Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации, тенденции и перспективы развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Еще одним принципом, который установлен Конституцией, является принцип равного доступа к государственной и муниципальной службе. Реализация данного принципа подразумевает равные возможности граждан для участия в государственные и муниципальные службы вне зависимости от их половых, национальных, языковых, религиозных признаках, материального положения, жизненных взглядов и т.д.

Такой принцип, как профессионализм и компетентность, подразумевает, что работник государственного аппарата:

- всегда готов к осуществлению своих должностных полномочий;

- обладает отличными знаниями в своей сфере государственной деятельности;

- знает свои права и обязанности, принимает активное и эффективное участие в реализации своих должностных полномочий;

- знает все особенности работы в органах государственной и муниципальной службы;

- имеет хорошую общую и профессиональную подготовку;

- знает юридические и этические нормы осуществления своей служебной деятельности.

Реализация данного принципа поддерживается значительной нормативно-правовой базой. Статус работников государственного и муниципального аппарата зависит в большей степени от них самих, поэтому они должны быть нацелены на достижение хорошего уровня своей профессиональной деятельности [6].

ГЛАВА 2. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ

2.1 Определение и функции местного самоуправления

В демократическом государстве организация и осуществление власти основывается на принципе разделения властей, который сопоставляется с принципом организации местного самоуправления. Посредством данного принципа создается такая децентрализация управленческой системы России, которая обеспечивает наиболее эффективное удовлетворение интересов граждан на местах, учитывая при этом всю специфику национального и исторического развития.

Местное самоуправление в России представляет собой такой способ организации и осуществления управления на местах, при котором становится реальным самостоятельное принятие населением решений по вопросам местного значения.


Согласно положениям Конституции России, органы местного самоуправления не включаются в систему органов государственной власти. Органы государственной власти только формируют правовые рамки для функционирования местного самоуправления, но осуществлять его они не имеют права. В их обязанности входит обеспечение государственного контроля над соблюдением законодательно закрепленных прав физических и юридических лиц, а также защита данных прав.

Таким образом, можно сказать, что самостоятельность местного самоуправления ограничена Конституцией страны и федеральными законами, а непосредственно само местное самоуправление является составной частью общей системы государственного управления.

Не являясь элементом системы государственных органов, органы местного самоуправления, как и полностью все самоуправление, представляются собой не только форму самоорганизации населения для решения вопросов своего муниципального образования. Местное самоуправление является также формой публичной власти, власти народа. В связи с этим для функционирования органов местного самоуправления присущи такие характерные для органов власти черты, как наличие властных полномочий, обязательный характер исполнения принимаемых ими решений, для всех расположенных на территории данного муниципального образования физических и юридических лиц.

В территорию муниципального образования включаются земли городских, сельских поселений, находящиеся рядом с ними земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, которые необходимы для развития данных поселений, и иные земли в пределах муниципального образования независимо от их форм собственности и целевого назначения.

Местное самоуправление формирует условия для сближения власти с гражданами страны, для создания эффективной и гибкой системы управления на местах, которая учитывала бы все местные особенности. Оно поддерживает развитие инициативы у населения страны, и, в конце концов, способствует установлению муниципальной демократии [5].

Функции местного самоуправления – это основные направления деятельности органов местного самоуправления, а также должностных лиц этих органов, направленные на реализации права граждан на местное самоуправление.

Основные функции местного самоуправления заключаются в следующем:

- обеспечение реализации права граждан на решение вопросов местного значения, путем использования механизмов непосредственной демократии, деятельности выборных и представительных органов местного самоуправления, обеспечения гарантий местного самоуправления;


- управление муниципальной собственностью, выполняемое специальными органами местного самоуправления;

- охрана общественного порядка, в соответствие Конституцией РФ;

- обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;

- удовлетворение социальных и социально-бытовых потребностей населения [13].

2.2 Полномочия органов местного самоуправления в России

Полномочия местного самоуправления – это закрепленные феде­ральным законодательством, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления за населением соответствующих территорий, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, которые связанны с реализацией задач и функций местного самоуправления на определенной территории.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к полномочиям органов местного самоуправления решения следующих задач:

- принятие и внесение изменений в уставы муниципальных образований, а также обеспечение контроля над их исполнением;

- владение, пользование и распоряжение собственностью муниципального образования, а также контроль над его сохранностью и надлежащим состоянием;

- формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление и сбор местных налогов и сборов, решение иных финансовых вопросов местного значения;

- развитие всех направлений социально-культурной жизни население территории;

- надлежащее содержание и рациональное использование жилых и нежилых помещений, относящихся к муниципальной собственности;

- создание и обеспечение эффективной деятельности муниципальных учреждений дошкольного, общего и профессионального образования;

- организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения и т.д. [27]

Выделяются несколько групп полномочий органов местного самоуправления.

1) В финансовой и бюджетной сферах они занимаются формированием, утверждением и исполнением местного бюджета, определяют местные налоги, формируют и устанавливают порядок функционирования внебюджетных фондов, создают фонды для финансирования целевых программ местного значения и решения иных вопросов, находящихся в их ведении.


2) Самостоятельно управляют муниципальной собственностью, осуществляют контроль над ее надлежащим состоянием и эффективным использованием, а также взаимодействуют с государственными учреждением, предприятиям и организациями, существующими на подведомственной им территории.

3) В области земельных отношений и охраны окружающей среды органы местной власти устанавливают на основании земельного законодательства порядок и условия предоставления и изъятия земельных участков.

4) В сфере строительства, жилищного и коммунального хозяйства, бытового и торгового обслуживания населения, транспорта и связи представители муниципальной власти занимаются утверждением планов и правил застройки населенных пунктов и организации объектов социального назначения.

Органы местного самоуправления руководят транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности; осуществляют контроль за работой других транспортный предприятий и организаций, обслуживающих население.

Органы местного самоуправления осуществляют контроль за над­лежащей эксплуатацией жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания; обеспечивают устойчивую работу объектов водо-, газоэнергоснабжения, принимают меры, обеспечивающие население топливом; орга­низуют благоустройство территории, привлекают на договорной основе к этой работе предприятия, учреждения, организации, а также население, осуществляют озеленение, охрану зеленых насаждений и водоемов, создают места отдыха граждан, присваивают наименования улицам.

5) В области социально-культурного обслуживания населения органы местного самоуправления управляют всеми входящими в их зону контроля учреждениями народного образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физкультурно-спортивными учреждениями.

6) В области социальной защиты населения органы местного самоуправления занимаются реализацией норм действующего законодательства о выплате социальных пенсий и пособий.

7) В области поддержания общественного порядка, обеспечения прав и свобод граждан органы местного самоуправления осуществляют контроль над соблюдением законодательства на подведомственной им территории.

Часть полномочий местного самоуправления находится в исключи­тельном ведении представительных органов местного самоуправления.

Органы государственной власти имеют право наделять своими отдельными государственными полномочиями органы местного самоуправления всех муниципальных образований, муниципальных образований определенной категории или группы, а также отдельного муниципального образования [1].


2.3 Должностные лица местного самоуправления и их обязанности

В решении вопросов местного значения значительная роль отводится органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления.

Выборное должностное лицо местного самоуправления – это должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации, но не менее чем на два года.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования:

- во-первых, избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации;