Файл: Государственный служащий – универсальный топ-менеджер (подробно).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Регулирование государственной службы на территории Российской Федерации осуществляется федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ, специальными законами субъектов РФ, которые определяют государственную службу и правовое положение государственных служащих субъектов РФ [1]. В качестве примера может быть рассмотрен факт, в соответствии с которым каждый субъект РФ может принимать собственный закон о государственной службе. Основными правовыми источниками государственной службы признаются правовые нормы разнообразных отраслей права, которые содержатся в законодательных и других нормативно-правовых актах.

Соответственно, основными нормативно-правовыми актами, которые направлены на регулирование государственно-служебных отношений государственной службы как в широком, так и узком смысле ее понимания признаются конкретные законодательные и другие нормативные акты, а именно:

  1. Конституция Российской Федерации [1];
  2. Конституции Республик, которые являются субъектами РФ, в которых помимо принципов государственной службы определяются и другие значимые положения государственно-служебного характера;
  3. уставы субъектов РФ, в которых представлены нормы о государственной службе субъектов РФ;
  4. специальные федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также другие законодательные акты, нацеленные на регламентирование государственно-служебных отношений в области государственной службы или в той или иной степени относящиеся к институту государственной службы;
  5. Указы и распоряжения Правительства РФ, к примеру, Положение о порядке прохождения военной службы;
  6. нормативно-правовые акты Правительства РФ, регулирующие вопросы государственной службы, к примеру, Правила индексации пенсий федеральных государственных служащих;
  7. нормативно-правовые акты, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти, в том числе федеральными министерствами, службами, агентствами;
  8. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации [2].

В то же время с целью решения государственно-служебных вопросов происходит образование судебной практики судов общей юрисдикции, в том числе по проблемам рассмотрения дел о восстановлении в должности государственных служащих, которые были уволены в случае ликвидации государственного органа, сокращение его штата или численности [11]. Кроме того, в состав основных принципов государственной службы относятся:


  • приоритетность прав и свобод человека и гражданина;
  • единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;
  • равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
  • профессионализм и компетентность гражданских служащих;
  • стабильность гражданской службы;
  • доступность информации о гражданской службе;
  • взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
  • защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность [9].

Таким образом, основным предназначением принципов государственной службы выступает то, что они используются для определения «юридической судьбы», уровня жизнеспособности, практической организации и реального функционирования государственной службы.

Особенности менеджмента в государственной службе

Менеджмент в государственной службе характеризуется наличием общих характеристик с менеджментом в коммерческой организации. При этом вне зависимости от природы организации, ее управлении проявляются общие закономерности и действуют общие механизмы. В то же время менеджмент в рамках государственной службы признается одним из видов специального менеджмента, который направлен на исследование особенные черты, специфические особенности проявления функций, а также особые закономерности и тенденции, которые отличают менеджмент в государственной службе от менеджмента в других областях [10, c. 102].

Помимо этого, менеджмент в государственной службе может быть разделен на специфические виды менеджмента. К примеру, в рамках менеджмента в государственной службе имеется возможность выделения менеджмента в федеральной государственной службе, государственной службе субъектов РФ и муниципальных службах, а также он может быть разделен в зависимости от направлений деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной властей. Соответственно, требуется более подробно рассмотреть цели, методы оценки результатов, отчетности, строго регламентированные процедуры контроля, взвешенную систему ответственности и стимулов в государственной службе.


Так, основанием процесса планирования и прогноза в государственных учреждениях признаются цели, определяемые вышестоящими органами, а в конечном счете – народом в соответствии с демократическим выбором. Ориентиром организации государственной службы выступает соблюдение строгой иерархии и субординации, основными измерителем которого признается стаж или выслуга лет. В связи с этим в рамках государственной службы имеется собственный административно-бюрократический стиль управления [18, c. 64].

Основанием мотивации в рамках государственной службы в наименьшей степени признается денежное вознаграждение и в наибольшей степени стимулы неденежного характера, в том числе престижность, выполнение значимой работы, стабильность, возможность дальнейшего карьерного роста и др. Причиной такого положения, в первую очередь, признается невозможность четкого прогнозирования конкретных «подвигов» рядовых исполнителей, а также то, что фонд заработной платы в государственном учреждении является неизменным и жестко сформирован на текущий год, а формирование премии происходит из фонда экономии, что также является непредсказуемым.

Процессы контроля и оценки результатов в государственно службе осуществляются всем народом. К примеру, в территориальном органе федерального органа власти субъекта Российской Федерации в разнообразных сферах его функционирования одновременно наблюдают до 20 разных органов и учреждений, которые занимаются контролем и надзором. Кроме того, необходимо акцентировать внимание на контроль вышестоящих структурных единиц и народом как напрямую, так и за счет применения средства массовой информации и общественных организаций. Реализация контроля в государственной службе имеет широкий и объемлющий характер.

