власть умеет защитить себя, своё предприятие и своих подчиненных. С таким руководителем люди чувствуют себя уверенно, такого руководителя уважают. Он умеет взять на себя ответственность в процессе принятия важного решения, проявить силовые качества в конкурентной борьбе, достигнуть поставленных целей и преодолеть возникающие трудности. Любая деятельность ждет прихода нового типа руководителя, который умеет быть жестким в деле, но мягким в отношениях с людьми. Эффективность такого руководителя на российских предприятиях очень высока. Лидер данного профиля требователен и строг со своими подчиненными, но всегда стремится проявить заботу по отношению к ним в психологическом и финансовом планах. О таких руководителях говорят: «Строг, но справедлив» или «Он нам как отец». Так, если мягкий по характеру человек начинает реализовывать жесткий стиль управления, его эффективность будет сомнительна по трем основным причинам. Во-первых, сам руководитель будет находиться в постоянном нервном напряжении, и работать на пределе своих психологических возможностей. Через некоторое время вполне закономерны нервно-психический срыв и различные болезни. Во-вторых, сотрудники сразу же начинают чувствовать, что строгость и требовательность такого лидера - только внешние и особого послушания проявлять не следует. В-третьих, в напряженных и стрессовых ситуациях такой руководитель может стать неоправданно сверхжестким. И наоборот, жесткий и волевой человек, выбирающий мягкий стиль управления, будет вынужден постоянно преодолевать самого себя, ограничивая свою активность и искусственно выстраивая свое деловое поведение «по правилам». Подчиненные в этом случае почувствуют «игру» своего руководителя и могут стараться «подыграть» ему. При этом в его отсутствие они будут делать все по-своему. В напряженных и стрессовых ситуациях велика вероятность то, что такой руководитель окажется от искусственного мягкого стиля и проявит свою жесткую волю [20, с. 196].

Итак, успешный руководитель хорошо знает самого себя, свои сильные и слабые стороны и выбирает стиль управления, соответствующий своему характеру и темпераменту.

Таким образом, приходим к выводу, что стиль руководства - это приемы использования методов управления и их реализация в конкретных условиях производства данным руководителем. Стиль, которого придерживается руководитель, постоянно находится в поле зрения подчиненных. Он определенным образом оценивается и воспринимается. Поэтому стиль работы - это далеко не личное дело руководителя.


Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде. - Петрозаводск, «Фолиум», 2013. – С.196.

Глава 2. Анализ стилей управления, применяемых в ООО «Медиакабель»

2.1. Цели и задачи исследования стилей руководства

Исследование стилей руководства берет, как известно, начало с экспериментов, выполненных в конце 30-х - начале 40-х гг. ХХ века в школе К. Левина. В последующие десятилетия это направление получило солидную эмпирическую разработку за рубежом. Для российских предприятий исследование стилей руководства до сих пор носит в большей степени теоретический характер. 

На практике анализу стилей руководства уделяется незначительное внимание, отчасти потому, что частный бизнес в нашей стране еще находится в самом начале своего развития. Объясняется это исторической особенностью, связанной с культивируемым командно-административным методом управления экономикой государственных предприятий и авторитарным стилем руководства на протяжении довольно большого периода времени, называемого советским. Стили руководителей в это время, в основе своей, были ориентированы на выполнение производственных задач, а не на людей. Люди высшим руководством рассматривались в качестве «винтиков» в хозяйственном организме, которые нужно «завести» для бесперебойной работы. Однако в 80-е годы прошлого столетия предпринимались попытки учесть мнение, опыт людей для улучшения экономической ситуации на предприятиях. Именно к этому времени экономика страны начала серьезно разрушаться. Таким образом, руководителям пришлось признать наличие связи между стилем руководства и экономическими результатами деятельности хозяйствующих субъектов [13, с. 479].

Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2013. – С.479.

В связи с вышесказанным, основной целью исследования в данной работе является изучение и анализ взаимосвязи стиля руководства и эффективности экономической деятельности на примере предприятия малого бизнеса.

В стиле управления зафиксированы как общие, алгоритмизированные операции, так и единичные, уникальные, отражающие индивидуальные особенности профессионализма руководителя. Поэтому чрезвычайно интересно исследовать и проанализировать уникальные особенности руководителя ООО «Медиакабель».


