Файл: Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В сложных условиях цель деятельности, внешние условия и способы осуществления действий выступают перед субъектом не только в своих объективных свойствах, но и в своем значении или смысле для него. Объективное содержание может не совпадать с тем значением, которое они имеют для данного субъекта. Этим в значительной мере и объясняются факты вариативности поведения разных лиц в одной и той же сложной ситуации. С этой точки зрения, психологическая напряженность возникает в ситуациях, которые должны относиться к значительным событиям в жизни человека, что определяется его мотивами. Психологическая специфика состояний напряженности зависит и от личностного смысла цели деятельности, и от оценки ситуации, в которой он находится.

В профессиональной деятельности причины возникновения стресса связаны с экстремальными воздействиями прежде всего факторов рабочего процесса, а также с влиянием организационных, социальных, экологических и технических особенностей трудовой деятельности. Например, информационный стресс человека-оператора по механизму сто развития следует отнести к категории психологического стресса, в основе которого лежат нарушения информационно-когнитивных процессов регуляции деятельности. И в связи с этим все те жизненные события, которые сопровождаются психической напряженностью (независимо от сферы жизнедеятельности человека), могут быть источником информационного стресса или оказывать влияние на его развитие в операторской деятельности.

Следовательно, развитие информационного стресса у человека-оператора связано не только с особенностями его рабочего процесса, но и с самыми различными событиями в его жизни, с разными сферами его деятельности, общения, познания окружающего мира. Поэтому определение причин возникновения профессионального стресса необходимо проводить с учетом особенностей влияния разнообразных жизненных событий человека, которые могут быть источником стресса.

Экстремальные условия деятельности сопряжены с постоянным действием различных чрезвычайных по сложности факторов, в том числе представляющих социальную опасность. У субъекта деятельности в экстремальных условиях возникают негативные функциональные состояния типа динамического рассогласования (стресс, монотония, сильное утомление и пр.), отрицательно сказывающиеся на регуляции деятельности.

Работа в таких условиях осуществляется с постоянным подключением функциональных резервных возможностей компенсаторного типа и внутренних резервов организма и требует восстановления. Экстремальные факторы действуют как возмущения и представляют собой: сильные физико-химические воздействия, вибрации, помехи, неопределенность или неполноту информации в условиях ответственной деятельности, конфликты, ситуацию риска, ситуацию высокой ответственности за принятое решение.


Экстремальные факторы провоцируют развитие негативных функциональных состояний, которые дезорганизуют деятельность, разрушая регулирующую роль "образа-цели", снижая уровень прогнозирования, затрудняя процессы принятия решений и их реализацию.

К экстремальным видам деятельности можно отнести профессии, в которых человек подвергается различного рода стрессовым факторам, приводящим к сложностям в выполнении деятельности. Это профессии летчика, космонавта, подводника, исследователя на северных станциях и т.д., чья деятельность связана с измененными условиями труда, оказывающими воздействие на зрительные, слуховые, тактильные анализаторы и вестибулярный аппарат. Находясь в условиях частичной или полной изоляции, человек подвергается воздействию определенных факторов, вызывающих состояние напряженности, а при интенсивном или длительном влиянии приводящих к стрессу. Эти факторы связаны:

— с сенсорной депривацией (уменьшением интенсивности и разнообразия притока раздражителей одной или более модальностей);

— социальной депривацией (отсутствием возможности общения с другими людьми, получения социально содержательной информации, реализации целого ряда прав и обязанностей);

— фактором "заключения" (связан с лишением возможности свободного передвижения, соприкосновения с окружающей средой и вынужденным нахождением в ограниченном пространстве).

Симптомы стресса, описанные Г. Селье, обнаруживаются при тщательном анализе испытуемых, участвующих в модельных экспериментах (сурдокамеры), у людей, чья профессия связана с частичной депривацией (летчики, подводники, космонавты, члены экспедиций на северных станциях), в отдельных клинических случаях.

