Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования стилей руководства на предприятии
1.1 Сущность формирования стилей руководства и их классификация
1.2. Факторы формирования стилей руководства
1.3. Способы реализации стилей руководства
Глава 2. Анализ стилей управления, применяемых в ООО «Медиакабель»
2.1. Цели и задачи исследования стилей руководства
2.2. Выбор методики и диагностика применяемых стилей руководства
Наблюдение использовалось включенное; в естественных условиях; периодическое; выборочное; открытое. С помощью данного метода были исследованы оценки эффективности деятельности ООО «Медиакабель».
Выборка составила 7 человек, среди которых 5 человек (генеральный директор, зам. генерального директора по экономике, зам. директора по производству, зам. директора по маркетингу, главный бухгалтер) - менеджеры высшего уровня и 2 человека - менеджеры среднего уровня. Это начальник конструкторского бюро и начальник отдела по обеспечению.
Опрос (устный и письменный), проводился в виде анкетирования. В данных анкетах содержится ряд вопросов, которые позволяют наблюдать и анализировать.
Для проведения практического исследования выявления преимущественного стиля руководства в ООО «Медиакабель» было принято решение остановиться на следующих методиках.
Методика «Способность к лидерству» (автор Р.С. Немов) (приложение 1) была выбрана, чтобы изначально определить насколько руководители обладают способностями к руководству и как эффективно осуществляют свои функции.
Цель этой тестовой методики заключается в выявлении лидерских качеств и степени их выраженности.
Степень выраженности лидерства:
До 25 баллов - лидерство выражено слабо;
26-35 баллов - средняя выраженность лидерства;
36-40 баллов - лидерство выражено в сильной степени;
Свыше 40 баллов - склонность к диктату.
Методика «Определения стиля руководства трудовым коллективом» (Автор В.П. Захаров) (приложение 2).
Особенность этой методики состоит в том, что если она используется для самооценки руководителя, то возникает опасность искажения результатов вследствие субъективной установки показать себя в лучшем свете или просто недостаточного осознания человеком своих особенностей. Поэтому данный опросник рекомендуется вместе с руководителем предлагать его подчиненным, а затем обобщать результаты.
По результатам исследования: испытуемые получили от 30 до 40 баллов, это значит, стиль руководства на предприятии считается высокоэффективным.
Методика В.П. Захарова «Определения стиля руководства трудовым коллективом» (приложение 2) направлена на оценку преобладающего стиля руководства: директивного (авторитарного), коллегиального (демократического).
Методика является популярной и заключается в том, что на основании проведенной выборки участникам опроса предлагается опросник, в котором предложено 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в.
По результатам исследования: у руководителя наблюдается комбинация различных стилей управления. Более предпочтительным является сочетание авторитарного и демократического стилей, когда руководитель применяет более гибкие методы работы с людьми.
Психологический климат - серьезная характеристика коллектива. От психологического климата во многом зависит состояние человека, его настроение. Для работников коммерческой структуры, где интенсивность труда очень высока - это особенно важно, ибо его настроение влияет на эффективность деятельности. Если у руководителя настроение хорошее, то оно обязательно скажется на атмосфере взаимоотношений с окружающими, на отношении к работникам отдела, на выполнение поставленных задач. Психологический климат может быть благоприятным или неблагоприятным. Каждый член коллектива ощущает это по-своему. Причем ощущения одного человека могут существенно отличаться от ощущений другого [10, с. 634].
По формуле методики подсчитываются баллы для каждого участника исследования и средний балл оценки социально-психологического климата. Если средний балл более 25, значит, психологический климат благоприятен.
Денисов В., Холодкова В. Структурирование управленческих функций компании в зависимости от особенностей ее коммерческой деятельности. // Менеджмент сегодня, 2013, №2 – С.634.
