Файл: Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ
1.1. Личностные особенности учащихся выпускных классов как фактор выбора профессии
1.2. Психологические особенности профессионального самоопределения личности
1.3. Классификации и типологии профессий. ПВК
ВВЕДЕНИЕ
«Как хорошо, когда у человека есть
возможность выбрать себе профессию
не по необходимости, а сообразуясь
с душевными склонностями»
Али Апшерони
Профессиональная деятельность человека является одной из основных в его жизни. «Верный» выбор профессии можно назвать основополагающим фактором успешности личности, ее самореализации и основой психологического комфорта как самого индивидуума, так и общества в целом. На сегодняшний день насчитывается более 50 тысяч специальностей, и эта цифра стремительно растёт. В связи с этим, в современном обществе проблеме профессионального самоопределения молодёжи, в особенности учащихся выпускных классов, уделяется особое внимание. Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена активным развитием сферы профессионального ориентирования, учитывающего индивидуальные личностные характеристики человека.
Вопросы, посвящённые профессиональному самоопределению личности, нашли отражение в работах А. Г. Асмолова, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, М. А. Добрынина, Е. А. Климова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова и многих других учёных. Следует отметить, что зачастую учащиеся старших классов испытывают трудности в выборе будущей специальности ввиду различных факторов, которые будут рассмотрены нами в данной исследовательской работе.
Цель исследования: выявить влияние личностных особенностей на профессиональный выбор.
Для достижения указанной цели в данной работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть и охарактеризовать личностные особенности учащихся выпускных классов как фактор выбора будущей профессии.
2. Изучить психологические особенности профессионального самоопределения личности.
3. Рассмотреть популярные типологии профессий и выявить профессионально важные качества человека.
4. Провести исследование личностных особенностей и профессиональных предпочтений у учащихся выпускных классов.
5. Проанализировать результаты исследования и сделать соответствующие выводы.
Объект исследования: процесс выбора профессии учащимися.
Предмет исследования: влияние личностных особенностей человека на профессиональный выбор.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: описание, сравнение, метод классификации и систематизации, обзорно-аналитический метод, анкетирование, тестирование, личностный опросник Ганса Айзенка (EPI), «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климова, количественно-качественный анализ результатов.
База исследования: исследование проводилось в МОБУ СОШ № 9 имени И. Ф. Константинова города Лабинска Краснодарского края.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ
1.1. Личностные особенности учащихся выпускных классов как фактор выбора профессии
Круг выбора специальностей и высших учебных заведений на сегодняшний день очень широк. В связи с этим, в современном обществе проблема профессионального ориентирования личности является чрезвычайно актуальной. В подавляющем большинстве выбор будущей специальности и ВУЗа осуществляется учащимися старших классов.
Существует множество факторов, влияющих на профессиональное самоопределение подростков. Среди них можно выделить личностные (субъективные) и биографические (объективные). Рассмотрим основные личностные факторы ниже.
- Личностные качества и особенности.
Личностными особенностями являются внутренние, стабильные (долговременные) и глубинные особенности человека. Со всей очевидностью следует, что количество свойственных индивидууму личностных характеристик огромно. К ним относятся общие и специальные способности, физическое развитие, самооценка, самосознание, темперамент, психологический характер, волевые качества, мотивы, стремления человека, а также его личностная идентичность, устойчивость, приспособляемость и многие другие.
Каждый индивидуум характеризуется определёнными возможностями, задатками, складом ума, склонностями к конкретному роду занятий, которые могут способствовать успеху в той или иной деятельности, помочь эффективно справиться с поставленными целями и задачами. Например, наличие музыкального слуха могут способствовать становлению личности как музыканта.
Многие западные психологи уделяли особое внимание изучению влияния темперамента на профессиональный выбор. Темпераментом является закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения [7]. Например, известный психотехник Э. Клаперед небезосновательно полагал, что люди с «живым» и спокойным темпераментами выбирают разные специальности.
Теория темпераментов Гиппократа является одной из первых типологий личности. Будучи врачом, учёный разработал классификацию, основанную на анатомических и физиологических особенностях, а именно на преобладании той или иной жидкости в организме:
- Холерик (греч. χολή, холе) - «желчь, яд»;
- Флегматик (греч. φλέγμα, флегма) - «мокрота»;
- Сангвиник (лат. sanguis, сангвис) - «кровь»;
- Меланхолик (греч. μέλαινα χολή, мелэна холе) - «чёрная желчь».
В последствии данная теория получила научное доказательство в трудах И. Павлова, подтвердившего зависимость определенного поведения индивидуума от протекания тех или иных нервных процессов в его организме. Многие современные психологи убеждены, что человек обладает всеми видами темперамента, но преобладающим является какой-либо один. Приведём ниже характерные черты основных темпераментов личности.
Холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный): высокий уровень психической активности, повышенная возбудимость, стремление к лидерству и преодолению сложностей; самостоятелен, стрессоустойчив, энергичен, вспыльчив, раздражителен, нетерпелив. Холерики добиваются больших успехов в тех профессиях, где значим человеческий фактор и важно уметь устанавливать контакты, располагая к себе. Они легко включается в новую деятельность, быстро приспосабливаются к переменам, способны легко концентрировать собственное внимание, однако выполняют монотонную работу с трудом. Холерику нелегко дается глубокое изучение какого-то предмета, для поддержания работоспособности на высоком уровне ему требуется постоянное поддержание интереса к работе. Он может стать успешным во многих сферах, если его деятельность будет выстроена по проектному типу: специалист берется за определенную задачу, полностью решает её, а затем выполняет другую задачу. Холерику присущи профессии репортера, ведущего, журналиста, дипломата, предпринимателя, режиссера, артиста и др.
Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный): обладает врожденными способностями руководителя, энергичен, работоспособен, легко приспосабливается практически к любой среде, беззаботен, поверхностен. Он легко контактирует с людьми и располагает их к себе, подвижен, не склонен к монотонной работе. Сангвиники без трудностей адаптируются к любому графику работы, с готовностью принимают любые нововведения. Работа, требующая постоянной сосредоточенности и повышенного внимания к деталям, скорее всего, ему будет неинтересна. Сангвиник зачастую выбирает профессии учителя, психолога, адвоката, технолога, директора, менеджера, организатора.
Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный): низкий уровень психической активности, устойчив, уравновешен, надёжен, нетороплив, неэмоционален, безынициативен, пассивен, склонен к перфекционизму. Флегматики достаточно тяжело переключаются с одного вида деятельности на другой и обычно успешно приспосабливаются к довольно узкой среде (семья, друзья), устанавливая контакты очень медленно. Они склонны к систематической работе, умея концентрироваться на поставленной задаче, отличаются вдумчивостью. Из данного анализа можно сделать вывод, что флегматики обладают необходимыми профессиональными качествами учёного, исследователя, научного сотрудника. Зачастую добиваются успехов в профессиях врача, экономиста, бухгалтера, диспетчера, ювелира и др.
Меланхолик (слабый): низкий уровень психической активности, низкая работоспособность, медлительность, частые перепады настроения, повышенная чувствительность, склонен к наблюдательности. Меланхолики успешны в деятельности, требующей внимания к деталям. Они довольно сложно адаптируются в коллективе и могут испытывать трудности в общении, терять концентрацию внимания. Человек, обладающий данным темпераментом, может добиться успехов в области педагогики, искусства, медицины, а также состояться как писатель, литературный редактор, художник, кинокритик, бухгалтер, аудитор, аналитик, архитектор, программист и т.д.
Видится необходимым отметить, что добиться профессионального успеха могут люди всех темпераментов, так как эффективность деятельности зависит не только от вышеуказанных особенностей, но и от отношения человека к труду, наличия интереса к работе, знаний и навыков, умения организовывать собственную работу.
2 Свойства и черты характера личности.
Характер – совокупность относительно устойчивых психических особенностей человека, определяющих типичный для данного субъекта способ поведения и деятельности, его отношение к миру и самому себе [22].
Черты характера проявляются в различных системах человеческих отношений: к себе, к другим людям (межличностные отношения), к труду и делу, к окружающему миру и вещам. Примеры их проявления: самокритичность, общительность - замкнутость, ответственность - безответственность, аккуратность - неряшливость.
3. Способности (общие и специальные).
Способностями принято считать индивидуальные психологические особенности личности, которые проявляются в деятельности и являются условием успешности её выполнения. Исследованиями выявлено, что среда и воспитание оказывают активное влияние на их формирование и развитие в процессе всей жизни человека. Скорость и лёгкость овладения знаниями, приобретения навыков и умений напрямую зависят от способностей личности.
4. Индивидуальные особенности.
Хобби, творческий стиль личности.
5. Наличие интереса.
Успешность в профессиональной сфере во многом зависит от направленности интересов, убеждений и устремлений личности. Интересом является индивидуальная психологическая особенность личности, характеризующаяся избирательной направленностью к явлениям действительности и способная переходить в склонности. Логика рассуждения приводит к тому, что человек более успешен в деятельности, которая доставляет ему удовольствие.
6. Личные профессиональные планы (ЛПП).
Совокупность представлений человека том, чему он хочет посвятить свою жизнь в дальнейшем.
Учитывая вышеперечисленное, мы можем сделать вывод о том, что качества личности индивидуума, его задатки и характер оказывают решающее влияние на выбор им профессиональной среды и дальнейшее успешное развитие в ней. Выпускник должен иметь представление о собственных способностях и интересах, достоинствах и недостатках для того, чтобы не ошибиться в столь важном решении.
На профессиональное самоопределение также могут повлиять и биографические факторы. Среди них можно выделить:
- Семейные.
Зачастую род занятий, позиция членов семьи и профессиональная преемственность являются доминирующими факторами при выборе той или иной специальности подростком.
- Событийные.
В небольших городах и сельской местности, как правило, отсутствует широкий спектр выбора учебных заведений, следовательно, и специальностей. Переезд может решить эту проблему и напрямую повлиять на дальнейшую судьбу учащегося.
- Ближайшее окружение.
Выбирая профессию, подросток может руководствоваться позицией друзей или советами сверстников и знакомых. Мнение одноклассников, знакомых является важным для учащегося, потому что оно отражает уровень популярности той или иной специальности в современном обществе. Также позиция любимых учителей может повлиять на профессиональное самоопределение старшеклассника, поскольку педагоги могут заметить его задатки и дать соответствующую рекомендацию. Однако выбор специальности должен, на наш взгляд, оставаться личным и свободным.
- Престиж.
Зачастую учащихся выпускных классов стремятся освоить те специальности, которые популярны, модны и востребованы в современном мире.
- Уровень подготовки (успеваемости) учащегося.
- Состояние здоровья учащегося.
- Информированность.