Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Факторы, определяющие финансовую устойчивость предприятия

1.2 Инвестиционная страховая политика и ее влияние на конкурентоспособность

Глава 2. Анализ конкурентоспособности страховых компаний на примере ООО “Росгосстрах” и ОСАО «Ингосстрах»

2.1. Краткая информация об ООО "Росгосстрах"

2.2. Динамика основных показателей деятельности системы ООО ”Росгосстрах”

Глава 3. Пути укрепления конкурентоспособности страховых организаций

3.1. Рекомендации по укреплению конкурентоспособности страховой организации

3.2. Общие положения СК ООО «Росгосстрах», СК ОСАО «Ингосстрах»

3.3. Меᧉтодика анализа конкуреᧉнтоспособности страховых компаний

3.4. Анализ конкуреᧉнтоспособности на примеᧉреᧉ двух веᧉдущих страховых фирм

3.5. Пути повышеᧉния конкуреᧉнтоспособности страховых компаний

Заключᧉние

Список использованной литературы

На основании полученных характеристик рынка страховых услуг делаются выводы о состоянии и перспективах развития конкуренции, о целесообразности и формах государственного воздействия на рынок.

Результаты деятельности любой фирмы зависят от типа рынка, на котором приходится продавать свои товары. При этом имеются в виду различия между рынками не по характеру продаваемых товаров, а по сложившимся условиям конкуренции при их продаже.

Соперничество может разворачиваться по-разному. Каждая фирма должна учитывать тип конкуренции, с которым она столкнется на рынке для выработки на этой основе своей стратегической политики. Вместе с тем тип конкуренции имеет немалое значение и для покупателей, прямо затрагивая их интересы.

В зависимости от целей экономического исследования может быть предложено несколько различных классификаций типов рыночных структур. Рассмотрим простую и наиболее важную в экономической теории классификацию рынков.

Признаком, положенным в основу этой классификации, является степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену.

Основными признаны четыре типа конкуренции: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

В экономической теории лучше всего разработаны модели двух полярных типов рыночных структур - совершенной конкуренции и чистой монополии. На примере этих двух моделей можно показать важнейшие отличия совершенной конкуренции от несовершенной.

Совершенная (чистая) конкуренция (perfectcompetition) - рыночная структура, характеризуемая большим количеством мелких фирм, ни одна из которых не занимает значительной доли рынка; продукция является однородной; свободный вход и выход не связанный с какими-либо трудностями; покупатели и продавцы имеют равный доступ к информации. При такой конкуренции рыночное равновесие достигается в результате массовых сделок продавцов и покупателей, которые не могут навязывать друг другу свою волю, и вынуждены на равных искать компромисс в виде рыночной цены.

Монополистическая конкуренция (monopolisticcompetition) - напоминает совершенную конкуренцию тем, что тоже предполагает наличие множества мелких фирм, а также легкость входа и выхода. Однако продукция различных фирм дифференцирована, то есть это рыночная структура, состоящая из множества мелких фирм, выпускающих неоднородную продукцию и характеризующаяся свободным входом и выходом фирм. Каждая фирма имеет некоторую возможность влиять на цену, по которой продает свои товары.


Монополистическая конкуренция связана с дифференциацией продукта. В отрасли может быть много продавцов, но предлагаемые ими товары неоднородны с точки зрения покупателей. Эта ситуация наиболее характерна для рынков развитых стран. Характерными примерами таких товарных рынков являются рынки продуктов питания, одежды, мебели. На таком рынке монополистическая власть каждой фирмы состоит лишь в праве на изготовление особой разновидности товара и в предложении её на рынок по самостоятельно назначенной цене, но не в контроле над рынком всех товаров однотипного назначения и возможности диктовать рыночную цену.

Такой тип конкуренции наиболее распространен. Он возникает где:

  • для организации производства не нужно создавать особенно крупные предприятия и поэтому вкладывать особо крупный капитал;
  • возможно создание многих разновидностей товара, удовлетворяющего определенную потребность;
  • права отдельной фирмы на исключительное изготовление созданной ею разновидности товара можно защитить с помощью авторских прав и прав на товарный знак, то есть с помощью патентов.

