Файл: Жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями (подробно).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 406
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и виды профессиональных трудностей
1.1 Причины и источники профессионального стресса
1.2 Психофизиологические механизмы стресса
1.3 Понятие и проявления профессиональной деформации
2. Совладание с профессиональными трудностями через жизнеспособность
2.1 Влияние стресса на эффективность профессиональной деятельности
2.2 Понятие и параметры жизнестойкости как психологического феномена
Обобщая основные подходы к термину жизнеустойчивости, в отечественной психологии он трактуется как:
- функционирования психофизиологических процессов;
- работы психологических процессов;
- проявления личностных образований.
- они представляют собой экзистенциальные феномены;
Введение
Актуальность исследования. Реформирование в сфере здравоохранения на период до 2020 года, к числу первоочередных задач относит сохранение и укрепление здоровья специалистов в условиях оптимизации их профессиональной деятельности, что актуализирует проблему психической регуляции различных психических состояний, в том числе выгорания. По мнению С. Мадди, жизнестойкость как внутренний ресурс имеет в своей структуре установки и навыки, позволяющие справляться с дистрессом и превращать стрессовые ситуации в новые возможности личностного развития. В современном научном понимании психическое выгорание представляет собой состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы и включающее в себя три составляющих: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений.
В течение последних десятилетий психологическое здоровье личности считается неотъемлемым правом современного человека и целью современного развития общества. Поэтому психологическое благополучие должно стать целью профессиональной деятельности специалистов, формирующих социальный капитал общества. Критерии психического здоровья включают удовлетворенность и чувство счастья и спокойствия, отражающие благополучие личности. Э. Динер считает, что благополучие связано со счастьем личности, как сочетания когнитивной и эмоциональной самооценки, которая состоит из 3 основных элементов: удовлетворенность жизнью, наличие приятных эмоций (позитивного настроения и стенических эмоций) и отсутствие неприятных эмоций.
В то время как Р. Кан и Ф. Юстер считают, что психологическое благополучие это позитивное состояние (счастье), которое колеблется в континууме от положительного полюса к отрицательному. Одним из факторов, снижения негативных последствий стрессоров для физического и психологического здоровья является жизнестойкость, которая является устойчивой чертой личности.
Жизнестойкость является интегративным личностным качеством, позволяющим успешно переносить стрессовые ситуации, при этом поддерживая оптимальную работоспособность и сохраняя внутренний баланс. Происходит это благодаря ориентации на будущее и сокрытой в ней активности, привносящей в жизнь человека новый опыт и возможности, стимулирующей его к дальнейшему личностному развитию.
Основными составляющими жизнестойкости являются убеждённость личности в готовности справиться с ситуацией, и открытость всему новому. Жизнестойкость включает в себя три компонента, а именно: вовлечённость, отвечающую за получение человеком радости от выполняемой деятельности; контроля, позволяющему человеку поддерживать активную жизненную позицию и самостоятельно выбирать свой жизненный путь; принятия риска, подталкивающему к оправданному риску и помогающему пользоваться полученным опытом. Наиболее динамичными периодами формирования жизнестойкости являются ранние периоды отногенеза, а именно детский и подростковый возраста, а решающим фактором её развития выступают детско-родительские отношения. Жизнестойкость тесно взаимосвязана с общей самоэффективностью, психологическим благополучием, успешной адаптацией и жизнетворчеством, а также положительно коррелирует со стратегиями совладания, направленными на активное разрешение проблем.
Объект исследования – профессиональные трудности, возникающие в процессе трудовой деятельности.
Предметом исследования выступают психологические аспекты процесса совладания с профессиональными трудностями.
Целью курсовой работы является раскрытие взаимосвязи жизнестойкости и особенностей совладания с профессиональными трудностями.
В процессе раскрытия поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
- Рассмотреть понятие и виды профессиональных трудностей;
- Раскрыть особенности влияния стресса на эффективность профессиональной деятельности;
- Охарактеризовать понятие и параметры жизнестойкости как психологического феномена;
- Изучить особенности онтологической уверенности и жизнестойкости как проявления психологического здоровья и благополучия;
- Проанализировать зависимость жизнестойкости и гендерных особенностей.
При написании работы использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, диалектический метод, системный анализ, сравнительный анализ и другие методы.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов как И.И. Аминов, Н.Д. Амаглобели, Г.Х. Бакирова, Е.А. Березенцева, А.В. Карпов, Л.С. Музыченко, А.М. Столяренко, Т.А. Труфанова, Ю.В. Щербатых и др.
