Файл: Понятие и классификация юридических фактов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во-вторых, к устным сделкам приравниваются и сделки заключенные путем реальных (конклюдентных) действий. Под конклюдентными действиями понимается обычное при данных обстоятельствах поведение лица, из которого явствует его воля совершить сделку, например, совершение сделок через автоматы. В законе возможность заключения сделок конклюдентными действиями сформулирована следующим образом: сделка, которая может быть совершена устно, считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку (п. 2 ст. 158 ГК РФ)[45]. По сути, из данной формулировки мы видим, что происходит отождествление устной сделки с конклюдентными действиями.

По мнению Ю.П. Егорова, представленная в законе формулировка, не отражает различия между словесной формой заключения сделок и конклюдентными действиями и не подчеркивает самостоятельность последних как формы сделки. Поэтому Егоров предлагает изложить этот пункт следующим образом: «Сделка, для которой не требуется обязательная словесная форма, считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку»[46].

В-третьих, воля может быть выражена молчанием, но только в случаях прямо предусмотренных законом или соглашением сторон (п. 3 ст. 158 ГК РФ)[47]. Например, если наследник в течение 6 месяцев не предпринял действий к принятию наследства, то его молчание расценивается как отказ от наследства. Молчание, по мнению Егорова Ю.П. является пассивным выражением воли и противопоставляется конклюдентным действиям, т.е. внешне активным выражениям воли. Исходя из этого, должны быть точно установлены условия, при которых молчание рассматривается в качестве формы сделки[48]. Наиболее характерным примером такого рода служит норма ГК РФ предусматривающая, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока аренды, то молчание арендодателя расценивается законом как согласие на возобновление договора на тех же условиях на неопределенный срок (п. 2 ст. 621 ГК РФ)[49].

В-четвертых, воля может быть выражена в письменной форме. Различают простую письменную форму; письменную форму нотариально удостоверенную (нотариальная форма); письменную форму, подлежащую государственной регистрации.

Письменная форма представляет собой выражение воли участников сделки путем составления документа, отражающего содержание сделки и подписанного лицами, совершающими сделку. Документ в письменной форме может быть составлен не только на бумажном носителе, но и в электронном виде. Так, в соответствии с п. 3 ст. 11 ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» – электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе[50]. Документы, представляющие собой письменную форму сделок, следует отличать от так называемых гарантийных писем юридических лиц, в которых выражается воля одной из сторон совершить сделку и гарантируется оплата товара или услуг. Вместе с тем гарантийные письма, не будучи письменной формой соответствующей сделки, могут служить письменными доказательствами, как самого факта совершения сделки, так и ее условий. Законом, иными правовыми актами или соглашением сторон могут быть введены дополнительные требования к простой письменной форме. Эти требования могут относиться, например, к бумаге, на которой должен составляться документ (бланки установленной формы, бумага с водяными знаками и т.п.)[51].


В отдельных случаях в законе допускаются исключения из общего правила. Так, простая письменная форма договора хранения считается соблюденной, если принятие вещи на хранение удостоверено хранителем выдачей поклажедателю знака, удостоверяющего прием вещей на хранение, если такая форма подтверждения приема вещей на хранение предусмотрена законом или иным правовым актом либо обычна для данного вида хранения (п. 2 ст. 887 ГК РФ)[52]. Примером такого хранения может быть сдача верхней одежды в гардероб в библиотеке.

Нотариальная форма представляет собой, совершение удостоверительной надписи на документе нотариусом или другим должностным лицом, имеющем право совершать такое нотариальное действие. Нотариальная форма обычно предусматривается для сделок, в которых волеизъявление сторон необходимо зафиксировать достаточно определенно, например, завещание, дарение и др. Нотариальная форма обязательна для совершения сделок в случаях, прямо предусмотренных законом, а также соглашением сторон, хотя по закону для сделок данного вида нотариальная форма не требовалась.

К случаям, прямо предусмотренным законом, относятся: доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, за исключением случаев, предусмотренных законом (п. 2 ст. 185 ГК РФ); доверенность, выдаваемая в порядке передоверия (п. 3 ст. 187 ГК РФ); договор о залоге движимого имущества или прав на имущество в обеспечение обязательств по договору, который должен быть нотариально удостоверен (п. 2 ст. 339 ГК РФ); договор уступки требования, или перевода долга если сами требования основаны на сделке, совершенной в нотариальной форме (п. 1 ст. 389, п. 2 ст. 391 ГК РФ)[53]; договор ренты (ст. 584 ГК РФ)[54]; завещание (п. 1 ст. 1124 ГК РФ)[55].

