Файл: Жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями (подробно).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 426

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Актуальность исследования. Реформирование в сфере здравоохранения на период до 2020 года, к числу первоочередных задач относит сохранение и укрепление здоровья специалистов в условиях оптимизации их профессиональной деятельности, что актуализирует проблему психической регуляции различных психических состояний, в том числе выгорания. По мнению С. Мадди, жизнестойкость как внутренний ресурс имеет в своей структуре установки и навыки, позволяющие справляться с дистрессом и превращать стрессовые ситуации в новые возможности личностного развития. В современном научном понимании психическое выгорание представляет собой состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы и включающее в себя три составляющих: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений.

1. Понятие и виды профессиональных трудностей

1.1 Причины и источники профессионального стресса

1.2 Психофизиологические механизмы стресса

1.3 Понятие и проявления профессиональной деформации

2. Совладание с профессиональными трудностями через жизнеспособность

2.1 Влияние стресса на эффективность профессиональной деятельности

2.2 Понятие и параметры жизнестойкости как психологического феномена

Ритм жизни современного общества можно по праву назвать стрессогенным, а в некоторых случаях даже экстремальным и критическим. Это обуславливается многими факторами, среди которых мы можем отметить текущие социально-экономические преобразования, политическую обстановку, экологическое состояние окружающей среды, а так же возрастающее информационное воздействие, которому все мы невольно подвергаемся. Всё это сказывается на психологическом здоровье человека, его эмоциональном благополучии. Способность личности успешно преодолевать неблагоприятные средовые условия, демонстрируя высокую устойчивость к стрессогенным факторам, получила название – жизнестойкость, и сегодня её наличие как никогда иначе жизненно важно и необходимо. Именно поэтому современная психологическая наука проявляет повышенный интерес к изучению данного феномена, и его роли в поддержании психологического здоровья человека.[20]

Впервые на данный феномен было обращено внимание в 80-х годах XX века, именно тогда было введено понятие «hardiness», что в переводе с английского языка означало «выносливость», «стойкость», «крепость». Авторами данного понятия стали американские психологи Сальвадор Мадди и Сьюзен Кобейс. Они рассматривали «hardiness» как особое интегративное качество, систему установок и убеждений о мире и о себе, позволяющее личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя при этом внутренний баланс и гармонию. «Hardiness», с точки зрения авторов, облегчало признание человеком своих реальных возможностей и принятие им собственной уязвимости.

Термин «жизнестойкость» был введен С. Кобейсом и С. Мадди. Понятие сформировалось на пересечении экзистенциальной психологии, психологии стресса и психологии совладающего поведения (Д.А. Леонтьев, 2006). Беря во внимание междисциплинарную основу термина, Леонтьев считал, что данное свойство личности характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешности деятельности. Данный подход определяет связь жизнестойкости со способами поведения людей в стрессогенных ситуациях.

Проводя исследования, С. Мадди и С. Кобейса выявили, что жизнестойкость – это некая личностная характеристика. Она является общей мерой психического здоровья человека и отражает три жизненные установки: вовлеченность, уверенность в возможности контроля над ее событиями, а также готовность к риску. Рассматривая эти компоненты чуть подробнее, можно сказать, что человек, у которого развит компонент вовлеченности, способен получать больше удовольствия от собственной деятельности, так как, выполняя ее, он осознает свою значимость. Контроль же, дает уверенность, что борьба может повлиять на исход происходящего. А компонент принятия риска способствует уверенности человека в том, что все, что с ним происходит, дает ему новый толчок для развития и приобретения опыта. Таким образом, высокий уровень жизнестойкости помогает оценить события как менее травмирующие и способствует более успешному совладанию со стрессом. Надо отметить, что в зарубежной и отечественной психологии есть множество взглядов на данный феномен.[21]

Обобщая основные подходы к термину жизнеустойчивости, в отечественной психологии он трактуется как:

- конкретный ресурс;

- интегральное психологическое свойство, которое развивается на основе установок активного взаимодействия с окружающим миром и разными ситуациями;

- интегральная способность к социально-психологической адаптации на основании динамики смысловой саморегуляции.[22]

С точки зрения же зарубежных авторов, феномен жизнестойкости связан с разными структурами психики человека на таких уровнях как:

- функционирования психофизиологических процессов;

- работы психологических процессов;

- проявления личностных образований.

