Файл: Административные барьеры входа на российских рынках.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 1
В результате отсутствия конкурентной рыночной среды существенно меняется поведение хозяйствующих субъектов, пытающихся приспособиться к тем или иным особым формам вмешательства органов власти. В результате разрастается теневой сектор экономики, идет борьба за получение привилегий и льгот от государства, увеличивается количество хозяйствующих субъектов, ожидающих поддержку от властных структур. Таким образом, бюрократическая система препятствует нормальной организации бизнеса, принимая жесткие и нерациональные формы. Наличие административных барьеров в совокупности с малоразвитой инфраструктурой рынка и высокими трансакционными издержками объясняет низкую эффективность рынков даже в низкоконцентрированных отраслях. Вместе с тем согласно институциональному подходу формирование добросовестной конкурентной рыночной среды является не результатом естественной эволюции, а активной деятельности самого государства[21].
Анализ способов создания новой институциональной конкурентной среды проведен Таранухой Ю., Шаститко А. Показано, что в условиях складывающейся институциональной экономики государство не должно ограничиться лишь законодательными и экономическими инструментами[22]. Государству отводится активная роль формирования норм добросовестного конкурентного поведения на рынке, присущих развитой рыночной экономике, в частности ценовая и неценовая конкуренция. Причем, если в сложившейся среде поведение играет дополняющую роль по отношению к другим структурным элементам среды, то в формирующейся – главную, воздействуя на другие ее элементы. Более того, поведение является устойчивым элементом хозяйственной среды, быстрое его изменение его типа путем законодательных и иных мер невозможно[23]. Решение проблемы внедрения новых норм поведения в хозяйственную среду, возможно, прежде всего, путем вменения их как обязательных для исполнения самими властными структурами. Задавая конкурентный тип поведения, как самим себе, так и государственным предприятиям, властные структуры могут эффективно противодействовать реализации рентоориентированного поведения чиновников, кооперативных стратегий хозяйствующих субъектов на рынке, приводящих к согласованным действиям, борьбе за получение ими необоснованных льгот и преференций от государства. Таким образом, проведенный анализ содержания понятия административных барьеров в рамках указанных выше экономических теорий позволяет дать им общую характеристику[24].
Основными причинами создания административных барьеров, ограничивающих конкуренцию, на наш взгляд, являются следующие[25]: неэффективные управленческие решения в процессе государственного регулирования экономики; коррупционная мотивация введения новых регуляций группами чиновников; дифференциация инструментов административного регулирования и контроля, искажающих формирование рыночной среды; распространение неформальных отношений (в обход законодательных норм) предпринимательских структур и органов власти; укоренившиеся нормы поведения властных структур, присущие командно – административной экономике: властное вмешательство в экономические отношения хозяйствующих субъектов. Анализ показывает, что понятие «административные барьеры» это поведение властных структур, выражающееся в принятии актов, совершения действий, бездействии, а также правил и норм, препятствующее формированию институциональной конкурентной среды. Строительство административных барьеров является проводником монополизации рынков, согласованных стратегий между действующими на рынке фирмами и рентоориентированными чиновниками, получения хозяйствующим субъектам конкурентных преимуществ, не зависящих от эффективности использования ими ресурсов, и следовательно, формирования источников риска снижения конкурентоспособности бизнеса[26].
Процесс антиконкурентного барьеростроения, во – первых, отличает многообразие форм, во – вторых, обусловлен во многом рентоориентированным поведением чиновников, в – третьих, носит системный характер создания или наращивания конкурентных преимуществ хозяйствующим субъектам на рынке. Формирование административных барьеров имеет ряд важных последствий для конкуренции: монополизация рынков «дружественными» органам власти хозяйствующими субъектами, рост их рыночной власти; снижение ценовой конкуренции; скоординированность действий органов власти и хозяйствующих субъектов по ограничению входа на рынок новых хозяйствующих субъектов – конкурентов[27].