1. Понятие и виды профессиональных трудностей
1.1 Причины и источники профессионального стресса
В современных организациях стресс является очень частым явлением, поэтому всем: и руководителям организации, и самим сотрудникам следует понимать причины и источники возникновения стрессов и по возможности их устранять.[1]
Все источники стресса условно делят на три большие группы.
Первая группа – внешние факторы – это, например, экономический кризис в стране, усиление экономической и политической нестабильности в обществе, инфляция, увеличение безработицы.
Вторая группа – факторы, зависящие от организации. Данная группа может быть разделена на следующие подгруппы:
- характер выполняемой работы (сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда: степень опасности при выполнении работы, уровень шума, освещенность и т.п.);
- нечеткое распределение ролей (несоответствие формально установленных и реальных требований к поведению работников, ролевой конфликт);
- отношения в коллективе (отсутствие поддержки, проблемы с общением);
- организационная структура (например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является потенциальным источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей);
- стиль управления (методы неоправданного давления и угроз, сопровождающиеся чувством беспокойства, страха, угнетенным состоянием).
Третья группа – факторы, зависящие от самого работника – это личностные проблемы, а также специфические качества и черты характера самих работников.
Кроме того, к числу факторов, способствующих или напротив препятствующих возникновению стресса, могут быть отнесены:
- опыт работы. Говорят, что опыт является лучшим учителем; он же может быть и достаточно сильным фактором, препятствующим стрессу. Как правило, чем дольше работают сотрудники, тем лучше они адаптируются к условиям работы в организации, более успешно преодолевают трудности и устраняют препятствия в работе;
- восприятие. Работники очень часто воспринимают ситуацию не такой, как она есть на самом деле, а такой, какой она им кажется в данный момент. Например, предстоящее увольнение в связи с сокращением штатов один работник может воспринимать как жизненную трагедию, а другой – оптимистически, рассчитывая быстро устроиться на новую работу или создать свое собственное дело;
- поддержка коллег, друзей и родственников – помогает снимать напряжение и преодолевать стрессы;
- активные попытки повлиять на ситуацию в целях ее улучшения (поведение, направленное на преодоление возникших трудностей и препятствий), как правило, в большей мере способствуют предупреждению стресса и снижению его уровня, чем пассивная позиция выжидания и невмешательства в создавшуюся ситуацию;
- степень агрессивности.
С точки зрения Ю.В. Щербатых, факторы, вызывающие производственный стресс, можно достаточно условно разделить на:
- объективные (мало зависящие от личности работника);
- субъективные (развитие которых больше зависит от самого человека).
К первой группе относятся вредные характеристики производственной среды, тяжелые условия работы и чрезвычайные (форс-мажорные) обстоятельства. Следует отметить, что некоторые виды деятельности изначально предполагают наличие стрессо-генных факторов, связанных с особенностями производства. Это пыль на цементном заводе, ядовитые испарения в химическом производстве, высокий уровень шума в ткацком цехе, жара в литейном производстве и т.д.[2]
В некоторых видах дельности эти вредные факторы действуют комбинированно – так, например, шахтеры работают в условиях замкнутого пространства, угольной пыли, высоких температур (в глубоких выработках) и психологического ожидания возможной аварии (взрыва метана, обвала горной породы и т.д.). Данные факторы производственной среды первично способствуют развитию биологического стресса, который затем может осложняться стрессом психологическим. Например, после Чернобыльской катастрофы у многих «ликвидаторов» на фоне первичного радиационного облучения, интенсивность которого была им неизвестна, развивалась радиофобия, приводившая к серьезному стрессу.[3]
К неблагоприятным условиям работы, провоцирующим развитие производственного стресса, можно отнести высокий темп деятельности (профессиональный спортсмен), длительную работу (шофер дальних рейсов), «рваный» темп деятельности (врач скорой помощи), повышенную ответственность (авиадиспетчер), значительные физические нагрузки (грузчик) и т.д. Дополнительными факторами стресса являются различные чрезвычайные (форс-мажорные) ситуации, которые могут принимать различный характер в зависимости от специфики труда. Так, для работников нефтедобывающей промышленности это будет авария на буровой установке или газопроводе, для биржевого маклера – обвал акций или неожиданное изменение курса валют, для менеджера отдела снабжения – срыв поставок сырья или комплектующих.
Вторая группа (субъективные факторы стресса) включает две основные разновидности: межличностные (коммуникационные) и внутриличностные стрессы.
Первые могут возникать при общении с вышестоящими должностными лицами, подчиненными и коллегами по работе (равностатусными работниками). Руководитель достаточно часто является источником стресса для своего подчиненного, у которого может возникать стойкое психологическое напряжение по самым разнообразным причинам: из-за чрезмерного контроля со стороны руководителя, из-за его завышенных требований, недооценки его труда, отсутствия четких указаний и инструкций, грубого или пренебрежительного отношения к себе со стороны начальника и т.д.[4]
В свою очередь, подчиненные становятся источниками стресса для своих начальников из-за своей пассивности, излишней инициативности, некомпетентности, воровства, лени и т.д. Лица, не работающие в данной организации, но контактирующие с ней, также могут быть источником стрессов для сотрудников организации. Примером может служить стресс продавцов, которым приходится общаться с большим количеством покупателей, или стресс бухгалтеров, сдающих квартальный или годовой отчет в налоговой инспекции. В то же время для налогового инспектора стрессорным фактором будет бухгалтер, который по отношению к нему является примером внешнего стрессора.
Внутриличностные стрессы, в свою очередь, можно подразделить на профессиональные, стрессы личностного характера и стрессы, связанные с плохим соматическим здоровьем работников. Профессиональные причины стрессов обусловлены нехваткой знаний, умений и навыков (стресс новичков), а также ощущением несоответствия между трудом и вознаграждением за него. Причины стрессов личностного характера носят неспецифический характер и встречаются у работников самых разных профессий. Чаще всего это низкая самооценка, неуверенность в себе, страх неудачи, низкая мотивация, неуверенность в своем будущем и т.д. Источником производственных стрессов может быть и состояние здоровья человека. Так, хронические заболевания могут приводить к стрессам, т.к. они требуют повышенных усилий для их компенсации и снижают эффективность деятельности работника, что может отразиться на его авторитете и социальном статусе.[5]
Острые заболевания также служат источником переживаний как за счет соматопсихических связей, так и косвенно, «выключая» на время работника из трудового процесса (что влечет за собой финансовые потери и необходимость заново адаптироваться к производству).
Зарубежные специалисты в области профессионального стресса выделяют шесть самых главных источников стресса работников:
- режим трудовой деятельности (плохие условия труда, слишком интенсивный режим деятельности, нехватка времени и т.д.);
- роль работника в организации (ролевые конфликты, повышенная ответственность, недостаток полномочий, ролевая неопределенность и т.д.);
- коммуникативные факторы (взаимоотношения с руководством, подчиненными или коллегами, трудности делегирования полномочий и т.д.);
- трудности построения деловой карьеры (неадекватный уровень притязаний, профессиональная неуспешность, слишком медленный или слишком быстрый карьерный рост, страх перед увольнением и т.д.);
- факторы, связанные с организационной культурой и психологическим климатом (несоответствие установок и ожиданий работника корпоративной культуре предприятия, ограничение индивидуальной свободы, интриги и т.д.);
- внеорганизационные источники стрессов (проблемы в семейной жизни из-за сверхнормативных нагрузок на работе; неумение разделить профессиональную и семейную ролевую стратегию поведения; семейные конфликты, связанные с притязанием обоих супругов на карьерное продвижение, и т.д.).
1.2 Психофизиологические механизмы стресса
Для более глубокого понимания природы эмоционального стресса необходимо рассмотреть его патогенез, т. е. психофизиологические механизмы. К настоящему времени накоплен богатый материал теоретических и экспериментальных данных по психофизиологическим механизмам эмоционального стресса. Однако усилия многих исследователей продолжают быть направленными на раскрытие как общих, так и частных вопросов патогенеза стресса. В таких исследованиях ведущая роль отводится нейроэндокринным реакциям, ответственным за формирование стрессового состояния и обеспечивающим сопротивляемость и выживаемость, а в некоторых случаях за развитие глубоких патологических процессов и летальный исход.[6]
Современные взгляды на аспекты психофизиологических механизмов стресса отражены в фундаментальных работах Т. Кокса, Дж. С. Эверли, Л.А. Китаева-Смыка, Л.М. Аболина, А.И. Робу, Ф.З. Следует сказать о наличии гипотезы относительной функциональной декортикации и доминирования подкорковых механизмов в стрессовых состояниях, а также о реактологической теории аффекта А.Р. Лурия. К гипотезе относительной функциональной декортикации примыкают экспериментальные данные Н.Н. Баранова и М.С. Кахана, показавших, что все основные физиологические проявления стресса возможны и у животных, лишенных коры больших полушарий головного мозга, но имеющих ретикулоталамические связи и гипоталамус.