Файл: СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- бюджетная система с входящими в нее государственным (федеральным, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами;

- внебюджетные целевые фонды (в том числе федеральный и территориальные фонды ОМС);

- финансовые средства предприятий, объединений, организаций, учреждений, направляемые в здравоохранение;

- средства ДМС (в том числе личные средства граждан);

- средства, получаемые медицинским учреждением за счет предоставления медицинских услуг на платной основе (личные средства граждан);

- кредиты, ссуды, субсидии, субвенции, дотации, налоговые взаиморасчеты;

- доходы от инвестирования (депозитные вклады, государственные ценные бумаги);

- средства спонсоров - юридических и физических лиц;

- иные источники, не запрещенные законодательством.

В соответствии с Законом «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» система ОМС обеспечивает населению равные возможности в получении медицинской помощи, предоставляемой за счет средств ОМС в объеме и на условиях соответствующих программ ОМС.

. В системе ОМС определены 4 носителя юридических прав и обязанностей: гражданин (застрахованный), организация-плательщик (страхователь), страховая медицинская организация (страховщик) и медицинское учреждение в качестве исполнительного звена. Реализацию государственной политики в области ОМС обеспечивают федеральный и территориальные его фонды.

Организации-плательщики (страхователи) обеспечивают систему входными финансовыми и информационными ресурсами (информация плательщиков о своих страховых платежах и т.д.). Для неработающего населения такими страхователями являются органы исполнительной власти территории, для работающего населения - предприятия, учреждения, организации и иные хозяйствующие субъекты, а также лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий, зарегистрированные в установленном порядке в регионе.

Страховая медицинская организация (СМО) - юридическое лицо, являющееся самостоятельным хозяйствующим субъектом с любой предусмотренной законодательством РФ формой собственности, обладающее необходимым для осуществления медицинского страхования уставным фондом и организующее свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о страховых медицинских организациях. СМО оплачивают оказанную их застрахованным медицинскую помощь, перечисляя на счета ЛПУ средства за фактически выполненные объемы медицинской помощи по установленным тарифам; они осуществляют ОМС на некоммерческой основе.


ЛПУ сегодня являются основным исполнительным звеном системы ОМС по оказанию медицинской помощи застрахованному населению. Медицинскую помощь по программам ОМС оказывают государственные и муниципальные, в том числе и частные медицинские учреждения, имеющие лицензию; они осуществляют свою деятельность как самостоятельно хозяйствующие субъекты на основе договоров с СМО.

Застрахованные по ОМС - лица, в пользу которых заключены договоры ОМС. Они являются конечными пользователями результатов деятельности системы ОМС, созданной и работающей в целях удовлетворения их социальных интересов.

Право застрахованного на бесплатное получение медицинских услуг в объеме программы ОМС подтверждает страховой полис - государственный документ, удостоверяющий факт заключения договора страхования. Закон РФ о страховании рассматривает полис и как страховое свидетельство. На территории субъекта Федерации действует страховой медицинский полис ОМС единого образца.

3.2 Налогообложение предпринимательской деятельности организаций здравоохранения

  • Налог на прибыль. Организации здравоохранения, как и все бюджетные учреждения, исчисляют налог на прибыль в соответствии с инструкцией ГНС РФ № 48 от 20.08.98 г. с суммы превышения доходов над расходами от предпринимательской деятельности.
  • Налог на добавленную стоимость не взимается с медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.
  • Единый социальный налог (ЕСН) зачисляется в соответствии с гл. 24 Налогового кодекса в государственные внебюджетные фонды.
  • Налог на имущество - Федеральный закон РФ № 62-Ф от 25.04.95 г. установил предельный размер этого налога – 2% от среднегодовой стоимости имущества организации за отчетный период.

При этом оценить медицинские услуги можно только после их получения, да и то с трудом. Неосязаемость медицинских услуг вызывает проблемы, как у их продавцов, так и у покупателей.

Пациенту трудно разобраться и оценить, что продается, до приобретения услуги, а иногда даже после ее получения. Он вынужден верить продавцу услуг на слово. Пациент, обратившийся в медицинское учреждение, не может не только увидеть процесс диагностики и лечения, но и оценить, что было сделано и правильно ли сделано. Поэтому со стороны потребителей медицинских услуг обязательно присутствует элемент надежды и доверия к продавцу услуги.


Одновременно неосязаемость усложняет деятельность их продавца. У предприятий, оказывающих медицинские услуги, возникают следующие проблемы: сложно показать пациентам свой товар; еще более сложно объяснить пациентам, за что они платят деньги.

Предприятие может лишь описать преимущества, которые появляются в результате предоставления данной услуги, а сами услуги пациент может оценить только после их выполнения (хотя и не всегда).

Для укрепления доверия со стороны клиентов медицинское предприятие, оказывающее услуги, может принять ряд мер:

  • по возможности повысить осязаемость своей услуги;
  • подчеркнуть значимость услуги;
  • заострить внимание на выгодах от услуги;
  • привлечь к пропаганде своей услуги какую-нибудь знаменитость. [7]

Повысить материальность услуги, сделать ее более осязаемой может присутствие элемента товара в услуге в самой разной форме. Это может быть моделирование будущей внешности пациента на компьютере перед косметической операцией, а также предоставление клиентам информации о сотрудниках, их опыте и квалификации.

Заключение

В заключении курсовой работы мы выделим основные характеристики и особенности предпринимательства в сфере здравоохранения.

Неразрывность производства и потребления. Производство и потребление медицинских услуг тесно взаимосвязано и не может быть разорвано во времени. При этой неразрывной взаимосвязи степень контакта между продавцом и клиентом может быть различной.