Олигополия (oligopoly) - рыночная структура, для которой характерно производство одинаковых или сходных товаров небольшим числом крупных конкурирующих фирм. При этом каждая фирма может оказывать существенное влияние на цены, по которым продаются её товары. Это структура рынка, состоящая из небольшого числа фирм, некоторые из которых имеют большие доли продаж относительно размеров всех продаж на рынке.

Частный случай олигополии - дуополия (два продавца). Рыночная структура с несколькими покупателями называется олигопсонией.

Некоторые из олигополистов контролируют значительную долю реализуемой на этом рынке продукции. Продукция в этом случае может быть однородной и неоднородной; равновероятно как наличие, так и отсутствие барьеров, препятствующих входу на рынок; покупатели и продавцы далеко не всегда имеют равный доступ к информации.

Ситуация олигополии возникает обычно в тех отраслях, где сама технология диктует предпочтительность создания крупных производств. Экономически рациональный масштаб этих производств оказывается таким, что все нужды рынка могут быть удовлетворены несколькими фирмами [28].

Монополия (monopoly). Слово "монополия" образовано на основе двух греческих слов: "монос" - один и "полео" - продаю и означает, ситуацию, когда на рынке есть только один продавец товара или услуги. Это рынок, на котором единственная фирма осуществляет реализацию 100% продукта, не имеющего субститутов. При чистой монополии возможности покупателя торговаться становятся крайне ограниченными, поскольку альтернативного изготовителя просто не существует.


Рассмотрим понятие рынка страховых услуг. Страховой рынок предполагает его определение как сферу специфических экономических отношений между страхователями, застрахованными, выгодоприобретателями, страховщиками, являющимися основными субъектами страхового рынка. В качестве субъектов страхового рынка выступают конечные потребители страховых услуг физические и юридические лица, страховые компании и страховые брокеры как поставщики страховых услуг различного вида, органы государственного страхового надзора, регулирующие процессы обращения на страховых рынках. Классификация субъектов страхового рынка показана в конце работы в разделе «Глоссарий».

Истинными "потребителями услуг" страховых организаций являются страховые посредники, а инструментом конкуренции за этого "потребителя" - агентское вознаграждение. Страхователь часто даже не знает, в какой именно страховой организации он застрахован, но хорошо знаком со своим агентом, который переводит его из одной страховой компании в другую, в зависимости от того, где предложения для агента лучше.

Объектом на рынке страховых компаний является страховая услуга, привлекательность которой для страхователя проявляется в процессе ее потребления, то есть исполнения страховщиком принятых на себя обязательств.

Страховой продукт - это оферта, содержащая условия страхового обязательства, которые готов принять на себя страховщик в обмен на уплату страхователем соответствующей страховой премии.

Страховая услуга - это соответствующий страховой продукту процесс, обеспечивающий оформление, сопровождение и исполнение содержащегося в нем страхового обязательства.

Страховая услуга не одномоментный акт. Являясь, по сути, гарантией возмещения возможных убытков, она состоит в переносе риска со страхователя на фонд страховщика и имеет протяженность во времени в течение всего периода действия страхового обязательства.

Отсюда следует, во-первых, что наличие на рынке идентичных страховых продуктов не является препятствием для конкуренции страховых услуг, во-вторых, конкурентоспособность страховой услуги определяется набором качеств самой предоставляющей ее страховой организации, то есть ее конкурентоспособностью.

Страховой рынок с точки зрения его потребительских свойств можно подразделить на три составные части.

Во-первых, это негосударственный сектор экономики региона с его естественной потребностью страхования рисков в силу своей незащищенности и невозможности претендовать на государственную финансовую поддержку.


Во-вторых, это резко и бурно растущий в последнее время негосударственный жилищный фонд, развитие индивидуального жилищного строительства, что связано с ростом благосостояния определенной части населения. К этой же части по содержанию и востребованности страховых продуктов можно отнести и региональные жилищно-коммунальные комплексы, находящиеся в настоящее время в стадии реформирования и перехода на принципы самоокупаемости и самофинансирования.

В-третьих, это самые широкие массы населения, традиционно занимающие значительный сегмент страхового рынка с традиционным набором таких страховых услуг, как страхование квартир, дач, автомашин, пенсий. Однако, гарантии, предоставляемые современной системой государственного социального страхования, стоят значительно ниже планки жизненного уровня, что неизбежно стимулирует развитие в различных формах личного и имущественного страхования [33].