Еще один аспект анализа проблемы - изучение динамики стилей руководства коллективом. Как было отмечено выше, на предприятиях страны не уделяется должного внимания анализу стилей руководства, тем не менее, руководители, понимая это, или нет, меняют стили руководства, так как управлять коллективом становится все сложнее. Возрастающая самооценка специалистов, желание самореализации, развитие демократизма в обществе накладывают отпечаток на людей. Они не хотят быть просто «винтиками», пусть даже незаменимыми, проявляют инициативу, настойчивость, даже упорство, чтобы повлиять на конечный финансовый результат деятельности предприятия, и руководство вынуждено считаться с этим проявлением деловых качеств сотрудников, и, даже приветствует наличие инициатив, креативность сотрудников [8, с. 673]. В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи исследования стилей руководства ООО «Медиакабель». Каждый руководитель, в силу своего особого положения в системе управления организацией, является для своих подчиненных, сотрудников объектом для подражания, эталоном во всем, включая его манеры.

Галенко В.П., Стархова О.А., Файбушевич С.И. Управление персоналом и эффективность предприятий - М.: Финансы и статистика, 2013. – С.673.

Именно поэтому большую практическую значимость для любого предприятия, в том числе и для анализируемого имеет анализ и установление существующего стиля, или основных стилей руководства в организации на сегодняшнем этапе его развития. Важной задачей является также установление факторов, определяющих стиль руководства [15, с. 481].

Забота о людях может проявляться в самых различных ситуациях. Некоторые руководители проявляют заботу о людях, направляя все усилия на то, чтобы добиться симпатий подчиненных. Другие требуют, чтобы работники качественно и в срок завершали порученные задания. Несмотря на различия между этими подходами, стремление руководителя к достижению конечных результатов, на основе доверия и уважения работников, исполнительности, симпатии, понимания и поддержки, выступает проявлением заботы о людях. Другие проявления заботы о людях - создание благоприятных условий для работы, совершенствование структуры заработной платы, применение системы премирования, создание гарантий занятости в данной организации и т.п. Степень заботы о людях определяется ее характером и интенсивностью. В зависимости от характера заботы о подчиненных реакция работников может иметь такие проявления, как энтузиазм или недовольство, активность или апатия, творческое или стандартное мышление, преданность организации или безразличие к ее проблемам, готовность участвовать в реформах или сопротивление их проведению [17, с. 346]. Наконец, еще одной задачей, решаемой в данной работе, является проведение сравнения и анализа полученных результатов, формулирование соответствующих выводов и разработка рекомендаций по совершенствованию стилей руководства в ООО «Медиакабель».


Основы менеджмента: учеб. пособие для нач. проф. образования / В.Д. Сухов, С.В. Сухов, Ю.А. Москвичев. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – С.346.

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2012.- С.481.

2.2. Выбор методики и диагностика применяемых стилей руководства

Процедура исследования для цели выполнения курсовой работы состояла из нескольких этапов: на первом этапе был составлен план исследования, определен круг лиц, которые будут участвовать в проведении устного и письменного опроса, на втором этапе проводилась работа по получению необходимой информации для исследования, на третьем этапе выявлялись взаимосвязи, определение доминирующего стиля управления и социально-психологического климата. В целом в исследовании принимали участие 20 человек. Полученные данные были обработаны методом математической статистики.

Для понимания факторов, оказавших и оказывающих влияние на выбор стилей руководства на предприятии, важными являются сведения об организации и истории его образования. Основной вид деятельности: производство прочих проводов и кабелей для электронного и электрического оборудования. ООО «Медиакабель» специализируется на поставках кабельно-проводниковой продукции с 2014 г. Для оценки применяемых стилей руководства на анализируемом предприятии было проведено их исследование. Значительное место в организации исследования занимает работа с информацией, ее анализ, идентификация, классификация и обработка данных.

Метод исследования - это способ получения нового знания, непосредственный инструментарий, с помощью которого проводится исследование. Метод исследования нацелен на практику организации, и включает как категориальный аппарат исследования, так и эмпирический способ получения знания на основе большого массива данных - количественных и качественных показателей функционирования системы [16, с. 598].

Модели и методы управления персоналом. Под ред. Е.Б. Моргунова. - М.:ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2011. –С. 598.

Объектом исследования в данной главе являются стили руководства, наиболее характерные для высшего менеджмента. При проведении исследований по применяемым методам и оценке их эффективности были использованы следующие методы: наблюдение, опрос и статистическое наблюдение.