Файл: Оценка конкурентной позиции компании на рынке.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 214

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • разработать меры по повышению конкурентоспособности;
  • выбрать партнера (партнеров) для организации совместного выпуска продукции;
  • привлечь инвестиции в перспективное производство;
  • составить программы выхода предприятия на новые товарные рынки сбыта и др.

Достижение поставленной цели возможно при наличии оперативной и объективной методики оценки конкурентоспособности. Рассмотрим основные методы оценки собственной конкурентной позиции предприятия на рынке.

Среди наиболее известных методов можно отметить матричный, разработанный «Бостонской консалтинговой группой».

Его основу составляет анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара (услуги). В прямоугольной системе координат строится матрица: по горизонтали откладывается темпы роста (сокращения) количества продаж в линейном масштабе, по вертикали – относительная доля товара (услуги) на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке. При наличии достоверной информации об объемах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки. Однако применение этого метода не включает проведение анализа причин происходящего, что осложняет выработку управленческих решений.

Преимущества метода: при наличии достоверной информации об объемах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки.

Недостатки метода: исключает проведение анализа причин происходящего и осложняет выработку управленческих решений.

Заслуживает внимание также метод, основу которого составляет оценка товара (услуги) предприятия. Исходная позиция метода – конкурентоспособность производителя тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции, критерий оценки конкурентоспособности товара (услуги) принимается соотношение цены и качества.

Показатели качества могут измеряться различными способами, например, по гарантированному сроку наработки технически сложного изделия на отказ, износостойкости тканей, сроку продолжительности действия лекарственного препарата.

Чем больше разница между потребительской ценностью товара для покупателя и ценой, которую он за него платит, тем выше запас конкурентоспособности товара для потребителя. Достоинством этого метода по сравнению с другими является то, что он учитывает наиболее важный фактор, влияющий на конкурентоспособность предприятия, - конкурентоспособность товара. Как недостаток следует отметить отсутствие возможности судить о преимуществах и изъянах в работе предприятия, поскольку конкурентоспособность предприятия принимает вид конкурентоспособности товара и не затрагивает других аспектов деятельности предприятия.


Преимущество метода: он учитывает наиболее важный критерий, влияющий на конкурентоспособность предприятия, — конкурентоспособность товара.

Недостатки метода: позволяет получить весьма ограниченное представление о преимуществах и недостатках в работе предприятия, так как конкурентоспособность предприятия принимает вид конкурентоспособности товара и не затрагивает другие аспекты.

И третий метод, основанный на теории эффективной конкуренции, дает представление о конкурентоспособности предприятия, охватывая наиболее важные аспекты его хозяйственной деятельности. Согласно этому методу наиболее конкурентоспособны те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность их деятельности влияет множество факторов – ресурсов предприятия. Оценка эффективности работы каждого подразделения предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов.

Метод предполагает анализ трех групп показателей конкурентоспособности предприятия:

  1. Показатели, характеризующие эффективность производственной деятельности предприятия:
  • издержки производства на единицу продукции в рублях;
  • фондоотдача в стоимостном выражении;
  • рентабельность товара;
  • производительность труда в стоимостном выражении на человека.
  1. Показатели финансового положения предприятия:
  • коэффициент автономии;
  • коэффициент платежеспособности;
  • коэффициент абсолютной ликвидности;
  • коэффициент оборачиваемости оборотных средств.
  1. Показатели эффективности организации сбыта и продвижения товара:
  • рентабельность продаж;
  • коэффициент затоваренности готовой продукцией;
  • коэффициент загрузки производственной мощности;

Изложенные методы оценки конкурентной позиции предприятия охватывают все наиболее важные направления хозяйственной деятельности предприятия, что исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно оценить положение предприятия на отраслевом рынке.

Эффективность тех или иных методов оценки конкурентной позиции находится в прямой зависимости от качества системы информационного обеспечения.

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОЙ ПОЗИЦИИ КОМПАНИИ


2.1 Характеристика и конкурентные действия компании

IKEA — нидерландская производственно-торговая компания, владелец одной из крупнейших в мире торговых сетей по продаже мебели и товаров для дома. Полное наименование — IKEA International Group. Штаб-квартира — в городе Делфте, провинция Южная Голландия.

Компания имеет шведские корни и поддерживает имидж шведской компании во всех маркетинговых коммуникациях. Основана в 1943 году в Швеции Ингваром Кампрадом.

В ассортименте впервые появилась мебель в 1948 году, а уже в 1958 году открылся первый магазин ИКЕА в Швеции. Сеть магазинов стала разрастаться, в 1963 году ИКЕА вышла на международный рынок, начав с Норвегии.

Компания IKEA занимается дизайном и реализацией мебели и сопутствующих товаров для дома, рассчитанных на массового потребителя. Концепция мебели ИКЕА состоит в том, что большую часть мебельного ассортимента покупатели собирают дома самостоятельно, также товары перевозятся в плоских коробках, тем самым снижаются затраты на логистику и сервис, что ведет к более низкой стоимости товаров.

Сеть торговых центров компании насчитывает на 2020 г. более 400-х сот магазинов по всему миру.

На сегодняшний день «ИКЕА» закупает товары у более 1300 поставщиков в более чем 50 странах мира. Компании Swedwood, входящей в концерн IKEA, принадлежит более 30 мебельных и деревообрабатывающих предприятий в 11 странах мира.

Каналы сбыта:

  • гипермаркеты;
  • дистрибьюторы;
  • представительства;
  • агенты.

Общее число сотрудников IKEA — 155 000 сотрудников:

  • Европа: 107,400
  • Америка: 20,000
  • Азия и Австралия: 15,200
  • Россия: 12,400

Общий объём продаж IKEA:

  • за 2012 финансовый год составил: 28 млрд евро;
  • за 2015 финансовый год составили: 31,9 млрд евро;
  • за 2018 финансовый год составил: 38,8 млрд евро.