Таким образом, анализ показал, что антиконкурентные административные барьеры должны рассматриваться, на наш взгляд, не только как поведение органов власти, выражающееся в принятии и применении неправомерных актов и осуществлении незаконных действий по отношению к хозяйствующим субъектам, искажающее структуру рынка, условия конкуренции, а также способ нанесения ущерба конкурентам созданием преимущественных условий для ведения бизнеса отдельным хозяйствующим субъектам.
2. Анализ административных барьеров входа на российских рынках
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия
Деятельность предприятия строится в соответствии с действующим законодательством РФ, нормативными актами Российской Федерации, уставом ООО НПТК «СУПРОТЕК», положениями и нормативными актами, действующими в компании в области финансово - экономической деятельности.
Сгруппируем активы баланса по степени ликвидности в порядке убывания и пассивы баланса по срокам погашения в порядке возрастания сроков. При этом и активы, и пассивы разделим на четыре группы.
Группировка актива и пассива баланса по степени ликвидности представлена в таблице 1.
Таблица 1
Группировка актива и пассива баланса ООО НПТК «Супротек» за период 2014-2016 гг. по степени ликвидности[28]
Активы |
Годы |
Пассивы |
Годы |
||||
2014 |
2015 |
2016 |
2014 |
2015 |
2016 |
||
А1 |
13247 |
110325 |
15534 |
П1 |
226437 |
230662 |
391427 |
А2 |
130401 |
276581 |
127534 |
П2 |
16648 |
33366 |
5148 |
А3 |
227027 |
234429 |
549662 |
П3 |
97998 |
295613 |
273447 |
А4 |
99270 |
68562 |
105760 |
П4 |
128862 |
130256 |
128468 |
Итого |
469945 |
689897 |
798490 |
Итог |
469945 |
689897 |
798490 |
За анализируемый отчетный период бухгалтерский баланс ООО НПТК «Супротек» не является абсолютно ликвидным, не соблюдается, но в целом баланс можно признать условно ликвидным (таблица 2).
Таблица 2.
Сопоставление групп активов и обязательств[29]
Ликвидность баланса при выполнении условия |
Сопоставление групп актива и пассива по годам, тыс. р. |
||
2014 |
2015 |
2016 |
|
А1 > П1 |
13247<226437 |
110325 <230662 |
15534< 391427 |
А2 > П2 |
130401>16648 |
276581 >33366 |
127534> 5148 |
А3 > П3 |
227027 > 97998 |
234429< 295613 |
549662 > 273447 |
А4 < П4 |
99270 < 128862 |
68562 <130256 |
105760 <128468 |
Соблюдение условия ликвидности |
Не соблюдается |
Не соблюдается |
Не соблюдается |
При сопоставлении итогов групп по активу и пассиву первое и третье неравенства в системе не выполняются. Но выполняется четвертое неравенство (равенство). Его выполнение свидетельствует о соблюдении минимального условия финансовой устойчивости - наличии у предприятия собственного оборотного капитала.
Особенно тревожная ситуация сложилась с первым неравенством во всех трех годах. Как видно, организация не в состоянии рассчитаться на тот момент по своим наиболее срочным обязательствам с помощью наиболее ликвидных активов и в случае такой необходимости придется задействовать другие виды активов или заемные средства. В 2015 г. не выполняется третье неравенство (медленно реализуемые активы с долгосрочными пассивами) - отражает перспективную ликвидность, т.е. прогноз платежеспособности предприятия на основе сравнения будущих поступлений и платежей. В 2016 г. ситуация изменилась, это свидетельствует о том, что в будущем при своевременном поступлении денежных средств от продаж и платежей организация может быть платежеспособной.
Второе неравенство выполняется на протяжении всего рассматриваемого периода (быстро реализуемые активы превышают краткосрочные пассивы) - организация может быть платежеспособной в недалеком будущем с учетом своевременных расчетов с кредиторами, получения средств от продажи продукции в кредит. Проводимый анализ ликвидности баланса является приближенным.