Несомненно, для повышения жизнеустойчивости необходимо определенное поведение, которое будет способствовать готовности решать жизненные сложности. Такое поведение получило название «совладающее». Именно оно помогает приспособиться к изменяющимся обстоятельствам и справляться с эмоциональным стрессом. Существует несколько типов совладающего поведения:

разрешение проблем;

поиск социальной поддержки;

избегание.

На данный момент актуальность совладающего поведения проявляется в возможности прогнозирования поведения человека в экстремальных ситуациях, то есть, его способности выживать. Совладающее поведение связано с индивидуальными свойствами личности, является одним из процессов управления ресурсами – их мобилизации и оптимального использования. Таким образом, чем выше уровень выраженности жизнестойкости, тем выше выражены такие стратегии совладания, как стратегия конфронтации, поиска социальной поддержки и планирования решения.[23]

Данное качество представляло собой своеобразную базу, помогающую перерабатывать стрессовые воздействия и трансформировать негативные впечатления в новые возможности. Данный феномен привлёк внимание многих исследователей, в том числе и именитого отечественного психолога Д.А. Леонтьева. Понятие «hardiness» он перевёл на русский язык как жизнестойкость, что впоследствии придало данному термину особую эмоциональную окраску. Так, в словаре А. Ребера под определением «устойчивый» понимается характеристика индивида, поведение которого относительно надёжно и последовательно. Противоположностью устойчивости служит «неустойчивость», то есть непредсказуемость и беспорядочность поведения и настроения, либо, вовсе его опасность для окружающих.

Таким образом, понятие «жизнестойкость» включает в себя эмоционально насыщенное слово «жизнь» и психологически актуальное свойство «стойкость». Исходя из междисциплинарного подхода к явлению жизнестойкости человека, Д.А. Леонтьев определяет жизнестойкость как черту, характеризующуюся мерой преодоления личности самой себя.[24]

Наиболее близким к понятию жизнестойкости Д.А. Леонтьев относит термин «жизнетворчество», то есть расширение человеком мира, своих жизненных отношений. Основными составляющими жизнестойкости, по его мнению, выступают убеждённость личности в готовности справиться с ситуацией, и открытость всему новому. Жизнестойкость влияет как на оценку текущей ситуации, которая воспринимается менее травматичной, так и на дальнейшие действия человека, стимулируя его к заботе о собственном здоровье и психологическом благополучии.

Немного иначе определяет жизнестойкость Л.А. Александрова. С её точки зрения жизнестойкость – это особая интегральная способность, способствующая успешной адаптации личности. Основные её компоненты входят в два блока: блок общих способностей включает в себя базовые личностные установки, интеллект, самосознание, смысл и ответственность; блок специальных способностей, включает навыки взаимодействия с людьми, а также навыки преодоления различных типов сложных ситуаций.

В дальнейшем, теоретическим фундаментом для разработки данного понятия послужили положения экзистенциальной психологии. По мнению психологов, работающих в русле данного направления, все события нашей жизни представляют собой результат принятия решений. Любое решение – это выбор. Либо выбор будущего – неизвестности, либо прошлого – определённости. При этом выбор будущего, как часто случается, сопровождается онтологической тревогой. И чем больше изменений предвидится, тем выше тревога. Поэтому, чтобы избежать её, человек поступает привычно, то есть выбирает прошлое.

Однако чрезмерно частый выбор в пользу прошлого ведёт к застою, тем самым увеличивая чувство бессмысленности жизни. Выбор же будущего, несмотря на закономерную тревогу, приносит в жизнь человека новый опыт и возможности, стимулируя его к дальнейшему личностному развитию. Механизм действия жизнестойкости здесь заключается в воздействии установок на оценку текущей жизненной ситуации и готовности человека активно действовать в пользу будущего.[25]

В тоже время, по утверждению С. Мадди и Д. Фиске, изначально сложилось, что существуют люди с высоким и низким уровнем активности, вследствие тенденции ядра личности, стремящегося сохранить характерный для него уровень активации. Однако во многом благодаря осознанию важности собственной активности, в противовес пассивности, человек способен понять, что именно посредством неё он сможет воздействовать на свою собственную жизнь, и именно она оказывается ключевой переменной препятствующей возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях. Таким образом, мы можем утверждать, что данная теория сообщает нам о привычных и потенциальных уровнях активации, а одним из главных оснований жизнестойкости, по мнению С. Мадди, является черта активности, в противовес пассивности.

