Файл: Оценка конкурентной позиции компании на рынке.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Воспользуемся одним из методов оценки конкурентной позиции - оценка товара (услуги) предприятия.

Чтобы выявить позиционирование товаров необходимо придерживаться следующей схемы:

  1. выявить характеристики или свойства товара действительные или воспринимаемые;
  2. определить какие позиции заняли конкурирующие марки в отношении этих свойств или выгод;
  3. определить какую позицию следует занять относительно конкурентов для создания благоприятного имиджа;
  4. определить сочетание элементов комплекса маркетинга для того чтобы занять и защитить выбранную позицию.

Существуют 2 пути позиционирования:

  1. Позиционировать себя рядом с конкурентами и начать борьбу за долю в рынке.
  2. Разработать товар, отсутствующий на рынке.

Из этого следует вывод, что конкурентные преимущества IKEA заключаются в производстве недорогой качественной продукции с простым дизайном и сопутствующих товаров к ним. Низкие цены сохраняются за счет отсутствия таких услуг как кредит, доставка и сборка мебели. IKEA заказывает мебель только там, где её можно дёшево произвести. Компания самостоятельно разрабатывает дизайн мебели и устанавливает контроль над определёнными видами деятельности поставщиков. Мебель проектируется в соответствии со стандартными размерами древесного сырья, так же большое внимание уделяется размерам упаковки и удобству складирования. IKEA использует новый метод производства и распределения мебели, который заключается в том, что мебель производится в виде отдельных элементов, затем торговая организация разрабатывает дизайн, а сборку мебели осуществляет потребитель.

IKEA добавляет уникальность своим товарам благодаря оригинальным названиям, например Гладом (стул сервировочный), Торпарё (стул дл дома/сада) и др.

Для оценки конкурентной позиции IKEA по сравнению с другими крупными компаниями мебели и товаров для дома был также проведен опрос среди целевой аудитории данного сегмента.

Были полученные следующие данные при ответе на вопросы:

  1. «Знакомы ли вы с компанией IKEA?» 12 из 12 знакомы с компанией.
  2. «Покупали ли вы продукцию IKEA?» 12 из 12 покупали какую-либо продукцию компании.
  3. «Оцените по 5-балльной шкале качество продаваемой продукции компании IKEA» 10 из 12 опрошенных поставили: 5 из 5 баллов, остальные два: 4 из 5.
  4. «Оцените по 5-бальной шкале ценовую политику компании IKEA». из 12 опрошенных, 8 поставили оценку 5 из 5, остальные 4 из 5.
  5. «Знакомы ли вы с компанией «Шатура»?». 3 респондента из 12 только были знакомы с этой компанией. И из тех, кто о ней знает: оказалось 3 человека.
  6. «Покупали ли вы продукцию «Шатура»?». Только 2 из 12 опрошенных покупали мебель компании «Шатура»
  7. «Удовлетворило ли вас качество компании «Шатура»? оцените по 5-балльной шкале». Все 12 респондентов, кто покупал мебель в этой компании, оценили качество по баллам: 3 из 5, 2 из 5.

Опрос целевой аудитории показал, что многие оценили качество продаваемой продукции компанией IKEA достаточно высоко. По сравнению с компанией «Шатура», IKEA лидирует по качеству, узнаваемости, и по ценовой политике.

Такой же опрос был проведен среди целевой аудитории данного сегмента относительно компании «Столплит».

  1. «Знакомы ли вы с компанией «СТОЛПЛИТ»?» 8 из 12 опрошенных знакомы с компанией и продукцией.
  2. Покупали ли вы продукцию «СТОЛПЛИТ»? 8 из12 покупали какой-либо продукт компании.
  3. «Оцените качество продукции «СТОЛПЛИТ» по 5-балльной шкале». Были поставлены следующие баллы: 60% - 3 из 5; 40% - 2 из 2.
  4. «Если вы знакомы с компанией «СТОЛПЛИТ» оцените ценовую политику по 5-балльной шкале». Были поставилены следующие баллы: 25% - 4 из 5 баллов; 25% - 2 из 5; 50% - 3 из 5.