Сравнивая итоги групп видно, что баланс не является абсолютно ликвидным. Для комплексной оценки ликвидности баланса рассчитаем и проанализируем коэффициенты ликвидности баланса (таблица 3).
Таблица 3.
Динамика коэффициентов ликвидности ООО НПТК «Супротек» за период 2014-2016 гг.[30]
Наименование коэффициента |
Нормативное значение коэффициента |
Значение коэффициента по годам, доли единицы |
Платежный излишек (+), недостаток (-) |
|||
2014 |
2015 |
2016 |
2015/2014 |
2016/2015 |
||
Текущей ликвидности |
1,5-2 |
1,525 |
2,353 |
1,747 |
0,828 |
-0,606 |
Срочной ликвидности |
0,7-1 |
0,591 |
1,465 |
0,361 |
0,874 |
-1,104 |
Абсолютной ликвидности |
0,2-0,25 |
0,041 |
0,413 |
0,039 |
0,372 |
-0,374 |
Из таблицы 3 видно, что на протяжении всего анализируемого периода коэффициент абсолютной ликвидности в 2014 и в 2016 гг. меньше нормативного значения. Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов, так как для этой группы активов практически нет опасности потери стоимости в случае ликвидации предприятия, и не существует никакого временного лага для превращения их в платежные средства.
Данный коэффициент зависит от величины денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и краткосрочных обязательств. В 2015 г. коэффициент был больше нормативного значения (0,413). Данный коэффициент показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности. Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов.
Причиной низкого значения коэффициента может быть плохая собираемость дебиторской задолженности, или возможно свободные денежные средства были направлены на пополнение запасов.
Коэффициент срочной ликвидности (который характеризует платежеспособность на перспективу) тоже меньше нормативного значения в 2014 и в 2016 гг. и означает, что денежные средства и предстоящие поступления от текущей деятельности не покрывают текущие долги организации. В 2015 г. составлял 1,465 (означает, что предприятие сможет оплатить более 100% платежей). Значение коэффициента менее 1 в 2016 г. означает, что ликвидные активы не покрывают краткосрочные обязательства, а значит существует риск потери платежеспособности, что является негативным сигналом для инвесторов.
Положительным фактом в деятельности предприятия является то, что коэффициент текущей ликвидности в данной организации на протяжении исследуемого периода находится в пределах нормативного значения. Данный коэффициент зависит от следующих факторов: величины оборотных активов (денежные средства, дебиторская задолженность), кредиторской задолженности, краткосрочных кредитов и займов.
В 2015 г. составил 2,353 (больше нормативного значения) и показывает, что у предприятия на тот момент времени было достаточно средств, которые могут быть использованы им для погашения своих краткосрочных обязательств в течение года.
В таблице 4 рассмотрим динамику относительных показателей платежеспособности предприятия.
Таблица 4.
Динамика показателей платежеспособности ООО НПТК «Супротек» в 2014-2016 гг.[31]
Наименование коэффициента |
Значение коэффициента по годам |
Абсолютное отклонение |
|||
2014 |
2015 |
2016 |
2015/2014 |
2016/2015 |
|
Долгосрочная платежеспособность |
0,089 |
2,194 |
2,056 |
2,105 |
-0,138 |
Общая платежеспособность |
1,378 |
1,233 |
1,192 |
-0,145 |
-0,041 |
Коэффициент задолженности по кредитам банков и займам |
0,071 |
0,958 |
1,259 |
0,887 |
0,301 |
Степень платежеспособности по текущим обязательствам |
0,694 |
0,837 |
1,839 |
0,143 |
1,002 |
Коэффициент восстановления платежеспособности в течение 6 мес. |
0,884 |
1,384 |
0,722 |
0,5 |
-0,662 |
Коэффициент утраты платежеспособности |
0,823 |
1,28 |
0,798 |
0,457 |
-0,482 |