С. Мадди было установлено, что характерная кривая активации личности формируется на ранних периодах жизни, после чего она мало изменяется. Сенситивным периодом формирования и развития компонентов жизнестойкости является детство и подростковый возраст, а решающим фактором здесь выступают детско-родительские отношения. Конечно, в дальнейшем так же возможно развитие жизнестойкости, однако её темпы будут не столь высоки как в ранние периоды. [26] Перейдя к рассмотрению структуры жизнестойкости, вновь обратимся к трудам Сальвадора Мадди. Им было выделено три компонента – это вовлечённость, контроль и принятие риска.

Далее представим каждый из трёх компонентов в отдельности: Первым составным компонентом жизнестойкости является «вовлечённость». Вовлечённость – это убеждённость человека в том, что участие в происходящих событиях даёт ему возможность найти в жизни что-то стоящее и интересное. Люди с развитым компонентом вовлечённости умеют получать искреннюю радость от своей собственной деятельности. За счёт погружённости в рабочий процесс, а так же активной творческой позиции они находят в повседневных делах много всего ценного и интересного, что позволяет им успешно преодолевать актуальные и потенциальные стрессы. Отсутствие у человека чувства вовлечённости, напротив, способствует возникновению подавленности и отверженности, убеждённости, что жизнь проходит мимо него. Следующим компонентом в структуре жизнестойкости является «контроль».

Контроль – это своеобразная установка на проявление жизненной активности. Человеку, наделённому высокоразвитым контролем свойственна активная жизненная позиция, ощущение, что он самостоятельно, независимо не от кого выбирает свой собственный путь, и что только он сам может повлиять на результат происходящего. В противоположность этому может формироваться чувство собственной беспомощности, ощущение, что от собственного выбора ничего не зависит, и что всё решается кем-то другим, но никак не самим человеком. И третий компонент жизнестойкости – это «вызов», или как его ещё называют – «принятие риска».

Принятие риска представляет собой убеждённость человека в том, что всё то, что с ним происходит, способствует его личностному развитию, а из любого жизненного события, позитивного или негативного можно подчерпнуть полезный для себя опыт. Такой человек может считать стремление к повседневному комфорту и безопасности скучным, обедняющим жизнь, а действия вопреки трудностям, и в отсутствие гарантированного успеха, весьма полезными. Напротив, люди с низкими показателями вызова не умеют должным образом пользоваться полученным опытом, и предпочитают довольствоваться малым.

Таким образом, мы видим, что для сохранения оптимальной работоспособности, активности в стрессогенных ситуациях, и самое главное, психологического здоровья особо важна высокая развитость каждого из трёх представленных компонентов жизнестойкости. Касаясь вопроса определения взаимосвязей жизнестойкости со сходными понятиями и явлениями, мы можем сказать, что на данный момент времени, в отечественной и зарубежной психологии имеют место многочисленные исследования отражающих сущностные черты данного явления. Так, Д. Бэнк и Л. Кэннон в своих исследованиях рассматривали влияние «hardiness» на взаимосвязь между стрессорами и психосоматической патологией. Они выяснили, что лица, обладающие хорошо выраженными качествами «hardy», испытывают стрессы намного реже и не воспринимают мелкие неприятности как стрессогенные.[27]

В свою очередь С. Ханг установил, что люди с высокой выраженностью жизнестойкости имеют высокую вероятность оставаться здоровыми и воспринимать изменения, происходящие в их жизни как положительные. Исследования И. Солковой и П. Томанека выявили, что жизнестойкость положительно воздействует на ресурсы совладания, повышая при этом общую самоэффективность. Лица, имеющие высокие показатели «hardiness», имеют более высокую когнитивную оценку и развитые копингстратегии.[28]

В отечественной психологии жизнестойкость стала изучаться сравнительно недавно, но уже имеются довольно интересные исследования. Так, Е.И. Рассказова в своих исследованиях установила, что жизнестойкость способствует поддержанию общей витальности и активной деятельности человека. Исследования Л.А. Александровой показали, что высокий уровень жизнестойкости способствует успешной личностной адаптации, а также препятствует повышению тревожности и возникновению напряжения в адаптационный период. Так же было установлено, что жизнестойкость отрицательно связана с депрессивностью, использованием неадаптивных копинг механизмов, а также некоторыми симптомами посттравматического стрессового расстройства.

