Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации, тенденции и перспективы развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Управлять такой масштабной по территории страной, как Россия, очень сложно, а без организации четкой и эффективной системы власти на местах – это вообще невозможно. Поэтому организации местного самоуправления, а также государственной и муниципальной службы в нашей стране уделяется пристальное внимание, как со стороны государства, так и со стороны общества.

Целью данной работы является изучение особенностей государственной и муниципальной службы и местного самоуправления.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что государственная и муниципальная служба в качестве деятельности по обеспечению реализации функций государственной власти – это важнейший элемент механизма управления страной. От эффективности такой службы во многом зависит эффективность всей власти в стране. Четкое разграничение полномочий федеральной власти и власти на местах – неотъемлемый элемент управления страной. В связи с этим необходимо, чтобы функции разных уровней власти не дублировали друг друга, но и не оставалось таких вопросов, которые бы остались без внимания, а также, чтобы были созданы эффективные механизмы реализации функции федеральных и муниципальных органов власти, учитывающие специфику развития той или иной территории России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать понятие и указать значение государственной и муниципальной службы;

- осветить принципы построения государственной и муниципальной службы в России;

- дать определение и описать функции местного самоуправления в Российской Федерации;

- рассмотреть полномочия органов местного самоуправления в России;

- дать характеристику должностным лицам местного самоуправления и их обязанностям;

- раскрыть сущность управления государственной и муниципальной службой.

Курсовая работа структурирована в соответствии с поставленными задачами. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цели и задачи исследования.

В первой главе будут освещены теоретические аспекты государственного и муниципального управления, а именно будет дано понятие государственной и муниципальной службы, освещено ее значение для государства, раскрыты принципы построения государственной и муниципальной службы.

Во второй главе речь пойдет непосредственно о местном самоуправлении в России. Так будет дано определение и раскрыты функции местного самоуправления, рассмотрены полномочия органов самоуправления в России, а также дана характеристика должностным лицам местного самоуправления и освещены их обязанности.


Третья глава посвящена системе управление государственной и муниципальной службой в России.

В заключении подводятся итоги проведенного в работе анализа и делаются заключительные выводы.

В работе будут использованы такие общенаучные методы исследования, как анализ, синтез, обобщение.

Тема государственного службы и эффективной ее организации как на федеральном уровне, так и на местах является достаточно изучаемой, и давно исследуется учеными всего мира. В связи с этим методологической и теоретической основой работы будут выступать исследования ведущих отечественных и зарубежных авторов. К ним относятся Авакьян С.А., Лютцер В. Л., Пешин Н. Л., Адуков Р., Атаманчук Г.В., Бахрах Д.Н., Васильев А.А., Волков В.В. Сапфирова А.А., Выдрин И.В., Кокотов А.Н., Гришковец A.A., Демин А.А., Кузнецов Т.Д., Кутафин О.Е., Саломаткин А.С., Наумов С.Ю., Овнов С. В., Пикулькин А.В., Рой О.М., Фомина В.П., Алексеева С.Г., Черепанов В.В., Чиркин Л. Б., Юницкий Л.Т., Юрченко В.Н. и др.

Правовую базу работы составляют положения официальных документов и нормативные акты Российской Федерации.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

1.1 Понятие и значение государственной и муниципальной службы

Как правило, службой называется отношение долга, верности, преданности, готовность на защиту чьих-либо интересов. Значение службы заключается в формировании условий для нормального развития общества и обеспечения иных видов общественной деятельности.

Одним из разновидностей службы является государственная и муниципальная служба, затрагивающая такие сферы как социально-культурное обслуживание населения, обеспечение деятельности органов государственной власти, осуществление управления обществом и т.д.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» определяет государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан России по обеспечению реализации полномочий следующих структур:


- Федеральных органов государственной власти, а также лиц замещающих должности, которые установлены Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами для непосредственного исполнения функций федерального государственного органа;

- органов власти субъектов Российской Федерации, а также лиц, которые замещают должности, устанавливаемые Уставами, Законами субъектов Российской Федерации для непосредственного осуществления полномочий Государственных органов Российской Федерации.

Муниципальная службы определяется как профессиональная служебная деятельность граждан России по обеспечению реализации полномочий органов власти субъектов Российской Федерации, а также лиц, которые замещают должности, устанавливаемые Уставами, Законами субъектов Российской Федерации для непосредственного осуществления полномочий Государственных органов Российской Федерации.