Право совершения удостоверительной надписи на документе, прежде всего, принадлежит нотариусам. К этой категории относятся нотариусы государственных нотариальных контор и нотариусы, занимающиеся частной практикой. Помимо нотариусов удостоверительную надпись вправе совершать и иные должностные лица. К таким лицам относятся уполномоченные, должностные лица органов исполнительной власти, должностные лица консульских учреждений РФ за границей. Однако круг сделок, которые вправе удостоверять эти должностные лица может быть ограничен.

Помимо письменной формы сделки, подлежащей нотариальному удостоверению, существует письменная форма сделки, подлежащая обязательной государственной регистрации. К таким сделкам относятся: договор продажи предприятия (ст. 560 ГК РФ); договор дарения недвижимого имущества (п. 3 ст. 574 ГК РФ); договор аренды недвижимого имущества, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 609 ГК РФ); договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года (п. 2 ст. 651 ГК РФ); договор аренды предприятия (п. 2 ст. 658 ГК РФ)[56].


Государственную регистрацию перечисленных договоров проводит в соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ РФ от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации. Таким органомявляется – Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 N 451 «О федеральной регистрационной службе «)[57].

В случаях предусмотренных законом государственной регистрации также подлежит исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (ст. 1232 ГК РФ)[58]. Если законом предусмотрено, что сделка подлежит государственной регистрации, то до момента государственной регистрации сделка не считается облеченной в требуемую законом форму, а, следовательно, и совершенной. Требование государственной регистрации не может быть установлено соглашением сторон, т.е. стороны не вправе требовать регистрации сделки с имуществом, если его регистрация не предусмотрена законом.

К письменным сделкам, требующим нотариального удостоверения и, государственной регистрации одновременно, относится небольшое число сделок, по которым законодатель в максимальной степени стремится гарантировать соблюдение интересов обеих сторон и, прежде всего слабой стороны. К таким сделкам относятся договор об ипотеке (п.п. 1, 2 ст. 389 ГК РФ), когда он требует нотариального удостоверения и государственной регистрации; договор об уступке кредитором требования, основанного на сделке, совершенной в нотариальной форме и подлежащей государственной регистрации (п. 2 ст. 391 ГК РФ)[59]; договор о переводе долга по сделке, требующей нотариального удостоверения и государственной регистрации (ст. 584 ГК РФ)[60]; договор ренты, предусматривающий отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты (п. 1 ст. 162 ГК РФ)[61].

Вопрос о последствиях несоблюдения письменной формы сделок нужно рассматривать в зависимости от того, какое значение придается законодателем форме сделки. Например, в случае, если законом предписана простая письменная форма, то она для этой группы сделок имеет процессуально – правовое значение и влечет за собой недопустимость в случае спора ссылаться на свидетельские показания (ст. 432 ГК РФ)[62], т.е. форма сделки не рассматривается как часть самой сделки. В качестве доказательств могут использоваться объяснения сторон, иные (т.е. кроме самого документа, в котором изложена сделка) письменные и вещественные доказательства, заключения экспертов.


Сделки, признанные незаключенными, и недействительные сделки объединяет отсутствие позитивной («регулятивной») результативности, и те и другие не порождают правовых последствий, на которые была направлена воля сторон этих сделок. Между указанными сделками могут быть установлены определенные зависимости. Главная из них — недействительными признаются только сделки заключенные[63]. Таким образом, факт незаключения сделки, не может повлечь ее недействительности, поскольку в качестве недействительных могут рассматриваться только заключенные сделки.

В случае если законом прямо предусмотрена письменная форма сделки, то ее несоблюдение ведет к недействительности сделки (п. 2 ст. 162 ГК РФ)[64]. Однако в данной статье не указано, будет ли недействительная сделка оспоримой (относительно недействительной) или ничтожной (абсолютно недействительной).

Оспоримая сделка порождает правовые последствия, но в случае возникновения спора может быть признана судом недействительной. Ничтожная же сделка не порождает у сторон правовых последствий и не может быть признана действительной в силу закона. Таким образом, следует согласиться с Егоровым, который считает, что несоблюдение письменной формы в случае ее прямого указания в законе говорит о ничтожности сделки, так как несоблюдение в данном случае простой письменной формы законодателем рассматривается как обстоятельство, противоречащее требованиям закона, а следовательно, публичному интересу[65].

Несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее недействительность. Исходя из вышесказанного, следует, что если нотариальная форма сделки предусмотрена соглашением сторон и не соблюдена, то такая сделка считается незаключенной и потому не может рассматриваться в качестве недействительной сделки.

Что же касается сделок, нотариальная форма которых прямо закреплена в законе, то ее несоблюдение ведет к ничтожности такой сделки в силу п. 1 ст. 165 ГК РФ. При невозможности соблюдения нотариальной формы сделки в вязи с внезапной смертью одной из сторон по сделке или уклонения одной из сторон от нотариального удостоверения сделки, такую сделку следует считать не ничтожной, а оспоримой.

Однако в ряде случаев при нарушении требования о государственной регистрации договора в законе указывается не на его недействительность, а на то, что он считается заключенным с момента регистрации. Такое последствие нарушения регистрации предусмотрено в отношении договоров продажи предприятия (п. 3 ст. 560 ГК РФ); аренды здания или сооружения (п. 2 ст. 651 ГК РФ), заключенной на срок не менее года; аренды предприятия (п. 2 ст. 658 ГК РФ)[66]. Во всех указанных случаях отсутствие регистрации договора означает, что он не был заключен[67].


Недействительной признается сделка, не способная породить желаемые сторонами последствия, но при определенных условиях порождающая нежелательные последствия. Последние представляют собой определенные санкции, вызванные противоправным характером действий лица[68]. Все недействительные сделки подразделяются на два вида: ничтожные и оспоримые.

Ничтожная (абсолютно недействительная) сделка недействительна в силу самого закона. Оспоримая (относительно недействительная) сделка в момент ее совершения порождает свойственные действительной сделке правовые последствия, но по требованию исчерпывающе определенного в законе круга лиц такая сделка может быть признана судом недействительной по основаниям, установленным законом.

Основания недействительности сделок совершенных под влиянием обмана или заблуждения, не безусловны, а зависят от усмотрения суда, принимающего решение о признании сделки недействительной. По общему правилу последствиями недействительной сделки является двусторонняя реституция, т.е. каждая из сторон обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке в натуре, а в случае невозможности возврата в натуре, возместить стоимость в деньгах. Однако при совершении сделки под влиянием заблуждения или обмана формирование воли потерпевшего происходит под воздействием недобросовестных действий других лиц. В результате у лица формируется ложное представление об обстоятельствах, имеющих значение по сделке, и здесь на недобросовестную сторону возлагаются последствия односторонней реституции и конфискационные санкции в отношении недобросовестной стороны.[69]

Недействительность сделки вследствие порока ее формы зависит от того, какая форма установлена законом или соглашением сторон для совершения той или иной ее сделки. Сделки с пороками содержания признаются недействительными вследствие расхождения условий сделки с требованиями закона и иных правовых актов. К таким сделкам относятся, сделки, совершаемые с целью заведомо противной основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК РФ), а также мнимые и притворные сделки (ст. 170 ГК РФ)[70].

Сделки, свершаемые с целью заведомо противной основам правопорядка и нравственности носят антисоциальный характер и посягают на существующие государственные и общественные интересы. К таким сделкам относятся: внешнеторговые сделки юридических лиц, когда под видом товара, указанных в лицензии (например, черных металлов) продаются за рубеж сплавы редких металлов; сделки, нарушающие монопольное право государства на определенные виды деятельности (например, право на продажу отдельных видов оружия); мнимые внешнеторговые сделки для перевода валютных средств, полученных в кредит с целью их хищения. Для признания таких сделок недействительными первоочередное значение имеет умысел участников сделки и желание ими наступления или допущения противоправных последствий. Квалифицирующим признаком является цель, т.е. достижение такого результата, который противоречит основам правопорядка и нравственности заведомо и очевидно для участников гражданского оборота. Целью противоправной основам правопорядка и нравственности является также уклонение от налогов.