2.3 Онтологическая уверенность и жизнестойкость как проявления психологического здоровья и благополучия

На данном этапе исследования онтологической уверенности (ОУ) важной задачей является дальнейшее определение феномена ОУ, в том числе и через изучение его соотношения с уже известными феноменами, наличие и важность которых была выявлена и доказана. К их числу может быть отнесена и жизнестойкость. ОУ с жизнестойкостью объединяет то, что:

- они представляют собой экзистенциальные феномены;

- определяются авторами в качестве экзистенциального состояния, позиции (ОУ), диспозиции, системы установок, убеждений, чувств (жизнестойкость);

- противопоставляются невоплощенности, отчуждению человека от себя, других людей, мира (ОУ), невовлеченности, отчуждению (жизнестойкость).

- состояние ОУ характеризуется воплощенностью ментального Я в теле, поступках, поведении, деятельности, общении, С. Мадди одним из компонентов жизнестойкости, позволяющих человеку выбирать будущее, преодолевать экзистенциальную тревогу, считает вовлеченность, ориентацию на активное участие в жизни. Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность.[29]

- ОУ предполагает переживание автономии и одновременно связанности индивида с другими людьми и миром. С. Мадди, акцентируя индивидуализм жизнестойкой личности, выбирающей будущее, отмечает сопутствующее этому процессу становление близких интимно-личностных взаимоотношений, склонных к обновлению и одновременно устойчивых.[30]

2.4 Жизнестойкость и гендерные особенности

В настоящее время возникло новое общество, которое предъявляет к человеку особые требования для успешной адаптации к постоянно меняющимся условиям. В связи с постоянными изменениями от человека требуется высокая чувствительность и гибкость, а так же сила и воля для реализации своих целей и для возможности справляться с трудностями. На данный момент в разных сферах науки актуальным становится понятие «кризис». Кризис распространяется на все сферы жизни общества, затрагивая экономическую, политическую, социальную, психологическую и другие стороны.[34]

Справляться с кризисами, в первую очередь с личностными, во многом, помогает такое качество, как жизнестойкость. Поэтому проблема жизнестойкости личности становится особенно актуальной и выходит на передний план научного исследования. Жизнестойкость оказывается ключевой личностной переменной, опосредующей влияние стрессогенных факторов на соматическое и душевное здоровье, а также на успешность деятельности.[35]

Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых.[36]

Как известно, понятие жизнестойкости было введено Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди и разрабатывалось на пересечении экзистенциальной психологии, психологии стресса и психологии совладающего поведения. Исходя из междисциплинарного подхода к явлению жизнестойкости человека, Д.А. Леонтьев считает, что данное свойство личности характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешности деятельности.

В теоретическом отношении понятие жизнестойкости можно сравнить с таким изречением экзистенциального философа П. Тиллиха как «отвага быть». Эта экзистенциальная отвага предполагает принимать риск, быть вовлеченным в деятельность и принимать ответственность за происходящее на себя. Таким образом, личность сохраняет внутренний баланс и остается успешной в реализации. Каждый человек обладает разнообразием психологических черт характера. Некоторые черты являются как бы «бесполыми», универсальными, а некоторые черты традиционно связываются с принадлежностью к той или иной гендерной идентичности.[37]

Термин gender в современной науке трактуется по-разному. Мы будем придерживаться определения гендера как социально-биологической и культурной характеристики, с помощью которой личность самоопределяется как «мужчина» или «женщина». Именно ожидания и убеждения по поводу распределения и исполнения ролей влияют на поведение мужчин и женщин. Такие убеждения закреплены во многом социальными стереотипами об истинных мужских и женских реакциях поведения.

