Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Теоретические основы управления конфликтом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Конфликт это такое явление, с которым не возможно не столкнуться в человеческой деятельности. Он занимает огромное место в жизни любого человека, поскольку его последствия могут быть слишком ощутимы.

Чаще всего люди ассоциируют понятие конфликта с угрозой, враждебностью и тому подобное. В результате чего появилось такое мнение, что конфликт это явление нежелательное, что как только он возникнет нужно сразу дать ему решение.

Также конфликт можно рассматривать как отсутствие согласия между сторонами. Это обусловлено наличием разных взглядов, мнений, точек зрения и так далее, но оно не всегда выражается в форме конфликта. Данное явление происходит тогда, когда отсутствие согласия, то есть разногласия, нарушает нормальное взаимодействие людей и мешает достижению целей.

И в этом случает, люди просто вынуждены преодолеть эти разногласии, в последствии чего и вступают в конфликтное взаимодействие.

В процессе конфликта взаимодействия, участники конфликта выражают различные мнения, ищут пути решения, в этом и заключается положительный смысл конфликта, но, конечно, не означает, что конфликт носит всегда положительный характер.

На любом предприятии возникают конфликты и важно правильно управлять организацией, так как это, прежде всего, управление людьми.

В современном обществе управление поведением людей является большим искусством, обеспечивающим конкурентоспособность организаций, а также стабильность их развития.

Можно также отметить, что человеческий ресурс по своим свойствам значительно отличатся от других ресурсов, используемых организацией, и , следовательно требует особых методов управления.

Поэтому научные основы организационного поведения и их применение на практике путем управления персоналом организаций превращаются в важное направление в области менеджмента.

В разных источниках конфликты рассматриваются на социальном, социально-психологическом или психологическом уровнях, которые диалектически связаны друг с другом.

В происхождение конфликтов главным является сочетание объективных и субъективных факторов.

Объективные факторы рассматриваются, как некий набор объективных параметров, которые вызывают конфликтное состояние системы межличностного взаимодействия, и при этом присутствует зависимость конфликта от внешних признаков, в котором данный конфликт возникает и развивается. Важной составной частью этого признака называется социально-психологическая среда, понимаемая достаточно широко и не ограничиваемая лишь ближайшим окружением личности.


Главную роль в восприятии человеком конфликтности ситуации играет субъективная значимость противоречия, или тот "личностный смысл", который это противоречие имеет для данного индивида. Личностный смысл определяется индивидуальным жизненным опытом человека, точнее - такими характеристиками его личности, как ценностный ориентации и мотивация.

Момент осознания ситуации как конфликтной связан также с превышением индивидуального порога толерантности. Этот универсальный психологический механизм возникновения конфликтов не исключает возможности последующей многовариантности в развитии конфликтной ситуации. Очень важна роль общественно-экономической формации в формировании социально-психологического климата производственного коллектива.

В соответствии с этим наиболее значимыми факторами, определяющими, в конечном счете, характер межличностных взаимоотношений в коллективе, являются совокупность общественных отношений данного общества, его социально-экономическая структура, и, как следствие, содержание общественного сознания.

Возможно, ли руководить без конфликтов? - спросят многие. Скорее всего, нет. Управление поведением в конфликтных ситуациях является важной задачей менеджеров предприятия. Поэтому полное отсутствием конфликтов в организации - невозможное явление, так как люди различаются по своему характеру, жизненному опыту, занимаемой позиции и так далее.

Актуальность темы обусловлена постоянной необходимостью изучения и обобщения материалов исследований в области организационного поведения в конфликтах, изменениях в организациях для выработки наиболее оптимальной модели поведения в организации.

Целью данной работы является проведение теоретических исследований, изучение методов и стилей управления поведением в конфликтных ситуациях.

Курсовая работа предусматривает решение следующих задач:

- теоретические исследования конфликтов и их типов;

- изучение стилей и стратегий поведения в конфликтной ситуации;

- изучение способов и методов разрешения конфликтов;

- разработка мероприятий по регулированию управления поведением в конфликтных ситуациях.

Объектом данной работы является исследование поведения в конфликтных ситуациях.

Предметом курсовой работы выступают подходы к управлению конфликтной ситуацией.


Глава 1. Теоретические основы управления конфликтом

Понятие конфликта. Объект и предмет

Конфликт – это противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух и более сторон. Конфликты могут возникнуть везде, где имеется развитие, как в живой, так и в неживой природе, и соответственно термин “конфликт” применяется при анализе биологических, физических и социальных явлений.

Конфликт появляется там, где не удается достигнуть взаимного согласия. В случае же возникновения между сторонами напряженности, не имеющей антагонистической основы, она может быть преодолена. Даже если не удается достичь полного согласия по всем вопросам, то все равно довольно часто стороны не переходят на уровень эскалации конфликта. То есть даже в этом случае напряженность не перерастает в конфликт, поскольку определенная договоренность способствует толерантному отношению сторон друг к другу даже по вопросам, по которым остаются разногласия.

Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – процесс развития и разрешения противоречивости целей, состояний, отношений и действий людей, общностей, детерминируемый объективными и субъективными причинами. Конфликт является проявлением связей и отношений между людьми, личностью и социальной группой, а также между различными группами[1].

Структурой конфликта является система его составных элементов и связей. Основными элементами конфликта являются:

• причины конфликта;

• участники конфликта;

• социальная среда, или условия конфликта;

• субъективное восприятие, или образ, конфликта;

• действия и поведение участников конфликта.

