Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты материальной мотивации персонала
1.1 Понятие, цели и принципы стимулирования труда
1.2. Современные теории мотивации (содержательные и процессуальные).
1. 3. Виды материального поощрения сотрудников и их законодательное регулирование
Глава 2. Анализ системы материальной мотивации на примере ООО «Строитель»
2.1 Организационно – экономическая характеристика ООО «Строитель»
2.2 Анализ системы расчета и выплат заработной платы в ООО «Строитель»
Как правило, бонусы носят разовый характер и составляют от 5 до 10 тыс. руб. на усмотрение руководства.
В таблице 6 рассмотрим состав и структуру фонда оплаты труда.
Как видно из данных таблицы 9, за 3 года произошло увеличение фонда оплаты труда за счет увеличения численности персонала. В 2017 году по сравнению с 2015 годом фонд оплаты труда увеличился на 3,86%. Заработная плата, начисленная за выполненную работу и отработанное время незначительно увеличилась - на 475 тыс. руб. или на 8%. Что касается выплат стимулирующего характера, то этот показатель увеличился на 2,08% или на 290 тыс. руб. Наибольший рост у выплат стимулирующего характера наблюдается у премий - 9,56%. Рост данного показателя наблюдается за счет увеличения объема продаж, а как следствие и премий сотрудникам отдела эксклюзивных проектов.
Таблица 6
Состав фонда оплаты труда ООО «Строитель»
Наименование |
2015 |
2016 |
2017 |
Абсолю |
Темп |
показателей |
тное изменен ие (+,-) |
роста, % |
|||
2017/ 2015 |
2017/ |
||||
2015 |
|||||
ФОТ, тыс. руб |
19840 |
21440 |
20605 |
765 |
103,86 |
выполненную работу и отработанное время, тыс.руб. |
5870 |
5931 |
6345 |
475 |
108,09 |
Выплаты стимулирующего характера, тыс.руб. |
13970 |
15509 |
14260 |
290 |
102,08 |
Надбавки к заработной плате (в форме оклада), тыс.руб. |
7915 |
8876 |
8102 |
187 |
102,36 |
Премии, тыс.руб. |
4583 |
5307 |
5021 |
438 |
109,56 |
Бонусы, тыс.руб. |
890 |
902 |
654 |
-236 |
73,48 |
Прочие выплаты, тыс.руб. |
582 |
424 |
483 |
-99 |
82,99 |
Что касается других выплат, включаемых в фонд оплаты труда, то в 2017 году по сравнению с 2015 годом они снизились.
На рисунке 5 представлена динамика структуры оплаты труда ООО «Строитель».
Рисунок 5. Динамика структуры фонда оплаты труда ООО «Строитель»
По данным рисунка 5 видно, что наибольший удельный вес в структуре фонда оплаты труда в рассматриваемом периоде занимают выплаты стимулирующего характера - около 70%, при этом заработная плата за отработанное время (по окладам) составляет около 30%, прочие выплаты, включающие единовременные выплаты при рождении ребенка, юбилее, уходе на пенсию и тд. занимают не более 2% в общей сумме фонда оплаты труда.