По данным дифференциальной психологии, женщина субъективнее и чувствительнее к человеческим взаимоотношениям и их мотивам, чем мужчины. Мужчины больше тяготеют к предметной деятельности, связанной с преодолением физических трудностей, либо к теоретической, связанной с развитием абстрактных идей, тогда как у женщин сильнее выражены гуманитарные склонности. Остановимся коротко на трех основных понятиях, о которых принято говорить в связи с феноменом гендер – маскулинность, фемининность, андрогинность.[38]

Маскулинность. К типично мужским чертам традиционно относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др.

Фемининность. К типично женским чертам традиционно относятся такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др. Социальные стереотипы фемннинности меньше касаются полевых сторон личности и успешности деловой карьеры, но при этом уделяют значительное внимание эмоциональным аспектам.[39]

Андрогинность. В соответствии с существующими представлениями индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогиннного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив, проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия.

Таким образом, говоря о том, что жизнестойкость это система убеждений о себе, о мире, о других, мы можем работать с подобного рода убеждениями о себе как о мужчине, либо как о женщине путем интеграции мускулинных и фемининных черт. [40] Интеграция мужских и женских характеристик способствует повышению жизнестойкости, успешной реализации в современном меняющемся обществе. Основная задача современных психологов нейтрализовать так называемые полярности, расколы, приводя современную личность к состоянию внутренней сбалансированности.

Заключение

Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых.

Как известно, понятие жизнестойкости было введено Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди и разрабатывалось на пересечении экзистенциальной психологии, психологии стресса и психологии совладающего поведения. Исходя из междисциплинарного подхода к явлению жизнестойкости человека, Д.А. Леонтьев считает, что данное свойство личности характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешности деятельности.

Список литературы

Далее представим каждый из трёх компонентов в отдельности: Первым составным компонентом жизнестойкости является «вовлечённость». Вовлечённость – это убеждённость человека в том, что участие в происходящих событиях даёт ему возможность найти в жизни что-то стоящее и интересное. Люди с развитым компонентом вовлечённости умеют получать искреннюю радость от своей собственной деятельности. За счёт погружённости в рабочий процесс, а так же активной творческой позиции они находят в повседневных делах много всего ценного и интересного, что позволяет им успешно преодолевать актуальные и потенциальные стрессы. Отсутствие у человека чувства вовлечённости, напротив, способствует возникновению подавленности и отверженности, убеждённости, что жизнь проходит мимо него. Следующим компонентом в структуре жизнестойкости является «контроль».

Контроль – это своеобразная установка на проявление жизненной активности. Человеку, наделённому высокоразвитым контролем свойственна активная жизненная позиция, ощущение, что он самостоятельно, независимо не от кого выбирает свой собственный путь, и что только он сам может повлиять на результат происходящего. В противоположность этому может формироваться чувство собственной беспомощности, ощущение, что от собственного выбора ничего не зависит, и что всё решается кем-то другим, но никак не самим человеком. И третий компонент жизнестойкости – это «вызов», или как его ещё называют – «принятие риска».

Принятие риска представляет собой убеждённость человека в том, что всё то, что с ним происходит, способствует его личностному развитию, а из любого жизненного события, позитивного или негативного можно подчерпнуть полезный для себя опыт. Такой человек может считать стремление к повседневному комфорту и безопасности скучным, обедняющим жизнь, а действия вопреки трудностям, и в отсутствие гарантированного успеха, весьма полезными. Напротив, люди с низкими показателями вызова не умеют должным образом пользоваться полученным опытом, и предпочитают довольствоваться малым.

