Файл: Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По исследованиям отечественных и американских ученых в области космической и авиационной психологии видно, что уже перед самым стартом корабля у космонавтов возникает ярко выраженная эмоциональная реакция, имеющая общие характеристики с предстартовым состоянием у спортсменов, у летчиков перед боевым вылетом и с состоянием человека, когда он ожидает наступления важного и опасного для него события.

Такая эмоциональная реакция сохраняется во время полета, особенно при взлете, посадке и выполнении различных сложных операций, например при стыковке кораблей или выходе в открытый космос. Так, частота пульса на активном участке полета у Ю. А. Гагарина достигла 180 уд/мин в минуту.

У космонавтов па ответственных участках полета проводят снятие ряда физиологических функций. При возвращении па Землю произошел отказ автоматики для спуска корабля. Командир экипажа П. И. Беляев запросил разрешение на посадку по ручному управлению. В этот момент частота его пульса достигала 115 ударов в минуту и держалась при таком значении до того момента, пока ему не пришло разрешение, после чего пульс начал резко снижаться и через 8 мин достиг 80 уд/мин.

Как показывают имеющиеся данные, у многих летчиков в условиях аварии активизируются психические процессы, а эмоции носят стенический характер. Также отмечается факт, связанный с влиянием эмоциональной напряженности на общую работоспособность и взаимоотношения между членами экипажа, а также между ними и персоналом наземной службы слежения и руководителями полета.

Психология экстремальных профессий: типология, проблемы профотбора, индивидуально-психологические особенности субъекта экстремальной деятельности.

До некоторого времени считалось, что в экстремальных условиях труда работают только шахтеры и космонавты. Изменения в жизни общества в последние 10—15 лет при­вели к тому, что число профессий, представители которых работают в экстремальных условиях, увеличилось. Так, профессии пожарного, спасателя, авиадиспетчера, инкас­сатора, работника дорожно-патрульной службы носят эле­менты экстремальности.

В деятельности работников «опасных профессий» су­ществуют два типа условий, при которых работа становит­ся экстремальной:

1) повседневная напряженная деятельность, в которой опасность представлена как потенциально возможное со­бытие (авиадиспетчеры, инкассаторы);

2) так называемые критические инциденты, при кото­рых работники сталкиваются с человеческими жертвами и материальными потерями, с реальной опасностью для своей жизни, здоровья или системы ценностей, а также с угрозой жизни, здоровью, благополучию окружающих (спасатели, пожарные).


Необходимость изучения влияния экстремальных фак­торов на психику человека привела к возникновению и ак­тивному развитию новой сферы психологической науки и практики — экстремальной психологии.

В современных условиях особую актуальность среди проблем психологии приобретает проблема готовности человека к различным видам деятельности (военной, спортивной, трудовой, операторской и т. п.), а также к творческому выполнению конкретных жизненных, общественных (но, по сути своей) задач. Заметим, что зачастую деятельность человека протекает в измененных, отличающихся от обычных, условиях. Всё это заставляет по-новому ставить вопрос о готовности профессионала к деятельности в особых, и прежде всего - в экстремальных условиях. Условия, предъявляющие повышенные требования к работающему человеку, носят название особых условий деятельности.

К числу таких условий относятся:

• работа в уникальных условиях, сопряженных с опасностью для жизни;

• высокая «стоимость» (ответственность) принимаемых решений;

• усложнение выполняемых функций;

• увеличение темпа деятельности;

• монотонность работы в условиях ожидания сигнала к экстренным действиям (т.н. труд ожидания);

• совмещение различных по целям действий в одной деятельности (т.н. совмещенная или раздвоенная деятельность);

• переработка больших объемов и потоков информации (т.н. перегрузка информацией);

• дефицит времени на выполнение требуемых действий;

• усложненные факторы рабочей среды и т.п.

Особые условия деятельности всегда связаны с воздействием экстремальных факторов или возникновением экстремальных ситуаций. В зависимости от степени периодичности, частоты их возникновения и продолжительности различают:

1. Собственно особые условия деятельности, которые справедливы для тех ситуаций, когда деятельность связана с эпизодическими действиями экстремальных факторов.

2. Экстремальные условия деятельности (как крайняя форма особых условий), связанные с постоянным действием экстремальных факторов.

Например, деятельность космонавта или летчика в полете осуществляется всегда в экстремальных условиях, т.е. постоянно имеют место экстремальные факторы: невесомость, перегрузки, сенсорная изоляция, потенциальная угроза жизни и т.п. Причем эти условия сохраняются практически постоянно на протяжении всей деятельности. Аналогичная картина имеет место в деятельности пожарных, военнослужащих, спасателей, скалолазов и др. Ее изучением занимается экстремальная психология. Однако экстремальность условий или наличие определенной вероятности их появления присуща не только представителям указанных профессий. Работа машиниста локомотива, водителя автотранспорта, оператора энергосистемы, авиадиспетчера и т.п. осуществляется в условиях, связанных с вероятностью аварийных ситуаций, дефицитом времени, возможным резким изменением функциональных состояний от монотонного и оперативного покоя до стрессовых состояний. Однако такие ситуации не сопровождают постоянно деятельность этих специалистов, а возникают лишь эпизодически. Изучением такой деятельности занимается психология труда в особых условиях. К сожалению, точная количественная мера, отделяющая особые условия от экстремальных, в психологии пока еще не определена.


Однако экстремальность условий или наличие определенной вероятности их появления присуща не только представителям указанных профессий. Работа машиниста локомотива, водителя автотранспорта, оператора энергосистемы, авиадиспетчера и т.п. осуществляется в условиях, связанных с вероятностью аварийных ситуаций, дефицитом времени, возможным резким изменением функциональных состояний от монотонного и оперативного покоя до стрессовых состояний. Однако такие ситуации не сопровождают постоянно деятельность этих специалистов, а возникают лишь эпизодически.

Психологический отбор. В настоящее время в большинстве развитых стран мира такие системы существуют для разных профессий.

Деятельность подразделений, входящих в эту систему, рассматривается в качестве одного из важных звеньев государственной политики, направленной на изучение, учет, рациональное распределение и экономически целесообразное использование человеческих (прежде всего интеллектуальных) ресурсов общества. Система профессионального отбора включает социально-демографический, медицинский, образовательный, психологический, собственно профессиональный и специальный виды отбора.

Профессиональный психологический отбор (ППО) заключается в проведении комплексных мероприятий, позволяющих выявить лиц, наиболее пригодных по своим психологическим качествам к обучению в установленные сроки и успешной профессиональной деятельности по той или иной конкретной специальности. Главной задачей ППО является оценка профессиональной пригодности кандидата по психологическим показателям и составление на этой основе долголетнего прогноза эффективности его последующей профессиональной деятельности.

Теоретической базой отбора являются концепции о социально-биологической сущности человека и соотношении его врожденных и приобретенных качеств; о свойствах личности, формирующих профессиональные способности; о характере и значении свойств ВНД и их проявлениях в профессиональной деятельности, получившие обоснование в теоретических и экспериментальных работах И. П. Павлова, В. Д. Небылицына, Б. Ф. Ломова, К. К. Платонова, В. Л. Марищука и др.

Принцип объективности оценки профпригодности требует не только стандартизации процедуры и определенных условий проведения обследования, но и учета всех необходимых сведений о специалисте и тщательной их перепроверке (уточнении).

Обоснованность оценки профпригодности – один из наиболее важных принципов, в соответствии с которым профотбор должен проводиться только для тех специальностей, для которых установлена достоверная зависимость успешности обучения и последующей профессиональной деятельности от уровня развития у кандидата психологических качеств, необходимых для успешной деятельности по данной специальности.


В практике профотбора используются различные методики оценки профессиональной пригодности, среди них – наблюдение, беседа и экспертная оценка. Указанные методы дают возможность глубокой, но преимущественно качественной, описательной оценки ПВК личности. Кроме того, одни из них требуют длительного обследования, другие – всесторонних знаний о кандидате, о его поведении в реальных, в том числе и в экстремальных, условиях.