Анализ структуры фонда оплаты труда по видам выплат представим в таблице 7
Таблица 7
Анализ структуры фонда оплаты труда по видам выплат в ООО «Строитель»
Виды выплат |
годы |
Отклонение 2017/2015 |
||||||
2015 |
2016 |
2017 |
тыс. руб. |
уд. вес |
||||
тыс. руб. |
уд. вес % |
тыс. руб. |
уд. вес% |
тыс. руб. |
уд. вес% |
тыс. руб. |
уд. вес% |
|
Оплата по окладу |
5313 |
26,78 |
5345 |
24,93 |
5794 |
28,12 |
481 |
1,34 |
Доплата за совмещение |
42 |
0,21 |
56 |
0,26 |
27 |
0,13 |
-15 |
-0,08 |
Оплата отпуска |
515 |
2,6 |
530 |
2,47 |
524 |
2,54 |
9 |
-0,06 |
Премия к |
||||||||
основной заработной плате (в форме оклада) |
7915 |
39,89 |
8876 |
41,39 |
8102 |
39,32 |
187 |
-0,57 |
Премии за выполнение плана |
2610 |
13,16 |
3051 |
14,23 |
2907 |
14,11 |
297 |
0,95 |
Премии в % от товарооборота |
1101 |
5,55 |
1308 |
6,1 |
1254 |
6,09 |
153 |
0,54 |
Премии за увеличение товарооборота |
750 |
3,78 |
792 |
3,69 |
726 |
3,52 |
-24 |
-0,26 |
Полугодовые и годовые премии |
122 |
0,61 |
156 |
0,72 |
134 |
0,65 |
12 |
0,04 |
Бонус за расширение торговой сети |
421 |
2,12 |
421 |
1,96 |
393 |
1,91 |
-28 |
-0,21 |
Бонус за расширение клиентской базы |
469 |
2,36 |
481 |
2,24 |
261 |
1,27 |
-208 |
-1,09 |
Прочие доплаты |
582 |
2,93 |
424 |
1,97 |
483 |
2,34 |
-99 |
-0,59 |
Всего: |
19840 |
100 |
21440 |
100 |
20605 |
100 |
765 |
0 |
В том числе: |
0 |
0 |
||||||
Постоянная часть ФОТ |
5870 |
29,59 |
5931 |
27,66 |
6 345 |
30,79 |
475 |
1,2 |
Переменная часть ФОТ |
13 970 |
70,41 |
15509 |
72,34 |
14 260 |
69,21 |
290 |
-1,2 |
Из таблицы 10 видно, что более чем на 70% заработная плата сотрудников ООО «Строитель» состоит из переменной части. Среди форм материального стимулирования около 40% занимают премии к основной заработной плата, выплачиваемые в размере оклада, 14% премии за выполнение плана, около 6% премии, выплачиваемые в % от товарооборота.
Увеличение фонда оплаты труда в рассматриваемом периоде произошло за счет увеличения переменной части оплаты труда.
Структура переменной части оплаты труда представлена на рисунке 6.
Рисунок 6. Структура переменной части оплаты труда персонала ООО «Строитель»
Так как система материального стимулирования сотрудников варьируется в основном по отделам и лишь только в отделе оптовых продаж она зависит от должности работника, то целесообразно проанализировать структуру и динамику материального стимулирования персонала по отделам
Таблица 8
Формы материального стимулирования применяемых в отделе розничных продаж
Категория работников |
годы |
Абсолютно е изменение (+,-) |
Темп роста, % |
||
2015 |
2016 |
2017 |
2017/2015 |
2017/2015 |
|
Численность работников |
23 |
26 |
26 |
3 |
113,04 |
Заработная плата по окладу |
1794 |
2028 |
2028 |
234 |
113,04 |
Премия к основной заработной плате (в форме оклада) |
3139,5 |
3608 |
3549 |
409,5 |
113,04 |
Полугодовые и годовые |
70 |
85 |
45 |
-25 |
64,29 |
Премии в % от товарооборота |
209 |
291 |
217 |
8 |
103,83 |
Прочие доплаты |
211 |
364 |
302 |
91 |
143,13 |
Из таблицы 11 видно, что у работников отдела розничных продаж основным видом стимулирования является премия в размере оклада, которая значительно выше самого оклада. Так же сотрудникам отдела маркетинга и сбыта выплачиваются премии в % от товарооборота, но их размер небольшой, так как на предприятии нет методики оценки увеличения товарооборота за счет деятельности специалистов по рекламе, маркетингу и т.д. и данный показатель рассчитывается условно. Наглядно данная динамика представлена на рисунке 7.
Рисунок 7. Динамика форм материального стимулирования применяемых в отделе розничных продаж
Из рисунка видно, что прослеживается динамика к снижению основных показателей, однако у данной категории работников формы материального стимулирования представлены всего двумя видами премий.
Наибольший интерес среди форм материального стимулирования представляют сотрудники отдела оптовых продаж, так как около 70% их заработной платы составляют разнообразные выплаты стимулирующего характера (таблица 9).