Требуется акцентировать внимание на неукоснительное следование инструкциям. При этом отмечается большое количество инструкций, регламентов, нормативов и другие положений в сфере государственной службы. В то же время на территории Российской Федерации отмечаются случаи правовых коллизий [18, c. 66].

Следующим требованием является четкое разделение руководства и исполнителей. При этом на руководящий элемент возлагается только ответственность за выполняемые исполнителями действиями, при этом всегда могут быть выделены виновные лица. В то же время вся совокупность работ возлагается на непосредственных исполнителей.

Власть и политическая воля концентрируется в рамках небольшого круга людей, которые занимаются различные государственные должности. Результатом такого положения признается стагнация государственной службы, ущемление прав граждан и отстранение народа от процесса реального управления государством и отсутствие возможности выражения собственной воли.


Ограниченность свободы государственного служащего в сравнении с любым другим занятым человеком, государственный служащий характеризуется скованностью более жесткими законодательными и ограничительными рамками. В состав представленных видов запретов могут быть отнесены, к примеру, запрет на занятие другими видами оплачиваемой деятельности, помимо преподавательской, научной и творческой. Следующим ограничением признается невозможность некоторым государственным служащим быть участником политических партий и объединений. При этом ограничения, обусловленные действием допусков и свободы перемещений, связанных с допуском и хранение государственной тайной [2].

Таким образом, авторитарный стиль управления является характерной для всей структуры государственной службы и является стержнем, на котором держится государственной служба на территории России. Обозначение специфических особенностей управления в государственной службе происходит за счет таких терминов, как «администрирование» и «бюрократия». Соответственно, менеджмент в государственной службе представляет собой процесс управления в государственной службе, имеющий свои особенности и основополагающие принципы.

Анализ государственного служащего в качестве универсального
топ-менеджера в ГБУ «Дом молодежи г. Санкт-Петербург»

Краткая характеристика в ГБУ «Дом молодежи
г. Санкт-Петербург»

Дом молодежи г. Санкт-Петербург – учреждение, которое признается подведомственным Комитету по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями. При этом основными задачами Комитета признаются реализация молодежной политики города, реализация проектов к сфере добровольчества, социальной активности, здорового образа жизни и духовно-патриотического воспитания. Так, в сентябре 2019 года Дом молодежи вместе с Комитетом по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями было открыто молодежное пространство «ПРОСТО». Это молодежное пространство представляет собой коворкинг, на базе которого проходят образовательные треки, лекции, встречи со спикерами и мастер-классы [15].

Представим виды деятельности ГБУ «Дом молодежи г. Санкт-Петербург» в таблице.

Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что деятельность ГБУ «Дом молодежи г. Санкт-Петербург» осуществляется в различных направлениях. При этом основным направлением деятельности выступает деятельность библиотек и архивов.


ГБУ «Дом молодежи г. Санкт-Петербург» характеризуется наличием большого количества отделов. Каждый из представленных отделов занимается выполнением собственной функции и способствует поддержанию рабочего ритма команды.

Виды деятельности ГБУ «Дом молодежи г. Санкт-Петербург» по ОКВЭД

Основной вид деятельности

91.01

Деятельность библиотек и архивов

Дополнительные виды деятельности

56.10

Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания

56.10.1

Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания

56.10.3

Деятельность ресторанов и баров по обеспечению питанием в железнодорожных вагонах-ресторанах и на судах

58.11.1

Издание книг, брошюр, рекламных буклетов и аналогичных изданий, включая издания словаре и энциклопедий, в том числе для слепых, в печатном виде

58.13

Издание газет

58.14

Издание журналов и периодических изданий

58.19

Виды издательской деятельности прочие

59.14

Деятельность в области демонстрации кинофильмов

60.10

Деятельность в области радиовещания

60.20

Деятельность в области телевизионного вещания

63.91

Деятельность информационных агентств

68.20.2

Аренда и управление собственным и арендованным нежилым недвижимым имуществом

77.33

Аренда и лизинг офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику

77.39.24

Аренда и лизинг профессиональной радио- и телевизионной аппаратуры и аппаратуры связи

85.42.9

Деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки

90.04

Деятельность учреждений культуры и искусства

93.19

Деятельность в области спорта прочая

93.2

Деятельность в области отдыха и развлечений

93.29

Деятельность зрелищно-развлекательная прочая

93.29.3

Деятельность танцплощадок, дискотек. школ танцев

93.29.9

Деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие группировки