По ответам и баллам опрошенных компания «СТОЛПЛИТ» уступает по качеству и ценовой политике IKEA и «Шатура». Но по узнаваемости она близка к компании IKEA, что немало важно.

Рисунок 1. Схема позиционирования IKEA с её конкурентами СТОЛПЛИТ, Шатура.

Для оценки конкурентной позиции компании IKEA была составлена матрица БКГ. (рисунок 2)

Рисунок 2. Матрица БКГ

Рассмотрим подробнее ключевые моменты по составленной матрице:

  1. Дойные коровы. Для компании IKEA мебель является наиболее конкурентно способным товаром, а значит и является основным источником прибыли.
  2. Звезды. К звездам компании можно отнести встраиваемую кухонную технику. Несмотря на высокий спрос среди потребителей на данный товар, встраиваемая кухонная техника также нуждается в финансовой поддержке для поддержания доли рынка.
  3. Темные лошадки. К темным лошадкам относят «IKEA Food». Компании нужно больше инвестировать в этот товар для поддержания этого проекта и снижения рисков.
  4. Собаки. Страхование занимает наименьшую долю на рынке компании IKEA и является не перспективной идеей.

Можно сделать вывод, что сильной стороной компании IKEA является широка известность бренда, привлекающая большое количество поклонников её продукции. Также IKEA достаточно удачна в простоте своей концепции: цена, функциональность, дизайн, качество. Кроме того, визитной карточкой компании является постоянно обновляющийся широкий ассортимент продукции.

Заключение

В результате курсовой работы были освещены такие основные вопросы в области конкурентной позиции компании на рынке, как понятие и способы оценки конкурентной позиции.


Конкуренция как соперничество между товаропроизводителями является естественным состоянием рыночных отношений. Без конкурентов в настоящее время не обходится ни одна организация, поэтому фирма должна не сторониться конкурентов, а искать пути решения о повышении собственной конкурентной позиции на рынке, за счет своих возможностей.

Конкурентные позиции участников рынка выступают в теории конкуренции обобщённым выражением конкретного положения, которое они занимают в конкурентной среде по отношению к конкурентам и другому окружению в процессе их профессиональной деятельности по управлению собственным бизнесом.

Под оценкой конкурентной позиции компании на рынке понимается деятельность, направленная на формирование управленческих решений, которые, в свою очередь, должны быть направлены на противостояние всевозможным внешним воздействиям и достижение лидерства в соответствии с поставленными стратегическими целями.

Для качественной оценки конкурентной позиции на рынке можно применять следующие способы:

  • Матричный метод (БКГ);
  • Метод, использующий в качестве основного подхода анализ товара/услуг компании;
  • Метод, основанный на теории эффективной конкуренции.

Качественный анализ конкурентов и конкурентных преимуществ компании позволяет определить конкурентную позицию, которую она занимает на рынке.

В рамках данной работы был проведен анализ конкурентной позиции компании IKEA — нидерландская производственно-торговая компания, владелец одной из крупнейших в мире торговых сетей по продаже мебели и товаров для дома.

Компания IKEA занимает лидирующую конкурентную позицию в сегменте производителей недорогой мебели на российском рынке. Основными конкурентами компании на российском рынке является Шатура, Столплит, Hoff.

Занимать лидирующую конкурентную позицию на рынке IKEA позволяет ряд конкурентных преимуществ:

  • Высокое качество продаваемой продукции;
  • Минимизация издержек;
  • Дополнительные сервисы: например, детская игровая комната, ресторан быстрого питания;
  • Постоянно обновляющийся широкий ассортимент продукции;
  • Невысокая ценовая политика;
  • Минимизация издержек: компания известна своей «плоской» упаковкой товаров, которая позволяет транспортировать товар как можно проще.

Список литературы

1. Бабошин А.В. Конкурентные позиции субъектов предпринимательства в совеременной теории конкуренции // Современная конкуренция. – 2009. - №2 (14). – С.115-128.