Рассмотрим факторы структуры рынка страховых услуг:

  • андеррайтинг;
  • консультации;
  • обслуживание заявлений;
  • процесс урегулирования претензий;
  • дополнительный сервис;
  • ведение страховой истории;
  • практика начисления бонусов;
  • уровень корпоративной культуры организации;
  • подготовка и вовлеченность ее персонала;
  • адекватность тарифов предлагаемым условиям;
  • объем и сбалансированность страхового портфеля;
  • охват организацией долей рынка.

Рассмотрим подробнее объект конкурентоспособности, фактор структуры рынка на рынке страховых услуг и бренд компании. Как правило, бренд имеет особое значение при конкуренции за "каналы продаж", которыми страховщики называют организации, продающие страховые услуги в качестве непременного сопровождения продаж своих собственных товаров и услуг. Это страхование залога и ипотеки, проводимое банками, страхование лиц, выезжающих за рубеж, проводимое туристическими фирмами, страхование ответственности опасных производственных объектов, проводимое инспекциями Ростехнадзора. Победа в конкуренции за эти каналы, помимо "брендовости", обеспечивается различными видами вознаграждений, а также размещением на них денежных депозитов, чем обладает СК «Росгосстрах», в отличие от компании «Ингосстрах».

Рассмотрим административные барьеры структуры страхового рынка. Этот рынок более подвержен государственному регулированию по сравнению с другими типами. Это объяснимо высокой степенью социальной значимости, которую несут страховые компании перед обществом.


Страховой рынок представляет собой элемент социальной инфраструктуры региона. Это обусловлено тем фактором, что страховой рынок является рынком оказания важнейших и достаточно дорогостоящих личных услуг населению региона. С другой стороны, на нем действуют экономические субъекты, которые выполняют важную социальную функцию, ставят своей целью защиту имущественных и личных прав жителей региона, возмещение ущерба и потерь населению при наступлении страховых событий.

Страховой рынок является рынком высокой капитализации денежных средств, так как на нем аккумулируются значительные денежные средства, которые могут служить источником инвестиций, формируя тем самым условия для повышения инвестиционной привлекательности региона.

Страховой рынок представляет собой составную часть системы жизнеобеспечения населения региона. Так, эффективное функционирование рынка обязательного медицинского страхования ведет к снижению среднего уровня заболеваемости и росту производительности труда. Эффективное и полноценное финансирование государственной программы обеспечения населения бесплатной медицинской помощью в рамках системы обязательного медицинского страхования, осуществляемого негосударственными стразовыми компаниями через систему государственного заказа выполняет наряду с системой социального страхования важнейшую социальную функцию обеспечения всех слоев населения бесплатной медицинской помощью, льготными лекарственными средствами, социальными пособиями и льготами [39].

3.3. Меᧉтодика анализа конкуреᧉнтоспособности страховых компаний

Рассмотрим меᧉтоды анализа конкуреᧉнтоспособности страховой компании. В настоящеᧉеᧉ вреᧉмя отсутствуеᧉт общеᧉпринятая меᧉтодика оцеᧉнки конкуреᧉнтоспособности организаций. Отмеᧉтим, что подходы к оцеᧉнкеᧉ конкуреᧉнтоспособности для стадий стратеᧉгичеᧉского и тактичеᧉского маркеᧉтинга неᧉ могут быть одними и теᧉми жеᧉ. На стадии стратеᧉгичеᧉского маркеᧉтинга как пеᧉрвой стадии жизнеᧉнного цикла товаров и пеᧉрвой функции управлеᧉния разрабатываются нормативы конкуреᧉнтоспособности на длитеᧉльный пеᧉриод, а на стадии тактичеᧉского маркеᧉтинга выполняются работы по матеᧉриализации у изготовитеᧉля и реᧉализации на рынкеᧉ стратеᧉгичеᧉских нормативов конкуреᧉнтоспособности. Поэтому при измеᧉреᧉнии конкуреᧉнтоспособности организации на стадии стратеᧉгичеᧉского маркеᧉтинга приоритеᧉт должеᧉн отдаваться динамичеᧉскому подходу, прогнозированию будущих состояний в настоящеᧉм чеᧉреᧉз прошлоеᧉ.