Таким образом, мы видим, что для сохранения оптимальной работоспособности, активности в стрессогенных ситуациях, и самое главное, психологического здоровья особо важна высокая развитость каждого из трёх представленных компонентов жизнестойкости. Касаясь вопроса определения взаимосвязей жизнестойкости со сходными понятиями и явлениями, мы можем сказать, что на данный момент времени, в отечественной и зарубежной психологии имеют место многочисленные исследования отражающих сущностные черты данного явления. Так, Д. Бэнк и Л. Кэннон в своих исследованиях рассматривали влияние «hardiness» на взаимосвязь между стрессорами и психосоматической патологией. Они выяснили, что лица, обладающие хорошо выраженными качествами «hardy», испытывают стрессы намного реже и не воспринимают мелкие неприятности как стрессогенные.[27]


В свою очередь С. Ханг установил, что люди с высокой выраженностью жизнестойкости имеют высокую вероятность оставаться здоровыми и воспринимать изменения, происходящие в их жизни как положительные. Исследования И. Солковой и П. Томанека выявили, что жизнестойкость положительно воздействует на ресурсы совладания, повышая при этом общую самоэффективность. Лица, имеющие высокие показатели «hardiness», имеют более высокую когнитивную оценку и развитые копингстратегии.[28]

В отечественной психологии жизнестойкость стала изучаться сравнительно недавно, но уже имеются довольно интересные исследования. Так, Е.И. Рассказова в своих исследованиях установила, что жизнестойкость способствует поддержанию общей витальности и активной деятельности человека. Исследования Л.А. Александровой показали, что высокий уровень жизнестойкости способствует успешной личностной адаптации, а также препятствует повышению тревожности и возникновению напряжения в адаптационный период. Так же было установлено, что жизнестойкость отрицательно связана с депрессивностью, использованием неадаптивных копинг механизмов, а также некоторыми симптомами посттравматического стрессового расстройства.

2.3 Онтологическая уверенность и жизнестойкость как проявления психологического здоровья и благополучия

На данном этапе исследования онтологической уверенности (ОУ) важной задачей является дальнейшее определение феномена ОУ, в том числе и через изучение его соотношения с уже известными феноменами, наличие и важность которых была выявлена и доказана. К их числу может быть отнесена и жизнестойкость. ОУ с жизнестойкостью объединяет то, что:

- они представляют собой экзистенциальные феномены;

- определяются авторами в качестве экзистенциального состояния, позиции (ОУ), диспозиции, системы установок, убеждений, чувств (жизнестойкость);

- противопоставляются невоплощенности, отчуждению человека от себя, других людей, мира (ОУ), невовлеченности, отчуждению (жизнестойкость).


- состояние ОУ характеризуется воплощенностью ментального Я в теле, поступках, поведении, деятельности, общении, С. Мадди одним из компонентов жизнестойкости, позволяющих человеку выбирать будущее, преодолевать экзистенциальную тревогу, считает вовлеченность, ориентацию на активное участие в жизни. Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность.[29]

- ОУ предполагает переживание автономии и одновременно связанности индивида с другими людьми и миром. С. Мадди, акцентируя индивидуализм жизнестойкой личности, выбирающей будущее, отмечает сопутствующее этому процессу становление близких интимно-личностных взаимоотношений, склонных к обновлению и одновременно устойчивых.[30]

Онтологическую уверенность и жизнестойкость объединяет также то, что их можно соотнести с психологическим здоровьем и благополучием. Пионерами исследования психологического здоровья по праву считались А. Маслоу и К. Роджерс, среди отечественных авторов этой проблематикой занимались Б. Братусь, И. Дубровина, В. Слободчиков, В. Шувалов, Е. Калитеевская. В 60-е годы, когда А. Маслоу и К. Роджерс разрабатывали проблему самоактуализации, в Америке начинало складываться направление, тяготеющее к гуманистической психологии, предметом изучения которого стало психологическое благополучие (well-being). Начало ему положила книга Н. Брадбурна Структура психологического благополучия.

В отличие от понятия психологического здоровья психологическое благополучие по своему смыслу и содержанию преимущественно соотносится с экзистенциальным переживанием человеком отношения к собственной жизни. В психологии нет единого общепризнанного определения понятия психологическое благополучие. Строго говоря, оно существует, прежде всего, в сознании самого носителя психологического благополучия и является с этой точки зрения субъективной реальностью, базируется на интегральной оценке своего собственного бытия.[31]

Вслед за Р. Лэйнгом Н.В. Коптева рассматривает онтологическую уверенность как проявление психологического здоровья. Вместе с тем приведенное определение психологического благополучия в полной мере относится к онтологической уверенности. Между ОУ и жизнестойкостью существует, однако, важное отличие. ОУ предполагает подлинность бытия как скорее пространственную характеристику (воплощенность, целостность бытия-в-мире), а жизнестойкость – подлинность бытия как выбор будущего, выход за пределы наличного бытия.


