Файл: Административные барьеры входа на российских рынках.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
Значение коэффициента долгосрочная платежеспособность увеличивается - это отрицательная динамика, так как чем выше значение данного коэффициента, тем больше задолженность организации и ниже оценка уровня долгосрочной платежеспособности. В 2016 г. наблюдается снижение коэффициента на 0,138.
По коэффициенту общая платежеспособность наблюдается положительная динамика. Коэффициент находится в пределах нормативного значения.
Увеличение значения коэффициента степень платежеспособности по текущим обязательствам свидетельствует об увеличении периода возможного погашения организацией текущей задолженности перед кредиторами за счет выручки, что расценивается как снижение ее платежеспособности.
Коэффициент восстановления платежеспособности в 2014 и 2016 гг. меньше 1, следовательно, предприятие в ближайшее время не имеет реальной возможности восстановить платежеспособность. В 2015 г. значение коэффициента 1,384, больше 1 - это свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность.
Коэффициент утраты платежеспособности в 2015 г. составил 1,28 это свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия не утратить платежеспособность. В 2014 и 2016 гг. значение коэффициента меньше 1, следовательно, предприятие в ближайшее время может утратить платежеспособность.
Коэффициенты финансовой устойчивости позволяют дать точную и полную характеристику исследуемого предприятия, а также определить зависимость его от кредиторов. Анализ достаточности источников финансирования для формирования запасов представлен в таблице 5.
Таблица 5.
Анализ достаточности источников финансирования для формирования запасов ООО НПТК «Супротек» за период с 2014-2016 гг.[32]
Показатель |
Значение показателя по годам, тыс. р. |
||
2014 |
2015 |
2016 |
|
Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств |
-185274 |
-151500 |
-516056 |
Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных источников формирования запасов |
-166610 |
141039 |
-245683 |
Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов |
-151759 |
161082 |
-240535 |
На последний день анализируемого периода наблюдается недостаток собственных оборотных средств. Финансовое положение организации по данному признаку можно характеризовать как неудовлетворительное. При этом нужно обратить внимание, что все три показателя покрытия собственными оборотными средствами запасов за анализируемый период ухудшили свои значения.
2.2. Оценка эффективности различных форм входа компании на внешний рынок на примере компании ООО НПТК "Супротек"
В 2013 году продолжена работа по приведению российской системы финансовой поддержки экспорта в соответствие с нормами и правилами ОЭСР. Это позволит минимизировать риски инициирования компенсационных расследований в отношении товаров российского экспорта. Такая работа касается как внесения изменений в действующее законодательство и внутренние правила операторов механизмов поддержки экспорта, так и оптимизации системы в целом для соблюдения интересов российских экспортеров высокотехнологичной продукции, а также нейтрализации возможных рисков в ВТО[33].
С целью формирования информационной среды в области торговой политики в настоящее время была проведена работа по совершенствованию и доработке структуры базы данных режимов доступа российских товаров на внешние рынки, улучшению ее пользовательских характеристик. Завершается работа по ее заполнению актуальной информацией.
В 2013 году была проведена процедура внутригосударственного согласования перечня тарифных обязательств России по ИТА (Соглашение по информационным технологиям ВТО). Снижение уровня тарифной защиты по части тарифных линий, подпадающих под охват Соглашения, было предусмотрено обязательствами России в ВТО. По остальным тарифным линиям был разработан график снижения ставок ввозных таможенных пошлин. 13 сентября 2013 г. Россия официально присоединилась к ИТА.
В декабре 2013 г. Президент Российской Федерации подписал указ «О Постоянном представительстве Российской Федерации при Всемирной торговой организации».
В начале декабря 2013 г. на 9-й Министерской конференции ВТО на о. Бали был принят «Балийский пакет» договоренностей Дохийского раунда многосторонних торговых переговоров, в том числе одобрено Соглашение об упрощении торговых процедур.
В целях содействия выходу российских компаний на внешние рынки в 2013 году на Едином портале внешнеэкономической информации Минэкономразвития России в сети Интернет (далее – Портал) начал функционировать Сервис типовых информационных запросов в торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах.
Реализация Концепции направлена на формирование системы торговых представительств нового типа – «клиентоориентированных», эффективных, мотивированных, отвечающих современным требованиям управления. Целью реформирования системы торговых представительств является восстановление и развитие их способности эффективного продвижения экономических интересов России в глобальной экономике[34].
В рамках реализации Концепции подписаны 109 соглашений о взаимодействии по вопросам внешнеэкономической деятельности, из них 54 с крупнейшими российскими компаниями, 45 с субъектами Российской Федерации и 10 с ассоциациями деловых кругов.
В рамках этих соглашений при непосредственной поддержке торговых представительств по состоянию на 21 января 2014 года реализуются 267 совместных проектов с крупными российскими компаниями и региональными компаниями среднего и малого бизнеса. Общий объем поддерживаемого торгпредствами экспорта товаров и услуг в настоящее время превышает 25 млрд. долл. США[35].
Таким образом, можно сделать вывод, что в первую очередь внешнеэкономические проекты направлены на расширение экспорта российской продукции высокой степени переработки, расширению присутствия российских компаний на рынках зарубежных стран и привлечение в Россию современных технологий, компетенций и инвестиций.
За период с начала реализации паспортов проектов было выполнено более 1400 мероприятий, составляющих планы-графики («дорожные карты») проектов.
Вторым нормативно-правовым актом, с которым сталкиваются предприниматели при входе на рынок является Федеральный закон от 04.05.2011 г. №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
К положительным моментам данного Федерального закона относится существенное сокращение перечня лицензируемых видов деятельности (до 50) и упрощение порядка лицензирования на всей территории России.
Проблемными моментами применения данного Федерального закона являются:
1. Реальные сроки получения лицензий и их средняя цена значительно больше установленных в законе.
2. Большое количество отсылочных норм и подзаконных актов, закон не приведен в порядок в соответствии с действующим законодательством.
3. Установлен различный порядок лицензирования для однородных объектов.
А также указаны самостоятельные виды деятельности, имеющие много общего.
Режим лицензирования, представляя собой одно из универсальных и эффективных легализующих средств государственного регулирования экономики, который наиболее юридически полно проработан в отличие от иных средств разрешительных режимов, является ограничителем свободы предпринимательской деятельности в целях защиты прав отдельных граждан и общества в целом, а также публичных интересов государства.
Посредством режима лицензирования государство осуществляет контроль за соблюдением лицензиатами требований законодательства в области соответствующего лицензируемого вида деятельности, предъявляемых к обеспечению единой государственной политики в указанной области деятельности.
Статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничивает предпринимателей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в части свободного осуществления отдельных видов деятельности, перечень которых устанавливается законом, обязанностью получить специальное разрешение - лицензию.
Власти РФ обсуждают проблему снижения административных барьеров с 1995 г., пытаясь тем самым повысить конкурентоспособность российской экономики и способствовать развитию предпринимательства. Для этого было разработано два важных закона. Первый - это Статья 6 Закона № 88 РФ "О государственной поддержке сектора малого предпринимательства в РФ", направленная на установление "упрощенной процедуры регистрации малого предприятия, лицензирования, сертификации продукции, а также статистической и бухгалтерской отчетности для малого предприятия".
На основании этих данных можно с уверенностью сказать, что подписание регламентов плодотворно повлияли на отрасль в целом.
Таким образом, можно сделать вывод, что в первую очередь внешнеэкономические проекты направлены на расширение экспорта российской продукции высокой степени переработки, расширению присутствия российских компаний на рынках зарубежных стран и привлечение в Россию современных технологий, компетенций и инвестиций. Устранение административных барьеров в предпринимательской деятельности имеет несомненный позитивный макроэкономический эффект. Во-первых, устранение препятствий для входа на рынок оживляет конкуренцию, имеет положительный эффект для потребителя. Во-вторых, административные барьеры ведут к уходу в теневую экономику. В-третьих, административные барьеры ведут к экономическим потерям потребителей от завышения розничных цен хозяйствующими субъектами вследствие включения в них непроизводственных издержек, связанных с преодолением административных барьеров.
Заключение
Можно отметить и еще одну тенденцию - в последние годы правоохранительный потенциал, заложенный в действиях по контролю и надзору за исполнением юридическими лицами и гражданами установленных федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения, зачастую используется в коррупционных целях. В результате важнейшая государственная функция превращается в непреодолимый административный барьер, препятствующий свободному развитию отечественной экономики.
Нередко в роли административных барьеров выступают и иные институты, посредством которых государство регулирует экономическую деятельность, что обусловлено целым рядом причин. Среди них следует выделить фрагментарность законодательного закрепления видов административно-правовых режимов и процедур, разрешенных в качестве регуляторов экономических отношений, а также неоправданную сложность структуры государственного аппарата, что порождает избыточность и дублирование функций государственного управления. Отсутствие четкого разграничения сфер ответственности и полномочий различных органов власти вызывает перегруженность должностных лиц избыточной работой в рамках межведомственного взаимодействия, согласованиями, что удлиняет сроки принятия управленческих решений и создает для предпринимателей дополнительные политические и экономические риски.
В заключение необходимо отметить целесообразность совершенствования российского законодательства, повышения роли саморегулируемых организаций, внедрения конкретных механизмов преодоления административных барьеров, которые подтвердили свою эффективность в практике других государств.
Анализ показал, что характерными рынками, на которых хозяйствующие субъекты подвергаются незаконным регулятивным действиям со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, являются рынки, обеспечивающие жизнедеятельность муниципальных образований: перевозки пассажиров автомобильным транспортом, жилищно-коммунальное хозяйство. Распространенными нарушениями антимонопольного законодательства, направленными на ограничение конкуренции на рынках, допускаемыми региональными органами власти и органами местного самоуправления являются такие, как создание преимуществ унитарным предприятиям бюджетным и автономным учреждениям на рынке, передача функций органов власти и органов местного самоуправления хозяйствующим субъектам с наделением их финансовым обеспечением для выполнения таких функций. Рост нарушений антимонопольного законодательства со стороны властных структур во многом объясняется позицией ряда руководителей, не направленной в сторону обеспечения экономической свободы предпринимательской деятельности.
Преобладает философия властного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий. Поддержка развития предпринимательства, стимулирование хозяйственной инициативы не стали ориентиром для властных структур. Отмечены случаи, когда даже после признания судами незаконности принятого главами местного самоуправления актов, ограничивающих конкуренцию, нарушения ими не были устранены.