Каждый конфликт основан на причине и возникает по поводу какой-либо неудовлетворенности или же человеческой потребности, нехваткой ценностей.

Участниками конфликта выступают:

  1. отдельные индивиды;
  2. социальные группы;
  3. организации;
  4. государства;
  5. коалиции государств.

Главными же участниками конфликта являются противодействующие стороны. Одна из сторон всегда испытывает дискомфорт из-за ущемления ее потребностей другой стороной. Но в конце хотя бы одной из главных сторон конфликт прекращается[2].

Конфликт можно рассматривать как систему, состоящую из нескольких этапов.


На первом этапе складывается конфликтная ситуация. Конфликт возникает по поводу посягательства одной из сторон на какую-либо из потребностей другой стороны.

Конфликтная ситуация может складываться помимо воли и желания противоборствующих сторон. Но не стоит забывать, что конфликт также может быть спровоцирован одной или обеими сторонами. Но каждая ситуация определяется конкретными событиями, значение которых зависит от того, какое объяснение дает этим событиям каждая сторона.

На втором этапе конфликтная ситуация может обостриться под воздействием инцидента. Это событие или обстоятельство служит толчком или поводом к столкновению. Оно может быть целенаправленно спровоцировано или произойти в силу сложившихся обстоятельств.

Данное противостояние может быть открытым и выражается в различных видах конфликтного поведения, которое прямо или косвенно направлено на то, чтобы помешать одной из сторон конфликта реализовать свои интересы. В результате происходит дальнейшее обострение конфликта.

Третья стадия развития конфликта выражается в виде кризиса и разрыва отношений между сторонами. Происходит открытое противоборство, часто связанное с созданием для оппонента помех и причинением прямого или косвенного вреда[3].

Всякий конфликт возникает только при наличии его объекта. Столкновение между индивидами или социальными группами не бывает беспочвенным, а происходит только в том случае, если его участники не могут «поделить» что-то между собой. Этим «что-то», из-за чего субъекты конфликта вступают в противоборство, могут быть самые различные материальные и духовные ценности: собственность, власть, ресурсы, статус, идея и т.д.

Та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон, называется объектом конфликта.

Следует различать понятия «объект» и «предмет» конфликта. В общем смысле объектом конфликта можно назвать ту часть реальности, которая вовлечена во взаимодействие с субъектами конфликта. В отличие от этого предметом конфликта являются те противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства.

Можно сказать, что конфликты возникают по поводу какого-либо объекта, но их сущность выражается в предмете конфликта. Поэтому и разрешение или урегулирование конфликта в первую очередь связано с устранением не его объекта, а его предмета. Хотя это не исключает того, что то и другое могут происходить одновременно. Более того, случается и так, что объекта конфликта уже нет, а противоречие между субъектами конфликта остается. Так, например, если премия, на которую претендовали служащие организации, из-за которой возникло противоборство, уже распределена или отменена, то вместе с этим в большинстве случаев исчезает и конфликт. Но может случиться так, что он будет продолжен, если конфликтные отношения между участниками спора зашли слишком далеко.


Важно также отметить, что объект конфликта может быть как истинным, реальным, так и потенциальным, ложным, иллюзорным. Люди вступают в борьбу не только за реальные материальные блага и ресурсы, но и утверждая и отстаивая призрачные идеалы и идеи. Но предмет конфликта всегда реален и всегда актуален. Борьба, являющаяся выражением противоречия между оппонентами, всегда реальна и порой ведется не на жизнь, а на смерть, даже когда отстаиваются утопические идеи.

Объект конфликта может быть как явным, так и латентным (скрытым). Но предмет конфликта — противоречие между его оппонентами всегда проявляется отчетливо.

Характеристика объекта конфликта.

Объект конфликта не существует сам по себе, безотносительно к его участникам. Для того чтобы какая-либо вещь, свойство или отношение сделались объектом конфликта, они должны быть вов­лечены в процесс взаимодействия интересов и потребностей ин­дивидов, социальных групп или общностей. Так, природа, ресурсы, машины и т. д. сами по себе еще не являются объектами конфликта. Таковыми они становятся лишь тогда, когда к ним начинают проявлять интерес, когда появляется желание их контролировать, использовать или присвоить.

Но и в этом случае конфликт может не возникнуть. Интерес является необходимым, но недостаточным условием конфликта. Например, если тех или иных природных ресурсов имеется в избытке, то по поводу них конфликта не возникает. Он возникает тогда, когда объект, вовлеченный в сферу интересов и потребностей социальных субъектов, имеется в ограниченном количестве или качестве и не способен удовлетворить в полной мере всех взаимодействующих сторон. Другими словами, объект конфликта становится таковым только тогда, когда он является дефицитным, недоступным для всех, кто на него претендует[4].

Можно также выделить такие характеристики объекта конфликта, как:

  • неделимость. Она может быть как физическим свойством объекта, так и следствием желаний одного из оппонентов. В противном случае «если некий объект спора делим, и способ деления признается справедливым всеми участниками, то и спора не должно возникать, то есть не должно возникать конфликтной ситуации».
  • относительность. В разных ситуациях у различных субъектов конфликта по отношению к одному и тому же объекту могут возникать различные оценки. Это расхождение в оценке значимости объекта может вызвать конфликт среди участников взаимодействия.

При анализе конфликта порой непросто выявить его подлинный объект. Многие люди, в силу различных обстоятельств, склонны скрывать истинный объект конфликта.