Различия между государственной службой РФ и муниципальной службой заключается в осуществляемой российским гражданином трудовой функции в интересах Российской Федерации в целом или отдельного региона. Кроме того, должности федеральной государственной службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ, а должности государственной муниципальной службы – законами или иными подзаконными нормативно-правовыми актами муниципального образования в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность [18].

Существует три основных подхода к определению термина «государственная служба»:

- согласно деятельностному подходу под государственной службой понимается профессиональная служебная деятельность по обеспечению полномочий государственных органов;

- в рамках правового подхода выделяется следующее определение государственной службы – публично-правовые отношения между государством и государственными служащими по поводу условий, методов и результатов служения государству и обществу;

- институциональный подход понимает государственную службу как совокупность правовых, социальных, организационных норм, правил, стандартов, традиций по реализации Конституции РФ и законов государства, его политических, социальных и экономических задач [9].

Основной целью государственной и муниципальной службы является реализация на практике функций государства, решение возложенных на него задач, обеспечение достойного уровня жизни населения, удовлетворение интересов общества на основании принципов и положений, утвержденных нормативно-правовыми актами Федерации и субъектов федерации.


В рамках поставленной цели выделяются следующие задачи государственной и муниципальной службы:

- обеспечение построения государственного управления согласно установленным Конституцией нормам;

- разработка рациональной стратегии развития всех сфер жизни общества;

- формирование кадрового состава государственных органов, которые в состоянии реализовывать установленную стратегию развития государства;

- создание наиболее рациональных организационных структур органов государственной власти;

- оперативное принятие решений по различным государственным вопросам;

- обеспечение защиты прав и интересов граждан, формирование благоприятных условий для развития общества;

- обеспечение выполнения органами государственной власти возложенных на них функций.

Государственная и муниципальная служба выполняет свои специфические функции, к которым относятся:

1) Правоприменительная: она подразумевает применение на практике норм Конституции России, законодательных и нормативных актов страны.

2) Правотворческая: в рамках данной функции государственная и муниципальная служба занимается разработкой и принятием различных нормативно-правовых актов.

3) Правозащитная: данная функция направлена на обеспечение установленных законом прав и свобод населения страны.

4) Регулирующая: эта функций предполагает разработку и проведение политики государства во всех сферах общественной жизни. Государственная и муниципальная служба участвует в разработке различных программ деятельности государства, принятии политических решения и их осуществлении на практике.

5) Организационная: здесь подразумевается обеспечение реализации компетенции государственных органов на практике, установление их внутренней согласованности, стабильного режима работы, а также оказание положительного влияния на жизнь российского общества [4].

1.2 Принципы построения государственной

Законодательством России подразумевается построение государственной и муниципальной службы на следующих принципах:

1) Принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над всеми остальными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при осуществлении сотрудников государственных и муниципальных органов своих профессиональных обязанностей.


2) Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, обязанности государственных и муниципальных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

3) Принцип единства всей системы государственной власти, эффективное разделение полномочий между ее различными уровнями

4) Принцип разделения трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной.

5) Принцип равного доступа граждан к государственной и муниципальной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.

6) Принцип обязательности для государственных и муниципальных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7) Принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной и муниципальной службе.

8) Принцип профессионализма и компетентности государственных и муниципальных служащих.

9) Принцип гласности в осуществлении государственной и муниципальной службы.

10) Принцип ответственности государственных и муниципальных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

11) Принцип внепартийности государственной и муниципальной службы.

12) Принцип отделения религиозных объединений от государства;

12) Принцип стабильности кадров государственных и муниципальных служащих в государственных органах [26].

Наиболее важным можно считать принцип верховенства Конституции России и других законов. Регулирование службы в субъектах России осуществляется и общими законами федерации, и местными законами, которые должны обязательно разрабатываться и приниматься в пределах данного субъекта.

Принцип верховенства Конституции России и федеральных законов должен обязательно применяться при возникновении каких-либо спорных ситуаций в процессе государственной и муниципальной службы.

Принцип приоритета прав гражданина является одновременно и конституционным принципом. Деятельность любого государства направлена в первую очередь на соблюдение и защиту прав человека, следовательно, и в обязанности сотрудников государственной и муниципальной службы входит обязательное соблюдение прав человека. Реализация данного принципа определяет и социальное значение государственной и муниципальной службы. В связи с этим, при приеме на работу в органы государственной и муниципальной власти особое внимание уделяется их отношению к соблюдению прав человека, потому что государственный служащий должен на деле выполнять волю государства по отношению к своим гражданам.