Основные положения стратегии компании IKEA:

1. Использование свойств продукции или выгоды покупателя. Цель данного подхода заключается в стремлении объединить объект со свойствами продукции или выгодой покупателя.

2. Позиционирование по цене и качеству. Практически каждая компания предлагает в определённой товарной категории большее количество услуг, качеств и исключительности.

3. Позиционирование по использованию или применению. Он преследует цель, заключающуюся в объединении продукции с использованием или применением.

4. Позиционирование по потребителю продукции. Здесь задачей данного подхода является объединение конкретной продукции с классом покупателей или отдельного покупателя. Многие компании приглашают широкоизвестную личность для участия в рекламе продукции. Предполагается, что знаменитость повлияет на образ продукции, отображая имидж и характеристики популярного человека, представленного в качестве потребителя продукции.


5. Позиционирование по классу продукции. Отдельные продукты принимают довольно таки рискованное решение позиционирования с вовлечением ассоциаций класса продукции.

6. Позиционирование по культурным символам. Большинство рекламодателей применяют традиционные или культурные символы, дабы установить отличия между своей компанией и компанией-конкурентом. Главная цель — это установить нечто значимое для каждого человека и то, что остальными компаниями не используется, а далее привязать свою компанию к такому символу.

7. Позиционирование по конкурентам. В некоторых стратегиях позиционирования наблюдается явное или неявное упоминание конкурентов. Позиционирование по компании-конкуренту может осуществится посредством сравнительной рекламы, где чётко озвучивается конкурент и сопоставляется по одному либо же по нескольким свойствам продукции.

На российском рынке компания представлена с 2000 года. Уникальной особенностью работы ИКЕА в России является то, что магазины ИКЕА открываются в составе семейных торговых центров МЕГА.

На 2020 г. в России действует четырнадцать магазинов сети (в том числе три в Москве, два в Санкт-Петербурге и по одному в Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Ростове-на-Дону, Самаре, Уфе). В октябре 2010 года новый генеральный директор IKEA в России Пер Вендшлаг заявил, компания не собирается строить новых объектов, а будет поддерживать и обновлять имеющиеся.

Даже в период кризиса 2008 года, охватившего весь мир, ИКЕА не только осталась на плаву, но и увеличила прибыль. Компания активно стремилась с 2004 по 2009 год утвердиться на российском рынке и тем самым наращивала свои инвестиции и способствовала увеличению торговых площадей.

Потребности всех российских магазинов компании полностью обеспечивает Дистрибьюторский центр ИКЕА, который расположен в Московской области. В России организовано и собственное производство: лесопильный завод и фабрика Сведвуд (Swedwood) в Ленинградской области и в Карелии, мебельные фабрики в Московской и Ленинградской областях.

2.2 Оценка конкурентной позиции компании IKEA

У каждой крупной компании есть конкурент, который пытается превзойти не только по качеству и цене, но и с взгляда потребителя.

Компания IKEA занимает лидирующую конкурентную позицию в сегменте производителей недорогой мебели на российском рынке. Основными конкурентами компании на российском рынке является Шатура, Столплит, Hoff. Хотя их предложение довольно резко отличается от ИКЕА.


Рассмотрим основные конкурентные преимущества компании, которые выделяют её конкурентную позицию на рынке.

Располагая свои магазины за городом и экономя на аренде, IKEA держит цену невысокой. Во всех магазинах есть комната матери и ребенка, детские комнаты, что очень удобно для женщин с детьми, ведь 60% покупателей, посещающих IKEА являются женщины.

Покупателям разрешено делать все, что они пожелают. Вы можете переставить предметы интерьера в комнате, создать пирамиду из плюшевых игрушек, можно даже уснуть на диване — вас никто не станет будить и прогонять.

Магазины строятся по типу лабиринта: от входа к выходу идет одна дорога, проходящая через все отделы. У покупателей есть возможность перепрыгнуть через несколько отделов, но и то не всегда. Подобный лабиринт в торговом зале – также изобретение IKEA. Кроме того, уникальный корпоративный дух IKEA также является конкурентным преимуществом компании, которая стремится выглядеть оригинальнее своих конкурентов и избегать штампов.

Российский мебельный рынок сегодня поровну делят иностранные и местные производители. «Доля импортной мебели в общем объеме продаж составляет около 50%, остальное приходится на российских производителей», - сообщил RBC daily Андрей Шнабель, заместитель генерального директора Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности (АПМДП). По его мнению, в дальнейшем импорт продолжит расти, и скоро импортной мебели будет продаваться больше, чем российской. Причем ввозить будут не только дорогую, но и дешевую мебель.

Методы ведения конкурентной борьбы компанией ИКЕА – исключительно добросовестные: повышение качества продукции, расширение спектра дополнительных услуг, повышение имиджа фирмы, снижение себестоимости продукции. Изучается ассортимент конкурентов, и если при этом обнаруживается какая-нибудь новинка, которая могла бы пополнить собой ассортимент IKEA, то дизайнерам компании предлагается разработать что-то похожее. Руководство присматривается к тому, как конкуренты предлагают свои товары покупателям. По оценке основателя компании Ингвара Кампрада, «нет ничего необычного в том, что делают конкуренты».

С другой стороны, у ИКЕА можно позаимствовать организацию розничной торговли или закупочную концепцию. Но только не корпоративный дух IKEA, благодаря которому она и является уникальной компанией. Корпоративный дух – это когда все сотрудники знают, что они одна команда, работающая на общую цель. «Вместе» – ключевое слово в идеологии IKEA».