Таблица 9
Формы материального стимулирования в отделе оптовых продаж
Категория работников |
годы |
Абсолютное изменение |
Темп роста, % |
||
2015 |
2016 |
2017 |
2017/2015 |
2017/ 20 15 |
|
Мерчендайзеры |
|||||
Численность работников |
5 |
5 |
5 |
0 |
100 |
Заработная плата по окладу |
657 |
630 |
696 |
39 |
105,94 |
Премии в % от товарооборота |
157 |
208 |
202 |
45 |
128,66 |
Премии за выполнение плана |
218 |
205 |
241 |
23 |
110,55 |
Прочие доплаты |
206 |
20 |
144 |
-62 |
69,90 |
Торговые представители |
|||||
Численность работников |
18 |
18 |
18 |
0 |
100,00 |
Заработная плата по окладу |
2367 |
2266 |
2507 |
140 |
105,91 |
Премии в % от товарооборота |
605 |
790 |
781 |
176 |
129,09 |
Премии за выполнение плана |
1681 |
1964 |
1799 |
118 |
107,02 |
Бонус за расширение торговой сети |
126 |
131 |
118 |
-8 |
93,65 |
Бонус за расширение клиентской базы |
306 |
291 |
115 |
-191 |
37,58 |
Прочие доплаты |
165 |
40 |
37 |
-128 |
22,42 |
Супервайзеры |
|||||
Численность работников |
8 |
8 |
8 |
0 |
100,00 |
Заработная плата по окладу |
1052 |
1007 |
1114 |
62 |
105,89 |
Премии в % от товарооборота |
130 |
19 |
54 |
-76 |
41,54 |
Премии за выполнение плана |
711 |
882 |
867 |
156 |
121,94 |
Премии за увеличение товарооборота |
750 |
792 |
725 |
-25 |
96,67 |
Бонус за расширение торговой сети |
295 |
290 |
275 |
-20 |
93,22 |
Бонус за расширение клиентской базы |
163 |
190 |
146 |
-17 |
89,57 |
Из таблицы 9 видно, что заработная плата мерчендайзеров на 60% состоит из оклада и на 40% из премий, что негативно отражается на производительности труда данной категории работников. При этом премии за выполнение плана незначительные и имеют тенденцию к снижению, в основном за счет того что ежеквартально планы увеличиваются и их достаточно сложно выполнить.
У торговых представителей соотношение заработной платы по окладу и других стимулирующих выплат составляет 40% к 60%, при этом практически все суммы стимулирующих выплат имеют положительную тенденцию к увеличению, при неизменной численности персонала. Тем не менее со стороны данной категории рабочих так же имеются жалобы на то что планы по продажам являются завышенными. При этом у многих продуктов имеет место сезонный спрос, что несомненно должно отражаться и на планах по продажам.
У супервайзеров заработная плата на 30-35%% состоит из оклада и на 6570%% из стимулирующих выплат. Из таблицы видно, что все выплаты стимулирующего характера имеют положительную динамику к росту, исключение составляет премия в % от товарооборота. В 2015 году, согласно положению по стимулированию труда на ООО «Строитель» супервайзеры получали премию в виде % от товарооборота, размер премии был незначительным 0,5-1%%. В 2016 и 2017 году данная премию не стали выплачивать взамен ее выплачивается премия за увеличение товарооборота, в основном при существенном перевыполнении плана по товарообороту, ее размер в положении не установлен и выплачивается по усмотрению руководства.
Наглядно данная динамика представлена на рисунках 8-10.
Рисунок 8. Динамика структуры оплаты труда мерчендайзеров
Из рисунка видно, что форм материального стимулирования мерчендайзеров немного, так как их вклад в увеличение объема товарооборота рассчитать достаточно сложно.
Поэтому основная часть заработной платы состоит из оклада, что тоже негативно отражается на производительности труда, так как даже при максимальной отдаче премия будет незначительной.
Рисунок 9.Динамика структуры оплаты труда торговых представителей
У данной категории работников формы материального стимулирования очень разнообразны, и учитывают не только увеличение товарооборота и выполнение плана по продажам, но и такие показатели как расширении торговой сети, расширение клиентской базы.