В качестве гипотезы выдвигается следующее положение: онтологическая уверенность (ОУ) на обоих ее уровнях (переживания бытийных опор, переживания автономии и связанности) и жизнестойкость представляют собой родственные психологические феномены. Результаты исследования: была выявлена структура показателей онтологической уверенности и жизнестойкости, состоящая из трех факторов (60,7% объясняемой дисперсии), в которых показатели методик оказались смешанными.

Фактор Автономия, витальные контакты с миром, бытийные опоры в собственном Я и за его пределами, предполагающие вовлеченность и контроль (21,6%) свидетельствует о том, что измерения ОУ обоих уровней из характеристик жизнестойкости предполагают, прежде всего, вовлеченность как степень интегрированности субъекта в деятельность, в широком смысле – в жизнедеятельность.[32]

В факторе Витальные контакты с людьми, бытийные опоры в людях, в том числе значимых и контроль, снижающие выраженность ложного Я (19,6%) измерения ОУ обоих уровней и также объединены с аспектом жизнестойкости контролем, убежденностью в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован.[33]

Вместе они противостоят ложному Я, отчуждению. Субъект контроля в факторе не обнаружен, ясно только что им не является ложное Я. В факторе Бытийные опоры, обеспечивающие принятие риска (19,5%) представлены бытийные опоры человека в собственном воплощѐнном Я за его пределами (в мире), которые позволяют принимать риск, как убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, – неважно, позитивного или негативного. Вывод: онтологическая уверенность и жизнестойкость как экзистенциальные измерения психологического здоровья представляют собой взаимосвязанные феномены. Измерения ОУ образуют общие факторные структуры с характеристиками жизнестойкости, вовлеченностью, контролем и принятием риска и снижают выраженность Ложного Я, отчуждения.

2.4 Жизнестойкость и гендерные особенности

В настоящее время возникло новое общество, которое предъявляет к человеку особые требования для успешной адаптации к постоянно меняющимся условиям. В связи с постоянными изменениями от человека требуется высокая чувствительность и гибкость, а так же сила и воля для реализации своих целей и для возможности справляться с трудностями. На данный момент в разных сферах науки актуальным становится понятие «кризис». Кризис распространяется на все сферы жизни общества, затрагивая экономическую, политическую, социальную, психологическую и другие стороны.[34]


Справляться с кризисами, в первую очередь с личностными, во многом, помогает такое качество, как жизнестойкость. Поэтому проблема жизнестойкости личности становится особенно актуальной и выходит на передний план научного исследования. Жизнестойкость оказывается ключевой личностной переменной, опосредующей влияние стрессогенных факторов на соматическое и душевное здоровье, а также на успешность деятельности.[35]

Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых.[36]

Как известно, понятие жизнестойкости было введено Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди и разрабатывалось на пересечении экзистенциальной психологии, психологии стресса и психологии совладающего поведения. Исходя из междисциплинарного подхода к явлению жизнестойкости человека, Д.А. Леонтьев считает, что данное свойство личности характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешности деятельности.

В теоретическом отношении понятие жизнестойкости можно сравнить с таким изречением экзистенциального философа П. Тиллиха как «отвага быть». Эта экзистенциальная отвага предполагает принимать риск, быть вовлеченным в деятельность и принимать ответственность за происходящее на себя. Таким образом, личность сохраняет внутренний баланс и остается успешной в реализации. Каждый человек обладает разнообразием психологических черт характера. Некоторые черты являются как бы «бесполыми», универсальными, а некоторые черты традиционно связываются с принадлежностью к той или иной гендерной идентичности.[37]

Термин gender в современной науке трактуется по-разному. Мы будем придерживаться определения гендера как социально-биологической и культурной характеристики, с помощью которой личность самоопределяется как «мужчина» или «женщина». Именно ожидания и убеждения по поводу распределения и исполнения ролей влияют на поведение мужчин и женщин. Такие убеждения закреплены во многом социальными стереотипами об истинных мужских и женских реакциях поведения.