Оценивается, как проявляются свойства психологического климата в группе. Оценки: 3 - свойство проявляется в группе всегда; 2 - свойство проявляется в большинстве случаев; 1 - свойство проявляется нередко; 0 - проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.
2.3. Обработка и интерпретация результатов исследования
В результате проведенного исследования удалось выявить, что в ООО «Медиакабель» согласно штатному расписанию трудятся 101 человек, из них:
руководители -7 человек;
специалисты - 22 человека;
служащие - 1 человек;
основные рабочие - 56 человек;
вспомогательные рабочие - 15 человек.
Руководителем ООО «Медиакабель» является генеральный директор, который имеет большой стаж работы в качестве руководителя на предприятиях. Генеральный директор собрал команду единомышленников, все его подчиненные стремятся к выполнению производственных заданий, они уверены в достижении высоких результатов своей команды.
В результате устной беседы с генеральным директором было выявлено, что, при выборе стиля руководства, он пользовался следующими критериями:
-наличие достаточной информации и опыта у подчиненных;
-уровень требований, предъявляемых к решению;
-четкость и структурированность проблемы;
-степень причастности подчиненных к делам организации и необходимость согласовывать с ними решения;
-вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку исполнителей;
-заинтересованность исполнителей в достижении целей;
-степень вероятности возникновения конфликтов между подчиненными в результате принятия решений.
На этапе проведения письменного опроса выявлены следующие результаты.
Исследование лидерских качеств, проводимое по методикам «Способность к лидерству» дало следующие результаты (приложение 1):
- до 26 баллов набрали два человека (24 - начальник отдела обеспечения, начальник конструкторского бюро - 25). Это означает, что лидерство выражено слабо;
- 26-37 баллов набрали три испытуемых (зам. директор по производству - 28, главный бухгалтер - 30, зам. директора по маркетингу – 37). Это показывает среднюю выраженность лидерства;
- 37-40 баллов набрали два испытуемых (генеральный директор - 39, заместитель генерального директора по экономике и финансам- 40).
В целом у большинства руководящего состава есть определенная выраженность лидерских качеств. Склонность к диктату не проявилась ни у кого.
Для правильности оценки социально-психологического климата в данной организации, было проведено исследование с вышестоящим руководством ООО «Медиакабель». Метод экспертных оценок проводился по тесту Л.Д. Столяренко «Оценка социально-психологического климата коллектива». Балл генерального директора - 36, заместителя генерального директора - 26, зам. директора по производству - 31.
Средний балл по оцениванию социально-психологического климата подчиняющегося подразделения больше 25 баллов, значит, климат оценен как благоприятный.
Соотношение индивидуальных оценок данных каждым сотрудником группы, хорошо прослеживается на графике показателей социально-психологического климата (рис. 1).
Метод экспертных оценок, проведенный с «первыми лицами» организации подтверждает в данном коллективе благоприятный социально-психологический климат, что способствует достижению перед ним поставленных целей и задач, а также улучшает их повседневную жизнедеятельность. Такая высокая оценка социально-психологического климата показывает наличие у руководящего состава умения правильно организовывать деятельность предприятия.
Таким образом, можно сказать что, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Каждый руководитель является создателем того стиля управления, который он применяет на практике. От стиля руководства зависят мотивация работников, взаимоотношения, их отношение к труду, успех организации, динамика развития фирмы, и многое другое.