Результаты медицинских и психологических обследований свидетельствуют о значительных изменениях, происходящих в состоянии исследуемых: уменьшается частота альфа-ритма, снижается эффективность мыслительных процессов, появляются чувство беспокойства, тревоги, депрессия, отказ от выполняемой деятельности, изменяется самооценка, возникают зрительные, слуховые и тактильные галлюцинации, теряется чувство времени, появляется гипокинезия.

Эти изменения возникают в условиях влияния внешних раздражителей, воздействующих на сенсорные или метаболические процессы, и являются ответом организма па физический стресс. Его основным пусковым механизмом (стрессором) является недостаточная афферентация анализаторов человека, связанная со скудностью окружающей обстановки, ведущей к снижению активности головного мозга.


В условиях сенсорной депривации (в космосе, Арктике, Антарктике, подводном плавании и т.д.) стрессовое воздействие оказывает недостаток сенсорной афферентации (стимуляции) органов чувств, в то время как в обычных условиях па них действует мощный поток внешних раздражителей.

В работах В. И. Лебедева, принимавшего участие в подготовке космонавтов, отмечено, что реакции на зрительный анализатор связаны со скудностью, бедностью и однообразием воспринимаемой человеком информации: "В условиях полета в облаках, ночью на большой высоте или над снежными пустынями Арктики и Антарктики воспринимаемая человеком внешняя обстановка бывает очень однообразной".

От недостатка получаемой информации также страдает слуховой анализатор. При космических полетах и подводном плавании полностью отсутствуют привычные для земли звуки. Их заменяют монотонное гудение моторов и шум работающей техники, а при погружении подводной лодки па грунт, в отсеках наступает полная тишина. Особенность подводного плавания заключается в том, что полностью исключается наблюдение внешних объектов при постоянном электрическом освещении.

Один из летчиков свои полеты в Антарктиде описывает так: "Представьте, что сидите рядом с работающим двигателем в комнате и часами смотрите в хорошо побеленный потолок".

Сенсорная депривация приводит к состоянию стресса, основные симптомы которого описаны в научных исследованиях И. П. Павлова. В 1915 г. им была опубликована статья "Условия деятельностного и покойного состояния больших полушарий", в которой, ссылаясь на более ранние работы И. М. Сеченова, он доказывает важность внешней информации для нормальной жизни животного и человека.

Похожий материал И. П. Павлов получил экспериментальным путем, оперируя собак. У подвижного здорового животного первоначально была удалена большая часть задней половины больших полушарий (корковые представительства зрения и слуха). После удачно проведенной операции собака так же, как и прежде, радостно встречала знакомых ей .людей: виляла хвостом, оживлялась, просила еды. "Однако, — пишет ученый, — так происходит только тогда, если вы удалили только одну половину задних отделов больших полушарий. Совершенно другой вид принимает дело, если вы удаляете такую же половину другого полушария. В таком случае животное на несколько дней, на неделю и больше погружается в сплошной сон, и его надо будить для того, чтобы покормить".

На основе полученных результатов определили, что в связи с поступлением основной массы раздражителей в большие полушария через зрительные и слуховые анализаторы, лишение животного или человека этих раздражителей ведет к "затишью деятельности больших полушарий и даже к временному покою".


Первые экспериментальные исследования влияния недостатка внешней информации при изоляции были проведены канадскими учеными в 1930-е гг. Им принадлежат первые опыты по содержанию испытуемых в специальных боксах, или сурдокамерах, и по изучению влияния изоляции на психическое состояние испытуемых. Эти опыты проводились для клинических исследований.

В нашей стране особенно интенсивно эта проблема стала изучаться в 1950-е гг. в связи с развитием космонавтики. Эксперименты по полной изоляции заключались в помещении испытуемых в боксы с ограничением поступления афферентных импульсов из внешней среды. Для этого на их глаза надевали очки, рассеивающие свет, на уши — аудиофоны, не позволяющие слышать даже собственную речь, на руки — перчатки, лишавшие возможности что-либо осязать.