Например, во время ремонта автомобиля обычно нет нужды в личном присутствии заказчика, но оказание медицинских услуг неотделимо от того, кто их предоставляет. Так, лечение в больнице невозможно ни без медицинского персонала, ни без пациента, которого лечат.

Нужно отметить, что при продаже медицинских услуг иногда могут быть исключения и наблюдаться временной разрыв между их продажей и потреблением. Так путевка в санаторий продается обычно раньше, чем человек получит медицинские услуги, но их неразрывность производства и потребления, сохраняется.

Неспособность услуг к хранению. Специфика производства медицинских услуг заключается в том, что в отличие от товаров, услуги нельзя произвести впрок и хранить. Оказать услугу можно только тогда, когда поступает заказ или появляется клиент.

Важная отличительная черта медицинских услуг - их «сиюминутность». Медицинские услуги не могут быть сохранены для дальнейшей продажи и предоставления. Незанятые больничные койки, комнаты в санатории, не оказанные медицинские услуги, не могут быть восстановлены.


Если спрос на услуги становится больше предложения, то это нельзя исправить, как при продаже медикаментов, взяв товар со склада. Аналогично, если мощность по услугам превосходит спрос на них, то теряется доход и (или) стоимость услуг.

Изменчивость качества или неоднородность. Неизбежным последствием одновременности производства и потребления медицинской услуги является изменчивость ее исполнения.

Поскольку одним из важнейших показателей медицинских услуг является их качество, то принято выделять три составляющих качества медицинской помощи: качество структуры, качество технологии и качество результата.

Качество структуры подразумевает возможность ЛПУ оказывать медицинские услуги на должном уровне. Сюда включают квалификацию кадров, наличие нужного оборудования, состояние зданий и помещений, лекарственное обеспечение, финансирование и т.п.

Качество технологии характеризует оптимальность комплекса лечебно-диагностических мероприятий, оказанных больному.

Качество результата - это отношение фактически достигнутых результатов с реально достижимыми результатами.

Все составляющие качества тесно связаны между собой и оказывают друг на друга большое влияние. Так низкий уровень качества структуры едва ли обеспечит приемлемый уровень качества технологии, а нарушение технологии диагностики и лечения может привести к неблагоприятным результатам для пациента.

Качество услуги довольно сильно зависит от того, кто ее обеспечивает, а также от того, где и когда она предоставляется. В одной больнице лечение и сервис высококачественные, а в другой - более низкого качества. Внутри больницы один врач вежливый и исполнительный, в то время как другой высокомерен и наносит ущерб престижу ЛПУ. Даже один и тот же специалист в течение дня оказывает услуги по-разному.

При покупке товара, потребитель одновременно получает информацию об определенных стандартах его использования. Совсем иное дело человек, оказывающий медицинскую услугу. Иногда даже высококвалифицированный врач может допустить грубейшую ошибку.

Специфика медицинских услуг, описанная выше, определяет особенности рынка медицинских услуг, а также специфику деятельности предпринимателя на этом рынке.

Как социально-экономическое явление предпринимательство в здравоохранении комплексно отражает систему отношений, возникающих в процессе производства и реализации товаров и услуг медицинского назначения между всеми участниками на всех этапах организации медицинской помощи.


Мировые тенденции последних лет - диверсификации сферы услуг. Предлагая комплекс услуг, ЛПУ может повысить свою конкурентоспособность, ослабить возможные риски за счет их диверсификации.

Фирмы, занимающиеся оказанием медицинских услуг, начинают предлагать услуги по страхованию жизни и здоровья, туристические услуги для лечения и оздоровления пациентов за рубежом и т.д.

Больница может открыть у себя аптечный киоск, для продажи медикаментов и медицинской техники; заключить договор со страховой компанией на оказание платных медицинских услуг, не входящих в обязательный перечень бесплатного обслуживания; предложить (за плату) перевозку домой выздоравливающих своим транспортом и др.[7]

Итак, предпринимательство в здравоохранении - это деятельность организаций и частных лиц, направленная на получение прибыли, путем оказания медицинских или иных услуг. Особенность предпринимательства в здравоохранении определяет отличительные характеристики медицинских услуг, как товара.

Список использованных источников

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ;
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ;
  3. Абчук В.А. Курс предпринимательства. – СПб.: Издательство «Альфа», 2001. – 544с.;
  4. Мочерный С. В., Некрасова В. В. Основы организации предпринимательской деятельности: Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. С. В. Мочерного. - М.: Приориздат, 2004. - 224 с.;
  5. Гребеник В.В., Шкодинский С.В. «Основы предпринимательства»: Учебный курс – режим доступа: http://www.e-college.ru.;
  6. Шишкин С.В. Экономика социальной сферы: Учебное пособие - М.:ГУ ВШЭ, 2003.-367с.;
  7. Столяров С.А. Рынок медицинских услуг: Некоторые его характеристики, проблемы и аспекты управления / С.А. Столяров. - 3-е изд. испр. и дополн. - Барнаул: Аз Бука, 2005. - 269c.;
  8. Мисюлин С.С., Лазарев С.В. Административные барьеры в здравоохранении или бег с препятствиями малого предпринимательства в России – режим доступа: http://www.partner-med.ru;
  9. Николаев И.С. и др. Перспективы развития предпринимательской деятельности в системе здравоохранения России – режим доступа: http://www.vsnc.ru/2011/1/bul_2011-01_04-org.pdf;
  10. Информационный сайт: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства - режим доступа: http://www.nisse.ru;