Заключение
Поведение одного из основных и наиболее сложных субъектов управления - человека строится на определенных принципах, внутренних убеждениях, которые определяют его отношение к действительности, на нормах нравственности и морали. Даже самый опытный руководитель, прекрасно владеющий теорией управления, не застрахован от неразумной, эмоциональной реакции на ситуацию. Понять и отстаивать принципы всегда легче, чем жить по ним. Принципы управления производством, обществом и личностью опираются на диалектический закон развития, обобщающий опыт человеческой цивилизации. Особо сложным объектом управления является коллектив, т. е. группа людей, объединенная на основе общих задач, совместных действий, постоянных контактов. Интеллектуальный, культурный и моральный потенциал членов коллектива настолько разный, что трудно предсказать реакцию каждой личности на управляющее воздействие. Как сохранить доброжелательные, сердечные отношения, как установить и удержать взаимопонимание со своим коллегой, как нужно воздействовать на коллектив, чтобы добиться выполнения поставленных задач без конфликтов и стрессов? Принципы управления как фундамент сложнейшего из видов искусств - искусства управления не претендуют на роль панацеи на все случаи жизни, но не оставят человека без обоснованных, продуманных специалистами-профессионалами рекомендаций.
Проведенные исследования показали, что в своей практической деятельности руководители не используют один устоявшийся стиль руководства. Они вынуждены его постоянно корректировать в соответствии с изменяющимися как внутренними, так и внешними условиями. Сейчас руководители должны больше внимания уделять человеческим качествам своих подчиненных, их преданности фирме и способности решать проблемы. Высокие темпы морального старения и постоянные перемены, характерные сегодня почти для всех отраслей производства вынуждают руководителей быть постоянно готовыми к проведению технических и организационных реформ, а так же к изменению стиля руководства. Используя рассмотренные в данной работе модели, которые изучались различными исследователями, руководитель сможет в конкретной ситуации проанализировать, подобрать и оценить результаты от использования того или иного стиля руководства. От выбора стиля руководства зависит не только авторитет руководителя и эффективность его работы, но так же атмосфера в коллективе и взаимоотношения между подчиненными и руководителем.
Когда вся организация работает достаточно эффективно и ровно, то руководитель обнаруживает, что помимо поставленных целей достигнуто и многое другое, - в том числе и простое человеческое счастье, взаимопонимание и удовлетворенность работой. Успешное руководство - это искусство, требующее хорошего знания людей, понимания их самих и причин того или иного поведения.
Список использованных источников
1.Авдеев, В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: Учебное пособие /В. В. Авдеев. – М. : Финансы и статистика, 2013. - 112 с.
2.Акберин, Р. З. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при разных формах хозяйствования. Учебное пособие / Р. З. Акберин, А. Я. Кибанов. - М.: ГАУ, 2016.- 189 с.
3.Андреев А. Магия и культура в науке управления: Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 190 с.
4.Барков С.А. Управление персоналом. М., 2011. - 465 с.
5.Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка: Учебное пособие, - М.: Экономика, 2009. - 379 с.
6.Блинов А.О., Захаров В.Я. Исследование систем управления: учебное пособие. - М.: Элит, 2011. - 245 с.
7.Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. - М.: Наука, 2010. - 532 с.
8.Галенко В.П., Стархова О.А., Файбушевич С.И. Управление персоналом и эффективность предприятий - М.: Финансы и статистика, 2013. - 673 с.
9.Гапоненко А.Л. Теория управления. М.: Издательство РАГС, 2014 г. - 558 с.
10.Денисов В., Холодкова В. Структурирование управленческих функций компании в зависимости от особенностей ее коммерческой деятельности. // Менеджмент сегодня, 2013, №2 - 634 с.
11. Книга: Е. С. Кузьмин, И. П. Волков, Ю. Н. Емельянов «Руководитель и коллектив» Издательство: "Лениздат" (1974)-168 с.
12.Ивановская Л.В., Свистунов В.М. Обеспечение системы управления персоналом на предприятии. - М.: ГАУ, 2011. - 578 с.
13.Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2013. - 479 с.
14.Коротков Э.М. Исследование систем управления: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 176 с.
15.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2012.- 481
16.Модели и методы управления персоналом. Под ред. Е.Б. Моргунова. - М.:ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2011. - 598 с.
17.Основы менеджмента: учеб. пособие для нач. проф. образования / В.Д. Сухов, С.В. Сухов, Ю.А. Москвичев. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 346 с.