По полученным результатам было определено, что, попадая в такую среду, мозг вначале перерабатывает информацию, полученную за день: "всплывают" соответствующие образы, происходит их анализ. Затем возникает состояние покоя, на смену которого в скором времени приходит тревога, усиливающаяся с увеличением времени эксперимента. Большинство испытуемых выходили из эксперимента, у тех же, кто оставался более двух суток, появлялись галлюцинации.

В другой серии опытов ограничение внешних раздражителей осуществлялось при погружении в особым образом оборудованные резервуары с водой, где также осуществлялась потеря опоры и связи с температурой.

При таких экспериментах у испытуемых нарушалось чувство времени, отмечалось бурное разыгрывание фантазии, появлялись слуховые и зрительные галлюцинации. Находясь в воде, многие ясно слышали жужжание пчел, пение птиц, человеческие голоса или музыку. Другие отчетливо видели вспышки света, разные геометрические фигуры и т.д.

Воздействие сенсорной депривации у летчиков, моряков, космонавтов, членов экспедиций тесно связано с фактором "заключения", который в свою очередь является причиной уменьшения общей двигательной активности (гипокинезии) у представителей данных профессий.

В экспериментах по воздействию на человека изоляции было определено, что уже только один фактор "заключения" вносит значительные изменения в состояние испытуемого: уменьшается частота альфа-ритма на ЭЭГ, снижается эффективность мыслительных процессов, появляется

Под воздействием стрессовой обстановки у членов экипажей и полярников в соответствии с приходящей афферентацией происходит формирование новых функциональных систем, способствующих адаптации к изменившимся внешним условиям, а это позволяет выполнять намеченную работу.


Общение при стрессе имеет свои закономерности и стадии. Находясь в состоянии полной или частичной изоляции, человек начинает чувствовать потребность в общении, невозможность реализации которой приводит к состоянию стресса, вызванного социальной депривацией.

Если стрессовые факторы действуют на группу людей, то под воздействием общего напряжения ее члены должны организовать совместную деятельность, способствующую их адаптации, и, возможно, для дальнейшего выполнения поставленных задач. Совместная деятельность может быть организована только посредством общения, таким образом появляется потребность в нем и, соответственно, в более тесном контакте между людьми. Экстремальные условия способствуют лучшему узнаванию членами группы друг друга и в связи с этим более быстрому налаживанию контактов.

После проведения в изоляции достаточно длительного времени у членов групп происходит информационная истощаемость, неудовлетворение которой может привести к развитию неврозов. Общение значительно снижается, темы для разговора заканчиваются. Один из участников эксперимента пишет: "Интересно, что специфика условий, точнее, повседневное общение привело к тому, что мы научились понимать друг друга без слов, за сутки каждый скажет три-четыре десятка слов и все. О себе каждый из нас уже рассказал все, что мог и хотел, в первые дни".

В условиях длительной изоляции, находясь длительное время на виду у всех членов группы, возникает потребность в уединении. Участник антарктической экспедиции отмечает в своем дневнике: "В замкнутом коллективе оттачивается способность людей понимать эмоциональное состояние друг друга. Людей мало — "голод по людям", вокруг одни и те же лица, но нет никакой возможности не только утолить этот голод, нет возможности и побыть наедине с собой".

Сопровождая практически любые проявления жизненной активности человека, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение потребностей.

Но эмоции связаны не только с потребностями, автор информационной теории эмоций П. В. Симонов считает, что их сила и полярность зависят от наличия или отсутствия информированности человека. "Эмоция возникает при недостатке сведений, необходимых для достижения цели. Замещая, компенсируя этот недостаток, она обеспечивает продолжение действий, способствует поиску повой информации и тем самым повышает надежность живой системы".