В настоящее время в практику профотбора широко внедряются психодиагностические тестовые методы, которые можно разделить на следующие группы: тесты для исследования основных свойств ВНД, психодиагностические методики для исследования эмоционально-волевых и характерологических особенностей личности, интеллектуальные и психометрические тесты.

По результатам ППО выносится одно из следующих заключений:

– рекомендуется в первую очередь – первая категория профессиональной пригодности (полностью соответствует предъявляемым требованиям обучения или деятельности);

– рекомендуется – вторая категория профпригодности (в основном соответствует предъявляемым требованиям);

– рекомендуется условно – третья категория профпригодности (частично соответствует предъявляемым требованиям);

– не рекомендуется – четвертая категория профпригодности (не соответствует предъявляемым требованиям).

Лица, имеющие четвертую категорию профпригодности, к обучению или деятельности не допускаются, имеющие третью категорию – допускаются при отсутствии необходимого числа кандидатов.

Управление поведением и деятельностью людей в экстремальных ситуациях.

В общем виде экстремальная ситуация представляет собой совокупность обязательств и условий, оказывающих сильное психологическое воздействие на человека.

Действия в экстремальных условиях напрямую сопряжены с той или иной формой психического напряжения личности.

На восприятие человеком ситуации и оценки степени её трудности, экстремальности оказывают влияние следующие черты личности: степень позитивности самооценки, уверенность в себе, уровень субъективного контроля, наличие позитивного мышления, выраженность мотивации достижения успеха и другие. Поведение личности в ситуации детерминировано особенностями темперамента человека (тревожность, темп реагирования и др.) и его характера (выраженность определённых акцентуаций).


Под психологической устойчивостью понимается целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию экстремальных ситуаций.

Психология управления персоналом в экстремальных условиях изучает процесс оптимизации жизнедеятельности специалистов, функциональных групп, их состояний, иных психических изменений в результате управленческого взаимодействия руководителей с подчиненными в опасных для жизни и здоровья ситуациях, связанных с воздействием сильных и чрезмерных стрессовых факторов.

Объектом изучения психологии управления персоналом в экстремальных условиях являются специалисты и функциональные группы, включенные в управленческие отношения в процессе жизнедеятельности в экстремальных условиях.

Предмет психологии управления персоналом — это психологические аспекты оптимизации взаимовлияния руководителей, подчиненных, функциональных групп в условиях риска для их жизни и здоровья, структурной целостности, приводящие к достижению социально ожидаемых и эффективных результатов.

Именно опасность для жизни и здоровья делает ситуацию объективно экстремальной. Экстремальную ситуацию надо отличать от обычной ситуации с элементами напряженности (например, перегрузки в работе, дефицит времени, недостаток информации, повышенная ответственность и т.д.) и от сложной ситуации (например, межличностные конфликты,

Психические состояния личности в экстремальных условиях могут иметь следующие проявления - эмоциональную лабильность, высокий уровень тревоги, состояние перенапряжения, стресса, фрустрации, аффекта.

Стресс - нервно-психическое перенапряжение, вызванное неожиданным сверхсильным раздражителем. Обычно стрессовое состояние возникает в результате воздействия психотравмирующих факторов в неожиданных ситуациях или в случаях, сопряженных с повышенной ответственностью. Проявляется стресс в трех сферах:

- эмоциональной (страх, ярость, растерянность);

- вегетативной (потливость, повышение давления, тошнота, побледнение или покраснение лица и т.д.);

- двигательной (дрожь, скованность, судорги).

Особое место в рассмотрении стресса занимает психологическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели, называющееся фрустрацией.

Защитные реакции при фрустрации связаны с появлением агрессивности или уходом от трудной ситуации (перенос действий в воображаемый план), а также возможно снижение сложности поведения. Фрустация может привести к ряду характерологических изменений связанных с неуверенностью в себе или фиксации регидных форм поведения.